Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание С6

Задание 40 № 11316. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая - геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились пять рыжих котят. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

Пояснение.

1) Генотипы родителей: кошка ХВХb. Гаметы кошки ХВ и Хb. Кот ХbУ. Гаметы кота Хbи У .

2) Генотипы рыжих котят - ХbУ или ХbХb.

3) Наследование, сцепленное с полом.

Примечание решуЕГЭ.

Возможные генотипы и фенотипы котят от данных в условии кота и кошки: черепаховая кошка ХВХb; черный кот ХВУ; рыжая кошка ХbХb; рыжий кот ХbУ. В вопросе задачи спрашивается только про рыжих котят, поэтому в ответе указываем:

2) Генотипы рыжих котят - ХbУ или ХbХb

Задание 40 № 11326. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa - четвертая?

Пояснение.

Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая - АВ.

2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

Задание 40 № 16199. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей - первого, страда-

ющего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей.

Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?

Пояснение.

Решение

1) Р ♀ АаХХd × ♂ ааХdУ

Гаметы ♀АХ, ♀АХd,♀аХ, ♀аХd ♂аУ, ♂аХd

2) Генотип сына, больного лёгкой формой анемии и дальтонизмом, АаХdУ.

Генотип сына без патологии ааХУ.

3) Вероятность рождения сына без патологий 1\8.

Примечание.

Дальтонизм обозначен как Хd

Нормальное цветовое зрение Х

(но можно обозначить как ХD)

Задание 40 № 16383. У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с короткоухим белым бараном. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят.

Пояснение.

1) ♀ААВв х ♂Аавв

Гаметы АВ, Ав, Ав, ав

2) F1 AАВв - длинноухие, чёрные

ААвв - длинноухие, белые

АаВв - короткоухие, чёрные

Аавв - короткоухие, белые

3) Вероятность рождения безухих белых ягнят равна 0. Все ягнята либо длинноухие, либо короткоухие и имеющие как чёрную, так и белую шерсть.

Задание 40 № 11291. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение - доминантный признак)

Пояснение.

1) Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит, оба родителя имели рецессивный ген слепоты,

2) генотипы родителей Аа,

3) вероятность равна 100%.

Спрятать пояснение

Задание 40 № 11294. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей и какова вероятность рождения кареглазых детей?

Пояснение.

1) Потомство всегда получает от родителей только один ген из аллелей. Так как родилась голубоглазая девочка, значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т. е. она была гетерозиготной по этому признаку и ее генотип - Аа. Генотип голубоглазого отца - аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)

2)

Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

3) ОТВЕТ: Аа и аа; вероятность рождения кареглазых детей - 50%

Задание 40 № 11297. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая - 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.

Пояснение.

1) Так как в потомстве второй черной самки не было расщепления, все потомство было черным, значит, черная окраска доминирует и генотип самца - аа, генотип второй самки - АА.

2) В потомстве первой самки наблюдается расщепление 1:1, значит, генотип первой самки - Аа.

3) Генотипы потомства от первой самки - Аа (20 черных) и аа (17 коричневых), генотип потомства от второй самки - Аа (единообразие - 33 черных).

Задание 40 № 11299. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?

Пояснение.

1) Генотипы родителей: вв, ВВ.

2) Генотипы потомства в первом поколении: Вв - устойчивые к ржавчине.

3) Генотипы потомства во втором поколении: 1BB : 2Bb - устойчивые к ржавчине, 1 bb - восприимчивые к болезни. Правило расщепления Менделя:

По генотипу: 1:2:1.

По фенотипу 3:1.

Задание 40 № 11300. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая - розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти - доминантный (А).

Пояснение.

1) Генотипы родителей: самец Аа, I самка - аа, II самка - Аа;

2) генотипы потомства от I самки: 2Аа с розеточной шерстью, 1аа - с гладкой шерстью;

3) генотипы потомства от II самки: 3(АА, Аа) - с розеточной шерстью, 1аа - с гладкой шерстью.

Задание 40 № 11305. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В) с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку первого поколения, имевших разные генотипы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений.

Пояснение.

1) Генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и Ааbb (гаметы Аb, аb).

2) Генотипы первого гибридного поколения - АА Bb и АаВb(все с гребнем и оперенными ногами).

3) Фенотипы и генотипы второго поколения:

6/8 (3/4) с гребнем и оперенными ногами:

1ААВВ : 2ААВb : 1AaBB : 2AaBb

2/8 (1/4) с гребнем и голыми ногами:

1AAbb : 1Aabb

Задание 40 № 11307. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

Пояснение.

1) Так как родители дигетерозиготны, они имеют генотип АаВв,

2) при таком скрещивании, в потомстве проявляется расщепление по фенотипу - 9:3:3:1.

3) 9 -черные,мохнатые,3 - черные, гладкие,3 - белые,мохнатые,1 - белый, гладкий.

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?

Пояснение.

1) Генотипы родителей АаХdХ и ааХdУ.

2) Гаметы АХd, АХ, аХd, аХи аХd, аУ.

3) Вероятность рождения сына без аномалий с генотипом ааХУ равна 1/8.

Задание 40 № 11328. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

Пояснение.

1) Признак доминантный так как передается потомству всегда, не сцепленный с полом так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа (с признаком).

2) Генотипы детей в F1 женщины - Аа (с признаком) и aа, мужчины - Аа (с признаком).

3) Генотипы потомков F2 мужчина - Аа (с признаком).

Спрятать пояснение

Задание 40 № 11329. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

Пояснение.

1) Признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

Спрятать пояснение

Задание 40 № 11330. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

Пояснение.

1) Признак доминантный, не сцеплен с полом;

2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа.

Спрятать пояснение

Задание 40 № 12280. Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей - родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

Пояснение.

1. Показан пример аутосомно-доминантного наследования при полном доминировании.

2. Генотипы родоначальников Аа и аа.

3. Все люди, не несущие исследуемого признака, гомозиготны по рецессивному признаку.

Задание 40 № 12695. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

Пояснение.

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Ха,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки - один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y - хромосому, а от матери (11) один Ха, другой ХА.

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 - женщина-носитель - ХАХа

4 - мужчина без признака - ХАY

8 - мужчина с признаком - ХаY

11 - женщина-носитель - ХАХа

Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.

Задание 40 № 13895. У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хb - коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Пояснение.

У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.

По условию: наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А);

отсутствие хохолка - рецессивный аутосомный признак (а);

зелёная окраска оперения - сцепленный с полом ген ХВ

коричневая - Хb.

1) Определим генотипы родителей:

самка - без хохолка с коричневым оперением - ♀ aaХbY

самец - хохлатый с зелёным оперением - ♂ А?ХВХ?

Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с фенотипом - без хохолка коричневые - данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb.

Итак, генотип самца ♂ АaХВХb

2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХb; aY

а самец четыре типа: AХB; AХb;aХB;aХb

3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства:

самки хохлатые зелёные - Aa ХBY

самцы хохлатые зелёные - AaХBХb

самки хохлатые коричневые - AaХbY

самцы хохлатые коричневые - AaХbХb

самки без хохолка зелёные -aaХBY

самцы без хохолка зелёные -aaХBХb

самки без хохолка коричневые -aaХbY

самцы без хохолка коричневые -aaХbХB

4) Закономерности:По второму признаку (окраска оперения) - наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком - независимое наследование. При определении генотипа самца - анализирующее скрещивание.

адание 40 № 16034. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.

Пояснение.

1) А - чёрная шерсть, а - кофейная шерсть В - короткая шерсть, b - длинная шерсть Возможные генотипы: АаВЬ, АаВВ, ААВЬ, AABB.

2) Скрестить надо с рецессивной гомозиготой по обоим генам (длинношерстная собака с шерстью кофейного цвета). Это будет анализирующее скрещивание.

3) Только в том случае, когда в потомстве е будет признаков расщепления можно говорить о чистопородности приобретенной собаки

AABB х aabb

F1 AaBb

100% чёрные короткошерстные

Остальные три варианта говорят о том, что собака не «чистая линия»

- АаВЬ х aabb

Получится 1:1:1:1 АаВЬ : Aabb: aaBb: aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длиношерстные : кофейные короткошерстные : кофейные длиношерстные)

- AaBB x aabb

Получится 1:1 AaBb : aaBb (чёрные короткошерстные : кофейные короткошерстные)

- AABb x aabb

Получится 1:1 AaBb : Aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длиношерстные)

Задание 40 № 17043. Пробанд - женщина, умеющая сворачивать язык в трубочку, выходит замуж за мужчину, который не умеет сворачивать язык в трубочку. У них родились сын и дочь, оба умеют сворачивать язык в трубочку. Мать пробанда умеет сворачивать язык в трубочку, а отец - не умеет.

Брат пробанда умеет сворачивать язык в трубочку.

У пробанда есть и сестра, которая не умеет сворачивать язык в трубочку, она дважды выходила замуж за мужчин, которые умеют сворачивать язык в трубочку. Сын от первого брака не умеет сворачивать язык в трубочку, дочь от первого брака и сын от второго брака умеют сворачивать язык в трубочку. Бабушка по материнской линии не умела сворачивать язык в трубочку, а дедушка - умеет. Определите характер наследования признака (умение сворачивать язык в трубочку) и укажите генотипы пробанда и её сестры.

Пояснение.

1. Признак «умение сворачивать язык в трубочку» является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении. Если из двух родителей только один умеет сворачивать язык в трубочку, то признак проявляется.

С одинаковой вероятностью встречается и у мужчин и у женщин (не сцеплен с Х-хромосмой).

2. Генотип пробанда: Аа, т. к. отец пробанда не умел сворачивать язык в трубочку и имеет генотип аа, а доминантную аллель (А) пробанд получает от матери.

3. Генотип сестры пробанда: аа, т. к. она не умеет сворачивать язык в трубочку - рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.


© 2010-2022