- Преподавателю
- Биология
- Научно-исследовательский проект Изучение состояния здоровья школьников МБОУ СОШ № 20 (2012-2014 гг)
Научно-исследовательский проект Изучение состояния здоровья школьников МБОУ СОШ № 20 (2012-2014 гг)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дунаева И.И. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отечество - 2016
Экология
«Изучение состояния здоровья обучающихся школы №20 города Невинномысска»
(по данным за 2012-2014 гг)
Автор: Шевченко Ангелина Павловна,
ученица 10 класса
МБОУ СОШ № 20
Место проведения работы: МБОУ СОШ № 20
ул. Калинина д.159-а
Руководитель: Дунаева Ирина Ивановна,
учитель химии высшей категории,
зам. директора по УВР
МБОУ СОШ № 20
Невинномысск-2016Содержание:
стр.
1
Введение
3
2
Основная часть
4
2.1
Научно-технический процесс и индустриализация
4
2.2
Депрессия, стресс как социально-экологический фактор
4
2.3
Шум
4
2.4
Ухудшение качества внешней среды и здоровье человека
5
2.5
Аллергия
5
3
Практическая часть:
7
3.1
Патологии зрения
7
3.2
Патологии ЛОР-органов
8
3.3
Патологии опорно-двигательного аппарата
8
3.4
Гормональные нарушения
9
3.5
Аллергия
9
3.6
Заболевания нервной системы
10
3.7
3.8
Общие заболевания
Предварительные выводы к главе 3
10
11
4
Заключение:
12
Используемая литература
13
Приложение №1
14
Приложение №2
Приложение № 3
Приложение № 4
15
17
18
Введение.
«Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». Н.М. Амосов
На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями строения сердечно - сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определенными антропометрическими данными.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Самые частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, нарушение осанки и невротические заболевания.
Цель нашей работы - исследовать состояние здоровья обучающихся нашей школы на основании данных медицинских осмотров в школе за 2012-2014 годы и сделать выводы, какие факторы могут оказывать влияние на здоровье человека
Задачи работы - изучить литературные источники по заданной тематике, провести анализ состояния здоровья школьников, сравнить показатели здоровья по разным возрастным группам, составить рекомендации по охране здоровья и поместить их в школьной газете. Тему своей работы мы считаем актуальной, прежде всего потому, что речь идет о здоровье школьников - главном богатстве человека, и общества в целом. В качестве рабочей гипотезы мы обозначим следующее: на здоровье школьников могут повлиять следующие факторы: стресс, шум, экологические факторы, вредные привычки и т.д. Методы исследования: теоретические : поиск и анализ литературы и других источников информации по данной тематике; анализ листов здоровья учащихся МБОУ СОШ № 20, консультации с школьным медицинским работником, метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей; эмпирические (метод визуализации данных): на основании полученных данных составление графиков, иллюстрирующие различные показатели здоровья обучающихся нашей школы.
2. Основная часть
2.1 Научно-технический прогресс и индустриализация.
В городах переплелись как положительные, так и отрицательные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Совокупность факторов окружающей среды (природных, социально-экономических, хозяйственно-бытовых, антропогенных) может воздействовать на все население, отдельные его группы и на каждого человека, как в положительную, так и в отрицательную сторону [1]. Например, отрицательное воздействие на здоровье людей неблагоприятной экологической обстановки может смягчаться или полностью нивелироваться хорошими социально-бытовыми условиями - полноценным питанием, просторным, комфортабельным жилищем, регулярным отдыхом в экологически чистой местности, хорошим медицинским обслуживанием и так далее.
2.2 Депрессия, стресс - как социально-экологический фактор.
Социальные условия, информационные и интеллектуальные перегрузки вызывают у школьников психическую усталость, эмоциональные стрессы. Стресс может служить патогенетической основой невротических, сердечно - сосудистых, эндокринных и других заболеваний, количество которых в последнее время непрерывно возрастает. Все большее распространение среди всех людей, и в частности учащихся школ, получает социально-психологическая напряженность, связанная со снижением социальной, экономической и экологической безопасности. Для людей, живущих в городах нередки случаи появления депрессии. Это связано с образом жизни, с постоянной суетой и ускоренным темпом жизни, с загруженностью рабочего дня и т.д. Архитектурная среда оказывает очень сильное влияние на психику проживающих в ней людей. Так, скопление многоэтажек с равномерно расположенными рядами окон снижает интеллект и повышает агрессивность тех, кто их ежедневно наблюдает [1].
2.3 Шум.
В настоящее время одним из факторов окружающей среды, существенно влияющих на психосоматическое состояние человека, является шум. Известно патогенное воздействие урбанистических шумов на функциональное состояние человека и цикл бодрствования - сон. Автотранспорт является также значительным источником шума и занимает в общем шумовом потоке города самый большой удельный вес - 80%. Длительное воздействие шума на организм человека приводит к развитию утомления, нередко переходящего в переутомление, вызывает нарушение нервно-психической сферы в форме невротических и астенических синдромов в сочетании с вегетативной дисфункцией, сопровождающейся раздражительностью, общей слабостью, головокружением, расстройством сна, ослаблением памяти [2]. Специалисты подсчитали, что шум отнимает у человека как минимум 5-10 лет жизни. 4 из 5 случаев головной боли, 1 из 4 неврологических заболеваний вызываются именно избытком шума. Шум имеет способность накапливаться в организме и вызывать самые разные отклонения в здоровье.
2.4 Ухудшение качества внешней среды и здоровье человека.
Техногенная искусственная городская среда, которую можно назвать второй природой, оказывает серьезнейшее влияние на человека, его жизнедеятельность, работоспособность, поэтому о качестве городской среды можно судить по такому комплексному критерию, как здоровье (физическое и психическое) городского населения. Существует множество определений понятия "здоровье", но наиболее емкое и краткое, на наш взгляд, следующее: здоровье - это состояние динамического равновесия между организмом и окружающей средой. Иначе говоря, здоровье населения представляет собой интегральный показатель качества жизни. Наряду с воздействием негативных сторон городского образа жизни и занятости, общественное здоровье определяется в решающей степени большим ростом загрязнения окружающей городской среды и пригородной зоны химическими, физическими и биологическими агентами. Это загрязнение, как известно, распространяется на все среды: воздух, почву и воду. Присутствие во внешней среде ранее не встречавшихся в естественных условиях физических, химических и ряда биологических факторов создает принципиально новую экологическую ситуацию, отличающуюся от той, к которой в течение тысяч лет был адаптирован человек [7]. Они снижают пороги естественной, в том числе иммунной, защиты и определяют рост заболеваемости под влиянием ухудшения качества внешней среды. Таким образом, в результате интенсивного антропогенного воздействия в городах, образуется новая жизненная сфера, которая по многим параметрам не соответствует условиям нормальной жизнедеятельности человека.
2.5 Аллергия
В районах расположения химической и нефтехимической промышленности широко распространены аллергические заболевания (дерматиты, астмоидные бронхиты, бронхиальная астма и т.п.). Среди причин заболеваемости и смертности населения России, как и в других странах, все возрастающее значение приобретает аллергизация населения, причем не только от факторов внешней, но и внутрижилищной среды. Установлено, что в жилых и общественных зданиях человек подвергается комплексному воздействию большой группы химических веществ в связи с тем, что в зданиях формируется особая, присущая только им воздушная среда, которая находится в сложной зависимости от состояния атмосферного воздуха и интенсивности внутренних источников загрязнения. Аллергизация - одна из основных новых черт в измененной структуре патологии людей в городской среде. Городская среда характеризуется появлением совершенно новых веществ - загрязнителей, давление которых ранее иммунная система человека не испытывала. Результаты клинико-эпидемиологических исследований связывают с экологическими факторами рост аллергических заболеваний и хронических болезней органов дыхания у детей, (по отдельным территориям от 28,1% до 45,2% соответственно). В условиях промышленных городов с более высокой антропогенной нагрузкой выявляется в 1,3 раза меньше здоровых детей в возрасте до 7 лет, в 1,5 раза больше часто болеющих детей, а также детей с функциональными отклонениями со стороны различных органов и систем [6].
3 Практическая часть.
Для изучения состояния здоровья обучающихся нашей школы мы проанализировали материалы, предоставленные школьным медицинским работником и листков здоровья в классных журналах за последние 3 года. Были составлены таблицы (Приложение №1) по следующим показаниям: патологии окулиста, ЛОРа, хирурга, эндокринолога, аллерголога, невролога, педиатра и другие.
3.1 Патологии зрения.
Данные медицинского осмотра окулистом обучающихся
Список используемой литературы
-
Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии - М,: «Вако», 2004, 296с.
-
Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии - М., «Просвещение», 1974, 223 с.
-
Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология. Издательский дом «Первое сентября». - 2006. - №19. - с. 10-13.
-
Добротворский И. Как развить свои физические возможности // Воспитание школьников. - 2006. - № 4. - с. 52-56
-
Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе - М,: Просвещение, 1990 - 192 с.
-
Колесов Д. В. Валеология - новое направление в педагогических науках // Биология в школе. - 1997. - №2. - с. 15-19
-
Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2002. - 336 стр.
Приложение №1 Данные осмотров обучающихся.
Таблицы
Начальная школа(1-4 классы)
Всего человек
Здоровых
%
2012
487
301
62
2013
478
286
60
2014
523
243
46
Средняя школа(5-9 классы)
2012
460
229
50
2013
480
217
45
2014
504
211
42
Старшая школа(10-11классы)
2012
97
28
29
2013
94
26
28
2014
103
10
10
Сведения по кол-ву людей, с выявленными патологиями
у различных специалистов
Начальная школа (1-4 кл.)
Окулист
ЛОР
Хирург
Эндокринолог
Аллерголог
Невролог
Педиатр
Туб.
вираж
2012
30
30
39
11
24
8
31
19
2013
36
30
61
9
14
22
64
20
2014
32
31
70
13
19
15
65
31
Средняя школа (5-9 кл.)
Окулист
ЛОР
Хирург
Эндокринолог
Аллерголог
Невролог
Педиатр
Туб.
вираж
2012
61
41
75
13
16
18
33
12
2013
96
17
62
15
25
24
77
16
2014
92
20
46
11
20
17
73
0
Старшая школа (10-11 кл.)
Окулист
ЛОР
Хирург
Эндокринолог
Аллерголог
Невролог
Педиатр
Туб.
вираж
2012
19
9
24
6
6
4
10
0
2013
36
3
26
8
5
8
32
2
2014
36
0
42
7
10
10
31
0
Приложение 2. Зарядка в 6б классе.
Приложение №3
Йога для глаз
Упражнения для восстановления зрения, называемые тратаку или йога для глаз, укрепляют глазные мышцы. Чтобы выполнить этот комплекс, нужно сесть, держа спину ровно, и расположить некий яркий объект или зажженную свечу на расстоянии 1 м на уровне глаз. Следует закрыть глаза, вдохнуть и расслабить мышцы глаз, затем открыть глаза и сосредоточиться на объекте и смотреть на него, не мигая, пока глаза не начнут слезиться. Потом следует закрыть глаза и представить предмет или свечу. Упражнения для восстановления зрения следует выполнять каждый день, по 2-3 раза.
для того, чтобы восстановить зрение многого не требуется, надо лишь не лениться и как можно быстрее начать избавляться от дефектов зрения, а уже 100 % результат скажет сам за себя. Однако следует учитывать и то, что болезни глаз не берутся сами по себе, а являются причиной беспорядка в организме. Если человек хочет иметь хорошее зрение, то он должен начать вести тот образ жизни, который будет способствовать здоровью всего организма в целом. Уже имеются отзывы людей, которые путем систематических занятий сформировали у себя телескопическое зрение, при котором они хорошо видят как близко, так и на расстоянии, недоступном для невооруженного глаза. Пальминг - очень эффективное упражнение на расслабление мышц зрения и исправления косоглазия, астигматизма и близорукости, а также, отличный способ дать возможность глазам полноценно отдохнуть после длительного чтения или напряженной работы за компьютером. Название упражнения «пальминг» пришло в современный мир от американского ученого Уильяма Бейтса, который провел многочисленные исследования в области зрения и разработал методы его улучшения, «palm» - в переводе с английского означает «ладонь». На выполнение упражнения требуется всего пять минут, превышение этого времени не повредит зрению, а только улучшит результат. Перед тем как начать упражнение, если вы носите очки, то снимите их, и приготовьте для контроля таблицу проверки зрения. Сядьте, опираясь локтями на стол, расслабьтесь, посмотрите на таблицу зрения. Затем потрите ладони друг о друга до тех пор, пока в них не появится приятное тепло. Закройте глаза и приложите к ним ладони таким образом, чтобы сжатые пальцы ладоней перекрещивались между собой, а ребра ладоней прикасались к носу. Ладони не должны давить на глаза, а только образовывать над ними вид небольших лодочек, при этом ни одна искорка света не должна пробиваться сквозь пальцы. Если во время упражнения вы наблюдаете множество ярких вспышек, то это значит, что ваше зрение находится в напряженном состоянии, необходимо расслабиться и уже через несколько минут они исчезнут. Критерием расслабления будет сплошная темнота без каких-либо бликов. Для того чтобы упражнение достигло высочайшего эффекта, создайте у себя внутренний эмоциональный комфорт, вспомните приятный момент из жизни или представьте себе красивый пейзаж, море, лес, все что угодно, что вызовет у вас ощущение покоя и полной расслабленности. Во время выполнения глазного упражнения постарайтесь оградить себя от посторонних звуков, звонков мобильного телефона, скажите себе, что все проблемы вы решите потом, а в эти минуты вы испытываете только блаженство и наслаждение, потому что ваши глаза отдыхают и начинают хорошо видеть. Если у вас будут наблюдаться незнакомые ранее ощущения в области глазных яблок, то это является хорошим признаком выздоровления глаз. Заканчивая упражнение для глаз, уберите ладони и не открывайте глаза несколько секунд, поверните голову влево-вправо несколько раз и часто-часто поморгайте, затем откройте глаза и посмотрите на проверочную таблицу, результат удивит и обрадует вас. Это упражнение для улучшения зрения рекомендуется выполнять в течение дня 4-5 раз, при этом вы не только научитесь расслаблять глаза, но и улучшите гармонию всей психологической и эмоциональной сферы. Использовать пальминг можно и чаще, это не опасно, а очень даже полезно, в то время как последующие упражнения надо проводить очень осторожно, чтобы не произошло перенапряжение глаз, в результате которого может появиться боль в глазах и зрение ухудшится. Перед началом тренировки, по мере нагрузки на глаза, наблюдайте за чистотой взгляда. При появлении первых же появившихся в глазах « мушек» тренировку следует прекратить.
Приложение 4. Выступление перед старшеклассниками.