Конспект урока на тему Основы систематики растений (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока

Тема урока: Основы систематики растений

Ф.И.О.: Акаева Вера Геннадьевна

Место проведения урока: с. Троицкое, СОШ им. Жукова

Класс: 6а

Учебник «Биология : Растения. Грибы. Лишайники., 6 класс; авторы: В. В. Пасечник.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель: знакомство учащихся с наукой систематики растений, ее значение систематических групп растений;(слайд №2)

Задачи:

Предметные: познакомиться с систематикой растений и научиться выявлять таксономические единицы, выделить признаки растений по группам.

Личностные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные: Формировать умение находить информацию и извлекать ее из собственных наблюдений.

УУД:

Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.

Коммуникативные: умение работать в группах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Планируемые результаты:

а)Давать определение понятия систематике.

б) выявлять отличительные признаки однодольных и двудольных классов.

в) Выполнять практическую работу.

Основные понятия: систематика, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: гербарий, лупа, компьютер, плакат по теме урока, презентация, задания для детей, бейджики для учащихся и учителя.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

учитель : Здравствуйте, ребята! Меня зовут вера Геннадьевна.

Сегодня у нас будет интересный урок, мы открываем новую страницу знаний о растениях.

  1. Актуализация знаний

Перед вами лежат конверты с картинками, ваша задача распределить их на группы.

На сколько групп вы поделили?(ответ учащихся на 4гр)

У всех ли получилось такое количество групп и ли нет.

А у вас, а по какому принципу вы разделили?(ответ учащихся)

грибы растения животные бактерии(слайд №3)

учитель: Да, молодцы! Вы правильно разделили

Но у меня есть к вам вопрос: а можно ли это назвать системой? ответ учащихся -да).

Давайте попробуем сформулировать что есть система?(ответ учащихся)

учитель: Итак, система- это целое состоящее из взаимосвязанных частей.

Давай те попробуем привести пример (планета солнечной системы, биосфера, школьный учебник, школа.)

III. Многообразие растений (постановка учебной задачи)

На Земле огромное разнообразие живых организмов, но сегодня мы поговорим о царстве растений. В настоящее время ученые выделяют по разным источникам от 350 -500тыс видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему.

учитель: и так как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?

По словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос».(слайд №4)

учитель: Попробуйте сформулировать цель урока в виде вопроса почему?

(дети формулируют цель)

Цель: узнать и познакомиться с наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.

Чтобы разобраться в многообразии растений, ученые создали специальную науку- систематику.

IV. Наука систематика. (открытие нового знания)

Систематика растений - наука о классификации растений.(слайд №5)

К. Линней (1707-1778) -шведский естествоиспытатель, натуралист, ботаник, родоначальник систематики. Он впервые ввёл единицу классификации - вид.

Показать портрет Линнея.(слайд№6)

Основной единицей является вид.

Вид - совокупность особей, сходных по строению, жизнедеятельности, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Работа с учебником: (на рис 111, на стр 149, приведены пример тополя.(слайд № 7)

Почему же ученые - ботаники всего мира могут говорить об одном и том же растении, не путаясь в названиях? А как же нам избежать путаницы?

На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по- разному.

К. Линней ввел бинарное название (двойные): первое слово- существительное - отражает принадлежность к роду, второе слово- прилагательное - отражает отличие данного вида. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Ученые ввели научные названия растений на одном языке -на латинском языке. Например, тополь белый по латыни Populus alba, а тополь пирамидальный- Populus pyramidalis, тополь дрожащий- Populus tremula.

Растения , относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но и при половом размножении могут давать плодовитое потомство. Растения, относящиеся к разным видам, как правило, даже если живут рядом, не скрещиваются между собой.

Но следует различать понятие «вид» и «сорт». Если вид формируется в процессе развития приспособления к определенным условиям. Сорт- это группа растений одного вида, созданный человеком для его нужд.

учитель: Какие вы знаете сорта яблонь?

Например: антоновка, грушовка, белый налив.

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны- специальные систематические группы растений (или единицы).

Вид --- род --- семейство --- порядок --- отдел --- царство. (слайд №8)

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличие органов- генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство- на основании строения цветка и типа плода.(слайд №9)

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия.

V. Первичное закрепление. (на столах определенны карточки)

1 группа- разгадать кроссворд

2 группа- вставить пропущенные слова

3 группа- выбирает правильные суждения

учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Физминутка (слайд № 10)

учитель: Скажите пожалуйста на какие отделы делятся Царство растений?

учащиеся: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные (цветковые)

Отдел Покрытосеменные- самый многочисленный в растительном царстве. Насчитывается около 250 тыс видов.

Отдел покрытосеменных растений разделяют на 2 класса- Однодольные и Двудольные.

Растения, принадлежащих к тому или иному классу, отличающихся по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы, по строению цветков и стеблей.

учитель: На ваших столах имеются темы названия мини- проектов.

Ваша задача цель, создать проект по темам и защитить его.

Слушайте внимательно ответы каждой группы, а по окончанию вы дадите оценку.

1 группа- однодольные

2 группа- двудольные

3 группа- редкие представители однодольных и двудольных растений нашего региона.

Краткое объяснение однодольные (слайд №11)

Краткое объяснение двудольные (слайд №12)

классификация покрытосеменных растений (слайд №13)

Признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Число семядолей в зародыше семени

Жилкование листа

Корневая система

Наличие камбия

Проводящая система

Строение цветка

Жизненные формы.

Класс Двудольные:

1) Зародыш семени с двумя семядолями (показать рисунок)

2) Листья имеют сетчатое жилкование (показать на комнатных растениях).

3) Стержневая корневая система (показать гербарий или рисунок).

4) Хорошо выражен камбий: рост стебля в толщину (показать на таблице).

5) Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение (показать на таблице).

6) Цветки 4-, 5-членные (показать рисунки или живые цветы).

7) Есть травянистые и древесные формы.

Класс Однодольные.

1) Зародыш семени с одной семядолей (показать рисунок)

2) Листья имеют дуговое и параллельное жилкование (показать на комнатных растениях).

3) Мочковатая корневая система (показать гербарий или рисунок).

4) Камбий плохо выражен.

5) Проводящая система в стебле имеет вид пучков, они разбросаны по всему стеблю (показать на таблице).

6) Цветки 3-членные (показать рисунки или живые цветы).

7) Только травянистые растения

Защита проектов

учитель: Молодцы, ребята! было очень интересно.

VI. Обобщение.

учитель: И так мы сегодня познакомились с новыми понятиями систематика, вид, таксон, сорт, бинарное название. Определили ее значение. Определили признаки однодольных и двудольных классов.

Вернемся к словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос»,

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

учитель: И так ребята вы можете оценить свои группы, как работала группа на занятиях.

учащиеся:

учитель: у вас на столах лежат вырезанные цветы, если очень понравился урок- поднимите кр. тюльпан, если понравился- ромашку.

Спасибо за урок!!

© 2010-2022