Программа курса по выбору Путешествия в мир растений

В соответствии с новыми образовательными стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение систематических групп цветковых растений. Курс «Путешествие в мир растений» содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, и представляет ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Курс рассчитан на 17 часов, для учащихся 8 класса.   Цель курса: при ознакомлении с флорой окрестности углубить и расширить знания учащихся по систематике растений и вовлечь ш...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на

Методическом объединении

ГУ «Первомайская средняя школа»

_____________ Ионина Л.А.

«____» ___________ 20___г.

Утверждаю:

Директор ГУ «Первомайская средняя школа»

_______________ Гейне Т.П.

«____» ___________ 20___г.








ГУ «Первомайская средняя школа»


Курс по биологии

«Путешествие в мир растений»

Класс: 7


Автор: учитель Алейникова Е.В.






















п. Прибрежный, 2009г

Пояснительная записка


В соответствии с новыми образовательными стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение систематических групп цветковых растений. Курс «Путешествие в мир растений» содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, и представляет ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Курс рассчитан на 17 часов, для учащихся 8 класса.

Цель курса: при ознакомлении с флорой окрестности углубить и расширить знания учащихся по систематике растений и вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края. Воспитывать экологическую культуру, активное, действенное и бережное участие в сохранении и улучшении природы, пробудить интерес к природе родного края на основе краеведческого материала.

Задачи курса:

  1. научить вести наблюдения в природе;

  2. собирать растения для гербария;

  3. изготавливать гербарий;

  4. определять признаки систематических категорий и экологических групп растений; выявлять взаимосвязи растений с окружающей средой;

  5. выявлять значение растений для человека;

  6. познакомить с видовым составом флоры окрестностей, с редкими и исчезающими растениями местности;

  7. раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности;

  8. развивать эстетическое восприятие природы, способность видеть красоту и чувствовать гармонию форм, запахов, звуков, красок.

Курс способствует освоению школьниками разных методов краеведческих исследований, формированию у них бережного и уважительного отношения к природе.

Основные формы и методы изучения курса - теоретические занятия - лекции, семинары, беседы, групповые занятия в игровой форме. Одной из форм работы являются экскурсии и практические работы на местности ведь экскурсии в природу - мощное эмоциональное и эстетическое средство воздействия на школьников. Практическое ознакомление с растениями развивает наблюдательность, познавательную активность и способствует формированию экологической культуры учащихся.

Программа предусматривает практико-ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности - одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.

Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу, дает возможность учащимся самостоятельно выбирать объекты изучения, темы семинарских занятий и отчетных работ.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  • признаки растений некоторых семейств, встречающихся в окрестностях (крестоцветных, бобовых, сложноцветных, злаковых и лилейных);

  • особенности развития растений разных экологических групп: эфемеров, эфемероидов, гемиэфемероидов;

  • видовой состав флоры окрестности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять систематическую принадлежность растений по признакам;

  • определять экологические группы растений;

  • изготавливать гербарий;

  • вести наблюдения в природе;

  • сравнивать растения разных систематических и экологических групп;

  • пользоваться определителями;

  • составлять отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты. Курс «Путешествие в мир растений» должен помочь учащимся:

  1. Расширить знания по систематике растений;

  2. Освоить разные методы краеведческих исследований»;

  3. В будущем определиться в выборе профиля обучения в 10-11 классах;

  4. Научиться собирать растения и изготавливать гербарий;

  5. Развить познавательную активность, практические навыки и умения

Формы подведения итогов и реализации программы:

  • Входной контроль;

  • Тестирования;

  • Составление коллекций

  • Участие в семинаре;

  • Участие в ролевых играх.

  • Защита рефератов

  • Составление компьютерной презентации;



Календарно-тематическое планирование программного курса

«Путешествие в мир растений»

(0,5 часов в неделю, всего 17 часов)


№ п\п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Дата

Лекции

Семинары

Экскурсии

Практические работы

Ролевые игры

1

Введение

1

1






Систематические и экологические группы растений

4

1

1

2




2

Растения живут в семействах

1

1






3-4

Изучение флоры родного края

2



2




5

Экологические группы растений

1


1





Культурные растения

3


2



1


6

Путешествие с комнатными растениями

1


1





7

Все о садовых растениях

1


1





8

Путешествия с культурными растениями

1





1


Редкие и исчезающие растения. Человек и природа.

4

1

3





9

Красная книга растений

1


1





10-11

Редкие и исчезающие растения.

2

1

1





12

Растения в жизни человека

1


1





Многообразие весенних растений нашей местности

3

2

0,5


1

0,5


13

Природные лекари весны

1

1






14-15

Многообразие весенних растений

2

0,5

0,5


1



16

Пресс-конференция: «Значение зеленых растений»

1

0,5




0,5


17

Итоговое занятие

1





1


ИТОГО:

17

5

6,5

2

1

2,5




Содержание программного материала:

Введение (1 час).

Вводная лекция о структуре курса, его содержанием, знакомство с основными источниками информации. Входной контроль учащихся с целью определения уже имеющихся знаниях учащихся по темам: Органы цветковых растений, Влияние экологических факторов на организм, сезонные изменения в живой природе, систематические группы растений.

Тема 1: Систематические и экологические группы растений (4 часа).

1. Лекция: «Растения живут в семействах».

2-3. Экскурсия: «Изучение флоры родного края».

4. Семинар: «Экологические группы растений».

Характерные особенности растений разных семейств. Многообразие цветковых растений, знакомство с определителями, сбор растений. Контроль знаний - тестирование, составление коллекций.

Тема 2: Культурные растения (3 часа).

1. Путешествие с комнатными растениями

2. Все о садовых растениях

3. Путешествия с культурными растениями

Многообразие комнатных растений. Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Разнообразие садовых растений. Игровой момент в изучении программы. Контроль знаний проводится в форме викторины.

Тема 3: Редкие и исчезающие растения. Человек и природа (4 часа).

1. Красная книга растений

2. Редкие и исчезающие растения.

3. Растения в жизни человека

Проблема охраны растений. Антропогенное воздействие на природу. Редкие и исчезающие растения. Значение растений в жизни человека. Контроль знаний проводится в форме защиты рефератов.

Тема 4. Многообразие весенних растений нашей местности (4 часа).

1. Природные лекари весны

2. Многообразие весенних растений

3. Пресс-конференция: «Значение зеленых растений»

Правила сбора растений. Целебные свойства растений. Определение видовой принадлежности растений. Изготовление гербария.

Итоговое занятие (1 час).

Обобщение и оценивание полученных знаний. Составление компьютерной презентации проекта природоохранной зоны своей местности.


ЛИТЕРАТУРА

(для учащихся)

  1. Кайым К., Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Биология. 7 класс. - Алматыкитап, 2007г.

  2. Захаров В. Б., Сонин, Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. - М.: Дрофа, 2002.

  3. Пасечник В. В. Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. - М.: Дрофа, 2002.

  4. Методические указания к проведению весенних ботанических экскурсий. - Волгоград: ВГПИ, 1987.

  5. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1991.

  6. Новиков В. С., Губанов, И. А. Школьный атлас-определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985.

  7. Лункевич В.В. Занимательная биология. - М.: Наука, 1965 г.

  8. Муканов Б., Мусакулов Т., Суворов Н. Растительный и животный мир Казахстана. - Алма-Ата.: Мектеп, 1978 г.

  9. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений? - ВО.: Агропромиздат, 1986г.

  10. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М.: Детская литература, 1975 г.

ЛИТЕРАТУРА

(для учителя)

  1. Кайым К., Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Биология. 7 класс. - Алматыкитап, 2007г.

  2. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. - М.: дрофа, 2002.

  3. Пасечник, В. В. Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. - М.: Дрофа, 2002.

  4. Методические указания к проведению весенних ботанических. - Волгоград: ВГПИ, 1987.

  5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.

  6. Новиков, В. С., Губанов, И. А. Школьный атлас-определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985.

  7. Рейвн, П., Эверт, Р., Айкхорн, С. Современная ботаника. Т. 2. - М.: Мир, 1990.

  8. Брылев, В. А. Красная книга. Редкие и охраняемые растения. - Волгоград: Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992.

  9. Большая энциклопедия природы. Т. 6,7. - М.: ООО «Мир книги»,2003.

  10. Рогожкин, А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. - М.: Педагогика, 1981.

  11. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников, 5-11 классы. Москва,2005 г.


© 2010-2022