- Преподавателю
- Биология
- Как создать экологическую тропу
Как создать экологическую тропу
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лебедева Л.В. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как организовать учебную экологическую тропу
Работа по созданию экотропы проводится в несколько этапов.
Первый этап организационный. Создается инициативная группа по организации учебной экотропы. Это педагог и небольшая группа учащихся, объединенных общим интересом к познанию и охране родной природы.
Инициативная группа становится авангардом, вовлекающим в работу все большее число участников (может быть, даже весь коллектив школы). На этом этапе определяются задачи, объем работы, порядок действий и место каждого в предстоящем деле. С помощью преподавателя все желающие разбиваются на бригады, с учетом их интересов и способностей. Составляется общий план работы по созданию экологической тропы и план действий для каждой бригады.
Второй этап - прокладка маршрута экологической тропы и составление карты Желательно привлекать к работе группы в качестве консультантов
преподавателей биологии, истории, труда, рисования и других специалистов. Педагог с инициативной группой тщательно обследует маршрут тропы, определяет объекты экскурсионного показа, места расположения обзорных площадок и площадок для отдыха, места установки информационных досок, указателей, макетов и других элементов оформления. Составляется
крупномасштабная карто-схема маршрута с указанием всех объектов (естественных и искусственных) и перечень элементов оформления, которые нужно будет установить на маршруте, с указанием тематики содержания стендов и табличек.
Третий этап - оформление и благоустройство экотропы. После того как определен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, бригада дизайнеров- оформителей под руководством учителей рисования и труда разрабатывает проект оформления маршрута. Одновременно информационная бригада занимается информационным содержанием работы - подготовкой призывов, лозунгов, научных и
художественных текстов для стендов, разработкой правил поведения на экологической тропе.
Затем совместными усилиями проводят благоустройство экотропы: убирают мусор, расчищают места отдыха и обзорные площадки, согласно проекту устанавливают на местности все изготовленные объекты, стараясь при этом наилучшим образом вписать их в природный ландшафт. Для дополнительного оформления экотропы можно также использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся птичьи гнезда. Их аккуратно переносят и укрепляют в естественной обстановке вдоль маршрута. Так, участвуя в коллективной работе по оформлению экотропы, дети приобретают навыки планирования, самообразования, делового общения, совместного решения проблем и взаимопомощи.
При благоустройстве экологической тропы помните, что ее оформление - не самоцель, а вспомогательное средство. Для ее оформления желательно использовать местные природные материалы.
Самый простой вариант оборудования экотропы следующий. В начале и в конце экотропы устанавливают информационные щиты с названием, карто-схемой экотропы и краткой информацией о маршруте и правилами для посетителей. На всех основных пунктах маршрута размещают небольшие таблички или столбики-указатели с номерами и названиями точек.
В то время, пока проводится оформление маршрута, бригада экскурсоводов вместе с курирующим экотропу преподавателем определяют тематику и содержание познавательных экскурсий, составляют паспорт экотропы и описание экскурсионных объектов.
Экскурсоводами становятся наиболее заинтересованные и активные обучающиеся. Экскурсии, которые проводят сами школьники, производят на
посетителей экотропы более сильное впечатление, чем беседа взрослого экскурсовода.
Четвертый этап - начало работы экотропы. К этому моменту экотропа готова для проведения экскурсий: маршрут оборудован, подготовлено описание экскурсионных объектов, составлен и утвержден паспорт экотропы и план ее работы.
Для наполнению экотропы - на маршруте создаются ботанические питомники, микрозаказники для насекомых, искусственные гнездовья, кормушки для птиц, почвенные разрезы, искусственные кострища и другие объекты, необходимые для проведения экскурсий. Периодически проводится инвентаризация и ремонт объектов оформления, обновляются тексты на информационных щитах.