Урок по биологии Царства живой природы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Групповая форма работы (класс делится на 6 групп по 3-4 человека).

Оборудование: таблица «Простейшие», модель инфузории туфельки, культура инфузории, мобильный класс (ноутбуки), беспроводные цифровые микроскопы.

Цель: ознакомить обучающихся с представителями царств живой природы.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности строения одноклеточных организмов на примере бактерий и простейших;

  • Развитие умений работать в группе, сравнивать объекты природы, пользоваться лабораторным оборудованием.

  • Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде, соблюдение норм личной гигиены, воспитание толерантности.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

  2. Изучение нового материала.

  3. Практическая работа.

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Мотивация учебной деятельности.

1 слайд. Я хочу начать урок с вопроса, который вы видите на экране.

Почему мы говорим, что гриб, ландыш, заяц, бабочка, роза - это живые организмы, а кристалл кварца, комета, ледяные сосульки - объекты неживой природы?

2 слайд. Перед вами живые организмы. На какие группы их можно разделить? Под какими №? Какие фотографии вызвали у вас затруднения? (амеба и бактериальная клетка) Сейчас мы преодолеем эти трудности.

Ученые делят все организмы на большие группы, которые называются царствами. Какие же царства живой природы существуют?

Давайте сравним строение всех представителей данных царств (обратить внимание обучающихся на одноклеточных организмов). Значит, по строению организмы делятся на 2 большие группы. Какие? (одноклеточные и многоклеточные).

Под №5 вибрион - это представитель царства Бактерии.

Под №9 амеба - это животное, просто устроено, поэтому его называют Простейшим.

С сегодняшнего урока мы будем изучать представителей царств природы, а начнем с самых просто устроенных организмов.

Определите тему нашего урока. (Одноклеточные организмы)

Поставьте перед собой цели.(Рассмотреть строение одноклеточных, из среду обитания, значение) А как мы их будем достигать?(Рассмотрим таблицы, изучим материал учебника, рассмотрим их под микроскопом)

Работать вы будете в группах, в конце урока каждый получит оценку, которая будет зависеть от работы каждого в группе.

2.Изучение нового материала.

1) Бактерии.

Учебник с.113-114 до 2 абзаца. Прочитайте текст и составьте вопросы, ответы на которые можно в нем найти. 4 мин.

3 слайд. Формы бактериальных клеток.

Какая главная отличительная особенность бактерий от других организмов?

(безъядерные организмы)

2) Простейшие.

4 слайд. Простейшие.

*Просмотрите видеофрагмент об амебе и ответьте, каково ее строение и способ передвижения.

* Просмотрите видеофрагмент об инфузории туфельке и ответьте, каково ее строение и способ передвижения.

А эвглена зеленая передвигается с помощью своего жгутика. Как вы думаете, почему эвглену называют зеленой? А у каких клеток могут быть хлоропласты? Как в русском языке есть слова исключения, так и в природе есть организмы исключения! Эвглена - животное, но имеет органоиды, свойственные для растений.

3)Значение Простейших - Алита и Жора.

3. Практическая работа. 10 мин.

Рассмотреть инфузорию туфельку, зарисовать ее, подписать органоиды передвижения.

4.Рефлексия.

1) Инсцинировка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сейчас вы увидите сценку из сказки, главной героине которой необходима ваша помощь.

(Выходят в русских народных костюмах Иванушка, Аленушка и автор. После инсцинировки Аленушка обращается к классу: «Ребята, объясните моему братцу, почему нельзя пить воду из открытых водоемов?»)

2)Классификация организмов ( электронное учебное издание «Природоведение», тема «Разнообразие живого» 5/9)

3) 5 слайд. Сравнение строения бактерий и простейших.

Найдите черты сходства и отличия бактерий и простейших.

4)Упражнение «Домино».

Выйдите ко мне брюнеты и брюнетки, блондинки и блондины. Посмотрите, все мы разные: разная внешность, степень здоровья, черты характера, увлечения, национальность. И это замечательно! Мир прекрасен в своем многообразии! Мы с вами в кругу, а это символ единства. Что же нас объединяет? (ответы детей).

Обучающиеся сдают листы с практической работой и результатами теста по классификации организмов.

  1. Домашнее задание.

С.113-114; подготовить презентацию о значении бактерий (по желанию).

© 2010-2022