Методический материал к турниру Юный биолог

Конкурсная работа в форме протокола на тему "Нужен ли хвост человеку?" разработана к участию в заочном этапе турнира "Юный биолог" для семиклассников. Задание: "У большинства позвоночных животных имеется хвост, выполняющий функции в соответствии с адаптациями к образу жизни животных. Какую роль мог бы выполнять хвост у человека в условиях современного общества." В работе рассмотрены функциональные особенности хвоста у животных и возможные примеры его применения человеком. Учитывая номинацию «ори...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Раменская СОШ № 19

Районный турнир «Юный биолог»

2014-2015 учебный. год

Тема заочного этапа:

«Хвост» У большинства позвоночных животных имеется хвост, выполняющий функции в соответствии с адаптациями к образу жизни животных. Какую роль мог бы выполнять хвост у человека в условиях современного общества.

Аннотация.

У всех, у всех я вижу хвост,
У зайца хвост и у коня,
Но нет у вас и у меня.
С. Маршак

Наша команда семиклассников Раменской школы № 19 , вместе с нашим преподавателем, и добровольными помощниками выбрали тему «Хвост». Нас заинтересовало, а действительно, не поспешила ли природа с отделение от нас хвоста. Мы долго обсуждали эту тему, было и смешно и забавно, и поучительно, мы многое узнали о важности хвоста из разных источников , а вот то что мы решили, вы можете узнать ознакомившись с нашим протоколом. Учитывая номинацию «оригинальность» протокол мы специально составили в жанре ролевой игры. И каждый из нас выступал именно со своей точкой зрения, но под чужим именем своего героя.

Протокол

заседания Научного биологического общества «Высота»Методический материал к турниру Юный биолог

Дата: 25. 19.2014

Присутствовали:

1.Младший научный сотрудник - Сливкина Анастасия , ученица7 класса

2.Старший научный сотрудник - Терентьева Анастасия, ученица 7 класса

3.Доцент биологических наук - Радзевило Виктория, ученица 7 класса

4.Консультант -профессор , доктор б. н.- Асинавичене Римма Алексеевна, учитель биологии

5.Корреспондент журнала «Наука и человечество» - Шамин Александр, ученик 7 класса

Председателем заседания выбран Консультант - профессор , доктор Биологических наук - Асинавичене Р. А.

Председатель: Разрешите открыть наше третье научное заседание юных биологов. На повестке дня важная тема и назовем мы ее так «Вперед в прошлое».

Корреспондент Вы нас заинтересовали, профессор, почему вперед, а не назад? И что вы нам предлагаете снова стать обезьяноподобными существами?

Председатель: А это вы, уважаемый корреспондент! Нет, конечно, ни в коем случае. Я предлагаю вернуть человеку то, что он утратил, кое- что ценное из приобретений эволюции. Почему - то у нас, у людей, это не сохранилось, но наука в настоящее время настолько сильна, что мы с ее помощью можем вернуть себе все что пожелаем.

Корреспондент: Ну, знаете, я не хочу обрастать шерстью, боюсь разориться на шампунях.

Младший научный сотрудник: Вам бы все шуточки шутить, тут собрались серьезные люди. Прошу, Вас профессор продолжайте!

Председатель: Так вот, продолжаю, ко мне обратились генетики, они в своих лабораториях уже нашли метод как человеку вернуть утраченную деталь тела, можно сказать целый орган! И попросили нас с вами обсудить эту проблему, взвесить все аргументы за и против и принять решение - нужен ли человеку в современных условиях жизни ….. ХВОСТ!

Корреспондент: Вы, что профессор смеетесь, какой хвост? Лично мне он не нужен и я вам могу вам привести много аргументов «против».

Младший научный сотрудник: Подождите со своими «против». Все присутствующие в этом зале знают, что природа ничего просто так не делает, все очень целесообразно и функционально. Так, и хвост, я считаю великим изобретением эволюции. И мы, ученые приведем, вам немало аргументов в его пользу!

Корреспондент: Ну, да если только, мух отгонять!
Жила корова без хвоста
И были трудности у ней:
Поскольку сзади пустота
И нечем отгонять слепней.
То прыгнет клещ, то сядет муха,
А то комар залезет в ухо.
На шкуре - тварей суета. -
Всё потому, - что без хвоста. Методический материал к турниру Юный биолог

Старший научный сотрудник: А известно, ли вам, что многие животные без этой функции и суток не смогли бы прожить, их бы заели кровососущие насекомые. И последствия были бы ужасные.Методический материал к турниру Юный биолог

Младший сотрудник: Обратите внимание на нашу презентацию. Приведу еще один аргумент в пользу хвоста - он отлично держит равновесие, например, у. древесных животных наших лесов: белок, куниц, соболей и тропических - лемуров, руконожек, некоторых обезьян, представителей семейства виверовых и у многих других - пушистый хвост совмещает свойства шеста и зонтика, позволяя его владельцам сохранять равновесие и легко сновать по ветвям. Они это делают лучше цирковых артистов, недаром сумчатого зверька - большого летающего опоссума - на его родине в Австралии чаще называют "канатным плясуном". Методический материал к турниру Юный биолог

Корреспондент: Ну и зачем он человеку, Не спорю, в цирке для канатоходцев пригодился, Канатоходцы, выступающие под куполом цирка, обычно балансируют с помощью длинного шеста или пользуются зонтиком, а лучше бы хвостом. Да можно еще с балкона на балкон прыгать. Слушайте, а это идея я лично хочу себе такой хвост.

Председатель: Давайте, закончим пререкания и серьезно рассмотрим этот вопрос. Итак, никто не спорит, что хвост играет важную роль в жизни животных. Он выполняет механическую, физиологическую и коммуникабельную функции. Хвост используется различными животными по-разному. Они используют его как сопротивление при прыжках, сидении, передвижении, как руль при плавании и в полете, как дополнительную лапу при перемещении по деревьям, как способ привлечь существо иного пола. Кому он нужен для защиты и нападения, кому то согреваться, но всем им он очень необходим. Теперь, давайте, подробнее изучим все эти функции применительно к человеку.

Доцент: Будем рассматривать значение хвостов только млекопитающих животных, как родственных нам животных. Я думаю, что отгонять мух нам не надо, во - первых у коров и других копытных нет рук, а у нас есть, во- вторых у нас есть репелленты. Да и по балконам тоже ходить не годится , мы же цивилизованные люди, да и хвост бы этот был бы удобнее для воров, а криминала у нас и так хватает.

Старший сотрудник: давайте посмотрим на хвост как на дополнительную руку. Человеку часто «не хватает рук» и многим бы хвост в таком качестве очень бы пригодился. Например, несешь покупки домой - руки заняты, и как бы пригодился хвост - раз и дверь открыта! Женщинам на кухне он бы очень пригодился: и ребенку сопли вытереть, и убегающий супчик помешать, пока руки пирожками заняты.Методический материал к турниру Юный биолог

Профессор ( председатель): Если посмотреть на южноамериканских цепкохвостых обезьян, у них практически есть пятая рука - это их собственный хвост. Своим хвостом они пользуются буквально на каждом шагу. Перебираясь с ветки на ветку, она до тех пор не отцепит от нее рук, пока не зацепится за следующую.

Старший научный сотрудник: Да, среди млекопитающих хватательную функцию хвост выполняет и у отряда сумчатых обитателей Австралии, Новой Зеландии и Южной Америке. Так кольцехвостые опоссумы, у которых, хвост почти всегда свернут в кольцо. Он им цепляется и виснет головой вниз, добравшись до конца сучка, а передними лапами ищет опору. Ради излюбленно лакомства южноамериканский опоссум хватается хвостом за ветку, расположенную над птичьим гнездом, виснет вниз головой и, орудуя передними лапами достает яйца.

Человеку это тоже можно использовать , например в общественном транспорте в час пик.

Корреспондент: Я могу вам предложить еще один вид хвоста, с моей точки зрения, очень полезный - хвост - опору, как у кенгуру. Тут сразу несколько функций: первая - устал - посиди, и не надо искать лавочку. Методический материал к турниру Юный биолог

Вторая: улучшает и ускоряет передвижение, особенно важно для людей с заболеваниями ног или даже потерей функции ходьбы. Есть такой хвост, значит, есть движение!

Профессор ( председатель): Да, совсем недавно, международная группа исследователей из США, Канады и Австралии проводила новое исследование, в рамках которого были изучены питание кенгуру и .установила, что хвост большого рыжего кенгуру при передвижении является не просто подпоркой, как ожидалось. На самом деле, хвост придает такую же движущую силу, какую обеспечивают передние и задние конечности животного вместе взятые. И является ни чем иным как пятой ногой.
Младший научный сотрудник: Очень хороша еще одна функция хвоста - пушистое теплое одеяло! Это терморегуляционная роль. Жители Севера и высокогорий: песцы, лисы, куницы, соболи и барсы - используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло. Лисица зимой норой не пользуется. На ночь она устраивается прямо на снегу, сворачивается в клубок, лапки убирает под себя, а единственную незащищенную волосами часть тела - нос - прикрывает своим хвостом. Методический материал к турниру Юный биолог

Корреспондент: В некоторых случаях такое использование хвоста очень бы пригодилось, у примеру в туристическом походе или просто согреться, уютно расположившись в кресле.

Младший научный сотрудник: Вы мне начинаете напоминать кошку, то вам с балкона прыгнуть хочется, то в кресле свернуться клубочком!

Доцент: Вспомните еще одно млекопитающие - бобра. Вот у него хвост широкий, сильный. Скорее бы всего люли хорошо могли бы плавать, используя его как весло и руль. Еще это тоже важнейший орган терморегуляции. Это доказали опыты братьев Стин, проведенные в лаборатории в 1965 г. с канадским бобром. Если животное находилось на воздухе при температуре 16°С, то температура на поверхности хвоста бобра тоже была 16°С, а в прямой кишке около анального отверстия - 37° С. Когда температуру в помещении подняли до 25° С, животному угрожал перегрев: температура в анусе поднялась до 39° С, а на поверхности хвоста - до 35° С. Хвост-терморегулятор, находясь на воздухе, не мог отдать избытка тепла, а в воде теплоотдача идет хорошо и животное не перегревается.Методический материал к турниру Юный биолог

Корреспондент: Не понимаю, как он нам поможет, если, только в Африке, что бы охлаждаться - опускать хвост в ведро со льдом.

Старший научный сотрудник: Давайте рассмотрим хвост с еще одной стороны социально - коммуникабельной. Вот, например, хвост у слонов незаменимая штука для детенышей - зацепился и не потеряешься. А так же хвост можно использовать для передачи информации. Например, если незнакомая собака лает на человека, но при этом энергично молотит хвостом, бояться ее не следует. Это не агрессия. Просто пес хочет познакомиться и, не умея об этом сказать, хвостом и лаем выражает свое дружелюбие. Нужно опасаться собаки, если хвост у нее поджат. Это значит, что пес напуган и будет обороняться. Не стоит навязывать ему свое знакомство, он укусит. Другое дело кошки. У них все наоборот. Когда кошка дергает хвостом, это означает, что она сердится. А если у лежащего в зарослях тигра подергивается кончик хвоста, можно быть уверенным, что зверь не отдыхает, а, видя добычу, готовится к прыжку. Кошачий хвост тоже может говорить за хозяйку: сердитая кошка агрессивно бьет хвостом, довольная же будет лениво вилять лишь кончиком хвоста.Методический материал к турниру Юный биологМетодический материал к турниру Юный биологМетодический материал к турниру Юный биолог

Корреспондент: Я с вами полностью согласен, недаром о случайно дошедшей до человека информации нередко говорят, что новость сорока на хвосте принесла. Люди могли бы молча передавать информацию о своем настроении. Английский писатель Джером К. Джером уже сетовал на отсутствие хвоста: «Один мой друг жалеет, что у нас нет хвостов. Он уверяет, что нам было бы очень полезно, если бы у нас, как у собак, был хвост, который вилял бы, когда мы довольны, или вытягивался в струнку, когда мы сердимся»Методический материал к турниру Юный биолог

Профессор( председатель): Да, все хвосты хороши по своему, но скорее всего мы не можем выбрать себе любой конструкции хвост, а только подвижный, мало опушённый, как у обезьян, Люди которые рождаются с атавизмами хвостов имею их только такого плана как на картинках нашей презентации и ни какого разнообразия! Методический материал к турниру Юный биолог

Методический материал к турниру Юный биологМетодический материал к турниру Юный биолог

Доцент: Нет, я уважаемый человек, красавица, в конце концов, как же я появлюсь на публике с таким хвостом? Ни за что, пусть мне его лучше отрежут! Даже если он будет длинный и волосатый мне он не нужен, как- то обойдусь!Методический материал к турниру Юный биолог

Корреспондент: Перед заседанием мы силами сотрудников редакции провели среди населения опрос по поводу наличия хвоста у людей Вот, послушайте выдержки из социального опроса:

( говорят люди)

1. Если представить что хвост по типу обезьяньего, то это поможет лазить по деревьям, а нам это надо? Хвост создаст помехи при обычной жизни, в частности сидении. В сиденьях во всем транспорте надо будет делать дыры для хвостов, что бы задний пассажир мог невозбранно на него наступить.

2. Если бы у людей были хвосты, то им было бы гораздо труднее скрывать свои эмоции.

3. А на сколько бы изменили хвосты человечество?!
Каждый день приходилось бы ухаживать за хвостом (некоторые носили бы его стилисту). По хвосту можно было бы сразу определить социальный статус человека, состояние его дел, семейное положение и здоровье. Некоторые лелеяли бы его, некоторые стыдились.
- Ухоженный хвост начальника, густо украшенный искусственным мехом.
- Дрожащий, геморроидального цвета, хвост подчиненного, сужающийся от основания к концу с редкими седыми волосами.
- Пережженный перекисью водорода с темнеющими отросшими корнями хвост кассирши в продуктовом магазине.
- Тренированный хвост спортсмена.
- Короткий, обрубленный хвост преступника.
- Помятый хвост художника с застрявшими в нем табачными и хлебными крошками, забрызганный какой-то гадостью.
- Переломанный, в многочисленных ожогах и коросте хвост алкоголика.
- Пушистые хвостики детей.
Люди ненавидели бы свои хвосты, но боялись бы их лишиться. Отсутствие хвоста говорило бы о трудной судьбе.
4. Насколько было бы неудобно с хвостом в общественном транспорте, особенно если он довольно длинный. Было бы очень опасно с хвостом ездить в метро, особенно в час пик. Все было бы иначе, будь у людей хвосты.

5.Хвост человеку не нужен совершенно, по тому как это абсолютно лишний инструмент координации и балансирования и отгона мух для прямоходящего на двух ногах существа. Версия о том что человечий хвост может стать вспомогательной конечностью крайне не состоятельны - хвост человека не может быть столь длинен.

6. По-моему, если задуматься чисто функционально в хвосте очень много пользы практической. Падать с высоты не так страшно было бы, ведь можно уцепиться хвостом, в жару очень удобно обмахиваться, в мороз обернуть хвост вокруг шеи. Однако если принять, что важна не только функциональность, а эстетика, то хвост действительно некрасиво, а учитывая, что человек существо, кардинально отличающееся от всего другого животного мира по функциям, и не нужно к тому же.

7.Если бы у человека изначально был хвост, то в понимании окружающих без хвоста он выглядел бы уродливо. Всё дело в привычке.
Хотя... При наличии его штаны неудобно одевать. Я у как-то без хвоста обойдусь... По той же привычке.

8.Я. Думаю хвост не нужен современным людям, еще бы лет 600 назад, может быть, но только не в современных условиях, когда люди ездят в транспорте - он явно не к чему. Без конца были травмы хвостов - их элементарно везде бы прищемляли. У нас и так хватает болезней, еще нам хвостовой не хватало и врачи бы дополнительно потребовались - хвостологи, на простых то врачей государство мало денег выделяет, а тут дополнительные затраты и беспокойства.

9.У животных хвост выдает настроение сам по себе, не слушая хозяина, а я не хочу, что бы по моему хвосту определяли, о чем я думаю, поэтому я против. А другие функции сейчас уже не актуальны.

Методический материал к турниру Юный биолог

Профессор (председатель): Я думаю, что на этом наше обсуждение надо закончить. Мы все высказались о значении хвост у животных, но рассмотрели , как уже было сказано, только хвосты млекопитающих, ознакомились с соцопросом населения и пришли к выводу: на современном этапе развития хвост человеку не нужен, так как положительных сторон у этого «старого нового» приобретения гораздо меньше, чем неудобств и откровенной помехи в повседневной жизни! Все видели фильм «Аватар», там люди на другой планете с хвостами и им удобно. А все почему? Свободный, лесной образ жизни. Они тесно связаны с природой и без хвостов бы им не прожить. Но мы - то с вами природу изменили настолько, что и практически живем в искусственно созданной нами среде, а в ней ничего не предусмотрено для хвоста. Пришлось бы кардинально менять и наш мир, и наши привычки!Методический материал к турниру Юный биолог

Доцент: Посмотрите, как видят ученые - генетики человека будущего с хвостом. Так они еще и конечности предлагают изменить! Методический материал к турниру Юный биолог

Младший научный сотрудник: Да, пусть, если это суждено, природа нас меняет, но только не генетики. Я тоже против хвоста.

Председатель: Итак, делаем выводы по нашей теме, и они будут ответом нашим товарищам по науке.

Выводы:

  1. Изменяя, наше тело мы изменяем наш уклад жизни, наши привычки, функциональные особенности организма.

  2. В современной жизни нет потребности в наличие хвоста, так как его функции важные для дикой природы для нас не только утратили свое значение, но и стали бы значительной помехой в повседневной жизни. ( Что рассмотрено и запротоколировано на этом заседании)

  3. На вопрос: « Какую роль мог бы выполнять хвост у человека в условиях современного общества?». Мы отвечаем: исходя из проведенных нами обоснованных изысканий по этому вопросу, и опираясь на социальный вопрос ( за хвост 5 человек, против 95 из 100 опрошенных) - ничего полезного в наличие у человека хвоста не нашлось, и важной роли у него нет ( для человека), но много мешающих и отрицательных факторов.

  4. Природа все делает функционально и разумно, и нет смысла нам искать важность и полезность, в том, что уже утратило свое значение, и было отвергнуто эволюцией.

Председатель: Асинавичене Р. А. , учитель биологии

Вел протокол секретарь: Сливкина Н. М., учитель биологии

Литература:

1.Котенкова Е.В. Чей хвост лучше? М.: Знание, 1988.- 64 с. (Биология)

2.Энциклопедия для детей. Т.2.Биология,- 5-е изд.,Глав. Ред. М.Д. Аксенов.- М.:Аванто, 2000г.

Интернет- ресурсы:

1.sivatherium.narod.ru

2. zoolife.com.ua/

3. genon.ru/

4. ru.wikipedia.org

5. bioaa.info/



© 2010-2022