Внеклассное мероприятие по биологии на тему Увлекательный мир рыб

1. Наименование учебно-методической разработки «Увлекательный мир - Рыб». 2. Цель разработки: активизировать учебно-познавательную деятельность ученика, развивать интерес и инициативу, формирование умений общаться и работать в команде Задачи разработки: ·      развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности, развитие мышления ·      интенсификация образовательного процессаво всех уровнях системы непрерывного образования ·      активизация познавательной...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План внеклассного мероприятия


Учитель: Брылева Алла Львовна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Нижнекамск РТ, высшая квалификационная категория.

Класс: 7

Внеклассное мероприятие по биологии

Тема:«Увлекательный мир - Рыб»

Цели:

  1. Формирование умений общаться и работать в команде;

  2. Развитие личности учащегося, его речевых способностей, мышления, воображения, мотивация к дальнейшему овладению знаниями по биологии;

  3. Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация; конверты с заданиями для команд.


Содержание

Время

1

Организационный момент

5 мин

2

Конкурс 1 «Представление команд»

3 мин

3

Конкурс 2 «Реши задачу»

3 мин

4

Конкурс 3 «Шифровка»

3 мин

5

Конкурс 4 «Кто больше?»

5 мин

7

Конкурс 5 «Ты мне я тебе»

5 мин

8

Конкурс 6 «Аукцион»

5 мин

9

Конкурс 7 «Кроссворд»

5 мин

10

Подведение итогов

5 мин


Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего:

«Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья». (Х. Марти)

Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выяснить, кто из вас является лучшими знатоками науки ихтиологии. Наше мероприятие будет проходить в форме игры, в процессе которой команды примут участие в семи конкурсах. Вы заранее получили задание разделиться на две команды участников, которые покажут нам свои знания о Рыбах. Кроме знаний вам необходимо будет проявить смекалку и сплоченность, быть внимательным к ответам участников своей команды и команды соперников. Победители получат почетное звание «Знатоков биологии».

Оценивать вашу работу будут члены жюри, учащиеся 11 класса. Под звуки торжественного марша членам команд предлагается занять свои места и начинается игра.

Конкурс 1 «Представление команд»: оцениваются название, эмблема и девиз команд, наивысшая оценка за конкурс - 3 балла. Жюри оглашает итоги конкурса.

Конкурс 2 «Реши задачу»

Ведущий: вы все хорошо решаете математические задачи, а биологические задачки вам по плечу?

Задача №1

В 1957 году строился каракумский канал. Рыбе, зашедшей сюда из реки, нечем было кормиться - ни живности, ни растительности. Спустя два года камыши и рогоз непролазной стеной стояли у берегов. Вода в союзе с теплом сотворили чудо. Но строителей канала это буйство природы совсем не радовало, растительность втрое замедлила течение воды, канал грозил превратиться в болото. Уничтожение растительности специальными косилками не дало результата. Не подошел и химический способ очистки - убивал все живое. Выход подсказали ихтиологи. Интересно,какой? (время на обдумывание 30 сек)

Задача №2

Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то- как бы обмахивает его - подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к гнезду головой, и, оставаясь на одном месте около 30 секунд быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самец погибнет, то гибнет и вся икра. Почему? (время на обдумывание 30 сек)

Задача №3

Акулы все время находятся в движении, даже во время сна. Как только они перестают двигаться, то сразу начинают тонуть. Как можно объяснить это явление? (время на обдумывание 30 сек)

Задача №4

Почему численность растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (время на обдумывание 30 сек)

Жюри подводит итоги конкурса (за правильный ответ команда получает 2 балла)

Конкурс 3 «Шифровка»

Ведущий: К нам на игру пришло письмо от преподавателей биофака Казанского университета. Очень тамошних ученых - ихтиологов интересует вопрос, знаете ли вы рыб, которых можно употреблять в пищу. Только вот все буквы в словах они нарочно перепутали. А вам за 2 минуты предстоит разгадать шифровки и дать правильный ответ.

Карточки команд:

  1. НУОКЬ (окунь)

АВОЙМ (мойва)

ДУКСА (судак)


  1. ЗНААС (сазан)

ТОРЕС (осетр)

МЛИНА (налим)

Жюри подводит итоги конкурса (за каждый правильный ответ 1 балл)

Конкурс 4 «Кто больше»

Ведущий: в этом конкурсе командам предстоит дать ответ на 10 вопросов о строении и жизни рыб, на обдумывание вопроса дается по 5 секунд.

Вопросы для 1 команды участников:

  1. Отсутствие жаберных крышек и плавательного пузыря является признаком….. (хрящевых рыб);

  2. Сколько камер в сердце у рыб….. (две);

  3. Какие рыбы носят названия небесных тел….. (рыба луна, рыба солнце);

  4. Живая «ископаемая» рыба….. (латимерия);

  5. Какая рыба мечет икру в Саргассовом море…. (речной угорь);

  6. Орган дыхания рыб….. (жабры);

  7. Какую рыбу моряки прозвали «морским дьяволом»….. (скат манта);

  8. Своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения воды…. (боковая линия);

  9. Кто из рыб проявляет заботу о своем потомстве….(морской конек, тиляпия, колюшка);

  10. Органом выделения рыб являются ….. (почки).

Вопросы для 2 команды участников:

  1. Форма тела у рыб ….. (обтекаемая);

  2. Какие рыбы имеют оружие на голове….. (рыба пила, рыба меч, рыба молот);

  3. Греки и римляне знали, что эта рыба владеет источником какой - то странной энергии. В старину её использовали для лечения посредством шока. О какой рыбе идет речь.... (электрический скат);

  4. Какого типа кровеносная система у рыб…. (замкнутая);

  5. Какую рыбу можно закопать у дома, и она будет жить в земле…. (протоптера);

  6. Органы передвижения рыб…. (плавники);

  7. Какое оплодотворение у большинства рыб…. (наружное);

  8. Особый орган, позволяющий рыбам погружаться на глубину …. (плавательный пузырь);

  9. Наступив на хвост, какой рыбы, человек рискует погибнуть…. (скат хвостокол);

  10. Рыбы, у которых жабры прикрыты жаберными крышками, относятся к классу…. (костных рыб).

Жюри подводит итоги конкурса (за каждый правильный ответ 1 балл)

Конкурс 5 «Ты мне - я тебе»

Ведущий: в этом конкурсе командам предстоит ответить на вопрос команды соперников, на обдумывание дается 2 минуты. Жюри оценивает: 1) правильный ответ - 1 балл; 2) самый интересный вопрос - 1 балл.

Конкурс 6 « Аукцион рыб обитающих в Каме»

Ведущий:

Продается 5 баллов. «Деньги» - название рыб обитающих в Каме. Команды по очереди дают ответ, тот, кто последним дает ответ, получает деньги, т.е. 5 баллов, повторяться нельзя.

Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс 7 «Кроссворд»

Ведущий: в этом конкурсе команды получают кроссворды, в которых необходимо записать названия рыб и назвать места их обитания.За каждое отгаданное название рыбы и места её обитания команды получают по 1 баллу.

Кроссворд для 1 команды

С






Ответ: САЗАН, СЕЛЬДЬ, СЕВРЮГА, СТАВРИДА.

Кроссворд для 2 команды

К






Ответ: КИЛЬКА, КАРАСЬ, КАМБАЛА, КОЛЮШКА.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сейчас жюри огласит результаты игры, и мы узнаем, победителей - «Знатоков биологии».

Жюри оглашает результаты игры, награждает команды грамотами и призами.




© 2010-2022