• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по теме «Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий»

Урок по теме «Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий»

Урок по биологии в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС. Тема урока: «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий». Цель урока: формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности клеток бактерий. Содержание темы предполагает изучение строения и процессов жизнедеятельности бактерий. Вводятся такие термины и понятия как: бактерии, сине-зеленые (цианобактерии), сапрофиты, паразиты.  На уроке применяются электронные образовате...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».Урок биологии в 5 классе



Тема

Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Цель

Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности клеток бактерий

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает изучение строения и процессов жизнедеятельности бактерий.

Бактерии, сине-зеленые (цианобактерии), сапрофиты, паразиты.

Планируемые результаты


Личностные

- осознавать потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью

Получать биологическую информацию из различных источников.

Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Познавательные УУД:

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Анализировать и обобщать факты и явления.

Работать микроскопом, с текстом и иллюстрациями учебника.

Определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, парами (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные

Ученик научится:

- различать основные царства живой природы (Бактерии: безъядерные)

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий;

- характеризовать признаки бактерий: строение, питание, дыхание, размножение;

-работать с микроскопом.

Ученик получит возможность научиться:

- находить информацию в Интернет-ресурсах, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир 3 класс. Тема «Микробы и бактерии».

Выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», files.school-collection.edu.ru.

мультимедийный проектор, микроскоп, чашки Петри с посевами.

фронтальная -

индивидуальная -

в паре -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат


-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «бактерии»;

-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала;

-прививать культуру личной гигиены;

- прививать навык работы с микроскопом;

- формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в группе.

- Все группы получают чашки Петри
I гр. - Посев сделан с пальцев грязной руки.
II гр. - Посев сделан с рук, промытых водой без мыла.
III гр. - Посев сделан с рук, вымытых водой с мылом.
IV гр. - Посев сделан с денежной купюры.
Работа с микроскопами и микропрепаратами.

Обсуждение в группах, беседа.

-Как вы считаете, что за микроорганизмы образовались в чашках Петри?

- Где обитают данные организмы?

-На каком предмете вы уже имели возможность познакомиться с этими организмами?

-Что вы о них знаете?

- К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

Хотели бы вы узнать, как устроены эти загадочные микроорганизмы и особенности их жизнедеятельности?

Личностные:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, парами.

Познавательные:

осуществлять сравнение;

анализировать и обобщать факты и явления;

работать микроскопом, с текстом и иллюстрациями учебника.

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цели деятельности

Учебные задания

и методы работы с информацией

Планируемый результат

-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «бактерии»;

-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала.

Учитель, обобщая высказывания обучающихся предлагает им сформулировать тему и цели урока.

Обучающиеся формулируют тему урока и определяют цели.

Учитель дополняет.

Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты -
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук - биология -
Наука о жизни!
Вперед, господа!

Регулятивные:

- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Личностные:

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме;

- проявлять творческое отношение к процессу обучения.

Цели деятельности Строение бактерий

-познакомится с историей открытия бактерий;

научить школьников:

-объяснить сходства и различия в строении растительной и бактериальной клетки;

-выявлять особенности строения бактерий;

-анализировать текст учебника и текст ЭОР;

- формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре.

Демонстрация портрета А. ван Левенгука и рисунка первого микроскопа с кратким рассказом об истории открытия бактерий (слайд презентации).

Проанализировать текст учебника со с. 53, текст ЭОР "Общая характеристика бактерий" и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.

Бактерии - относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.

Бактериология - наука, занимающаяся изучением бактерий.

-Что вы узнали о строении бактериальной клетки?

Подпишите части бактериальной клетки в рабочей тетради №41 стр.29

Заполнение таблицы «Сходство и различие растительной и бактериальной клетки»

Сходства

Различия

Предметные:

- различать основные царства живой природы (Бактерии: безъядерные)

- характеризовать особенности строения бактерий;

- находить информацию в Интернет-ресурсах.

Регулятивные:

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

получать биологическую информацию из различных источников.

работать с учебником, рабочей тетрадью.

Познавательные:

осуществлять сравнение, классификацию;

анализировать и обобщать факты и явления;

определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие парами (определять общие цели, договариваться друг с другом).

Личночтные:

- проявлять интерес к поставленной проблеме

Цели деятельности

Форма бактерий

- давать общую характеристику бактериям;

-познакомиться с разнообразием форм бактерий;

-планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Анализируя ЭОР "Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий"

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

Заполняют в тетради схему "Формы бактерий", сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде презентации, при необходимости - корректируют

Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».

Предметные:

- характеризовать особенности строения бактерий;

анализировать и обобщать факты и явления

Регулятивные УУД:

работая по плану, сверять свои действия с целью

получать биологическую информацию из различных источников.

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Познавательные УУД:

осуществлять сравнение, классификацию.

Цели деятельности

Распространение бактерий

-вооружить учащихся знаниями о способах распространении бактерий;

- уметь анализировать и составлять схемы.

В ходе рассказа изобразите схему распространения бактерий на земном шаре, отобразив все особенности



Предметные:

- характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий;

анализировать и обобщать факты и явления

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью;


Цели деятельности

Питание бактерий

-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала;

-познакомиться с типами питания бактерий;

-уметь классифицировать бактерии по типу питания

Изучение текста учебника с. 53 о типах питания бактерий, изучают особенности строения и питания цианобактерий, используя ЭОР "Питание бактерий".

Урок по теме «Бактерии.Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий».

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР "Типы питания бактерий".

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Типы питания бактерий

Автотрофы

Гетеротрофы

используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.

используют органические соединения для построения органических веществ бактерии.

Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии).

Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии).

Сапрофиты
извлекают питательные вещества из мёртвых тел.

Паразиты
питаются органическими веществами живых тел.



Предметные:

- характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий;

- характеризовать признаки бактерий: питание, дыхание.

Регулятивные:

составлять план решения проблемы.

получать биологическую информацию из различных источников.

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Познавательные:

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

анализировать и обобщать;

Цели деятельности

Размножение бактерий. Образование спор

- выявить особенности способов и условий размножения бактерий;

-объяснить механизм размножения бактериальной клетки;

-познакомиться с особенностями выживания бактерий в неблагоприятных условиях;

-объяснять отличительные особенности споры бактерии от споры растений.

Просмотрев анимацию ответить на вопросы

. -Как размножаются бактерии? (простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут).

- Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

Работая с ЭОР выявить особенности приспособления бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях (ЭОР "Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям").

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

Учитель знакомит учащихся с отличительными особенностями споры бактерии от споры растений. Обращает внимание, что формирование споры бактерий происходит при неблагоприятных условиях как приспособление к выживанию.

1и 2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 и 4 группа

- Сформулируйте и запишите определение "Спора - это…".

- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

Предметные:

- характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий;

- характеризовать признаки бактерий: размножение.

Регулятивные:

получать биологическую информацию из различных источников.

Познавательные:

осуществлять сравнение, классификацию;

анализировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы «Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий»

Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания "Составление схемы строения бактериальной клетки", "Формы бактериальных клеток", "Составление схемы "Питание цианобактерий".

1и 2 группа

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

3 и 4 группа

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf

-Как размножаются бактерии?

-Благодаря чему имеют возможность выживать в неблагоприятных условиях?

Планируемый результат Предметные

- различать основные царства живой природы (Бактерии: безъядерные)

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий;

- характеризовать признаки бактерий.

Регулятивные:

-умение выполнять задания в соответствии с целью

Познавательные:

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

анализировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-Какие признаки бактерий вы знаете?

2.Рефлексия деятельности:

На партах у вас фишки зеленого цвета (положительное утверждение) и красного цвета (отрицательного утверждения). Работаем с фишками оценивая свою деятельность на уроке.

-На уроке я был увлечен, мне было интересно.

-Я понял изучаемый материал.

-Работая в группах и парах, я принимал активное участие.

2. Оценивание работы учащихся.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

-закрепление знаний по теме «Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

Домашнее задание

Параграф 11. Тетрадь задание №44.Отчет по группам.

Задания группам на дом (распечатаны карточки):
ГРУППА 1
Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки грязных рук. Через несколько дней там образовались колонии бактериальных клеток. Почему?
Сделайте вывод.
Вывод:
На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на грязных руках содержится огромное количество ___________________. Они делятся и образуют группы _____________________. Колоний очень много так как и видов _____________________ на грязных руках тоже велико. Если не мыть руки перед едой, то эти бактерии _________________.
ГРУППА 2
Задание:
Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой без мыла. Что появилось в чашках Петри? Почему?
Сделайте вывод.
Вывод:
На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на руках содержится большое количество ___________________. Когда мы моем руки водой без мыла, то мы удаляем лишь малую часть _____________________, а большая часть __________________ остается на руках и может попасть в организм человека и вызвать серьезные заболевания.
ГРУППА 3
Задание:
Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой с мылом. Появились ли колонии бактерий? Почему?
Сделайте вывод.
Вывод:
Питательная среда осталась практически чистой. Когда мы моем руки с мылом, то мы удаляем с них ___________________. Соблюдая правила личной гигиены, мы можем обезопасить себя от многих _____________________. Многие кишечные заболевания называют «болезнью грязных рук» потому что _______________________________

_______________________________________________________________.

ГРУППА 4
Задание:
Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки денежной купюры. Появились ли колонии бактерий? О чём это говорит?
Сделайте вывод.
Вывод:
В чашке Петри появились колонии микроорганизмов. Их очень много. Это говорит о том, что на деньгах содержится огромное количество ___________________. Передавая деньги друг другу люди совершают контакт и _____________________ попадают от одного человека к другому, от больного к здоровому. Так может произойти __________________ каким-нибудь заболеванием.

Предметные:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий;

- характеризовать признаки бактерий

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

составлять в группе план выполнения проекта.

Познавательные:

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

анализировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные

- осознавать потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;




© 2010-2022