- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных
Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неказакова В.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема «Семейство крестоцветные».
Цели: - сформировать знание о характерных признаках растений семейства крестоцветные;
- вырабатывать навыки по распознанию растений данного семейства среди других растений;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету у учащихся;
- формирование положительной мотивации через использование различных форм работы.
Оборудование: географическая карта, корнеплоды редьки и репы, кочан капусты, семена горчицы, гербарий, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы продолжаем наш разговор о многообразии использовании растений. И наше сегодняшнее занятие мы посвятим растениям семейства крестоцветные.
Но урок, как вы уже, наверное, догадались, не обычный, а с гостями. У нас в гостях ботаник, агроном, врач и один из виновников изучения капуста. И так мы начинаем.
Слайд 1
Семейство крестоцветные.
Обитание: места менее комфортные и более экстремальные.
Встречаются:
-
в умеренной зоне северного полушария;
-
по морским побережьям, в степи, пустыне и полупустыне.
Слово предоставляется ботанику.
Слайд 2
Морфологические особенности семейства крестоцветные.
Слайд 3
Листья простые, без прилистников.
Листорасположение очередное.
Стержневая корневая система; корнеплоды; цветки правильные.
Опыление насекомыми.
Слайд 4
Слайд 5
Учитель: Ребята, а как вы думаете, где и как используются растения данного семейства (ответы учащихся).
Хорошо, молодцы. А более подробный рассказ нам представит агроном.
Агроном: Хозяйственное значение крестоцветных трудно переоценить.
Слайд 6
А какое самое известное и с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни вы сейчас узнаете. Но прежде отгадайте загадку.
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки
Все из ткани отбеленной
А поверх - пиджак зеленый.
(капуста).
Молодцы! Встречайте капусту.
Слайд 7
Капуста:
Я одна из самых ранних и самых распространенных овощных растений семейства крестоцветные.
По мнению некоторых ученых моя родина находится в Греции в районе Колхидской низменности.
Мое название происходит от древнеримского слова «капут», что означает «голова». И действительно круглые кочаны напоминают голову. В Древнем Риме я служила пищей для широких слоев населения и меня подавали на десерт в конце обеда. Затем нас стали использовать и в других странах.
Врач: Я хочу добавить, что ценность капусты не ограничивается лишь пищевыми свойствами. Капуста имеет большое лекарственное значение. Еще римский историк Катон писал, что капуста служит для римлян не только пищей, но и лекарством от многих болезней.
Слайд 8
Учитель: Вот какое ценное растение капуста. Но помимо капусты кочанной, есть очень много сортов (слайд 9 Сорта капусты).
Учитель: Но не только капуста широко известна среди крестоцветных как овощное растение.
Всем хорошо известны (слайд 9) редька, редис, репа; как острые приправы - хрен и горчица сарепская. Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе.
Агроном: Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур - рапс, горчица белая, горчица черная.
Слайд 9
Ботаник
Слайд 10
Врач
Слайд 11
Ботаник: Но это еще не все: различные сорта левкоя и некоторые виды бурочка приморского используют для оформления клумб и как бордюрные растения. Но, увы, есть и злостные сорняки - редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка (слайд 12).
Учитель: Итак, вы познакомились с многообразием растений семейства крестоцветные.
А сейчас давайте поучимся определять растения, относящиеся к семейству крестоцветные. С помощью учебника и определительной карточки (работа в 5 группах) сделайте морфологическое описание одного или двух растений данного семейства (гербарные экземпляры на столах) - 5-7 минут.
Проводится беседа по результатам групповой самостоятельной работы. Делаются дополнения и уточнения.
Игра «Лишняя картинка».
Найдите одно лишнее растение из четырех.
Почему именно оно лишнее.
Каким одним общим понятием можно назвать остальные.
Слайд 13
Хорошо, молодцы.
-
Так какими же признаками обладают растения семейства крестоцветные?
-
Приведите пример растений данного семейства.
-
На какие группы по применению можно разделить крестоцветные.
-
А где можно встретить растения этого семейства.
А теперь давайте попробуем разгадать кроссворд. Нужно вписать в горизонтальные ряды кроссворда названия пяти растений семейства крестоцветных, оканчивающих на «ик» (работа в группах). Кто быстрее справится, тот и выиграл.
Так что же нового вы для себя узнали?
Понравился ли вам урок?
Домашнее задание.
-
Изучить параграф и записи в тетради.
-
Подобрать стихи, загадки о растениях семейства крестоцветные.
-
Использование растений данного семейства в народной медицине (индивидуальные мини-проекты) в виде плакатов, брошюр, схемы.
Литература
-
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: чтения учащихся, учителей, родителей. -М.: АСТ - ПРЕСС, 1999г.
-
Рева М.Л. Растения в быту. - Донецк: Домбасс, 1981.