• Преподавателю
  • Биология
  • «Роль факторов окружающей среды в эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периода (врождённые уродства)»

«Роль факторов окружающей среды в эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периода (врождённые уродства)»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль факторов окружающей среды в эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периода (врождённые уродства)».«Роль факторов окружающей среды в эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периода (врождённые уродства)».«Роль факторов окружающей среды в эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периода (врождённые уродства)».«Роль факторов окружающей среды в эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периода (врождённые уродства)».Поурочное Планирование 10 класс

Тема: «Роль факторов окружающей среды в эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периода (врождённые уродства)».

Цель урока: сформировать представление о роли негативных факторов окружающей среды на организм, в течении эмбрионального и постэмбрионального периода развития.

Учебно - воспитательные задачи: продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе); развивать умение извлекать нужную информацию из текста; продолжить формирование экологической культуры, воспитывать у обучающихся бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ, здоровьезберегающаю.

Оборудование, наглядные пособия: мультимедийный проектор, флеш. анимации, презентация к уроку, видео по теме, тест для проверки домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

  1. Проверка знаний:

Игра «Аукцион знаний». Задания выполняются по карточкам; ответ на каждую карточку оценивается в баллах, в зависимости от сложности вопроса.


  1. Изучение нового материала

Эмбриопатии - общее название болезней, пороков развития и патологических состояний, которые возникают в эмбриональном периоде под влиянием неблагоприятных внешних факторов, воздействующих на зародыш. Пороки развития разделяют по этиологическому принципу, времени и объекту повреждения, последовательности возникновения, распространенности и локализации изменений.

Врожденный порок развития (ВПР) - стойкое морфологическое изменение, повлекшее за собой грубые нарушения функции органа, ткани или всего организма.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Различие понятий врожденной и наследственной патологии:

- К ВПР относятся не только наследственные болезни, но и любые болезни и аномалии, появляющиеся при рождении. ВПР лицевого черепа (расщелины губы и нёба), скелета рук (полидактилия, синдактилия), некоторые пороки сердца и внутренний органов.

Причина аномалий:

мутантные гены + влияние вредных факторов, воздействующих на плод в критические периоды развития того или иного органа.

Наследственные ВПР возникают в результате мутаций (генных, хромосомных, геномных), чаще всего на уровне гамет, реже в зиготном состоянии.

Экзогенно обусловленные ВПР возникают в результате воздействия тератогенных факторов во время беременности в эмбриональный период

Мультифакториальные ВПР являются результатом совместного действия наследственных и экзогенных факторов в равной степени.

Врожденные пороки развития очень разнообразны, они могут затрагивать практически любые органы плода. К их возникновению приводят различные неблагоприятные воздействия на органы плода, особенно на ранних стадиях беременности. Факторы, вызывающие пороки развития плода, получили название тератогенных. Наиболее изученными видами тератогенного воздействия считаются следующие:

Ионизирующее излучение (рентгеновские лучи, воздействие радиоактивных изотопов). Кроме прямого действия на генетический аппарат, ионизирующее излучение обладает токсическим эффектом и является причиной многих врожденных аномалий.

Тератогенные инфекции, т.е. инфекционные заболевания, передающиеся от матери плоду.

Медикаменты. Нет лекарств, которые могут быть безоговорочно признаны полностью безопасными, особенно на ранних стадиях беременности. Во время беременности принимать лекарства следует только по назначению лечащего врача и с учетом их возможного влияния на плод.

Алкоголь. Употребление беременной алкоголя в больших дозах может привести к развитию фетального (т.е. поражающего плод) алкогольного синдрома - тяжелейшего врожденного заболевания, порой несовместимого с жизнью. В последнее время указывают на повышенную степень риска заболевания СПИДом у людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические продукты. Алкоголь особенно пагубен для здоровья ребенка и подростка.

Наиболее пагубным и тяжелым последствием потребления алкоголя является его отрицательное действие на потомство. Это действие проявляется двумя путями: непосредственным воздействием на зачатый и развивающийся плод в чреве матери и опосредовано через организм родителей и прародителей. В обоих случаях результатом будет рождение ребенка, неполноценного физически и психически, но в последнем действие алкоголя столь отдаленное, что родители не всегда связывают с ним рождение ребенка, болезнь им кажется случайной.

Еще древнегреческий ученый и врач Гиппократ говорил, что «пьянство - причина слабости и болезненности детей». Русский ученый-акушер конца ХIХ и начала этого ХХ в. В. С. Груздев писал: «Из химических причин, могущих обуславливать неправильное развитие зародыша, заслуживают упоминания алкоголь, морфий, различные лекарства и т. д.». А немецкий психиатр Кречмен иронизирует: «Нет лучшего средства для создания идиотов, чем алкоголь при его продолжительном употреблении», - имея ввиду его воздействие как на потребителя, так и на его потомство.

Частота уродств у людей вследствие различных вредных воздействий довольно значительна: по данным ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), она составляет 20 % от числа родившихся детей. Значительна в ней доля посталкогольных уродств. В связи с этим в последние годы выявлена новая болезнь - алкогольный синдром плода, или алкогольная эмбриопатия, и отмечен рост количества детей, страдающих данной болезнью. Показано, что она развивается внутриутробно у детей от матерей с хроническим алкоголизмом и характеризуется отставанием в росте зародыша и родившегося ребенка, резким отклонением строения мозгового и лицевого черепа, мозга, врожденными пороками сердца и внутренних органов.

Никотин. Курение большого количества сигарет во время беременности приводит к отставанию ребенка в физическом развитии.

Воздействие токсических химических веществ. Женщинам, имеющим по роду своей работы контакт с активными химическими веществами, следует планировать беременность. За 2-3 месяца до зачатия и весь период беременности (особенно в сроки до 14-16 недель) желательно исключить контакт с химическими веществами, которые могут вызвать тератогенный эффект у плода.

  1. Закрепление знаний.

Класс делится на группы по 5 человек; каждой группе даётся задание (составить кластер). Например:



Психические расстройства

Нарушение слуха, зрения и т.д.

Нервная система

Органы чувств

никотин

Болезни крови

иммунитет

Пониженный гемоглобин

малокровие



  1. Итог урока

Анализ урока, подведение итогов, выставление оценок.


  1. Домашнее задание

Учить конспект в тетради.

Творческое задание: подготовка сообщения. Темы на выбор: «Влияние медикаментов на эмбриональное развитие организмов», «Влияние инфекционных заболеваний на эмбриональное развитие организмов», «Влияние никотина на эмбриональное развитие организмов».



© 2010-2022