Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального

государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, рабочих программ по биологии; Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011, Сухорукова Л.Н Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей оющеобразоват. Учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, - М.: Просвещение, 2011. - 144

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. Источник: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. - М.Просвещение, 2011. - 144 с. Рабочая программа по биологии для 5-9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение», программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности на уроках и перечнем ресурсов УМК для каждого урока, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных

факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании

нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их

компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования

в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный,

экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия

живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать

две фундаментальные идеи биологии - эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования

разнообразных видов учебной деятельности - При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить

цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в

практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с Другими естественнонаучными дисциплинами;

- отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями

общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и

генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение

предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до

уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Общая характеристика курса


Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной

оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа

учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных

особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом

культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,

нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической

деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

-многообразие и эволюция органического мира;

-биологическая природа и социальная сущность человека;

-уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие

биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов»,

«Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира,

растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие

процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В 6 классе раздел «Живой организм » включает сведения о тканях живых организмов, об органах и системах органов, об организме как едином

целом , о строении и жизнедеятельности организмов, таких процессах как движение, фотосинтез, питание, дыхание, транспорт, выделение,

Размножение, индивидуальное развитие, расселение и распространение организмов

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,

личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее

продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом,

поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или

общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической u1085 науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного

отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с

овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как

способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Место биологии в учебном плане


Рабочая программа линии УМК «Биология -Сферы» (5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии

пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более

полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в

основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного)

общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному

самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных

и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные

компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание

своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание

чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки

в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать,

строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

б) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные

сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,

этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных

чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,

бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и

универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности

планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами а сверстииками, к проектированию и

построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать

гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте

учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

б) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и

окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, u1089 сравнивать разные точки зрения,

аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать

своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,

специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и

применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной

терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об

основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости;

овладение понятийным аппаратом биологии;

З) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых

организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного

знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска

на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью

своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

б) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции

растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических

экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости

рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и

домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ


Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных

царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики

заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при

отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы - неклеточные u1092 формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности; обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание,

удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие

растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и

жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные

растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение.

Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.

Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции.

Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.


Содержание курса биологии в 6 классе



  1. Введение (1 час)

Биология - наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.



  1. Органы и системы органов живых организмов (11 часов)

Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции. Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней. Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная. Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторные работы:

Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

Строение стебля.

Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.

Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Видоизменения подземных побегов.

3 Строение и жизнедеятельность организмов (23час)

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы:

Строение цветка.

Строение яйца птицы.

Определение плодов.

*Практические работы.

1. Вегетативное размножение растений.

2. Способы проращивания семян.

3. Агротехнические приемы выращивания растений.



Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

I

Введение

1

II

Органы и системы органов живых организмов

11

1

III

Строение и жизнедеятельность организмов

23

1

Итого

35

2





Дата

№ п/п

Тема

Содержание темы

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Организм - единое целое

Взаимосвязь клеток и тканей в орга­низме. Ткани - компоненты органов, органы - части систем органов и сис­темы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гу­моральная.

Формирование мотивации к познавательной деятельности

Оценивать действия товарищей

Определять

понятия

по теме урока,

объяснять,

устанавливать

взаимосвязь

клеток и

тканей,

высказывать

предположения о

последствиях

нарушения

целостности

организм

Развитие

умения

устанавливать

взаимосвязи, пргнозировать

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи ор­ганов и систем органов в организме. Высказывать предположения о по­следствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и сис­тем органов растений и животных.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Сформироа

нность

познавателных интересов

и мотивов,

направлены

х на

изучение

живой

природы.

2

Органы и системы органов растений. Побег.

Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка - зачаточный побег. Развёрты­вание почек.

.

Интерес к учению

Работа в группах

Научить

распознавать

побеги и

почки,

рскрыть

особенности

строения

побега

как основног

о органа

растений

Прогноз

ировать

последствия

нарушена

взаимот ношениий между

растениями и

животными

Называть составные части побега. Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генера­тивные почки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулиро-вания упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

3

Строение побега и почек. Лабораторная работа №1. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

Строение побега, генеративной и веге­тативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями.

Лабораторная работа №1. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

Формирование мотивации к учению

Работа в парах

Исследование

строение

побега

на натураль ных

объектах :распознавать части

побега, вегетативные,

генеративные

почки

Использование

различных

источников для

извлечения

необходимой

информации

Исследовать строение побега на на­туральных объектах. Распознавать части побега, вегета­тивные и генеративные почки. Устанавливать связь строения веге­тативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения. Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необхо­димой информации. Демонстрировать умение пользо­ваться лупой в процессе лаборатор­ной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием.

Анализируют условия и требования задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют заменять термины определениями. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Приобщение к ценностям и нормам экологической культуры

4

Строение и функции стебля. Л.р. № 2 « Строение стебля»

Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управле­ние ростом и развитием растений. По­перечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцеви­ны. Определение возраста деревьев по спилам.

Л.р. № 2 « Строение стебля»

Готовность

к самообразо

ванию

Высказывать

свое мнение о бережном

отношении к

деревьям

Работа в

парах

Описывать

внутреннее

строение

стебля

Фиксировать

результаты

наблюдений

Описывать внутреннее строение стебля, его функции. Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования го­дичных колец и роста стебля в дли­ну, толщину. Прогнозировать последствия обрез­ки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев. Высказывать своё мнение о береж­ном отношении к деревьям. Исследовать строение стебля в про­цессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Устойчивый интерес к учению

5

Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение.

Лабораторная работа № 3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

Уважение к в сотрудничестве

Организовывать работу в паре

Называть

и

определять части

листа, типы

листорасположения,

иллюстрировать их

примерами

Анализировать,

сравнивать

строение,

листорасположение

Называть и определять части лис­та. Различать простые и сложные листья. Характеризовать типы листорас­положения. Определять типы листорасположе­ния на натуральных объектах. Анализировать, сравнивать строе­ние листа, используя натуральные объекты. Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в про­цессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием.

Анализируют условия и требования задачи. Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат.

Умеют слушать и слышать друг друга. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

6

Клеточное строение листа

Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Свето­вые и теневые листья.

Самоопределение

Работа в группе

Сформировать знания о

типах

жилкования,

показывать

зависимость

строения

листьев

от условий

произрастания

Уметь

исследовать

строение

кожицы

листа на

микропрепаратах,

фиксировать

результаты

Описывать строение кожицы и мякоти листа.

Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функ­ций. Различать световые и теневые листья. Исследовать строение кожицы лис­та на микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюде­ний

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Общаются и взаимодействуют с партнерами по обмену информацией

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

7

Строение и функции корня

Лабораторная работа № 4. «Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы»

Строение корня. Зоны корня: распо­ложение, строение, функции. Строе­ние корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение зна­ний о строении корня.

Лабораторная работа № 4. «Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы»

Готовность к самообразованию

Самостоятельное изучение в паре

Называть

зоны

корня, их

функции,

определять

понятия

по теме

урока

Анализировать

информацию о строении

корня,

применять

на практике

знания о зонах

корня, корн.вол.

Называть зоны корня, их функ­ции. Распознавать типы корневых сис­тем, боковые и придаточные кор­ни. Устанавливать связь строения и функций зон корня. Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках. Исследовать зоны корня на мик­ропрепаратах в процессе лабора­торной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания. Выделяют и формулируют познавательную цель. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.

Сформиров

анность

познавател

ьных

интересов

и мотивов,

направленных на

изучение

живой

природы.

8

Видоизменения надземных побегов.

Причины видоизменения побегов. Те­ория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан - видоизме­нённая почка.

Развитие личностных представлений о строении

Работа в группе

Узнавать

Видоизмененные

надземные

побеги:

сочные

побеги,

колючки,

усики,

кочан

Работать

С различн

ыми информ

ационными

ресурса

ми

Называть видоизменённые надзем­ные побеги, приводить примеры. Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания. Использовать гербарные экземпля­ры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Определяют последовательность промежуточных целей.

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Сформиров

анность

познавател

ьных

интересов

и мотивов,

направленных на

изучение

живой

природы.

9

Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторная работа №5. Видоизменения подземных побегов.

Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клуб­ней, луковицы.

Лабораторная работа №5. Видоизменения подземных побегов.

Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Называть

и определять

видоизменения

подземных

корней

на натуральных

объектах

Делать

выводы

о причинах

сходства и

различия.

Называть видоизменения подзем­ных побегов и корней. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизменённые побеги и корни. Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания.

Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правил поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности.

Сформиров

анность

познавательных

интересов

и мотивов,

направленных на

изучение

живой

природы.

10

Органы и системы органов животных.

Органы и системы органов животных. Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кро­веносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.

Стремление к самообразованию

Работа в группе

Называть системы органов и их функции

Объяснять

наличие

наружно

го и внутрен

него скелета,

замкнутой и

незамкн. кров. системы

Называть системы органов живот­ных. Определять функции систем орга­нов. Обосновывать важность взаимосвя­зи всех систем органов для обеспе­чения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.

Определяют основную и второстепенную информацию. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.

Сформирова

нность

познавательных интересов

и мотивов,

направленны

х на изучение

живой

природы.

11

Органы и системы органов животных.

Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания.

Формирование мотивации к обучению биологии, целенаправленной познавательной деятельности

Работа в паре

Объяснять усложнение организации с позиций эволюционной теории

Обосновывать биологическое значение органов и систем органов животных

Называть системы органов живот­ных. Определять функции систем орга­нов. Обосновывать важность взаимосвя­зи всех систем органов для обеспе­чения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.

Определяют основную и второстепенную информацию. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.

Сформирова

нность

познавательных интересов

и мотивов,

направленны

х на изучение

живой

природы.

12

Обобщающий урок по теме «Органы и системы органов живых организмов».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Самоопределение

Работа в группе

Сравнивать и классифицировать органы растений и животных с выполняемыми функциями

Сравнивать и классифицировать листья, корневые системы, видоизменённые побеги. Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями. Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности мно­гоклеточного организма. Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Сформирова

нность

познавательных интересов

и мотивов,

направленны

х на изучение

живой

природы.

Строение и жизнедеятельность организмов 23ч

13

Движение живых организмов.

Способы передвижения одноклеточ­ных организмов. Движение отдель­ных органов растений. Органы пере­движения животных в различных средах жизни.

Готовность и способность к самообразованию

Определение цели

Познакомиться со

способам

и движения

одноклеточных,

многоклеточных и

колониальных животных

Анализировать

сравнивать,

прогнозировать,

делать

выводы

Называть и описывать способы пе­редвижения некоторых одноклеточ­ных организмов.

Приводить примеры движения ор­ганов растений. Обосновывать необходимость пере­движения животных в пространстве. Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, спосо­бами перемещения животных в раз­личных средах. Использовать информационные ре­сурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движе­ния животных к жизни в опреде­лённой среде

Анализируют условия и требования задачи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень условия (какой будет результат?)

Демонстрируют стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

14

Почвенное питание растений.

Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое дав­ление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.

Стремление к самообразованию

Работа в группах

Описывать

сущность

почвенного

питания,

приводить

примеры

плотоядных и

паразитических

видов

растений

Устанавливать

взаимосвязь

Определять сущность почвенного питания растений. Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений. Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимен­та роль корневого давления в пере­движении воды с минеральными ве­ществами

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Структурируют знания.

15

Фотосинтез. Воздушное питание растений

История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Эксперименталь­ные доказательства образования крах­мала и выделения кислорода в процес­се фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.

Уважение в сотрудничестве

Организовывать работу в парах

Называть

и

описывать

условия

протекания,

результаты

процесса

фотосинтеза

Выдвигать

предположения

об

условиях

способствующих

эффективности

фотосинтеза

Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический экспери­мент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Выдвигать предположения об усло­виях, способствующих эффектив­ности фотосинтеза и повышению урожайности растений. Извлекать и анализировать инфор­мацию о фотосинтезе из различных источников

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.

деятельности. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

16

Фотосинтез.

К.А. Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений

Самоопределение

Работа в группе

Называть

и

описывать

условия

протекания,

результаты

процесса

фотосинтеза,

определять

понятие

по теме

Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический экспери­мент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Выдвигать предположения об усло­виях, способствующих эффектив­ности фотосинтеза и повышению урожайности растений. Извлекать и анализировать инфор­мацию о фотосинтезе из различных источников

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают откло-нения и отличия от эталона. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

17

Испарение воды листьями. Листопад.

Доказательства испарения воды листья­ми. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листо­пад - приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения.

Готовность к целенаправленной познавательной деятельности

Работа в группах

Развить

знание о

строении

и

функциях листьев

на

основе

рассмотрения

процесса

испарения воды

листьями

Развить

умение

аргументировать ответ,

устанавливать

взаимосвязь

строения и

условий

обитания

Описывать сущность процесса ис­парения воды листьями. Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями.

Приводить доказательства роли листьев в испарении растений. Распознавать листопадные и веч­нозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные эк­земпляры, рисунки

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют и формулируют проблему. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Осознают качество и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга.

18

Питание животных.

Захват и заглатывание пищи - отли­чительная особенность питания живот­ных. Пищеварительная система многоклеточных животных, её отделы. Роль эпителия кишечника и кровенос­ной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особен­ности строения пищеварительной систе­мы. Хищные и паразитические живот­ные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные жи­вотные..

Готовность к самообразованию

Беседа с учителем

Развить

знания о

способах

питания

животных

Называть

и

описывать отделы

пищеварительной

систем

Обосновывать

связь

кровеносной и

дыхательной

системы

Называть и описывать отделы пи­щеварительной системы животных. Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить при­меры. Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пи­щеварения

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Структурируют знания. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения. Вступают в диалог, участвуют в кол-лективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

19

Питание бактерий и грибов.

Бактерии - гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы-сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе.

Готовность к самообразованию

Работа в парах

Называть способы питания у бактерий и грибов

Определять

понятия

по теме

урока

Называть и описывать способы пи­тания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органи­ческого вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеро­трофные, сапротрофные и паразити­ческие формы среди бактерий и гри­бов. Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы

Строят логические цепи рассуждений. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

20

Дыхание растений, бактерий и грибов.

Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.

Готовность к самоопределению

Работа в группах

Сущность

процессов

дыхания и

брожения у

бактерий

и грибов

Устанавливать

взаимосвязь и

обосновывать

значение процессов

Определять сущность процесса ды­хания. Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Составляют план и последовательность действий. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Выделяют и формулируют проблему. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

21

Дыхание и кровообращение животных.

Разнообразие органов дыхания живот­ных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообраще­ния.

Уважение к партнеру

Работа в парах

Сущность

процессов

дыхания

у животных

Развить

знания о

процессах

кровообращения

Продолжить

формирование

умения устанавливать

взаимосвязь

строения и

условий

обитания,

взаимосвязь

процессов

дыхания

и

кровообращения у

животных

Устанавливать взаимосвязь процес­сов дыхания и кровообращения у животных. Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания живот­ных в связи со средой обитания. Приводить примеры животных, ор­ганы дыхания которых представле­ны жабрами, трахеями, лёгкими

22

Транспорт веществ в организме.

Передвижение воды, минеральных и ор­ганических веществ в растении. Транс­порт веществ у животных. Теплокров­ные и холоднокровные животные.

Готовность к самообразованию

Работа в группах

Сформировать

представление о транспортной

системе

Сравнивать

проводящую

систему

растений и

кровеносную

систему

животных

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о при­чинах их сходства. Устанавливать взаимосвязь строе­ния и функций проводящей систе­мы растений и транспортной систе­мы животных. Доказывать с помощью биологи­ческого эксперимента передвиже­ние воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органичес­ких веществ - по ситовидным трубкам коры.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Осознают качество и уровень усвоения. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

23

Выделение. Обмен веществ

Выделение, его связь с процессами пи­тания и дыхания. Особенности процес­са выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой - основа биологического круговорота..

Готовность к самообразованию

Беседа с учителем

Приводить

примеры

органов

выделения

животных,

выявлять

существенные

особенности

процесса

выделения

Делать

выводы

об

обмене

веществ

как

характер

ном

признаке

живых

организмов,

зависимости

интенсивности

Устанавливать

взаимосвязи,

делать

выводы

Раскрывать

сущность

процесс

а

обмена

веществ

Выявлять существенные особеннос­ти процесса выделения и обмена ве­ществ.

Устанавливать взаимосвязь пищева­рительной, дыхательной, выдели­тельной систем в процессе обмена веществ. Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессив­ного развития кровеносной и дыха­тельной систем. Приводить примеры органов выделе­ния животных

Определяют основную и второстепенную информацию. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

24

Размножение организмов. Бесполое размножение

Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водо­рослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.

Готовность к самообразованию

Работа в группах

Называть

и

описывать разные

способы

бесполого

полового

размножения

Определять

понятия

по теме

Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры.

Делать выводы о биологическом зна­чении бесполого размножения.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

25

Вегетативное размножение растений. Практическая работа №1. Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетатив­ном размножении для выращивания культурных растений. Способы веге­тативного размножения растений. Размножение плодово-ягодных куль­тур с помощью прививки. Современ­ные методы. Цели и задачи, органи­зация практической работы.

Практическая работа №1. Вегетативное размножение растений

Готовность к саообразованию

Работа в группах

Называть,

описывать и

сравнивать

разные

способы

вегетативного

размножения

растений

Называть и

описывать

способы

бесполо

го

размножения

Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного разм­ножения растений. Применять знания в практических ситуациях: размножать растения че­ренками, луковицами, почками, уса­ми. Делать выводы о значении вегета­тивного размножения в природе и жизни человека. Фиксировать результаты практичес­кой работы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Сличают свой способ действия с эталоном. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

26

Половое размножение растений. Строение цветка. Лабораторная работа №6. Строение цветка

Строение цветка. Цветок - генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка. Соцветия, их биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи.

Лабораторная работа №6. Строение цветка

Готовность к самообразованию

Работа в парах

Называть,

описывать и

сравнивать

разные

способы

полового

размножения

растений

Называть

и

определять части

цветка,

исследовать

строение

цветка

Выдвигать

гипотезы,

делать

выводы

о

значении

вегетативного

размножения

Называть и определять части цвет­ка, соцветия, тычиночные и пестич­ные цветки, однодомные и двудом­ные растения. Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами. Исследовать строение цветка в про­цессе лабораторной работы, фикси­ровать её результаты в форме схема­тических рисунков. Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

27

Опыление.

Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрёстное опыле­ние, искусственное опыление. Осо­бенности насекомоопыляемых и вет­роопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыле­ния при выращивании культурных рас­тений.

Готовность к самообразованию

Работа в парах

Называть

и

описывать

различные типы

опыления,

иллюстрировать

их

примера

ми

Прогнозировать

опасность

сокращения

численности

насекомых и

птиц-

опылите

лей

Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречают­ся, части семени и плода. Сравнивать строение цветков, пыль­цу насекомоопыляемых и ветроопы­ляемых растений. Выявлять основные особенности оп­лодотворения у цветковых растений. Прогнозировать опасность сокраще­ния численности пчёл, шмелей, дру­гих насекомых-опылителей, птиц.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Устанавливают причинно-следственные связи. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

28

Оплодотворение у растений. Плоды и семена. Лабораторная работа №7 Определение плодов

Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообра­зие. Определение сухих и сочных, одно­семянных и многосемянных плодов. Цели и задачи, организация лабора­торной работы..

Лабораторная работа №7 Определение плодов

Готовность к самоопределению

Работа в парах

Показать

разнообразие

плодов,

распознавать

сухие и

сочные,

односемянные и

многосемянные

Сравнивать,

классифицировать

Описывать основные особенности оп­лодотворения у цветковых растений. Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотво­рением. Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты в виде таб­лиц, рисунков. Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии.

Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выбирают основания и критерии для классификации объектов. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и после-довательность действий.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности

29

Размножение многоклеточных животных.

Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности раз­вития нового организма

Готовность к самообразованию

Беседа с учителем

Определять

понятия

по теме

урока,

описывать

способы

размножения

Выявлять

основные

закономерности

Описывать способы бесполого раз­множения животных. Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры. Выявлять основные закономерности развития животных, используя ил­люстрации и электронное приложе­ние

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

30

Индивидуальное развитие растений. Приёмы выращивания и размножения растений. Практическая работа №2. Способы проращивания семян. Пр. р. №3 Агротехнические приемы выращивания растений

Развитие растений из семени. Рост рас­тений, возрастные периоды растений после образования семени.

Практическая работа №2. Способы проращивания семян. Пр. р. №3 Агротехнические приемы выращивания растений

Самоопределение

Работа в парах

Развить

представление о процессе

развития

организма на

основе

рассмотрения

периодов

индивидуального

развития

растений

Определять и

описывать периода

инд.развития

Описывать периоды индивидуально­го развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений. Сравнивать процессы роста и разви­тия растений. Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Определяют основную и второстепенную информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Работают в группе. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Сличают свой способ действия с эталоном. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности

31

Индивидуальное развитие животных.

Лабораторная работа №8. Строение яйца птицы

Зародышевый период животных. Пери­од формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.

Лабораторная работа №8. Строение яйца птицы

Самоопределение

Работа в парах

Называть

периоды

индивидуального

развития,

сравнивать

прямое и

непрямое

развитие

Определять

понятия

по теме

урока

Описывать периоды индивидуально­го развития животных. Выявлять особенности эмбриональ­ного развития животных. Сравнивать непрямое и прямое раз­витие, развитие с полным и непол­ным превращением

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Анализируют условия и требования задачи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Осознают качество и уровень усвоения. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

32

Расселение и распространение живых организмов.

Расселение бактерий, грибов и расте­ний. Расселение животных. Нерегу­лярные перемещения и миграции жи­вотных.

Готовность к самообразованию

Работа в группах

Описывать

различные

способы

расселения и

распространения

живых

организмов

Определять

понятии

по теме

урока,

прогнозировать

последствия

изменений в

природе,

описывать

способы

расселения и

распространения

Описывать различные способы рас­селения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распростра­нения растений. Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов. Понимать причины и значение миг­раций для животных. Прогнозировать последствия изме­нений в природе для распростране­ния живых организмов.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

33

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов.

Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник измене­ния годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Со­стояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теп­локровных животных. Сезонные мигра­ции птиц и насекомых. Фенологичес­кие наблюдения и народные приметы, их практическое значение.

Готовность к самообразованию

Работа в группах

Устанавливать

взаимосвязи,

определять

понятия

Сформировать

Понятие о

биоритмах,

устанавливать взаимосвязь

между

длиной

светового дня и

приспособительными

реакция

ми

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособи­тельными реакциями живых орга­низмов. Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и под­земных побегов, корней для перене­сения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение яв­лений анабиоза, зимнего сна в жиз­ни животных. Понимать практическое значение фенологических наблюдений. Наблюдать за сезонными изменени­ями в природе, описывать, делать выводы

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособи­тельными реакциями живых орга­низмов. Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и под­земных побегов, корней для перене­сения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение яв­лений анабиоза, зимнего сна в жиз­ни животных. Понимать практическое значение фенологических наблюдений. Наблюдать за сезонными изменени­ями в природе, описывать, делать выводы

34

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов».

Итоговая проверка

Самоопределение

Устанавливать взаимосвязь дыха­ния, фотосинтеза и почвенного пита­ния растений.

Обосновывать участие процессов пи­тания, дыхания, выделения в обме­не веществ.

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития орга­низма. Находить черты сходства в размно­жении и развитии растений, живот­ных. Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

35

Итоговый контроль по курсу биологии шестого класса

Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Вы­явление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Сравнивать дыхание и фотосинтез, транспорт веществ у растений и жи­вотных, способы полового и бесполо­го размножения. Понимать сущность и значение опы­ления и оплодотворения растений. Обосновывать универсальность для всех живых организмов процессов дыхания, пищеварения, выделения, размножения, развития. Применять знания о процессах жиз­недеятельности живых организмов в практических ситуациях.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, транспорт веществ у растений и жи­вотных, способы полового и бесполо­го размножения. Понимать сущность и значение опы­ления и оплодотворения растений. Обосновывать универсальность для всех живых организмов процессов дыхания, пищеварения, выделения, размножения, развития. Применять знания о процессах жиз­недеятельности живых организмов в практических ситуациях.


© 2010-2022