ТЕМА УРОКА ЦАРСТВО ГРИБЫ

МБОУ СОШ № 17  г. Липецка Учитель: Иноземцева Е.А. Предмет: биология Класс:  7 – общеобразовательный Программно-методическое обеспечение: линия учебно-методических комплектов «Сферы», под ред. В.П. Дронова, А.М. Кондакова,  учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева «Биология. Разнообразие живых организмов -7кл.» Тема урока: «Царство Грибы» Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: модульная технология (путешествие по страницам устного журнала). Цели урока: Образовательная: вы...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 17 г. Липецка

Учитель: Иноземцева Е.А.

Предмет: биология

Класс: 7 - общеобразовательный

Программно-методическое обеспечение: линия учебно-методических комплектов «Сферы», под ред. В.П. Дронова, А.М. Кондакова, учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева «Биология. Разнообразие живых организмов -7кл.»

Тема урока: «Царство Грибы»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: модульная технология (путешествие по страницам устного журнала).

Цели урока:

Образовательная: выяснить характерные признаки царства Грибы; черты сходства и отличия грибов с растениями и животными; познакомить с разнообразием грибов: одноклеточные и многоклеточные, трубчатые и пластинчатые; раскрыть значение грибов в экосистемах, повседневной жизни человека; вспомнить значение микоризы; научить распознавать съедобные, условно-съедобные и ядовитые грибы.

Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Средства обучения: электронное приложение к учебнику «Царство Грибы» (50- 51), плодовые тела шляпочных грибов, муляжи грибов, мукор на хлебе или овощах, рисунки с изображением грибов.



Содержание урока

1.Организационный момент (психологический настрой учащихся)

- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь, пожмите друг другу руки и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.

2. Изучение нового материала (звучит музыка «Шум леса»).
а) Вступительное слово учителя

- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

- Я приглашаю вас на прогулку.

Полон сказок и чудес,
Этот прекрасный наш лес,
Нас к себе он приглашает,
Раскрыть тайны обещает.
Чтоб узнали точно мы -
Как в лесу растут ... ГРИБЫ

б) Постановка темы, цели урока.

- Что вы знаете о грибах на данный момент? (тезисно учитель записывает ответы обучающихся на доске).

- Вы правы!

- А как вы думаете, много ли мы не знаем?

- Тогда разрешите подкорректировать ваши цели!

На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов и ответить на вопросы: «В чем таинственность этих существ?», «На кого они похожи и чем отличаются от других организмов», «Разнообразие грибов», «Съедобные и ядовиты грибы» и «Экологические группы грибов» (грибы хищники и грибы-паразиты). Познать и проникнуть в тайны этих загадочных существ нам поможет путешествие по страницам устного журнала.

- Вы согласны?

- Тогда осуществить наше путешествие, я предлагаю по группам численностью в 5 человек, прежде чем приступить, возьмите инструктивную карточку, в которой написан алгоритм вашей работы. Но уложится вам необходимо в 10 мин. Оформленные вами листы ватманы и будут страницами нашего журнала.

- Приступайте! Удачи!

3. Презентации детей

1. Первая страница журнала - историческая. Сделав остановку на ней, мы совершим экскурсию в историю микологии. (1 группа)

2. Вторая страница, на которой мы остановимся, называется исследовательская. Что же общего и различного у грибов с другими живыми организмами? (2 группа)

3. Третья страница, на которой мы остановимся, называется «разнообразие грибов». Какие же грибы бывают? (3 группа)

4. Четвертая страница называется «Съедобные и ядовитые шляпочные грибы» (4 группа)

5. Пятая страница называется «Грибы-хищники, грибы-паразиты». (5 группа).

Учитель: Заканчивается прогулка по лесу… (звучит музыка)

В лесу не просто так гуляли,
О грибах мы узнавали.
Что им нужно, чтоб питаться,
Где расти, как размножаться,
И стоит ли колец бояться?
В группы их распределяли,
И в свое лукошко клали.
Узнавать учились мы,
Ядовитые грибы.
Отвечали все мы дружно.
В общем было нам не скучно...
Очень многое узнали -
И с собой для жизни взяли!

Учитель: Давайте узнаем, что полезного вы узнали сегодня на уроке?

- Попробуйте, угадать о каком грибе идет речь?

1. Не спорю, не белый -
Я, братцы, попроще...
Расту я обычно
в березовой роще. (Подберезовик.)

2. Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С темной шапкой наверху. (Белый гриб.)

3. Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисички.)

4. Стоит мальчонка -
Замаслена шапчонка. (Масленок.)

5. В шапке красной -
враг опасный.
Полюбуйся, погляди да
сторонкой обойди. (Мухомор.)

4. Рефлексия

Учащимся предлагается выполнить тест на закрепление материала.

ТЕСТ

1. Как называется наука, изучающая грибы?

а) зоология;

б) микология;

в) цитология;

г) ботаника

2. Как размножается большинство грибов?

а) семенами;

б) почкованием;

в) спорами;

г) простым делением

3. Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?

а) плесневые грибы;

б) все грибы;

в) шляпочные грибы;

г) дрожжевые грибы

4. Микориза - это симбиоз грибницы гриба и…?

а) дерева;

б) лишайника;

в) водоросли;

г) всех растений

5. Какой гриб-паразит представляет особую опасность человеку и домашним животным?

а) мукор;

б) пеницилл;

в) головня;

г) стригущий лишай

Учитель: Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это действительно, своеобразное царство природы населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием - грибы. Сделав остановки на каждой странице устного журнала, мы узнали многое об этих загадочных существах - грибах. Если вам понравилось наше путешествие, я вам предлагаю выйти к доске и прикрепить грибок к зеленой полянке, если оно оставило вас равнодушными, то тогда - к серой.

- Я рада, что вам понравилось наше путешествие!

? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Тогда записываем домашнее задание.

6. Домашнее задание

Учитель: Запишем домашнее задание.

- Ребята, поскольку ваши работы - это листы нашего журнала, то необходимо изготовить титульный лист для него, так что для этой работы необходимы хорошо рисующие добровольцы.

1.Параграфы 50-51 учебника и ответьте на вопросы.

2.Подготовить презентацию по теме «Грибы» к следующему уроку.

3.Вспомнить или найти стихи, пословицы и поговорки о грибах.

Спасибо за урок!









































"Самые знакомые и самые таинственные существа"

С грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах. И все же, несмотря на давнее знакомство, грибы - существа таинственные. Люди издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до нашей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы. В чем таинственность этих существ? Микология - наука о грибах (от греческого слова "микос" - гриб) зародилась на Балканском полуострове, заселенном в то время греками. Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к V веку до нашей эры. Живший на столетие позднее Гиппократа древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами. А один из его учеников, впоследствии признанный в ученом мире как отец ботаники, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые. Еще в XVIII веке некоторые ученые вполне серьезно доказывали: грибы - дьявольские существа, порожденные нечистыми силами. Другие считали, что грибы божественного происхождения. Здравомыслящие люди не очень-то верили в дьявольское или божественное происхождение грибов. Но что они собой представляют, тоже не знали. Одни ученые относили грибы к минералам, другие - к растениям, хотя у растений должны быть и корни, и листья, и цветы. Правда, есть растения, у которых отсутствует какой-либо один из этих признаков. Но зато остальные налицо. А у грибов нет ни корней, ни листьев, ни цветов. Известный итальянский ботаник Микели, посвятивший всю жизнь изучению грибов, ошибочно полагал, что у грибов есть цветы с тычинками, но без околоцветников. Случайно он стал очевидцем довольно странного явления. Как-то Микели положил на лист чистой белой бумаги пластинками вниз шляпку шампиньона и забыл про нее. А когда поднял шляпку, то увидел на бумаге еле заметный геометрически правильный узор, состоящий из пылинок. Ученый взял увеличительное стекло и стал рассматривать таинственные пылинки. Но они оказались такими мелкими, что он ничего не увидел. Аналогичный опыт Микели выполнил с сыроежками, осиновиком. И заметил, что грибная пыль по-разному окрашена. Микели решил прорастить грибные "семена" и добился успеха, ученый испытал чувство великой радости, когда своими глазами увидел грибные проростки. Своими опытами Микели положил конец разговорам о возникновении грибов от ударов молнии, от гниения, от обильной росы или просто от тени. Микели столкнул с мертвой точки науку о грибах, продвинув ее вперед. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы - к животным или к растениям. Выяснилось, что по некоторым физиологическим признакам грибы приближаются к животным, но с другой стороны, по другим признакам были близки к растениям. Пришлось образовывать специальную систематическую группу для грибов. Так появилось царство Грибы.

















Что же общего и различного у грибов с другими живыми организмами?

Грибы - своеобразные организмы (всего известно около 100 тыс. видов), растущие на богатой органическими веществами почве, в сырых затененных местах, на растительных остатках, на пищевых продуктах, на живых тканях растений и животных. Своеобразие грибов определяется сочетанием признаков растений и животных.
Грибы - не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство. Назовем некоторые признаки, характерные для грибов.

  • Клетки грибов имеют плотную клеточную оболочку.

  • Грибы могут расти в течение всей своей жизни.

  • Грибы размножаются с помощью спор.

  • Грибы не способны самостоятельно передвигаться.

  • Грибы сами не создают питательные органические вещества. Они питаются готовыми органическими веществами.

  • Запасное вещество грибов гликоген.

Отличия от растений:

?

?

Отличия от животных:

?

?

?

?

Вместе с тем грибы имеют признаки, свойственные только им. Почти у всех грибов вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей - гиф. Разветвленный мицелий эффективно извлекает питательные вещества из окружающей среды. Гифы грибов способны врастать глубоко в субстрат и оплетать его. Они выделяют во внешнюю среду ферменты, расщепляющие сложные органические вещества до более простых.

Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу, в центре такого круга, земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. В Голландии эти круги, считали местом, где черти сбивают масло, в России - местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название - «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше. Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине.

Но почему в центре круга не растут растения?

Грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава. Подобные круги иногда разрастаются до больших размеров: диаметром от 70 до 200 метров в течение года грибница нарастает на 10 -12 см. следовательно, возраст грибниц может достигать 500 - 600 лет.

























Разнообразие грибов

Существуют одноклеточные и многоклеточные грибы. Из одноклеточных грибов наиболее известны дрожжи. Это мелкие овальные или шаровидные клетки. Дрожжи не имеют мицелия и размножаются почкованием. Плесневые одноклеточные грибы, например мукор, имеют большие размеры. Их гифы растут и ветвятся, занимая значительное пространство. Несущие споры гифы, отделяются перегородками.

Большинство грибов - многоклеточные организмы, например, плесневый гриб пеницилл образует зеленую плесень. Его мицелий разделен поперечными перегородками и напоминает по строению нитчатые водоросли.

Наиболее сложное строение среди грибов имеют шляпочные. Тело такого гриба состоит из многоклеточного мицелия и плодового тела, образованными плотно переплетенными гифами. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки, или пенька. На нижней стороне шляпки у одних грибов видны отверстия узких трубочек, такие грибы называют трубчатыми. У других - пластинчатых грибов на нижней стороне расположены пластинки. На стенках пластинок и трубочек формируются споры. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их птицы, слизни, белки, зайцы, поедающие грибы. Во влажной, богатой перегноем почве, споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. На которых затем происходит образование новых плодовых тел.

К трубчатым грибам относятся, например, подосиновики, маслята, белые, к пластинчатым - грузди, шампиньоны, мухоморы.

Грибники давно заметили, что подберезовики встречаются в березовом лесу, подосиновики в осинах, маслята и рыжики в сосновых и еловых лесах. Оказалось, что грибница растет не сама по себе. Она срастается с тонкими корневыми волосками дерева и образует грибокорень, или, как ее назвали ученые микоризу. Обнаружив это люди, сначала решили, что гриб «присосался» к дереву и «грабит» его. Но позже поняли: не только грибам не жить без деревьев, но и деревьям не существовать без грибов. Грибы получают от деревьев необходимые им питательные вещества. И сами не остаются в долгу: они гораздо быстрее добывают из земли воду и отдают ее деревьям вместе с полезными веществами.





Съедобные и ядовитые шляпочные грибы

В лесах нашей страны растет около 300 видов съедобных шляпочных грибов. Особенно высокими пищевыми качествами обладают белый гриб, подосиновик, подберезовик, масленок, груздь, рыжик, осенний опенок. Некоторые грибы, например сморчки, свинушки - условно съедобны, в них могут содержаться ядовитые вещества. Ядовитыми нередко становятся плодовые тела съедобных шляпочныхгрибов, выросшие на загрязненных территориях или вблизи шоссейных дорог. В лесах встречаются и ядовитые грибы. Очень опасна для жизни бледная поганка. Ее шляпка белая или зеленоватая. На ножке есть кольцо, а при основании ножки - колпачок. Некоторые ядовитые грибы похожи на съедобные: ложные серо-желтые опята - двойники осенних опят, ложные лисички - съедобных лисичек.

Если гриб вызовет хотя бы малейшее сомнение лучше его не брать!!!

Какими лечебными свойствами обладают грибы?

1. Японские микологи утверждают, что от раковых заболеваний вылечивает искусственно выращенный вид древесных грибов под названием "спитаке" из рода лентинус. Этот гриб растет в нашей стране на Дальнем Востоке.

2. Из тонкой свинушки биохимиками получен экстракт, способствующий распаду некоторых видов злокачественных опухолей.

3. Желчный гриб обладает желчегонным действием. В нем содержатся вещества, которые способствуют нормальному функционированию печени.

4. Из боровика получен алкалоид герцинин повышающий жизнедеятельность организма. Лечебный препарат применяется при стенокардии, сердечной недостаточности.

5. Древнегреческие врачи считали, что африканские трюфели придают человеку бодрость и силу.

6. На стволах берез паразитирует трутовик под названием пиптопорус. Но если этот гриб губит деревья, то человеку он приносит пользу. Из плодового тела этого гриба получают ценный противовоспалительный препарат.

7.Опенок обладает слабительным действием, его используют для лечения щитовидной железы.

8.Отваром мухоморов, лечат ревматизм, заболевания кожи, эпилепсию.

Грибы полезны не только лечебными свойствами. Грибы имеют и промышленное использование. Из многоцветной губчатой мякоти трутовика народные умельцы изготавливают забавные вещи: статуэтки, шкатулки, игрушки. Голландский сыр получают под действием молочно-кислых бактерий и добавляют белую грибную плесень, а в рокфор - зеленую плесень. Грибы человек использует в приготовлении кисло-молочных продуктов, силосовании, хлебопечении, медицине.



































Грибы-хищники, грибы-паразиты

Среди «диких» грибов есть прекрасные охотники! Да, не удивляйтесь, существует целая группа хищных грибов. Это и очень специализированные организмы, и обыкновенные грибы, которые только иногда, в «голодное время», «промышляют» таким образом. Например, пластинчатый гриб вешенка выделяет вещество, обездвиживающее нематод (небольших круглых червей). Затем гифы вешенки опутывают нематод и переваривают их. Видимо, такая «мясная» добавка служит для типичного древоразрушителя дополнительным источником азота. А настоящие грибы-хищники проявляют чудеса изобретательности при ловле добычи: коловраток, мелких насекомых и других животных. Развиваются такие грибы в почве и на растительных остатках, тело жертвы служит не средой обитания, как у паразитов, а только пищей. Часто размеры жертвы превышают размеры хищника!
У грибов-хищников образовались различные ловчие приспособления. Например, клейкие выросты мицелия, клейкие сети из множества колец. Ловля нематод этими сетями напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Переваривание пойманной и обездвиженной добычи длится всего около суток. Интересна история открытия хищных грибов. Михаил Степанович Воронин, будучи в Европе, заехал к известному ботанику Георгу Фрезениусу. Воронин много слышал о нем от своего учителя Антона де Барии, которого Фрезениус учил еще в школьные годы. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, два ученых разговаривали практически на равных, и Воронин, с интересом слушавший рассказы о работе с грибами, паразитирующими на беспозвоночных, попросил разрешения посмотреть препараты. Его внимание привлек гриб артроботрис (Аrthrobotrys), открытый и описанный Фрезениусом. Старый ученый сказал, что в почве он мирно уживается с червями-нематодами. Воронин стал наблюдать, как прорастают споры этого гриба, и заметил, что кроме обычных гиф на отдельных нитях образуются петли - появляясь одна за другой, они образуют целые сети. Такого он еще не встречал! Зарисовав гриб, Михаил Степанович задумался и вспомнил слова Фрезениуса о нематодах. А не мог ли он ошибиться, решив, что гриб и червь мирно уживаются? Воронин дал первое описание гриба-хищника, но окончательно его догадка подтвердилась только в конце XIX в. Особую экологическую группу составляют паразитические грибы. Они питаются другими грибами, водорослями и высшими растенирями. Для человека и домашних животных особую опасность представляет стригущий лишай. Он поражает корни волос и ногти.Многие грибы паразитируют на культурных растениях. Головневые грибы поражают культурные злаки (рожь, пшеницу, ячмень, кукурузу). Растения приобретают вид обугленных. Темная «пыль» или «сажа» - это скопление спор.Основной и самый перспективный метод борьбы с грибами-паразитами - выведение устойчивых к ним сортов растений.

Инструктивная карточка

Группа № 1

  1. Прочитайте текст «Самые знакомые и самые таинственные существа»

  2. Ответьте на вопросы:

? История открытия науки микологии?

? Почему грибы долгое время не выделяли в отельное царство?

? Расскажите об исследованиях итальянского ботаника?

? В чем таинство грибов?

  1. Оформите результаты вашей работы на листе ватмана с помощью условных знаков.

  2. Выберите ученика (ов), который (ые) представят результаты вашей работы.

  3. По итогу ответа этого ученика (ов) будет оценена работа целой группы.





Инструктивная карточка

Группа № 2

  1. Прочитайте текст «Что же общего и различного у грибов с другими живыми организмами?»

  2. Ответьте на вопросы:

? Перечислите отличия грибов и растений?

? Перечислите отличия грибов от животных?

? Перечислите признаки, свойственные только грибам?

  1. Оформите результаты вашей работы на листе ватмана с помощью условных знаков.

  2. Выберите ученика (ов), который (ые) представят результаты вашей работы.

  3. По итогу ответа этого ученика (ов) будет оценена работа целой группы.



Инструктивная карточка

Группа № 3

  1. Прочитайте текст «Разнообразие грибов»

  2. Ответьте на вопросы:

? Назовите виды грибов (по строени )?

? Назовите классификации шляпочных грибов?

? Что такое микориза?

  1. Оформите результаты вашей работы на листе ватмана с помощью условных знаков.

  2. Выберите ученика (ов), который (ые) представят результаты вашей работы.

  3. По итогу ответа этого ученика (ов) будет оценена работа целой группы.



Инструктивная карточка

Группа № 4

  1. Прочитайте текст «Съедобные и ядовитые шляпочные грибы »

  2. Ответьте на вопросы:

? Перечислите классификации грибов?

? Назовите лечебные свойства грибов?

? Перечислите промышленное значение грибов?

  1. Оформите результаты вашей работы на листе ватмана с помощью условных знаков.

  2. Выберите ученика (ов), который (ые) представят результаты вашей работы.

  3. По итогу ответа этого ученика (ов) будет оценена работа целой группы.





Инструктивная карточка

Группа № 5

  1. Прочитайте текст «Грибы-хищник, грибы-паразиты».

  2. Ответьте на вопросы:

? История открытия хищных грибов?

? Каковы особенности грибов-хищников?

? Какой вред и кому наносят паразитические грибы?

  1. Оформите результаты вашей работы на листе ватмана с помощью условных знаков.

  2. Выберите ученика (ов), который (ые) представят результаты вашей работы.

  3. По итогу ответа этого ученика (ов) будет оценена работа целой группы.



© 2010-2022