Конспект открытого урока на тему Рождение жизни на Земле

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смертина Валентина Николаевна,

учитель биологии,

МКОУ «СОШ №7» ИМРСК,

г. Изобильный, Ставропольский край

РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.

Задачи урока:

1. Образовательная - сформировать понятия об эрах и периодах развития жизни, рассмотреть основные направления развития растительного и животного мира;

2. Развивающая - развивать в учащихся способность анализировать как изменение климатических условий в разных эрах отразилось на развитии жизни на земле;

3. Воспитывающая - воспитывать бережное отношение к природе

Средства обучения: презентация, карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, постановка цели и задач на урок, создание положительного настроения на урок).

2. Введение в тему:

Летом 1925 года в американском городе Детоне судили Джона Скопса. Он был преподавателем колледжа и рассказал ученикам о том, как по земле зашагал человек. Но рассказал не по Библии, а по Дарвину. Оскорбленные верующие подали на него в суд. Это был знаменитый «обезьяний» процесс, который принес Америке бесчестие.

Проходил он по всем правилам. Выступали обвинители, свидетели, защита. Адвокат Скопса настаивал на том, что бы в зал заседании пригласили ученых, которые разъяснили бы суду сущность эволюционного учения Дарвина. Просьбу отклонили. А преподавателя колледжа Джона Скопса признали виновным в нарушении законов штата и приговорили к денежному штрафу.

Правда кажется всего в 100 долларов. [1, с. 32]
В течение урока нам необходимо ответить на один главный вопрос: Как происходило развитие жизни на Земле? И прав ли был Скопс, когда начал рассказывать эволюционное учение Дарвина, а не Библию?

Всегда ли жизнь была,

Иль создана могучею рукою?

Из космоса она пришла,

Иль зарождаться может заново, в покое?

Мы будем спорить, это обсуждать,

Доказывать, опровергать.

Нам чашу знаний нужно до конца испить...

Загадку жизни мы сумеем разрешить!

Смирнова Л.В.

Ребята, ответы на все вопросы мы должны найти с вами вместе, для этого на столах у вас есть все необходимое.
Класс заранее разделён на 4 группы, каждая группа получает задание, которое выполняет 8 минут. Ребята получает всё необходимое для урока: ватман, фломастеры, цветные карандаши и ручки, цветные самоклеющиеся стикеры.

А прежде чем перейти к заданиям давайте ознакомимся с основными понятиями нашего урока это: ЭРА, ПЕРИОД, ЭПОХА. (Формулируем понятия и записываем в тетрадь)

3.Основная часть урока.

Карточка задание: получает каждая группа.

1. Название эры.

2. Названия периодов.

3. Продолжительность

4. Главное событие (развитие растительного мира, развитие животного мира)

Все результаты оформляют на ватмане в виде мини - проекта, переходя от эры к эре выстраиваются на магнитной доске.

Всю информацию учащиеся получают из информационного листа, который заранее подготовили дома. Учитель только обязательно должен проконтролировать нужную подборку материала по всей теме.

4.Последовательный разбор темы. Следующий этап урока - защита своей проделанной работы. Защита мини - проектов по теме исследования.
(группы устно выступают, показывают свой мини - проект. Остальные ребята, слушая должны оценить работу группы и проследить правильность с точки зрения биологии его выполнение).

5. Проверка домашнего задания. Слово учителя. Давайте вернемся к теме нашего прошлого урока и ответим на вопросы: что такое ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. (Учитель называет свойство, а учащиеся говорят, ароморфоз это, идиоадаптация или дегенерация.) По какому признаку разделяли наступление новой и окончание предыдущей эры? (с появлением нового ароморфоза). Я предлагаю вновь обратиться к вашим проектам и назвать главные ароморфозы, обусловившие скачки в развитии живых организмов. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ В ПРИРОДЕ ЭТИ ПРОЦЕССЫ ИДУТ НЕПРЕРЫВНО И ОДНОВРЕМЕННО, СОЧЕТАЯСЬ МЕЖДУ СОБОЙ, И СМЕНЯЯ ДРУГ ДРУГА. Ароморфозы можно рассматривать как переломные пункты развития жизни. Обычно ароморфозы задают и определяют новые направления и этапы в развитии живого мира. За каждым ароморфозом следует множество идиоадаптаций, которые помогают организмам более полно использовать все имеющиеся ресурсы и места обитания. Некоторые организмы, попав в постоянную, сравнительно однородную среду, следуют по пути общей дегенерации. По истечении некоторого времени весь этот процесс может многократно повторяться, увеличивая многообразие форм организмов и их групп.

Как вы думаете, по какому пути пойдет дальше эволюция? Какой ароморфоз может произойти с живыми организмами? (Массовое размножение клещей, улиток)

6. Домашнее задание. 1) Заполнить таблицу «Этапы развития жизни на Земле».

Эра

Период

Продолжительность

Главное событие


2) Творческое домашнее задание: придумайте название новой эры, время когда она начнется, или может по вашему мнению она уже началась, и ароморфоз, который положит начало новому времени. Открыли дневники, я проверю как вы записали Д.З.

7. Рефлексия. В завершении урока мы логическим путем выявили, что многообразие всех живых организмов на земле это итог эволюции. Так виновен ли был Джон Скопс или его осудили зря? А теперь, предлагаю вам, используя полученные знания по зоологии, общей биологии ответить на вопрос с научной точки зрения: Что появилось первым: яйцо или курица?

Список литературы

  1. Акимушкин И. Занимательная биология. - М., «Молодая гвардия», 1967. 336 с.

  2. Стихотворение Смирновой Л.В. «Всегда ли жизнь была?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ped-kopilka.ru/blogs/kuznecova-elena/urok-isledovanija-razvitie-zhizni-na-zemle.html

© 2010-2022