Урок по биологии «Витамины и их роль в организме человека»

Тема:   «Витамины и их роль в организме человека».   Задачи урока: Познакомить учащихся с особой группой веществ – витаминами, их значением для организма человека. Развить у учащихся понятия «авитаминоз», «гиповитаминоз», раскрыв их причины. Воспитывать культуру общения  учащихся.   Оборудование: плакат «Витамины», информационные листы. Тип урока: урок – соревнование. Методы: исследовательский, проблемный.                              Ход урока. I.                  Оргмомент.   II.              ... Название витамин Для чего нужен Дневная норма Признаки нехватки Лучшие источники   А (здоровье кожи) • Помогает расти • Делает кожу мягкой и эластичной • Оздоравливает слизистые оболочки • Полезен для зрения 1 мг в день, 100-200 г указанных продуктов • Ухудшение зрения в сумерках • Сухая и шероховатая кожа на руках, икрах ног • Сухие и тусклые ногти • Конъюнктивиты • У детей – задержка роста морковь, петрушка, сухие абрикосы (урюк), финики, масло сливочное, мороженное сливочное, брынза.  B1 (здоровье кишечника) • Способствует нормальной функции нервов • Поддерживает рост и работу мышц • Делает кожу гладкой и бархатистой • Улучшает работу кишечника 1-2,0 мг в день, в 300г указанных продуктов. • Отсутствие аппетита • Запоры • Усталость и раздражительность • Плохой сон соя, семечки, горох, фасоль, крупа овсяная, гречневая, пшено, печень, хлеб с отрубями.  B2 (здоровье губ и глаз) • Защищает слизистые оболочки • Участвует в обмене жиров, белков и углеводов • Полезен для глаз • Защищает от ультрафиолета 1,5-2,4мг в день, 300-500г указанных продуктов. • Воспаление слизистых оболочек • Зуд и резь в глазах • Сухость губ • Трещины в уголках рта • Выпадение волос горошек зеленый, хлеб пшеничный, баклажаны, орехи грецкие, сыр.  B6 (здоровье волос и ногтей) • Участвует в обмене аминокислот и жира • Помогает работе мышц, суставов и связок • Препятствует атеросклерозу • Улучшает функции печени 2,0 мг в день, в 200-400 г указанных продуктов. • Возникает дерматит • Развитие артрита, миозита, атеросклероза и болезней печени • Возбудимость, раздражительность, бессонница овсяные хлопья, грецкие орехи, гречневая, перловая и ячневая крупа, изюм, тыква, картофель, фундук, творог  D (здоровье костей) "витамин солнца" • Обмен кальция и фосфора • Рост и укрепление костей • Поддерживает иммунитет При совместном приеме с витаминами А и С помогает в профилактике простудных заболеваний, помогает в лечении конъюнктивитов 2,5 мкг в день, в 100-200 г указанных продуктов. • Утомляемость, вялость • У детей – рахит • У взрослых – остеопороз яичный желток, белые грибы, сливочное масло, сметана, сливки, сыр "Чеддер".  E • Защищает от канцерогенов • Защищает от стресса • Поддерживает кожу в здоровом состоянии • Способствует усвоению белков и жиров • Благотворно влияет на половые железы • Помогает работе витамина А 10 мг в день, в 10-50 г указанных продуктов. • Мышечная слабость • Бесплодие • Эндокринные и нервные расстройства растительное масло, орехи, зерновые и бобовые проростки, кукуруза, овощи.  С • Защищает от инфекций • Укрепляет слизистые оболочки • Препятствует атеросклерозу и укрепляет сосуды • Нормализует деятельность эндокринной системы • Препятствует старению от 75 до 150 мг • Иммунитет слабеет и перестает давать отпор простуде и насморку 1. Облепиха, 2. Черная смородина, 3. Болгарский перец (зеленый), 4. Петрушка, 5. Укроп, 6. Шиповник, 7. Брокколи, 8. Киви, 9. Хрен, 10. Капуста. Для сравнения: апельсины на 12-м месте, лимоны – на 21-м, а грейпфруты лишь на 23-м.                                                                                                                                                          IV.       Закрепление.                            Учащиеся определяют по симптомам заболевания об отсутствии в организме какого витамина идёт речь. 1.      Отсутствие аппетита, нарушение памяти, неврастения, в тяжелых случаях болезнь бери – бери ( В1, тиамин). 2.      Нарушение роста организма, формирования зубов, волос, поражение лёгких, кишечн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Витамины и их роль в организме человека».

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особой группой веществ - витаминами, их значением для организма человека.

  2. Развить у учащихся понятия «авитаминоз», «гиповитаминоз», раскрыв их причины.

  3. Воспитывать культуру общения учащихся.

Оборудование: плакат «Витамины», информационные листы.

Тип урока: урок - соревнование.

Методы: исследовательский, проблемный.

Ход урока.

  1. Оргмомент.


  1. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Учащиеся слушают, записывают ключевые понятия и схемы.

- история открытия витаминов;

- термин «витамины» ( «vita» - с латинского «жизнь») введён с 1912 г.

польским ученым К. Функом;

Витамины

Жирорастворимые Водорастворимые

А, D,К,Е. все остальные

- понятия «авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз».

Авитамино́з - заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Гиповитаминоз (от гипо (греч. ὑπο - под, внизу) и витамины), болезненное состояние, возникающее при нарушении соответствия между расходованием витаминов и поступлением их в организм; то же, что витаминная недостаточность.

Гѝпервитамино́з - острое расстройство в результате интоксикации сверхвысокой дозой одного или нескольких витаминов (содержащихся в пище или витаминсодержащих препаратах).

2. Вопросы учащихся по новому материалу.

III. Реализация дом. задания (предварительно класс был разделен на группы и учащиеся самостоятельно готовили полезную информацию о витамине).

Каждая группа проводит презентацию своего витамина (А, В, С, D, E, K), убеждая в его важности. В презентации ребята рассказывают историю открытия этого витамина, его суточную норму, наличие в продуктах. Кроме того, рассказывают к каким заболеваниям может привести гиповитаминоз и авитаминоз.

Таблица витаминов, содержание витаминов в продуктах

Название витамин

Для чего нужен

Дневная норма

Признаки нехватки

Лучшие источники

А

(здоровье кожи)

• Помогает расти
• Делает кожу мягкой и эластичной
• Оздоравливает слизистые оболочки
• Полезен для зрения

1 мг в день, 100-200 г указанных продуктов

• Ухудшение зрения в сумерках
• Сухая и шероховатая кожа на руках, икрах ног
• Сухие и тусклые ногти
• Конъюнктивиты
• У детей - задержка роста

морковь, петрушка, сухие абрикосы (урюк), финики, масло сливочное, мороженное сливочное, брынза.

B1

(здоровье кишечника)

• Способствует нормальной функции нервов
• Поддерживает рост и работу мышц
• Делает кожу гладкой и бархатистой
• Улучшает работу кишечника

1-2,0 мг в день, в 300г указанных продуктов.

• Отсутствие аппетита
• Запоры
• Усталость и раздражительность
• Плохой сон

соя, семечки, горох, фасоль, крупа овсяная, гречневая, пшено, печень, хлеб с отрубями.

B2

(здоровье губ и глаз)

• Защищает слизистые оболочки
• Участвует в обмене жиров, белков и углеводов
• Полезен для глаз
• Защищает от ультрафиолета

1,5-2,4мг в день, 300-500г указанных продуктов.

• Воспаление слизистых оболочек
• Зуд и резь в глазах
• Сухость губ
• Трещины в уголках рта
• Выпадение волос

горошек зеленый, хлеб пшеничный, баклажаны, орехи грецкие, сыр.

B6

(здоровье волос и ногтей)

• Участвует в обмене аминокислот и жира
• Помогает работе мышц, суставов и связок
• Препятствует атеросклерозу
• Улучшает функции печени

2,0 мг в день, в 200-400 г указанных продуктов.

• Возникает дерматит
• Развитие артрита, миозита, атеросклероза и болезней печени
• Возбудимость, раздражительность, бессонница

овсяные хлопья, грецкие орехи, гречневая, перловая и ячневая крупа, изюм, тыква, картофель, фундук, творог

D

(здоровье костей)

"витамин солнца"

• Обмен кальция и фосфора
• Рост и укрепление костей
• Поддерживает иммунитет

При совместном приеме с витаминами А и С помогает в профилактике простудных заболеваний, помогает в лечении конъюнктивитов

2,5 мкг в день, в 100-200 г указанных продуктов.

• Утомляемость, вялость
• У детей - рахит
• У взрослых - остеопороз

яичный желток, белые грибы, сливочное масло, сметана, сливки, сыр "Чеддер".

E


• Защищает от канцерогенов
• Защищает от стресса
• Поддерживает кожу в здоровом состоянии
• Способствует усвоению белков и жиров
• Благотворно влияет на половые железы
• Помогает работе витамина А

10 мг в день, в 10-50 г указанных продуктов.

• Мышечная слабость
• Бесплодие
• Эндокринные и нервные расстройства

растительное масло, орехи, зерновые и бобовые проростки, кукуруза, овощи.

С


• Защищает от инфекций
• Укрепляет слизистые оболочки
• Препятствует атеросклерозу и укрепляет сосуды
• Нормализует деятельность эндокринной системы
• Препятствует старению

от 75 до 150 мг

• Иммунитет слабеет и перестает давать отпор простуде и насморку

1. Облепиха, 2. Черная смородина, 3. Болгарский перец (зеленый), 4. Петрушка, 5. Укроп, 6. Шиповник, 7. Брокколи, 8. Киви, 9. Хрен, 10. Капуста.
Для сравнения: апельсины на 12-м месте, лимоны - на 21-м, а грейпфруты лишь на 23-м.

IV. Закрепление.

Учащиеся определяют по симптомам заболевания об отсутствии в организме какого витамина идёт речь.

  1. Отсутствие аппетита, нарушение памяти, неврастения, в тяжелых случаях болезнь бери - бери ( В1, тиамин).

  2. Нарушение роста организма, формирования зубов, волос, поражение лёгких, кишечника. Может возникнуть особое заболевание - «куриная слепота». ( Витамин А).

  3. Кровоточивость дёсен, язвы на слизистых оболочках рта, расшатываются и выпадают зубы, боли в суставах, мышцах, наступает малокровие. (Цинга, витамин С).

  4. Пониженное содержание солей в костях, замедление роста, неправильное формирование скелета (ноги искривлены, голова и живот увеличены).

( Рахит, витамин D).

  1. Дом. задание.


  1. Проверка знаний учащихся.

Группы получают вопросы - задания по теме «Обмен органических и неорганических веществ».

Задание № 1.

  1. Назовите этапы обмена веществ в организме человека. В чём они заключаются?

  2. Прекращается ли обмен веществ и трата энергии, когда человек спит? Ответ поясните.

Задание № 2.

  1. Какое значение для организма имеет вода?

  2. Почему свиней и домашнюю птицу откармливают на сало пищей, богатой углеводами?

Задание № 3.

  1. Почему в пищевом рационе должны быть белки?

  2. Что понимается под ассимиляцией и диссимиляцией? Существует ли между ними связь?

Задание № 4.

  1. Что такое питание организма? С деятельностью каких систем оно связано?

  2. Почему круглый год следует употреблять овощи и фрукты?

VII. Рефлексия. ( проводится по правилу 3, 2, 1.)

© 2010-2022