Рабочая программа по биологии профиль

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан








«Рассмотрена»

На заседании ШМО учителей

Естественно-математического цикла

Руководитель ШМО

_________ /В. П. Тимофеева/

Протокол № ___

от «___» ___________2014 г.


«Согласована»

Заместитель директора по УР МБОУ

«СОШ с. Нижняя Русь»

__________ /Т.Н. Раимова/

от «___» ___________2014 г.


«Утверждена»

Директор МБОУ «СОШ

с. Нижняя Русь»

_________ /В. Н. Егоров/

Приказ № 124

от «____»__________2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии для 11 класса (профильный уровень)


Тимофеевой Валентины Петровны

учителя высшей квалификационной категории






2014 - 2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273 - РФ ;

  • закона «Об образовании» РТ от 22 июля 2013 г;

  • федерального компонента государственных стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 108;

  • примерной программы среднего полного общего образования (профильный уровень) по биологии для 11 класса (Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.);

  • Биология. 5 - 11 классы : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, /авт. сост. Г.М. Пальдяева /- М. ; Дрофа, 2011. - 92, с.;

  • образовательной программы МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ;

  • учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 - 2015 учебный год. (приказ № 57 от 1 сентября 2014 г.)

.Рабочая программа ориентирована на учебник Захаров В.Б.. Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 11 кл.: учебник .- М.: Дрофа 2014

По учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 - 2015 учебный год на изучение биологии в 11 классе отводится 102 часа, 3 час в неделю. Резервное время использовано на проведение обобщающих уроков.

Изучение биологии на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Учебно - тематический план


№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Уроков

Лаборат

.работ

Практич. работ

Контрольных зачетов

1


Раздел 1.Эволюционное учение

34


Тема 1.1. Развитие представлений об эволюции жизни на Земле

Тема 1.2. Эволюционная теория

Ч. Дарвина

Тема 1.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

Тема 1.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция


3


7


12


12




1




2




1


2


3




1


1


1

2

Раздел 2. Развитие органического мира

16




Тема 2.1 Основные черты эволюции животного и растительного мира

Тема 2.2. Происхождение человека


7


9







1


1


1

3

Раздел 3. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.


34


Тема 3. 1. Понятие о биосфере

Тема 3. 2. Жизнь в сообществах

Тема 3. 3. Взаимоотношения организма и среды

Тема 3. 4. Взаимоотношения между организмами


8

4

16


6



1






1


3




1


1


1

4

Раздел 4. 1. Биосфера и человек. Ноосфера.

12


Тема 4. 1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

Тема 4. 2. Бионика

Обобщение курса биологии


10


2

6




1

5

Итого:

102

4

11

9

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,

  • экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и

  • животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и

  • мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и

  • позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного

  • отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-имикро-

  • эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • •оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно - методического комплекта:

  1. Захаров В.Б. биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа, 2013.

  2. Захаров В.Б. биология. Общая биология. Углубленный уровень. 11 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.

  3. Сухова Т.С. Биология. Общая биология. 10 -11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2010.

  4. Мультимедийная поддержка курса « Общая биология. 10 - 11 класс» CD.

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru,

edios.ru,

km.ru/educftion





















Календарно - тематический план 11 кл


Ан

Тема урока (раздела)

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Кален.

Фак.

Раздел 1.Эволюционное учение

34

Тема 1.1. Развитие представлений об эволюции жизни на Земле

3

1.1

Введение. История представлений об эволюции жизни на Земле

3.09

2.2

Система органического природы К. Линнея

4.09

3.3

Развитие эволюционных идей

Ж.Б. Ламарка

5.09

Тема 1.2. Эволюционная теория

Ч. Дарвина

7

4.1

Естественнонаучные предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

10.09

5.2

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

11.09

6.3

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование

12.09

7.4

Лабораторная работа № 1 «Изучение изменчивости»

17.09

8.5

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.. Образование новых видов

18.09

9.5

Практическая работа» 1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

19.09

10.6

Лабораторная работа № 2 « Вид , критерии вида»

24.09

11.7

Зачет № 1

25.09

Тема 1.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

12

12.1

Эволюционная роль мутаций

26.09

13.2

Генетические процессы в популяциях

01.10

14.3

Формы естественного отбора

02.10

15.4

Практическая работа № 2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»

03.10

16.5

Семинар по теме «Движущие силы эволюции»

08.10

17.6

18.7

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

09.10

19.8

20.9

Видообразование аллопатрическое и симпатрическое

10.10, 15.10

21.10

Практическая работа № 3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»

16.10

22.11

Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»

17.10

23.12

Зачет № 2

22.10

Тема 1.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

12

24.1

Макроэволюция. Главные направления эволюции

23.10

25.2

26.3

Пути достижения биологического прогресса

24.10

27.4

Практическая работа № 4 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции»

29.10

28.5

Практическая работа№ 5 «Выявление ароморфозов у растений»

30.10

29.6

Лабораторная работа № 2 «Выявление идиоадаптаций у растений»

31.10

30.7

Практическая работа № 6 «Выявление ароморфозов у животных»

12.11

31.8

Лабораторная работа № 3»Выявление идиоадаптаций у животных»

13.11

32.9

Основные закономерности эволюции

14.11

33.10

Правила эволюции

19.11

34.11

Семинар по теме «Основные закономерности эволюции»

20.11

35.12

Зачет № 3

21.11

Раздел 2. Развитие органического мира

16

Тема 2.1 Основные черты эволюции животного и растительного мира

7

36.1

Развитие жизни в архейской и протерозойской эре

26.11

37.2

Развитие жизни в раннем палеозое

27.11

38.3

Развитие жизни в позднем палеозое

28.11

39.4

Развитие жизни в мезозое

03.12

40.5

Развитие жизни в кайнозое

04.12

41.6

Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного»

05.12

42.7

Зачет № 4

10.12

Тема 2.2. Происхождение человека

9

43.1

Положение человека в системе животного мира

11.12

44.2

Эволюция приматов

12.12

45.3

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди


46.4

Стадии эволюции человека. Древние люди

17.12

47.5

Стадии эволюции человека. Первые современные люди

19.12

48.6

Современный этап эволюции человека

24.12

49.7

Практическая работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

25.12

50.8

Семинар по теме «Происхождение человека»

26.12

51.9

Зачет № 5

14.01

Раздел 3. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

34

Тема 3. 1. Понятие о биосфере

8

52.1

Биосфера живая оболочка планеты

15.01

53.2

Структура биосферы. Живые организмы

16.01

54.3

Круговорот воды в природе

21.01

55.4

Круговорот углерода

22.01

56.5

Круговорот фосфора и серы

23.01

57.6

Круговорот азота

28.01

58.7

Практическая работа № 9 «Составление схем круговорота углерода, кислорода и азота»

29.01

59.8

Зачет № 6

30.01

Тема 3. 2. Жизнь в сообществах

4

60.1

История формирования сообществ живых организмов

04.02

61.2

Основные биомы суши

05.02

62.3

Лабораторная работа « 4 «Основные экосистемы своей местности»

06.02

63.4

Семинар по теме «Основные биомы суши»

11.02

Тема 3. 3. Взаимоотношения организма и среды

16

64.1

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ

12.02

65.2

Абиотические факторы. Температура

13.02

66.3

Абиотические факторы. Свет

18.02

67.4

Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение

19.02

68.5

Интенсивность действия факторов

20.02

69.6

Взаимодействие факторов

25.02

70.7

Семинар по теме «Взаимодействие абиотических факторов на организмы»

26.02

71.8

Биотические факторы.

27.02

72.9

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

04.03

73.10

Практическая работа № 10 «Составление схем переноса веществ и энергии в.экосистемах (составление пищевых цепей и сетей)

05.03

74.11

Саморегуляция экосистем

06.03

75.12

Смена экосистем

11.03

76.13

Практическая работа № 11 «Решение экологических задач»

12.03

77.14

Агроэкосистемы

13.03

78.15

Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

18.03

79.16

Зачет № 7

19.03

Тема 3. 4. Взаимоотношения между организмами

6

80.1

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения

20.03

81.2

Антибиотические отношения. Хищничество

01.04

82.3

Паразитизм

02.04

83.4

Конкуренция. Нейтрализм

03.04

84.5

Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами»

08.04

85.6

Зачет № 8

09.04

Раздел 4. 1. Биосфера и человек. Ноосфера

12

Тема 4. 1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

10

86.1

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

10.04

87.2

Природные ресурсы и их использование

15.04

88.3

Загрязнение воздуха

16.04

89.4

Загрязнение пресных и морских вод

17.04

90.5

Антропогенные изменения почвы

22.04

91.6

Влияние человека на растительный и животный мир

23.04

92.7

Радиоактивные загрязнения биосферы

24.04

93.8

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

29.04

94.9

Семинар по теме «Биосфера и человек»

30.04

95.10

Промежуточная аттестация в форме тестирования

01.05

Тема 4. 2. Бионика

2

96.1

Бионика, как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники

06.05

97.2

Роль биологических знаний в 21 веке

07.05

Тема 5. Обобщение

6

97 - 100

Тестирование в формате ЕГЭ

4

08.05

13.05

14.05

15.05

101

Анализ тестирования

20.05

102

Итоговое занятие

21.05


© 2010-2022