Рабочие пограмма по биологии по основной школе

                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО БИОЛОГИИ                         ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ                                         Пояснительная записка              Статус документа           Рабочая  программа по биологии составлена на основе примерной программы по биологии и авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений В.В Пасечника, издательства Дрофа 2010 года и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.    ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по биологии и авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений В.В Пасечника, издательства Дрофа 2010 года и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает возможное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа является ориентиром для составления календарно- тематического планирования . Рабочаяпрограмма определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, содержания образования. При этом учитель может предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Структура документ

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием возможного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, демонстраций. экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования 5-9 классах - по 68/70 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 35 часов учебного времени из регионального компонента.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание курса по биологии основной школы.

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. 70 часов, 2 часа в неделю.

Введение. - 2 часа

Биология - наука о живой природе, царства бактерий, грибов, растенийи животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Раздел . Клеточное строение организмов - 5 часов.

Устройство увеличительных приборов (лупа микроскоп). Клетка её строение. Состав клетки. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки (дыхание , питание, поступление воды, рост и развитие, деление клетки.) Понятие « Ткань».

Раздел бактерии-3 часа.

Бактерии их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность. Размножение. Разнообразие бактерий. Распространение в природе.

Раздел Грибы.

Грибы. Общая характеристика их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы паразиты. Шляпочные грибы, съедобные и ядовитые. Правила сбора, профилактика отравлений. Роль грибов в природе и жизни человека.

Раздел- царство Растений. 8 часов.

Растения. Ботаника наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Мхи, многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов и их значение. Папоротники , хвощи плауны, их строение, многообразие среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение и значение для человека их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение и значение для человека их охрана.

Раздел Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов).

Строение семян однодольных растений и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменения корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие стебля.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Видоизменения побегов. Цветок, его строение. Соцветия.

Плоды, их классификация. Распространение плодов и семян

Раздел - жизнь растений-15 часов

Основные процессы жизнедеятельности. Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое размножение растений.

Классификация растений - 7 часов

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отряд царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий. Класс однодольных растений. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие с/ хозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. ( выбор объектов в зависимости от специализации растениеводства в каждой конкретной местности)

Природные сообщества - 6 часов

Основные экологические факторы среды и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп. Растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Развитие растительного мира- 2 часа.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрации

1. Микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

2. Муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни и спорыньи), лишайников.

3. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

4. Внешнего и внутреннего строения корня, строения почек и расположения их на стебле, строение листа, макро-микростроения стебля, листа, соцветий, сухих и сочных плодов

5. Опыты доказывающие значение воды, воздуха и тепла для распространения семян; питания проростков семян; испарения воды листьями, дыхания растений передвижение органических веществ по лубу.

6. Живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших с/х растений.

7. Комнатные растения и гербарные экземпляры растений различных экологических групп.

8. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

- фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

- ведения дневника наблюдений.

-устройства лупы и светового микрскопа, правила работы с ними.

- рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

- изучение строения тел шляпочных грибов.

-знакомство с многообразием зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей.

- изучения строения мха

- изучение строения спороносящего папоротника

- изучение и строение семян двудольных и однодольных растений

- виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы

- изучение видоизменённых побегов

-изучение строения цветка

- передвижение воды и минеральных веществ по древесине

-вегетативное размножение комнатных растений

-определение всхожести семян

-выявление признаков семейства по внешнему строению растений

- изучение особенностей строения растений различных экологических групп

Экскурсии

- Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Зимние явления в жизни растений.

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явления в природных сообществах.

Резерв времени 2 часа.

7 класс - Животные ( 70 часов -2 часа в неделю).

Введение. 2 часа.

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология её структура. Сходства и различия между животными и растениями. Систематика животных.

Многообразие животных - 34 часа.

Одноклеточные и многоклеточные. Многообразие и среда обитания. Биологические и экологические особенности Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы Беспозвоночные животные: Губки. Кишечнополостные, Черви (плоские, круглые, кольчатые). Моллюски, Иглокожие. Членистоногие. Класс ракообразные, паукообразные, Класс насекомые. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, многообразие : круглоротые и хрящевые. Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Исчезающие и редкие виды, эндемичные виды. Сельскохозяйственные животные

Демонстрации

Одноклеточные животные

Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных

Строение и многообразие червей

Строение и многообразие моллюсков

Строение и многообразие членистоногих

Строение и многообразие рыб

Строение и многообразие земноводных

Строение и многообразие пресмыкающихся

Строение и многообразие птиц

Строение и многообразие млекопитающих

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

Выявление приспособлений у животных к среде обитания

Распознавание животных разных типов

Распознавание домашних животных

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов у животных 14 часов.

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.

Индивидуальное развитие животных. 3 часа

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Развитие животного мира на Земле. 3 часа

Доказательства эволюции: сравнительно- анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения, животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрации палеонтологических доказательств эволюция.

Биоценозы- 4 часа

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Экскурсии: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных

Животный мир и хозяйственная деятельность человека - 5 часов.

Воздействие человека и его деятельности на животных . Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных животных.

Резерв времени - 5 часов


8 класс Человек и его здоровье. 70 часов, 2 часа в неделю.

Введение -1 час

Науки изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология, гигиена. Их становление, методы и исследования.

Происхождение человека - 3 часа

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения

человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид

Строение и функции организма 57 часов

Общий обзор организма .

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма.

Внешняя и внутренняя среда организмов. Строение и функции клеток. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань. Строение и функции нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция органов и систем органов. ЦНС и периферическая НС. Спинной и головной мозг. Нервы нервные узлы. Рефлекс, рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов и восприятии раздражений.

ОПДС-7 часов.

Скелет и мышцы, их строение. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: подвижные, неподвижные, полуподвижные.

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц их регуляция. Понятие о двигательной единицы. Изменение мышцы при тренировке. Гиподинамия. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия, их профилактика. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма. -3часа

Компоненты внутренней среды организма. Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Гомеостаз. Состав крови. Свёртывание крови. Роль витамин К в свёртывании крови. Анализ крови. Борьба организма с инфекцией Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные болезни. Профилактика. Иммунология. Естественный и искусственный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус- фактор.

Кровеносная и лимфатическая системы-6 часов

Органы кровеносной и лимфатической системы и их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работ сердца. Автоматизм сердца. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови. Пульс. Гигиена Сердечно- сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система-4 часа

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей, профилактика и первая помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь утопающим, удушении, электротравме. Искусственное дыхание. И непрямой массаж сердца. Влияние курения и других вредных привычек.

Пищеварительная система -6 ч.

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения. Профилактика, гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций и гельминтозов. Врачебная помощь при отравлениях.

Обмен веществ и энергии - 3 часа

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров и углеводов воды и минеральных солей. Роль ферментов и витамин. Энерготраты человека, пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Покровные органы. Теплорегуляция. -3 ч.

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Выделительная система - 1час

Нервная система человека - 5 часов.

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы спинной и головной мозг. Функции ЦНС. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Анализаторы -5 часов.

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Строение глаз. Строение и функции сетчатки. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Предупреждение дальнозоркости и близорукости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости их предупреждение.

Органы равновесия, кожно- мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. -5 часов.

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врождённые программы поведения : условные рефлексы, инстинкты, запечатление. Рассудочная деятельность. Динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Осознанная деятельность интуиция.

Познавательные процессы: ощущения, восприятия, представления, память , воображения, мышление.

Эмоции, внимание. Физиологические особенности внимания. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Железы внутренней секреции - 2 часа.

Железы внешней и внутренней, смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляций. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез и поджелудочной железы.

Причины сахарного диабета.

Индивидуальное развитие организмов - 5 часов..

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женские половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера и причины отступления от него.

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающееся половым путём: СПИД, сифилис, их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним.

Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации.

- Модели «Происхождения человека», моделей остатков древней культуры человека.

- Разложение пероксида водорода.

- Скелета и муляжей торса человека, кости конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.

- Моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления. Приёмы остановки кровотечений.

- Моделей гортани, измерения ЖЁЛ.

-Приемы искусственного дыхания .

- Торса человека.

-- Рельефная таблица «Строение кожи».

- Демонстрация модели головного мозга человека.

- Модели глаза и уха, опыты по выявлению радужной оболочки глаз, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна, определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

- Демонстрации безусловных и условных рефлексов.

- Демонстрации моделей черепа, модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

- тесты, определяющие темпы темперамента.

Лабораторные работы:

- Рассмотрение клеток и тканей в микроскоп;

-Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

-Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

- Микроскопическое строение кости.

-Мышцты человеческого тела.

- Утомление при статической м динамической работе.

-Выявление нарушений осанки.

-Выявление плоскостопия.

-Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

-Рассмотрение крови человека и лягушки под микроскопом.

- Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руки.

- Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

- Опыты на определение природы пульса. Влияние нагрузок на СС систему

9 класс - 68 часов

Введение-2 часа

Биология как наука и методы её исследования. Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Уровни организации живой природы

Молекулярный уровень- 9/10 ч

Качественный скачёк от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы ( белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды) Катализаторы и вирусы.

Клеточный уровень -14 часов

Основные положения клеточной теории. Клетка - Структурная функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органов.

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост и развитие жизненный цикл клеток. Общее понятие о делении клеток (митоз и мейоз)

Организменный уровень -13 часов

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных

Популяционно-видовой уровень (2/3 часа).

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция- форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Экосистемный уровень - 5-8 часов.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Экологическая сукцессия.

Биосферный уровень - 2-4 часа.

Биосфера её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Эволюция 6-8 часов

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция.

Возникновение и развитие жизни -4-7 часов

Взгляды, Гипотезы и теории происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции..

Демонстрации:

- моделей клетки: микропрепаратов митоза в клетках корешка лук: хромосом; расщепление перекиси водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

- Гербарий, моделей, коллекций, живых растений и животных.

-демонстрация животных и растений, гербариев коллекций, иллюстрирующих .изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Модели экосистем

Лабораторные работы. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Выявление изменчивости организмов. Изучение морфологического критерия вида. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсии: в биогеоценозы; причины многообразия видов; в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и ор-ганизмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных по-ступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-вседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бак-териями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



© 2010-2022