Урок по биологии Ядро клетки

Изучение данной темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Данный урок разработан в рамках личностно - ориентированного обучения. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основными методами её изучения является самостоятельная работа с текстом, рассказ учителя, беседа. Важным является самостоятельное определение темы и целей урока учащимися, положительный эмоциональный настрой учащегося на активную познавательную ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В. Солтонского района.





Методическая разработка урока в рамках реализации принципов личностно - ориентированного обучения

на уроках биологии



Тема урока: « Ядро »

Биология, 9 класс




Учитель биологии и географии Каширина Наталья Васильевна






Пояснительная записка.

Изучение данной темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом.

Данный урок разработан в рамках личностно - ориентированного обучения.

Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основными методами её изучения является самостоятельная работа с текстом, рассказ учителя, беседа.

Важным является самостоятельное определение темы и целей урока учащимися, положительный эмоциональный настрой учащегося на активную познавательную работу. В ходе учебной деятельности учащиеся развивают общеучебные умения и навыки, а также приобретают прочные знания по данной теме. Учатся давать характеристику ядра и ядерных структур. Обосновывать взаимосвязь строения и функций. Приводить примеры роли ядра в наследственности. Делать выводы о сходстве всех эукариот по строению ядра. Используемые методы учения ориентированы, прежде всего, на активную деятельность учащихся, развитие самоконтроля, самоанализа на основе рефлексии.

Тема «Ядро».

Цели:

1. Образовательная:

Обеспечить усвоение знаний о ядре, как информационном и регуляторном центре клетки.

2. Развивающая:

Создание условия для развития:

- умения работать с информационным текстом, с рисунками.

- умения выделять существенные признаки, формулировать краткие ответы, составлять план ответа.

- умения внимательно слушать, выделять главное, работать с понятиями.

3. Воспитательная:

Воспитывать положительное и добросовестное отношение к занятиям.

Тип урока: «Урок новых знаний ».

Средства обучения: учебник, таблицы, рисунки «Строение ядра», «Строение хромосом и виды хромосом», карточка задание с вопросами.


I. Мотивационно - целевой этап.

Учебная задача

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методический комментарий

1. Организовать определение темы и целеполагание

1.Организую определение темы урока с помощью беседы (Приложение 1.)

2. Организую целеполагание через выход учащегося в индивидуальной рефлексии с помощью таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал ».

( Приложение 1).

Учащиеся в ходе беседы определяют тему урока « Ядро»

Учащиеся заполняют первые две колонки таблицы. Определяют цели урока.

Данный этап урока позволяет установить связь учебного материала с субъективным опытом учебника, способствует принятию целей урока учащимися

II. Организационно - деятельный этап.

1.Создать условия для формирования умения работы с текстом учебника.

2. Организовать взаимопроверку выполнением самостоятельной работы.

3. Организовать деятельность по формированию понятий кариотип, диплоидный гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы

4. Создать условия для работы учащихся по выявлению особенностей строения и функционирования ядрышек.

1. Организую работу учащихся с текстом учебника с помощью карточки - задания.

( Приложение 2)

2. Организую учащихся на проверку выполнения самостоятельной работы с текстом учебника.

3. Использую рассказ с элементами беседы по вопросу

«Хромосомный набор клетки».

( Приложение 2).


4. Предлагаю учащимся выполнить самостоятельную работу по изучению ядрышка с использованием текста учебника и дать характеристику ядрышка по плану.

( Приложение 2).

Учащиеся работают с

учебником по

вопросам из карточки.

Учащиеся по

желанию задают вопросы из карточки, либо составлять свои вопросы по « Клеточному ядру ».

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, работают с рисунком строения хромосом, отвечают на вопросы учителя.


4. Учащиеся, используя текст учебника, составляют план характеристики ядрышка и краткий рассказ по данному плану.

Способствует

развитию умения работать с текстом, выделять главное, формулировать краткие, четкие ответы, самостоятельно составлять вопросы.

Способствует развитию умений слушать, выявлять особенности строения хромосом работать с рисунками, развивать понятийный аппарат.

На данном этапе у учащихся формируется способность самостоятельного определения плана работы, изучения материала.




III. Рефлексивно - оценочный этап.

  1. 1.)Создать

условия для индивидуальной и коллективной рефлексивной деятельности учащихся.

2.) Организовать контроль и самоконтроль результатов деятельности.




3.) Создать условия для осознанного выбора варианта домашнего задания

1.Организую обсуждение деятельности по достижению целей урока.

2. Предлагаю учащимся вернуться к таблице

« Знаю, хочу знать, узнал», и заполнить 3 колонку.

Предлагаю учащимся оценить свои знания

1. Объяснение терминов и понятий.

2.С каким настроением вы изучали данную тему.

3. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке

( Приложение 3).


Предлагаю учащимся помимо основного, дополнительные варианты домашнего задания.

( Приложение 3).

Учащиеся заполняют 3 колонку в таблице, оценивают достижение целей.


Учащиеся оценивают прочность усвоения знаний, давая определения или объясняя новые термины и понятия

Учащиеся оценивают своё эмоциональное отношение к данной работе и учебному материалу.

Учащиеся, в ходе индивидуальной рефлексии оценивают свою деятельность, активность в ходе урока

Выбирают вариант домашнего задания в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Данный вид работы позволяет оценить учащимися результат работы и достижение целей урока.


Создаются условия для развития самооценки учащихся.




Создаются условия вариантности деятельности учащихся.






Приложение 1.

1.Мотивационно - целевой этап.

1) Определите тему урока

- Назовите основные части клетки?

(оболочка, цитоплазма, ядро)

- Чем прокариотические клетки отличаются от клеток эукариот?

( наличием оформленного ядра)

- Мы изучили оболочку, клеточную мембрану, предложите тему сегодняшнего урока?

( Ядро.)

2. Целеполагание.

- какие знания вы имеете по данной теме («Ядро».) Что бы вы хотели узнать?

- заполните, пожалуйста, первые две колонки таблицы.

Знаю

Хочу знать

Узнал



- Проанализируйте таблицу, сформулируйте цели сегодняшнего урока.

Приложение 2.

Организационно - деятельный этап.

1.Карточка - задание.

Используя текст учебника на странице 46 &2.3, первая статья «Клеточное ядро», подготовьте краткие ответы на предложенные вопросы.

1-11 Вопросы (и краткие ответы)

На самостоятельную работу 7-10 минут.

1) Организация работы - частично - поисковой с учебником и рисунками.

Карточка - задание.

1. Во всех ли клетках живых организмов имеются ядра?

( во всех эукариот, исключение - эритроциты.)

2. Объясните термин эукариот? ( греч. еи - хороший, полный, карион - ядро)

3. Каково значение ДНК для клетки?

( вещество наследственности, в котором зашифрованы все свойства клетки.)

4. Назовите две важнейшие функции ядра?

( 1- деление, передача признаков, 2- регулирует все процессы белкового синтеза, обмена веществ и энергии)

5. Какова форма ядра?

( шаровидная, овальная .)

6. Сколько ядер может находиться в клетке? Приведите примеры.

( Чаще 1, но может 2 - у инфузории туфельки, множество ядер - в волокнах поперечно- полосатых мышц.)

7. Каково строение ядерной оболочки?

( две мембраны, внутренняя - гладкая, внешняя - имеет многочисленные выступы, толщина приблизительно 30 мм, множество пор.)

8. Значение пор в ядерной оболочке.

( обмен веществ .)

9. Что такое кариоплазма, чем она образована?

( Ядерный сок или внутреннее содержание ядра, состоит из хроматина и ядрышек .)

10. Что представляет собой хроматин? Хромосомы?

( Хроматин - нити ДНК, хромосомы - образуются при делении клетки - нити хроматина, плотно накручиваются спирально на особы белки.)

11. Какова причина изменения структуры хроматина?

(гены - участки ДНК, в которых зашифрована структура, какого-либо белка, могут функционировать только в деспирализованном виде.)

2) При проверке выполнения самостоятельной работы учащихся, предлагается самостоятельно выбрать вопросы (можно составить самим). Проверка осуществляется следующим образом: отдельные учащиеся, по желанию задают вопросы по

«Клеточному ядру», остальные учащиеся дают четкие краткие ответы.

3) Рассказ учителя с элементами беседы по вопросу «Хромосомный набор клетки», новые термины, записываются на доске, используется таблица «Строение Ядра», рисунок 21 учебника «Хромосомный набор», самодельная таблица «Строение хромосом, виды хромосом».

Примерные вопросы, используемые в ходе рассказа учителя.

- Объясните термин деспирализования хромосома.

- Рассмотрите рисунок 21, сформулируйте определение хромосомный набор.

- По таблице «Строение хромосом, виды хромосом», объясните каково строение хромосомы, что такое центромера?

- Может ли количество хромосом в ядрах разных организмов говорить об уровне развития данного организма? ( Проверить себя по учебнику, страница 48.)

- Каков гаплоидный набор хромосом зелёной жабы, если диплоидный составляет 26 хромосом?

4) Используя статью 3 «Ядрышко» на странице 48-49, составьте план характеристики данной структуры и краткий рассказ по плану.

- форма

- строение

- функция

- количество

- время образования и разрушения ядрышка.

Приложение 3.

а) Рефлексивно - оценочный этап.

1. Каковы результаты нашей работы (вернитесь к таблице «Знаю, хочу знать, узнал», заполните 3 колонку.)

2. Оцените полученные знания, нужны ли нам знания о ядре? Попробуйте объяснить термины (прокариот, эукариот, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотин, соматические клетки, диплоидный гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариоплазма.)

3. Какое значение имеют для вас эти знания? (не важны, важны, очень важны.)

4. С каким настроением вы изучали этот материал? (было интересно, очень интересно, неинтересно.)

5. Как оцениваете свою деятельность на уроке? (удовлетворительно, хорошо, отлично.)

б) Домашнее задание: Изучить & 2.3, подготовить ответы на вопросы 1-12 страница 49.

По желанию.

а) Составить 5 вопросов к статье «Хромосомный набор».

б) Подготовить доклад на тему «Открытие ядра».

в) Подготовить доклад «Роль ядра в наследственности».

© 2010-2022