• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательская работа по биологии на тему Проект этноэкологического путеводителя школьной тропы

Исследовательская работа по биологии на тему Проект этноэкологического путеводителя школьной тропы

Администрация г.Улан-Удэ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа  №13»       Проект этноэкологического  путеводителя школьной тропы                 Выполнила: Новокрещенных Аня ученица 6 класса Руководитель:Цоктоева Н.Б. учитель биологии     г. Улан-Удэ 2015     Содержание 1.Введение 2.Актуальность темы 3.История экологической тропы 4 Основная часть. Описание этноэкологической тропы 5.Заключение 6.Приложения 7. Литература   ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация г.Улан-Удэ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №13»






Проект этноэкологического путеводителя

школьной тропы

















Выполнила: Новокрещенных Аня

ученица 6 класса

Руководитель:Цоктоева Н.Б.

учитель биологии

г. Улан-Удэ

2015





Содержание

1.Введение

2.Актуальность темы

3.История экологической тропы

4 Основная часть. Описание этноэкологической тропы

5.Заключение

6.Приложения

7. Литература

























Введение

Школьная экологическая тропа - современная и очень эффективная форма экологического образования и воспитания школьников. Такие учебные тропы имеют ряд преимуществ: они позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий; школьные экологические тропы безопасны, поскольку находятся недалеко от школы; эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов; небольшая протяженность маршрута не утомляет; на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и объекты национальной культуры и антропогенный ландшафт.

Данная работа имеет большую практическую значимость. В ходе учебно-исследовательской деятельности в природе учащиеся приобщаются к пониманию важнейших экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. В свете реализации Федерального Государственного образовательного стандарта использование школьной экологической тропы дает насущно необходимую связь теории с практикой, возможность для работы в живой природной среде, способствуя тем самым формированию разностороннее развитой творческой личности, готовой применить свои знания и опыт в реальной жизненной ситуации. Создание учебной экологической тропы является результатом работы инициативной группы.

Работа состоит из введения, где отражена история создания школьной тропы и основной части, в которой рассказывается, как создавалась тропа, и приложения, включающего тексты экскурсий различной тематики для разного школьного возраста.

Методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме, проектирование, маршрутная съемка местности, экологический мониторинг

Целью явилась разработка и создание проекта нового этноэкологического путеводителя , отобразить все аспекты, указать маршрут, объекты и стоянки .

Для успешного завершения проекта необходимо было решить следующие задачи:

- собрать и обобщить информацию об истории экологической тропы, природных особенностях, своеобразии флоры и фауны;

- изучить топонимику микрорайона п. Аршан и п.Лысая гора;

-разработать новый маршрут и новые стоянки этноэкологической тропы;

- показать значимость тропы в воспитании экологической ,духовно-нравственной культуры учащихся, любви к родному краю.

- собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить компьютерную презентацию.

Ожидаемый результат

- разработать учащимся буклет по путеводителю;

- проводить познавательные экскурсии;

-собрать материал тематических экскурсий;

- оформить и обустроить тропу

Актуальность темы

Каждая школа, выбирая путь своего развития, исходит из предпосылок, сложившихся ранее исторически на протяжении всего существования.

Наша школа расположена в живописном районе города Улан-Удэ-поселке Аршан, вдалеке от городских шумных улиц. Весь год она утопает в зелени соснового лес . А с приходом весны природный пейзаж оживляется цветением сирени и подснежника.

Лесной массив поселка составляет 23 гектара хвойного леса. Этот массив уникален памятниками природы - это красивые ландшафтные места и живые объекты.

Маршрут этноэкологической тропы выбран таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной и преобразованной природы с тем, чтобы сравнить и оценить их состояние, подтвердить необходимость гармоничного взаимодействия общества и природы. Важно, что учащиеся во время экскурсий по тропе не только пополняют свои природоведческие знания, знания традиций и обычаи местного населения , но и знакомятся с нормами и правилами экологически грамотного поведения.

История экологической тропы


Экологическая тропа в нашей школе была проложена в мае 1985 года. Руководителем и идейным организатором является Вый Людмила Николаевна - заслуженный учитель РБ, учитель высшей категории. В свое время экологическая тропа нашей школы занимала первое место по городу. Большинство учащиеся школ приезжали на экскурсию, студенты Педагогического института проходили практику. Учителя Республики перенимали опыт по закладке и обустройстве тропы.

По экологической тропе учащиеся совершали экскурсии в разные времена года, изучали растительность, следы зверей, птиц, вели наблюдения за птицами. Росли деревья - памятники (одна сосна с изогнутым стволом, а другая с раздвоенным). Было место для сбор ворон, откуда они совершают кочевки перед похолоданием. По сторонам дороги наблюдали за цветением сон-травы, чабреца, различных злаков, изучали влияние условий на развитие подорожника, изучали и охраняли редкие и исчезающие растения и насекомые - краснокнижники, такие как шмель, бабочка махаон, абрикос сибирский и.т.д.

Маршрут экологической тропы, протяжённостью 3 км был разрушен с началом действия антропогенного фактора в связи с застройками жилых домов в сторону пороховой, вблизи лесхоза построена лыжная база «Снежинка» где основными стоянками были:

Ботанические памятники:


  • Аллея стройных рядов сосен на территории лесхоза

  • Абрикос сибирский (занесен в красную книгу Бурятии)

  • Полянки растений красной книги - незабудки, ирисы, подснежники.

Зоологические памятники:


  • Бабочка махаон

  • Шмель

Ландшафтные памятники:

  • Кузницы дятла

  • Сосны с наростами - капы, раздвоенными стволами

Из вышеперечисленных стоянок остались нетронутыми:


  • Кузница дятла


  • Муравейник


  • Ботанические памятники


  • Зоологические памятники

В связи с активным антропогенным воздействием маршрут экологической тропы был разрушен.

Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость восстановить экологическую тропу, создать проект маршрута новой этноэкологической тропы, который включает новые стоянки, новые объекты. Сделать знания учащихся, получаемые по биологии, естественнонаучными, изучать биологические закономерности в природной лаборатории, изучение национальной культуры, традиций, любви к родной земле - вот главные цели школьной этноэкологической тропы. В проект новой тропы включен новый объект дацан РимпочеБагша на Лысой горе и обозначена стоянка «Путь духовного совершенствования»,где учащиеся могут проводить экскурсии по курсу «Основы Буддийской культуры » для учащихся начальной школы, по предмету бурятский язык и литература изучать традиции и обычаи бурят.

Всем нам с детства знакома фраза: «Лес не школа, а учит». Чем меньше люди находятся на природе, промышляют в борах, отдыхают у водоемов, тем грубее становятся их души, ибо теряется не только зависимость от природы, но и зарождается гордыня, избыточная властность. В мире за одну минуту вырубается 11 га леса, следовательно, все меньше остается тех островков, где человек осознает себя частицей природы. Дерево - это связующее звено между энергетикой космоса и Земли. Не будет деревьев - не будет жизнеобразующей системы на планете. Показывать все это, воспитывать любовь к природе и будут призваны те занятия, которые будут проводиться на школьной тропе.

Наши экскурсии начинаются с остановки около указателя «Экологическая тропа» со знакомства с правилами поведения в природе.

Правила поведения на экологической тропе:

1.Не мешайте жить лесным обитателям - проходите без лишнего шума. Будете вести себя тихо - увидите больше и услышите больше.

2.Ни в коем случае не сходить с тропы!

3.Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

4.С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

5.На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.

6.Не сорите на тропе - вы не последние ее посетители. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы.

За это природа скажет Вам спасибо.

Экскурсовод рассказывает о целях и задачах экскурсии: о необходимости развития теоретических знаний об окружающей среде, формирование мотивов ответственного поведения в природе, развития практических умений и навыков, связанных с изучением, охраной, улучшением окружающей среды. Свой рассказ экскурсовод ведет на определенных стоянках тропы. При проведении экскурсий проводятся определенные исследования объектов экологической тропы.


1. Организация школьной этноэкологической тропы


Работа по организации этноэкологической тропы началась с формирования инициативной группы, в которую входили члены кружка "Лесная экология" под руководством Раднаевой Р.М., члены инициативной группы: 1.Донская В.Я. преподаватель курса "Основы религиозной культуры "; 2.Базарова Д.Б. преподаватель бурятского языка.

3.Жапов В.Б. ,Бурлакова С.Я. преподаватели технического труда .4.Новокркщенных В.И. зам.директора по АХЧ.

Группы

Вид деятельности

Этапы реализации

Поисковая группа

Руководители :Цоктоева Н.Б.

Раднаева Р.М.

Исследование местности, выбор маршрута, поиск объектов на тропе.

Декабрь-январь

2014-2015 год

Исследовательская группа

Руководитель : Цоктоева Н.Б.

Изучение объектов тропы.

Декабрь-январь

2014-2015 год

Группа оформителей

руководители: Жапов В.Б., Бурлакова С.Я.

Изготовление рекламных щитов, оформление проекта, стендового материала.

Март 2015 г.

Группа экскурсоводов

Руководители: Донская В.Я.,

Базарова Д.Б. Цоктоева Н.Б.

Сбор сведений в «портфель экскурсоводов», подготовка и проведение экскурсий.

Апрель 2015 г

Материальная группа :Новокрещенных В.И.

Обеспечение строительных материалов, краски и.т.д.

Март- апрель 2015 г

При выборе маршрута по тропе мы учитывали ряд основных условий:

  1. Доступность

  2. Эстетическую привлекательность

  3. Информационную и духовную ценность

Организация учебной деятельности на тропе включает:

  1. Практическую деятельность учащихся по образованию и благоустройству тропы: составление картосхемы тропы, установка рекламных щитов и знаков, уборка мусора.

  2. Работу по охране природных объектов на тропе

  3. Экскурсионно-пропагандистскую работу в природе

  4. Опытническую и исследовательскую работу.

Практическая деятельность учащихся в пределах тропы выполняет ряд функций свойственных здоровьесберегающим технологиям:

  1. Эмоциогенную - улучшение, повышение настроения, пробуждения интереса к учебной деятельности.

  2. Диагностическую - раскрытие собственных резервов внутренней активности, проверка возможностей для самовыражения и самопознания.

  3. Релаксационную - снятие или уменьшение школьной тревожности, восстановление равновесия сил и резервов.

  4. Терапевтическую - коррекция взаимоотношений, преодоление трудностей у школьников в общении с одноклассниками, в поведении, в учении.

Структура Экологической тропы:

Стоянка 1. - "Скворечники и кормушки"

Стоянка 2. - "Сосновый лес"

Стоянка 3. - "Зоологические памятники"

Стоянка 4. - "Ботанические памятники"

Стоянка 5. - "Дацан"

Стоянка 6.-"Дупло белки"

Стоянка7. -"Муравейник"

Стоянка8.-"Кузница дятла"

2. Описание маршрута тропы

Основная часть

Маршрут выбирали, руководствуясь основными критериями: доступность для посетителей (кольцевой маршрут позволяет за 40 - 60 минут получить массу информации и впечатлений, и вернуться в школу); привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта (разнообразные природные комплексы тропы сменяют друг друга, не вызывая утомляемости); информативность ( познавательные экскурсий по перечню объектов, расположенных в зоне тропы). При прокладке маршрута использовали часть уже существующих стоянок , чтобы избежать дополнительной нагрузки на природу. В результате была составлена схема маршрута, а также составлен паспорт тропы. Выбирая места стоянок на тропе, стремились одновременно показать самые яркие и информативно-ёмкие участки, и в то же время не допустить негативного воздействия на природу (например, оградить от чрезмерного внимания редкие виды растений). Экскурсоводы, из числа членов кружка, под руководством преподавателя Раднаевой Р.М. разработали экскурсии тематики "Сосновый лес" для разного возраста (младшего школьного и среднего школьного) и времени года. На учебной этноэкологической тропе формируются и исследовательские умения воспитанников. Различные формы работы позволяют достичь результатов, отвечающих потребностям и интересам учащихся, позволяют применять знания, полученные на уроках, на практике, способствуют развитию познавательных интересов, повышению качества знаний. Под руководством Донской В.Я., Базаровой Д.Б.учащиеся будут заниматься сбором сведений и информации по стоянке № 5 "Дацан".На уроках технического труда учащиеся будут изготавливать информационные щиты, плакаты и.т.д.

Основные этапы реализации проекта

Декабрь-январь 2014-2015 года

• 1-я группа - поисковая занималась: исследованием местности; прокладкой маршрута тропы; составлением его карты-схемы; выявлением смотровых точек (стоянок), экскурсионных объектов, мест отдыха; составлением перечня объектов, расположенных в зоне тропы; Определение примерной тематики научных и художественных текстов, призывов, обращений; размещение их на стендах.

Март-апрель 2015года

• 2-я группа - пропагандисты будут проводить внутришкольные конкурсы на лучшие призыв-лозунг, дорожный знак, текст информационных досок; занималась определением примерной тематики научных и художественных текстов, призывов, обращений;

• 3-я группа - оформление стендов, информационные щитов, дорожных знаков, схемы экологической тропы.

• 4-я группа - экскурсоводы определяют тематику и содержание познавательных экскурсий, проводит экскурсии по тропе.

Паспорт школьной этноэкологической тропы

Название - «Школьная этноэкологическая тропа»

Местонахождение - мкр. п.Аршан, п.Лысая гора

Протяженность - 1км. 200м.

Вид передвижения - пешеходный

Длительность по времени - 40 - 60 минут

Создана в 2015 году

Аудитория - с 1-го по11 класс.

Остановки на тропе -

1.Кормушки для птиц

2.Сосновый лес

3. Зоологические памятники

4.Ботанические памятники

5. Дацан

6. Дупло белки

7.Муравейник

8.Кузница дятла

Маршрут экологической тропы

Стоянка №1

«Скворечники и кормушки»

Скворечник - закрытое искусственное гнездовье для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах. Скворечники наиболее популярны среди любителей из всех искусственных гнездовий. Такие гнездовья для мелких воробьинообразных птиц часто делаются любителями и располагаются в городской местности. Скворечники могут устанавливаться с несколькими целями:

  • Привлечение птиц для наблюдения за их гнездованием с исследовательскими целями или просто для удовольствия;

  • Привлечение птиц с целью уничтожения сельскохозяйственных вредителей;

  • Воспитание любви к природе и труду у детей.

  • Помощь и поддержка зимующим птицам;

Кормушка для птиц - небольшая конструкция или место для питания пернатых, которое будет собирать вокруг себя множество изголодавшихся и бедствующих птиц. Поэтому, изготавливая кормушку, мы не только занимаем себя интересным делом, но и посодействуем спасению многих жизней.

Казалось бы, что необходимо птицам зимой? Только более-менее теплое место обитания и пища. Но ни первого, ни второго у них в зимний период не имеется. Поэтому мы считаем своим долгом обеспечить птиц хотя бы питанием, за которое они отплатят нам весной, когда будут уничтожать вредителей в саду

Стоянка №2

«Сосновый лес»

Воздух в лесу, говорят, чище, чем в операционной в несколько раз. Это происходит из-за выделения деревьями фитонцидов. Лиственные деревья в сутки выделяют всего 2 кг этих веществ, в то время как еловые - до 5. Особенно сильно фитонциды выделяются в солнечную погоду. Даже пыли в лесу практически нет. Она оседает на ветвях и коре и с дождем смывается в землю. Поэтому воздух в хвойном лесу помогает даже от похмелья.
Особенно хороши сосновые леса в лечении туберкулеза. Уже очень долго используют спиртовую настойку пыльцы дерева. Живица сосны спасает от ран и трещин, а настой сосновых почек советуют употреблять при ревматизме.
Сосновый воздух может помочь даже при головной боли. Но если переборщить, мигрень может стать еще сильнее - из-за перенасыщения кислородом.
Молодая хвоя может помочь в борьбе с цингой. Древние сибирские мореплаватели даже не догадывались об этой болезни, в то время как испанские и английские путешественники теряли до 70 % своей команды. Для создания витаминного коктейля нужно 4 стакана свежих иголок залить тремя стаканами воды. Употреблять 2 раза в день по 100 мл.
От инсульта спасут сосновые шишки благодаря большому содержанию танинов. Точного рецепта настоя нет, но ведь можно эксперементировать с таким средством, буквально валяющимся под ногами.
Если обобщить действие всех полезных веществ иголок, коры и древесины сосны, получится, что хвойный лес способен повышать иммунитет, предотвращать болезни сердца, контролировать холестерин. Кроме того, настойки из хвои способствуют похудению из-за нормализации обмена веществ.
Сосновый лес может помочь получить людям молодость, но его буквально истребляют для бумаги.

Стоянка №3

«Зоологические памятники»

На этой стоянке можно встретить представителей класса насекомые из типа членистоногих, занесённых в красную книгу Аршана это шмель и бабочка махаон. Эти насекомые играют важную роль в опылении растений.За последние годы шмелей на дачных участках стало меньше. Возможно, одна из причин та, что в апреле-мае в поисках гнездовья они проникают через щели внутрь построек, из которых не могут найти обратной дороги, и погибают у закрытых окон.


Стоянка №4

«Ботанические памятники»

Как и многие другие первоцветы, подснежники нуждаются в государственной охране, в проведении общественных компаний по защите первоцветов, поэтому их я взяла как ботанический памятник п. Аршан. И в первую очередь, необходимо, чтобы учащиеся нашей школы осознавали проблему исчезновения этого вида. Для этого необходимо прекратить вырывать подснежники в местах их природного распространения. Подснежники обладают способностью оказывать на человека благотворное влияние, успокаивающее воздействие, дарить ощущение чувства прекрасного благодаря своей первозданной природной красоте. Так же здесь можно увидеть ирисы и незабудки.

Стоянка №5

«Путь духовного совершенствования»

На окраине Улан-Удэ, на вершине Лысой горы расположился один из уникальных буддийских храмов Бурятии - дацан РинпочеБагша. Он был основан в 2000 году тибетским монахом-тулку (святым перерожденцем) ЕшеЛодойРинпоче с благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV. Дацан виден из любой точки города, и путь к нему выглядит именно так, как и должна выглядеть дорога к великой буддийской святыне: ввысь, под самое небо.
Недалеко от монастыря стоят 8 ступ - субурганов - символы тела, речи и ума Будды. Это культовые постройки без доступа внутрь с вмурованными святынями. Есть мнение, что ступы берут начало от курганов - древних шаманских сооружений. Ступы имеют разные назначения, которые отражены в их названиях, например, Ступа Просветления, Ступа Мудрости, Ступа Чудес, Ступа Примирения.
В дугане стоит шестиметровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом, которая появилась здесь в 2004 году. Это одна из крупнейших статуй Будды в России. Еще одна местная реликвия - 350-килограммовые четки, вырезанные японским монахом в дар буддийскому храму из африканского дерева, которому 2000 лет.
Летом здесь традиционно проводятся учения и посвящения для российских буддистов.

На этой стоянке учащиеся могут проводить экскурсии по курсу «Основы Буддийской культуры » для учащихся начальной школы, по предмету бурятский язык и литература изучать традиции и обычаи бурят.

Стоянка №6

«Дупло белки»

Белка весит 250-350 грамм, длина тела - 20-30 см., хвост длинной 10-17 см. Кстати, красивый, пушистый хвост нужен белке не только для красоты. Она его использует как руль во время прыжков с одного на другое дерево. Она может перепрыгнуть с дерева на дерево, даже если они находятся друг от друга в трех-четырех метрах!

Чтобы так хорошо лазить по деревьям, природа наделила белку большими острыми когтями.

Белки - пушные животные, охота на которых ведется из-за их ценного меха. Линька проходит 2 раза в год - весной и осенью. Летом шерсть у них редкая, жесткая и короткая. Но ближе к зиме они одеваются в густую, мягкую, теплую шубку. В сентябре и до середины ноября проходит смена летней одежды на зимнюю, по направлению от хвоста до головы. Хвост же у белки не линяет и остается пушистым всю беличью жизнь.

Белки - очень шустрые и ловкие зверьки, способные с большой скоростью передвигаться по кронам деревьев. Большую часть своей жизни белки проводят на верхних ярусах леса, на землю спускаются

Стоянка №7

«Муравейник»

Муравьи семейство общественных насекомых подотряда жалящих перепонячато крылых. Образуют семьи , включающие несколько каст, выполняющие различные функции. Более разнообразны и многочислены в тропиках, северная граница распространения-лесотундра. Гнёзда в почве, древесине,иногда надземные сооружения , существуют и бродячие виду, не имеющие гнезда. Уничтожают насекомых-вредителей, участвуют в почвообразовании. Во многих странах гнёзда муравьев охраняются.

.

Стоянка №8

«Кузница дятла»

Большой пестрый дятел широко распространен в наших лесах п. Аршан, где я часто его вижу. У самца в отличие от самки, на затылке имеется красная метка.. Свою «кузницу» дятел сооружает на определенных деревьях, а не где попало. Причем дерево, используемое для столярных работ обязательно должно иметь подходящие щели, в которые можно плотно вставить шишку. На этой стоянке можно рассказать о том, какую пользу приносит эта птица лесу, как она переносит зиму.

Заключение

1. Таким образом, нами была проведена большая работа по созданию проекта школьной этноэкологической тропы . Создание учебных троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

2.Разработаны тексты экскурсий для разного возраста и времени года (Приложение).

3.Подготовлены экскурсоводы из числа воспитанников кружка "Лесная экология".

4.Тропа будет действующей (на ней будут проводится экскурсии и исследования).

5.Показать значимость этноэкотропы в воспитании духовно-нравственной,экологической культуры учащихся, любви к родному краю

Школьная экологическая тропа ждет вас, юные друзья природы!









Литература

1. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 - 11 классы. - М.: 5 за знания, 2007.

2. Маврищев В.В. Экскурсии в природу. Лес: - Минск: Выш.шк., 2009.

3.основы духовно-нравственной культуры .Москва Просвещение 2012 г.В.Л.Чимитдоржиев.

4. Формирование экологической культуры подростков: из опыта работы регионов России. / Под ред. М.В. Медведевой. -М., Издательство ИКАР, 2009.

5.Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. - М.: Агропромиздат, 1989.

6.Архив школы.










© 2010-2022