Программа по СБО 8 вида под ред. Воронковой, 7кл

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение социально-бытовой ориентировки направлено на достижение следующих целей:


Цель программы - подготовка учащегося к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета социально - бытовая ориентировка:

  • научить обучающегося правилам ведения домашнего хозяйства;

  • сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;

  • коррекция личностного развития учащегося и подготовка его к самостоятельной жизни.


Общая характеристика курса


Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку ученика к самостоятельной жизни и труду, на формирование у него знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащегося.

Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обученности, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса ребенка и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (пассажирского транспорта).

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа классного руководителя и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2. Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащегося.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.

Исходя из специфических особенностей региона, программа составлена на основе предмета СБО. В неё внесены необходимые изменения, связанные с материальным обеспечением и нуждами школы-интерната.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый класс. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствованию имеющихся у них умений и навыков, формированию новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно - ролевые игры, беседы.

Широко используются наглядные средства обучения, демонстрация кинофильмов и др. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Для закрепления знаний, проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводится самостоятельная работа или тестирование.

Основные формы и методы работы.

Эффективное усвоение учащимся учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение - проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ - повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа - это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке воспитанник:

  • научится правилам ведения домашнего хозяйства;

  • получит практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;

  • корригируется личностное развитие и подготовку к самостоятельной жизни.



Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»



Кл

Разделы курса

характеристика основных содержательных линий

перечень контрольных, лабораторных работ, экскурсий, направления проектной деятельности








7

Личная гигиена.

Правила соблюдения личной гигиены подростка; правила смены одежды и нательного и постельного белья;

санитарно-гигиенические правила пользования зубной щёткой, расчёской, мочалкой, душем, ванной, унитазом. Должны иметь представление о значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка; назначении индивидуальных предметов личной гигиены; необходимости гигиены одежды; уметь соблюдать правила личной гигиены подростка.


Одежда

Особенности стирки белого и цветного белья; правила пользования моющими средствами; правила подготовки вещей к сдаче в чистку; устройство стиральной машины и правила пользования ею; санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при ремонте одежды и стирке вручную и с помощью стиральной машины; последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, постельного белья, полотенец, скатертей и т. д.; назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг; ремонтировать разорванные места одежды, штопать.

Практическая работа №1

Семья

Различие тихих и подвижных игр, сказки, песенки; одевать малышей на прогулку; объяснять детям правила игр и играть с ними в тихие и подвижные игры; помогать младшим при уборке игрушек.


Культура поведения

Правила поведения в гостях; правила вручения и приёма подарков; выбирать подарки; вручать и принимать подарки.

выбрать подходящую одежду для визита в гости; культурно вести себя в гостях (оказывать внимание старшим, сверстникам, приглашать на танец, поддерживать беседу); изготавливать простые сувениры.

Практическая работа №2

Жилище

Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; способы утепления окон;

-правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия; правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме; правила содержания в доме собаки, кошки, попугая; убирать жилое помещение.


Транспорт

Функции железнодорожного транспорта; виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);

примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности следования; виды справочных служб; виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа. Ориентироваться в расписании; приобретать билеты в пассажирской кассе; обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону.


Торговля

Ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов; стоимость отдельных товаров; приобретать некоторые товары в промтоварном магазине; подсчитывать стоимость покупок; правильно вести себя в магазине.


Средства связи

Перечень предметов, посылаемых бандеролью; максимальный вес и стоимость посылаемых предметов; виды и способы упаковки бандероли. Заполнять бланки на отправку бандеролей; составлять опись посылаемых предметов;

упаковывать бандероли.

Практическая работа №3

Медицинская помощь

Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники); правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки; местные лекарственные растения; правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм; правила оказания первой помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах.

Пользоваться термометром; обрабатывать раны и накладывать повязки; накладывать временные шины.

Практическая работа №4

Учреждения, организации и предприятия

Местонахождение ближайших промышленных предприятий и сельскохозяйственных объектов; название цехов, отделов, имеющихся на предприятиях; виды выпускаемой продукции; названия рабочих специальностей.

обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.

Экскурсия.

Экономика домашнего хозяйства

Говорить ли знакомым и незнакомым; о наличии денег в кармане и дома; составные части бюджета семьи; заработную плату членов семьи. Подсчитывать бюджет семьи; составлять доверенность на получение заработной платы.

Контрольная работа.


Раздел «Тематическое планирование»



№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Коррекционные

задачи

Обязательные

ЗУН

1

Личная гигиена.

2




Развивать абстрактно-логическое мышление, внимание, наблюдательность.






Активизировать активный и пассивный словарь.











Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать внимание, память, умение делать выводы из наблюдений.

Знать: правила личной гигиены девушки и юноши; виды косметических салфеток; правши ухода за кожей лица и волосами. Уметь: определить тип кожи и волос; подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос; правильно ухаживать за лицом и волосами.

2

Одежда

2

Знать: особенности стирки цветного и белого белья; правила пользования моющими средствами; устройство стиральной машины и правила пользования ею; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования - последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей; назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную; правила пользования прачечной самообслуживания. Уметь: ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат; стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины; гладить одежду и белье.

3

Семья

2

Знать: правила ухода за младшими детьми; различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки. Уметь: ухаживать за младшими детьми; объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры; помогать младшим при уборке игрушек; рассказывать им сказки; петь с ними детские песенки.

4

Культура поведения

1

Знать: правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков. Уметь: культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.); выбирать подарки; изготавливать простые сувениры; вручать и принимать подарки.

5

Жилище

2

Знать: последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

способы и периодичность ухода за окнами; виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон; способы утепления окон; правила топки печей и заготовки топлива;

правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий. Уметь: убирать жилые помещения;

мыть зеркала и стекла; утеплять окна; ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства; топить печку с учетом местных особенностей.

6

Транспорт

3

Знать: функции железнодорожного транспорта; тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий); примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния; виды справочных служб, камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа; о сроках и месте возврата приобретенного билета. Уметь: ориентироваться в расписании; приобретать билеты ж/д кассе; обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону; ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом; выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте.

7

Торговля

2

Знать: назначение универмага и универсама; различия между ними; за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам; стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров. Уметь: найти нужные товары в отделах универмага или универсама; приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым возможностями.

8

Средства связи

2

Знать: перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке; максимальный вес почтовых отправлений; виды, и способы упаковок; виды почтовых отправлений. Уметь: заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; составить опись посылаемых предметов;

упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке; определить стоимость почтовых отправлений

9

Медицинская помощь

2

Знать: меры по предупреждению переломов; виды доврачебной помощи; правила обработки раны и наложения повязки; меры предупреждения осложнений после травмы; правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины). Уметь: использовать лекарственные растения при оказании первой помощи; готовить настои, отвары из лекарственных растений; обрабатывать раны, накладывать повязки.

10

Учреждения, организации и предприятия

1

Знать: местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия; название цехов, отделов, рабочих специальностей; виды выпускаемой продукции. Уметь: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.

11

Экономика домашнего хозяйства

2

Знать: о наличии денег в кармане или дома; о составных частях бюджета семьи; о заработной плате членов семьи. Уметь: подсчитывать бюджет семьи; составлять доверенность на получение заработной платы.

ИТОГО

21 ч.




Раздел «Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и система их оценки»

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащегося, необходимо учитывать:


  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

  • самостоятельность ответа;

  • умение переносить полученные знания на практику;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.


© 2010-2022