- Преподавателю
- Биология
- Внеклассное мероприятие по биологии на тему Увлекательный мир рыб
Внеклассное мероприятие по биологии на тему Увлекательный мир рыб
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брылева А.Л. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План внеклассного мероприятия
Учитель: Брылева Алла Львовна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Нижнекамск РТ, высшая квалификационная категория.
Класс: 7
Внеклассное мероприятие по биологии
Тема:«Увлекательный мир - Рыб»
Цели:
-
Формирование умений общаться и работать в команде;
-
Развитие личности учащегося, его речевых способностей, мышления, воображения, мотивация к дальнейшему овладению знаниями по биологии;
-
Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация; конверты с заданиями для команд.
№
Содержание
Время
1
Организационный момент
5 мин
2
Конкурс 1 «Представление команд»
3 мин
3
Конкурс 2 «Реши задачу»
3 мин
4
Конкурс 3 «Шифровка»
3 мин
5
Конкурс 4 «Кто больше?»
5 мин
7
Конкурс 5 «Ты мне я тебе»
5 мин
8
Конкурс 6 «Аукцион»
5 мин
9
Конкурс 7 «Кроссворд»
5 мин
10
Подведение итогов
5 мин
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего:
«Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья». (Х. Марти)
Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выяснить, кто из вас является лучшими знатоками науки ихтиологии. Наше мероприятие будет проходить в форме игры, в процессе которой команды примут участие в семи конкурсах. Вы заранее получили задание разделиться на две команды участников, которые покажут нам свои знания о Рыбах. Кроме знаний вам необходимо будет проявить смекалку и сплоченность, быть внимательным к ответам участников своей команды и команды соперников. Победители получат почетное звание «Знатоков биологии».
Оценивать вашу работу будут члены жюри, учащиеся 11 класса. Под звуки торжественного марша членам команд предлагается занять свои места и начинается игра.
Конкурс 1 «Представление команд»: оцениваются название, эмблема и девиз команд, наивысшая оценка за конкурс - 3 балла. Жюри оглашает итоги конкурса.
Конкурс 2 «Реши задачу»
Ведущий: вы все хорошо решаете математические задачи, а биологические задачки вам по плечу?
Задача №1
В 1957 году строился каракумский канал. Рыбе, зашедшей сюда из реки, нечем было кормиться - ни живности, ни растительности. Спустя два года камыши и рогоз непролазной стеной стояли у берегов. Вода в союзе с теплом сотворили чудо. Но строителей канала это буйство природы совсем не радовало, растительность втрое замедлила течение воды, канал грозил превратиться в болото. Уничтожение растительности специальными косилками не дало результата. Не подошел и химический способ очистки - убивал все живое. Выход подсказали ихтиологи. Интересно,какой? (время на обдумывание 30 сек)
Задача №2
Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то- как бы обмахивает его - подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к гнезду головой, и, оставаясь на одном месте около 30 секунд быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самец погибнет, то гибнет и вся икра. Почему? (время на обдумывание 30 сек)
Задача №3
Акулы все время находятся в движении, даже во время сна. Как только они перестают двигаться, то сразу начинают тонуть. Как можно объяснить это явление? (время на обдумывание 30 сек)
Задача №4
Почему численность растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (время на обдумывание 30 сек)
Жюри подводит итоги конкурса (за правильный ответ команда получает 2 балла)
Конкурс 3 «Шифровка»
Ведущий: К нам на игру пришло письмо от преподавателей биофака Казанского университета. Очень тамошних ученых - ихтиологов интересует вопрос, знаете ли вы рыб, которых можно употреблять в пищу. Только вот все буквы в словах они нарочно перепутали. А вам за 2 минуты предстоит разгадать шифровки и дать правильный ответ.
Карточки команд:
-
НУОКЬ (окунь)
АВОЙМ (мойва)
ДУКСА (судак)
-
ЗНААС (сазан)
ТОРЕС (осетр)
МЛИНА (налим)
Жюри подводит итоги конкурса (за каждый правильный ответ 1 балл)
Конкурс 4 «Кто больше»
Ведущий: в этом конкурсе командам предстоит дать ответ на 10 вопросов о строении и жизни рыб, на обдумывание вопроса дается по 5 секунд.
Вопросы для 1 команды участников:
-
Отсутствие жаберных крышек и плавательного пузыря является признаком….. (хрящевых рыб);
-
Сколько камер в сердце у рыб….. (две);
-
Какие рыбы носят названия небесных тел….. (рыба луна, рыба солнце);
-
Живая «ископаемая» рыба….. (латимерия);
-
Какая рыба мечет икру в Саргассовом море…. (речной угорь);
-
Орган дыхания рыб….. (жабры);
-
Какую рыбу моряки прозвали «морским дьяволом»….. (скат манта);
-
Своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения воды…. (боковая линия);
-
Кто из рыб проявляет заботу о своем потомстве….(морской конек, тиляпия, колюшка);
-
Органом выделения рыб являются ….. (почки).
Вопросы для 2 команды участников:
-
Форма тела у рыб ….. (обтекаемая);
-
Какие рыбы имеют оружие на голове….. (рыба пила, рыба меч, рыба молот);
-
Греки и римляне знали, что эта рыба владеет источником какой - то странной энергии. В старину её использовали для лечения посредством шока. О какой рыбе идет речь.... (электрический скат);
-
Какого типа кровеносная система у рыб…. (замкнутая);
-
Какую рыбу можно закопать у дома, и она будет жить в земле…. (протоптера);
-
Органы передвижения рыб…. (плавники);
-
Какое оплодотворение у большинства рыб…. (наружное);
-
Особый орган, позволяющий рыбам погружаться на глубину …. (плавательный пузырь);
-
Наступив на хвост, какой рыбы, человек рискует погибнуть…. (скат хвостокол);
-
Рыбы, у которых жабры прикрыты жаберными крышками, относятся к классу…. (костных рыб).
Жюри подводит итоги конкурса (за каждый правильный ответ 1 балл)
Конкурс 5 «Ты мне - я тебе»
Ведущий: в этом конкурсе командам предстоит ответить на вопрос команды соперников, на обдумывание дается 2 минуты. Жюри оценивает: 1) правильный ответ - 1 балл; 2) самый интересный вопрос - 1 балл.
Конкурс 6 « Аукцион рыб обитающих в Каме»
Ведущий:
Продается 5 баллов. «Деньги» - название рыб обитающих в Каме. Команды по очереди дают ответ, тот, кто последним дает ответ, получает деньги, т.е. 5 баллов, повторяться нельзя.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс 7 «Кроссворд»
Ведущий: в этом конкурсе команды получают кроссворды, в которых необходимо записать названия рыб и назвать места их обитания.За каждое отгаданное название рыбы и места её обитания команды получают по 1 баллу.
Кроссворд для 1 команды
С
Ответ: САЗАН, СЕЛЬДЬ, СЕВРЮГА, СТАВРИДА.
Кроссворд для 2 команды
К
Ответ: КИЛЬКА, КАРАСЬ, КАМБАЛА, КОЛЮШКА.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий:
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сейчас жюри огласит результаты игры, и мы узнаем, победителей - «Знатоков биологии».
Жюри оглашает результаты игры, награждает команды грамотами и призами.