Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Семейство крестоцветные».

Цели: - сформировать знание о характерных признаках растений семейства крестоцветные;

- вырабатывать навыки по распознанию растений данного семейства среди других растений;

- расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету у учащихся;

- формирование положительной мотивации через использование различных форм работы.

Оборудование: географическая карта, корнеплоды редьки и репы, кочан капусты, семена горчицы, гербарий, компьютерная презентация.


ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы продолжаем наш разговор о многообразии использовании растений. И наше сегодняшнее занятие мы посвятим растениям семейства крестоцветные.

Но урок, как вы уже, наверное, догадались, не обычный, а с гостями. У нас в гостях ботаник, агроном, врач и один из виновников изучения капуста. И так мы начинаем.

Слайд 1

Семейство крестоцветные.

Обитание: места менее комфортные и более экстремальные.

Встречаются:

  • в умеренной зоне северного полушария;

  • по морским побережьям, в степи, пустыне и полупустыне.



Слово предоставляется ботанику.

Слайд 2


Морфологические особенности семейства крестоцветные.


Слайд 3

Листья простые, без прилистников.

Листорасположение очередное.

Стержневая корневая система; корнеплоды; цветки правильные.

Опыление насекомыми.





Слайд 4

Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных


Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных


СМетодическая разработка урока по теме Семейство крестоцветныхлайд 5



Учитель: Ребята, а как вы думаете, где и как используются растения данного семейства (ответы учащихся).

Хорошо, молодцы. А более подробный рассказ нам представит агроном.

Агроном: Хозяйственное значение крестоцветных трудно переоценить.

Слайд 6

Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных


А какое самое известное и с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни вы сейчас узнаете. Но прежде отгадайте загадку.

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки

Все из ткани отбеленной

А поверх - пиджак зеленый.

(капуста).

Молодцы! Встречайте капусту.

Слайд 7

Капуста:

Я одна из самых ранних и самых распространенных овощных растений семейства крестоцветные.

По мнению некоторых ученых моя родина находится в Греции в районе Колхидской низменности.

Мое название происходит от древнеримского слова «капут», что означает «голова». И действительно круглые кочаны напоминают голову. В Древнем Риме я служила пищей для широких слоев населения и меня подавали на десерт в конце обеда. Затем нас стали использовать и в других странах.






Врач: Я хочу добавить, что ценность капусты не ограничивается лишь пищевыми свойствами. Капуста имеет большое лекарственное значение. Еще римский историк Катон писал, что капуста служит для римлян не только пищей, но и лекарством от многих болезней.


Слайд 8

Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных





Учитель: Вот какое ценное растение капуста. Но помимо капусты кочанной, есть очень много сортов (слайд 9 Сорта капусты).

Учитель: Но не только капуста широко известна среди крестоцветных как овощное растение.

Всем хорошо известны (слайд 9) редька, редис, репа; как острые приправы - хрен и горчица сарепская. Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе.

Агроном: Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур - рапс, горчица белая, горчица черная.

Слайд 9

Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных



Ботаник

Слайд 10

Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных


Врач

Слайд 11

Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных


Ботаник: Но это еще не все: различные сорта левкоя и некоторые виды бурочка приморского используют для оформления клумб и как бордюрные растения. Но, увы, есть и злостные сорняки - редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка (слайд 12).

Учитель: Итак, вы познакомились с многообразием растений семейства крестоцветные.

А сейчас давайте поучимся определять растения, относящиеся к семейству крестоцветные. С помощью учебника и определительной карточки (работа в 5 группах) сделайте морфологическое описание одного или двух растений данного семейства (гербарные экземпляры на столах) - 5-7 минут.

Проводится беседа по результатам групповой самостоятельной работы. Делаются дополнения и уточнения.

Игра «Лишняя картинка».

Найдите одно лишнее растение из четырех.

Почему именно оно лишнее.

Каким одним общим понятием можно назвать остальные.


Слайд 13

Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных




Хорошо, молодцы.

  1. Так какими же признаками обладают растения семейства крестоцветные?

  2. Приведите пример растений данного семейства.

  3. На какие группы по применению можно разделить крестоцветные.

  4. А где можно встретить растения этого семейства.

А теперь давайте попробуем разгадать кроссворд. Нужно вписать в горизонтальные ряды кроссворда названия пяти растений семейства крестоцветных, оканчивающих на «ик» (работа в группах). Кто быстрее справится, тот и выиграл.

Так что же нового вы для себя узнали?

Понравился ли вам урок?

Домашнее задание.

  1. Изучить параграф и записи в тетради.

  2. Подобрать стихи, загадки о растениях семейства крестоцветные.

  3. Использование растений данного семейства в народной медицине (индивидуальные мини-проекты) в виде плакатов, брошюр, схемы.

Литература


  1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: чтения учащихся, учителей, родителей. -М.: АСТ - ПРЕСС, 1999г.

  2. Рева М.Л. Растения в быту. - Донецк: Домбасс, 1981.


© 2010-2022