- Преподавателю
- Биология
- Программа курса по выбору Путешествия в мир растений
Программа курса по выбору Путешествия в мир растений
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алейникова Е.В. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на
Методическом объединении
ГУ «Первомайская средняя школа»
_____________ Ионина Л.А.
«____» ___________ 20___г.
Утверждаю:
Директор ГУ «Первомайская средняя школа»
_______________ Гейне Т.П.
«____» ___________ 20___г.
ГУ «Первомайская средняя школа»
Курс по биологии
«Путешествие в мир растений»
Класс: 7
Автор: учитель Алейникова Е.В.
п. Прибрежный, 2009г
Пояснительная записка
В соответствии с новыми образовательными стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение систематических групп цветковых растений. Курс «Путешествие в мир растений» содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, и представляет ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Курс рассчитан на 17 часов, для учащихся 8 класса.
Цель курса: при ознакомлении с флорой окрестности углубить и расширить знания учащихся по систематике растений и вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края. Воспитывать экологическую культуру, активное, действенное и бережное участие в сохранении и улучшении природы, пробудить интерес к природе родного края на основе краеведческого материала.
Задачи курса:
-
научить вести наблюдения в природе;
-
собирать растения для гербария;
-
изготавливать гербарий;
-
определять признаки систематических категорий и экологических групп растений; выявлять взаимосвязи растений с окружающей средой;
-
выявлять значение растений для человека;
-
познакомить с видовым составом флоры окрестностей, с редкими и исчезающими растениями местности;
-
раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности;
-
развивать эстетическое восприятие природы, способность видеть красоту и чувствовать гармонию форм, запахов, звуков, красок.
Курс способствует освоению школьниками разных методов краеведческих исследований, формированию у них бережного и уважительного отношения к природе.
Основные формы и методы изучения курса - теоретические занятия - лекции, семинары, беседы, групповые занятия в игровой форме. Одной из форм работы являются экскурсии и практические работы на местности ведь экскурсии в природу - мощное эмоциональное и эстетическое средство воздействия на школьников. Практическое ознакомление с растениями развивает наблюдательность, познавательную активность и способствует формированию экологической культуры учащихся.
Программа предусматривает практико-ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности - одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.
Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу, дает возможность учащимся самостоятельно выбирать объекты изучения, темы семинарских занятий и отчетных работ.
В результате обучения учащиеся должны знать:
-
признаки растений некоторых семейств, встречающихся в окрестностях (крестоцветных, бобовых, сложноцветных, злаковых и лилейных);
-
особенности развития растений разных экологических групп: эфемеров, эфемероидов, гемиэфемероидов;
-
видовой состав флоры окрестности.
Учащиеся должны уметь:
-
определять систематическую принадлежность растений по признакам;
-
определять экологические группы растений;
-
изготавливать гербарий;
-
вести наблюдения в природе;
-
сравнивать растения разных систематических и экологических групп;
-
пользоваться определителями;
-
составлять отчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты. Курс «Путешествие в мир растений» должен помочь учащимся:
-
Расширить знания по систематике растений;
-
Освоить разные методы краеведческих исследований»;
-
В будущем определиться в выборе профиля обучения в 10-11 классах;
-
Научиться собирать растения и изготавливать гербарий;
-
Развить познавательную активность, практические навыки и умения
Формы подведения итогов и реализации программы:
-
Входной контроль;
-
Тестирования;
-
Составление коллекций
-
Участие в семинаре;
-
Участие в ролевых играх.
-
Защита рефератов
-
Составление компьютерной презентации;
Календарно-тематическое планирование программного курса
«Путешествие в мир растений»
(0,5 часов в неделю, всего 17 часов)
№ п\п
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Дата
Лекции
Семинары
Экскурсии
Практические работы
Ролевые игры
1
Введение
1
1
Систематические и экологические группы растений
4
1
1
2
2
Растения живут в семействах
1
1
3-4
Изучение флоры родного края
2
2
5
Экологические группы растений
1
1
Культурные растения
3
2
1
6
Путешествие с комнатными растениями
1
1
7
Все о садовых растениях
1
1
8
Путешествия с культурными растениями
1
1
Редкие и исчезающие растения. Человек и природа.
4
1
3
9
Красная книга растений
1
1
10-11
Редкие и исчезающие растения.
2
1
1
12
Растения в жизни человека
1
1
Многообразие весенних растений нашей местности
3
2
0,5
1
0,5
13
Природные лекари весны
1
1
14-15
Многообразие весенних растений
2
0,5
0,5
1
16
Пресс-конференция: «Значение зеленых растений»
1
0,5
0,5
17
Итоговое занятие
1
1
ИТОГО:
17
5
6,5
2
1
2,5
Содержание программного материала:
Введение (1 час).
Вводная лекция о структуре курса, его содержанием, знакомство с основными источниками информации. Входной контроль учащихся с целью определения уже имеющихся знаниях учащихся по темам: Органы цветковых растений, Влияние экологических факторов на организм, сезонные изменения в живой природе, систематические группы растений.
Тема 1: Систематические и экологические группы растений (4 часа).
1. Лекция: «Растения живут в семействах».
2-3. Экскурсия: «Изучение флоры родного края».
4. Семинар: «Экологические группы растений».
Характерные особенности растений разных семейств. Многообразие цветковых растений, знакомство с определителями, сбор растений. Контроль знаний - тестирование, составление коллекций.
Тема 2: Культурные растения (3 часа).
1. Путешествие с комнатными растениями
2. Все о садовых растениях
3. Путешествия с культурными растениями
Многообразие комнатных растений. Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Разнообразие садовых растений. Игровой момент в изучении программы. Контроль знаний проводится в форме викторины.
Тема 3: Редкие и исчезающие растения. Человек и природа (4 часа).
1. Красная книга растений
2. Редкие и исчезающие растения.
3. Растения в жизни человека
Проблема охраны растений. Антропогенное воздействие на природу. Редкие и исчезающие растения. Значение растений в жизни человека. Контроль знаний проводится в форме защиты рефератов.
Тема 4. Многообразие весенних растений нашей местности (4 часа).
1. Природные лекари весны
2. Многообразие весенних растений
3. Пресс-конференция: «Значение зеленых растений»
Правила сбора растений. Целебные свойства растений. Определение видовой принадлежности растений. Изготовление гербария.
Итоговое занятие (1 час).
Обобщение и оценивание полученных знаний. Составление компьютерной презентации проекта природоохранной зоны своей местности.
ЛИТЕРАТУРА
(для учащихся)
-
Кайым К., Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Биология. 7 класс. - Алматыкитап, 2007г.
-
Захаров В. Б., Сонин, Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. - М.: Дрофа, 2002.
-
Пасечник В. В. Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. - М.: Дрофа, 2002.
-
Методические указания к проведению весенних ботанических экскурсий. - Волгоград: ВГПИ, 1987.
-
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1991.
-
Новиков В. С., Губанов, И. А. Школьный атлас-определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985.
-
Лункевич В.В. Занимательная биология. - М.: Наука, 1965 г.
-
Муканов Б., Мусакулов Т., Суворов Н. Растительный и животный мир Казахстана. - Алма-Ата.: Мектеп, 1978 г.
-
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений? - ВО.: Агропромиздат, 1986г.
-
Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М.: Детская литература, 1975 г.
ЛИТЕРАТУРА
(для учителя)
-
Кайым К., Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Биология. 7 класс. - Алматыкитап, 2007г.
-
Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. - М.: дрофа, 2002.
-
Пасечник, В. В. Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. - М.: Дрофа, 2002.
-
Методические указания к проведению весенних ботанических. - Волгоград: ВГПИ, 1987.
-
Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
-
Новиков, В. С., Губанов, И. А. Школьный атлас-определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985.
-
Рейвн, П., Эверт, Р., Айкхорн, С. Современная ботаника. Т. 2. - М.: Мир, 1990.
-
Брылев, В. А. Красная книга. Редкие и охраняемые растения. - Волгоград: Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992.
-
Большая энциклопедия природы. Т. 6,7. - М.: ООО «Мир книги»,2003.
-
Рогожкин, А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. - М.: Педагогика, 1981.
-
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников, 5-11 классы. Москва,2005 г.