- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 5 класс В. В. Пасечник
Рабочая программа по биологии 5 класс В. В. Пасечник
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лагутина Г.Б. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
Кореневского района Курской области.
Согласовано Согласовано Утверждено
протокол заседания заместитель директора по УВР Решение педагогического
ШМО учителей ____________Н.Н.Фетисова. совета ОУ протокол №
От_______2015 г. « » ________2015 года
Руководитель ШМО введено в действие приказом
От__________ 2015г №
__________А.С. Тагиева Директор школы:
_________Н.В. Зорина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Ступень обучения, класс:
Основное общее, 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)
Количество часов: 34
Уровень: Базовый
Учитель: Лагутина Галина Борисовна,
Учитель биологии, первая категория.
Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования,
Примерной программы общеобразовательных учреждений по биологии, программы по биологии для общеобразовательных учреждений 5 класс составитель В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш М.: Дрофа,
2015год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»».
Содержательный статус программы - базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии и рабочей программы по биологии под редакцией В.В.Пасечника. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности. Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012г.
Срок реализации программы учебного предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения» - один учебный год (35 часов, 1 час в неделю). В том числе:
-
контрольных работ - 3
-
практических и лабораторных работ - 13
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель
курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» - осознание един-
ства
и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объясни-
мости
на основе
достижений науки для формирования осознанного отношения к
сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.
Задачами курса является:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
-
настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятий и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения биологии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Биология входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования. В том числе: в V классе - 35 часов, из расчета 1 ч в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освое-ния учебного предмета
Личностным результатом обучения биологии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения биологии за курс «Биология. Бактерии, грибы, растения»:
1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;
2.Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
3.Знание правил поведения в природе;
4.Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
5.Умение реализовывать теоретические знания на практике;
6.Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
7.Воспитание в учащихся любви к природе;
8.Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы, критическое отношение к своим поступкам и осознание ответствен-ности за последствия;
9.Умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, опреде- лять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выби-рать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполне-ния проекта).
4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2.Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6.Вычитывать все уровни текстовой информации.
7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
2.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
3.Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Предметными результатами освоения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» являются:
1. При изучении темы «Введение»
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- о царствах живой природы;
- об основных методах исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почва, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия биология, экология, биосфера, царства живой природы, экологические факторы;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать экологические факторы и среды обитания организмов;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
2.При изучении темы «Клеточное строение организмов»
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3.При изучении темы «Царство Бактерии. Царство Грибы»
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
4. При изучении темы «Царство Растения»
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
В результате изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» ученик должен:
Знать/понимать:
-
Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
-
Современную классификацию живой природы;
-
Основные характеристики царств живой природы;
-
Клеточное строение живых организмов;
-
Основные свойства живых организмов;
-
Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
-
Приспособления организмов к обитанию в различных средах и
-
возникающих под действием экологических факторов;
-
Правила поведения в природе;
-
Какое влияние оказывает человек на природу.
-
Уметь:
-
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль растительных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды
-
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- самостоятельного поиска биологической информации,
- распознания наиболее распространенных растения своей местности,
культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
-
проведения простейших наблюдений за биологическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущен
Основное содержание рабочей программы (35 часов, 1 час в неделю)
Введение(6 часов)
Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы.
-
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и
животных.
Клеточное строение организмов(10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань».
Лабораторные и практические работы.
-
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними
. Изучение клеток растения с помощью лупы.
-
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микро-
скопом.
-
Приготовление препаратов и рассмотрение под микроскопом пластид
в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.
-
Приготовление и рассмотрение под микроскопом движения
цитоплазмы в клетках листа элодеи.
-
Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов различных
растительных тканей.
Царство Бактерии и Грибы(7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роли грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы.
7.Строение плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, головня, спорынья).
8.Строение плесневого гриба мукора.
9.Строение дрожжей.
Царство Растения(10 часов)
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая харак-теристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плащи, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Среда обитания и многообразие водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их роль в природе и жизни человека, охрана.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов, среда обитания, строение и значение мхов. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в
природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Лабораторные и практические работы.
10.Строение зеленых водорослей.
11.Строение мха (на местных видах)
12.Строение спороносящего папоротника.
13.Строение хвои и шишек хвойных растений.
Резервное время - 1 час
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Примерные те-
Основное содержа-
Характеристика основных
мы, входящие в
ние по темам
видов деятельности обучаю-
данный раздел
щегося
программы, чис-
ло часов
Введение (6 часов)
Биология как наука. Зна-
Определяют понятия: «биология»,
Биология - наука о жи-
чение биологии
«биосфера», «экология». Раскрывают
вой природе
значение биологических знаний в со-
(1 час)
временной жизни. Оценивают роль
биологической науки в жизни
Методы познания в био-
Определяют понятия: «методы иссле-
логии: наблюдение, экс-
дования», «наблюдение», «экспери-
перимент, измерение. Ис-
мент», «измерение». Характеризуют
Методы исследования
точники
биологической
основные методы исследования в био-
в биологии
информации, её получе-
логии. Изучают правила техники
(1 час)
ние, анализ и представле-
безопасности в кабинете биологии
ние его результатов. Тех-
ника безопасности в каби-
нете биологии.
Царства: Бактерии, Грибы,
Определяют понятия: «царство Бакте-
Растения и
рии», «царство Грибы», «царство Рас-
Разнообразие живой
Животные. Признаки жи-
тения» и «царство Животные». Анали-
природы.
вого: клеточное строение,
зируют признаки живого: клеточное
питание, дыхание, обмен
строение, питание, дыхание, обмен ве-
(1 час)
веществ,
раздражимость,
ществ, раздражимость, рост, развитие,
рост, развитие, размноже-
размножение. Составляют план пара-
ние
графа
Водная среда. Наземно-
Определяют понятия: «водная среда»,
Среды обитания живых
воздушная
«наземно-воздушная среда», «почва
среда. Почва как среда
как среда обитания», «организм как
организмов.
обитания.
Организм как
среда обитания». Анализируют связи
(1 час)
среда обитания
организмов со средой обитания. Харак-
теризуют влияние деятельности чело-
века на природу
Экологические факто-
Экологические
факторы:
Анализируют и сравнивают экологиче-
ры и их влияние на живые оганизмы (1 час)-
абиотические,биоти
ские факторы. Отрабатывают навыки
вые организмы.
ские, антропогенные.
работы с текстом учебника
(1 час)
Влияние экологических
факторов на живые орга-
низмы
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Увеличительные приборы
Определяют понятия: «клетка», «лупа»,
Устройство увеличи-
(лупа, световой микро-
«микроскоп», «тубус», «окуляр»,
скоп). Правила
работы с
«объектив»,
«штатив». Работают с лу-
тельных приборов
микроскопом.
пой и микроскопом, изучают устройст-
(1 час)
во микроскопа. Отрабатывают правила
работы с микроскопом
Строение клетки: клеточ-
Выделяют существенные признаки
ная мембрана,
клеточная
строения клетки. Различают на табли-
стенка, цитоплазма,
цах и микропрепаратах части и орга-
Строение клетки
ядро, вакуоли, пластиды,
ноиды клетки
(3 часа)
хлоропласты
Учатся готовить микропрепараты.
Наблюдают части и органоиды клетки
под микроскопом, описывают и схема-
тически изображают их.
Методы изучения клетки.
Объясняют роль минеральных веществ
Химический состав клет-
и воды, входящих в состав клетки. Раз-
Химический состав
ки. Вода и минеральные
личают органические и неорганические
вещества, их роль в клет-
вещества, входящие в состав клетки.
клетки: неорганиче-
ские и органические
ке.
вещества,
Ставят биологические эксперименты по
вещества
Органические
изучению химического состава клетки.
их роль в жизнедеятель-
Учатся работать с лабораторным обо-
(1 час)
ности клетки. Обнаруже-
рудованием
ние органических веществ
в клетках растений
Жизнедеятельность
Выделяют
существенные
признаки
клетки: питание, дыха-
процессов жизнедеятельности клетки.
ние, рост, развитие, де-
Ставят биологические эксперименты по
ление.генетический ап-
изучению процессов жизнедеятельно-
Жизнедеятельность
парат, ядро, хромосомы
сти организмов и объясняют их резуль-
таты. Отрабатывают умение
готовить
клетки
микропрепараты и работать
с микро-
(3 часа)
скопом
Обсуждают биологические эксперимен-
ты по изучению процессов жизнедея-
тельности организмов и объясняют их
результаты
Ткань
Определяют понятие «ткань». Выделя-
ют признаки, характерные для различ-
Ткань (2 часа)
ных видов
тканей. Отрабатываютуме-
ние работать с микроскопом и опреде-
лять различные растительные тканина
микропрепаратах
Раздел 2. Царство Бактерии, Грибы (7 часов)
Бактерии, их разнооб-
Бактерии,
особенности
Выделяют существенные признаки
разие, строение и жиз-
строения и жизнедеятель-
бактерий
ности. Формы бактерий.
недеятельность
Разнообразие бактерий, их
(1 час)
распространение
Роль бактерий в природе.
Определяют понятия: «клубеньковые
Роль бактерий в при-
Роль бактерий в хозяйст-
(азотфиксирующие) бактерии», «сим-
роде и жизни человека
венной деятельности
биоз», «болезнетворные бактерии»,
(1 час)
человека
«эпидемия». Объясняют роль бактерий
в природе и жизни человека
Грибы, их общая ха-
Грибы,
особенности
Выделяют существенные признаки
рактеристика, строение
строения и жизнедеятель-
строения и жизнедеятельности грибов.
и жизнедеятельность.
ности. Многообразие гри-
Объясняют роль грибов в природе
Роль грибов в природе
бов. Роль грибов в приро-
и жизни человека
и жизни человека
де и жизни человека
(1 час)
Съедобные
и ядовитые
Различают на живых объектах и табли-
Шляпочные грибы
грибы. Оказание
первой
цах съедобные и ядовитые грибы.
Ос-
помощи при отравлении
ваивают приёмы
оказания первой
по-
(1 час)
ядовитыми грибами
мощи при отравлении ядовитыми
грибами
Плесневые
грибы
и
Готовят микропрепараты и наблюдают
Плесневые грибы и
дрожжи
под микроскопом строение мукора и
дрожжи
дрожжей. Сравнивают увиденное под
(1 час)
микроскопом с приведённым в учебни-
ке изображением
Грибы-паразиты
Грибы-паразиты.
Роль
Определяют
понятие
«грибы-
грибов-паразитов
в
при-
паразиты». Объясняют роль
грибов-
(1 час)
роде и жизни человека.
паразитов в природе и жизни человека
Раздел 3 Царство Растений (10 часов)
Общая
характеристика
Определяют
понятия:
«ботаника»,
растительногоцарства.
«низшие растения», «высшие расте-
Многообразие
растений,
ния», «слоевище», «таллом».
их со средой обитания.
Выделяют существенные признаки рас-
Ботаника - наука о
Роль растений в биосфере.
тений. Выявляют на живых объектах и
Охрана растений.
таблицах низшие и высшие растения,
растениях
наиболее распространённые растения,
(1 час)
опасные для человека растения. Срав-
нивают представителей низших и выс-
ших растений. Выявляют взаимосвязи
между строением растений и их место-
обитанием
Водоросли:
одноклеточ-
Выделяют существенные признаки во-
ные и
многоклеточные.
дорослей. Работают с таблицами и гер-
Строение,
жизнедеятель-
барными образцами, определяя пред-
ность, размножение, среда
ставителей водорослей. Готовят микро-
Водоросли (2 часа)
обитания
зелёных,
бурых
препараты и работают с микроскопом
и красных водорослей.
Объясняют роль водорослей в природе
Роль зелёных, бурых и
и жизни человека. Обосновывают необ-
красных
водорослей
в
ходимость охраны водорослей
природе и жизни челове-
ка, охрана водорослей
Многообразие
и распро-
Определяют понятия: «кустистые ли-
странение
лишайников.
шайники», «листоватые лишайники»,
Лишайники
Строение,
питание и раз-
«накипные лишайники». Находят ли-
(1 час)
множение
лишайников.
шайники в природе
Значение
лишайников
в
природе и жизни человека
Высшие
споровые
расте-
Выполняют лабораторную работу. Вы-
ния. Мхи, папоротники,
деляют существенные признаки выс-
хвощи, плауны, их отли-
ших споровых растений. Сравнивают
Мхи, папоротники,
чительные
особенности,
разные группы высших споровых рас-
хвощи и плауны
многообразие,
распро-
тений и находят их представителей на
(2 часа)
странение,
среда
обита-
таблицах и гербарных образцах.
ния, роль в природе и
Объясняют роль мхов, папоротников,
жизни человека, охрана.
хвощей и плаунов в природе и жизни
человека
Голосеменные расте-
Голосеменные
растения,
Выполняют лабораторную работу. Вы-
особенностистроения.
деляют существенные признаки голо-
ния
Многообразие
и распро-
семенных растений. Описывают пред-
(1 час)
странение
голосеменных
ставителей
голосеменных
растений с
растений, их роль в при-
использованием живых объектов, таб-
роде, использование чело-
лиц и гербарных образцов. Объясняют
веком,
роль голосеменных в природе и жизни
охрана.
человека
Покрытосеменные
расте-
Выполняют лабораторную работу. Вы-
ния, особенности строе-
деляют существенные признаки покры-
Покрытосеменные рас-
ния, многообразие, значе-
тосеменных растений. Описывают
ние в
природе
и
жизни
представителей голосеменных растений
тения
человека.
с использованием живых объектов, таб-
(1 час)
лиц и гербарных образцов. Объясняют
роль покрытосеменных в природе и
жизни человека
Происхождение расте-
Методы изучения древних
Определяют понятия: «палеонтология»,
растений.
«палеоботаника», «риниофиты».
ний. Основные этапы
развитие
развития растительно-
Изменение и
Характеризуют основные этапы разви-
растительного мира. Ос-
тия растительного мира
го мира
новные
этапы
развития
(1 час)
растительного мира
Планируемые результаты изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения»
-
-
результате изучения курса обучающиеся научатся:
-
-
-
-
применять элементарные методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
-
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растительных клеток, бактерий грибов и растений, их практическую значимость;
-
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
-
-
-
-
-
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
-
-
Выпускник получит возможность научиться:
-
-
-
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений;
-
-
-
-
-
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
-
-
-
-
-
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-
-
-
-
-
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы
-
-
-
другую.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВО
______________ Н.Н.Фетисова
« » ____________2015года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
5 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: ЛАГУТИНА ГАЛИНА БОРИСОВНА
Количество часов - 34 часов; в неделю - 1час
Планирование составлено на основе рабочей программы, утвержденной и введенной в действие приказом от сентября 2015 года, протокол №
Тематическое планирование.
Сроки проведения
№ п/п
Наименование раздела, темы
Лабораторные работы
Примечание
План
факт
Введение 6часов
1
Биология - наука о живой природе.
2
Методы исследования в биологии
3
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
4
Среды обитания живых организмов
5
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
6
Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений родного края
Практическая работа
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Экскурсии.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и
животных.
Раздел 1 Клеточное строение организма (10 часов)
7
Устройство увеличительных приборов
Л.Р.№1«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассматривание клеток с помощью лупы.
8
Строение клетки
9
Строение клетки
Л.Р. №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»
10
Пластиды
Лабораторная работа№3
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника
11
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
12
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в
клетку (дыхание, питание)
работа№4
Приготовление препарата и
рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
13
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки
Рост и развитие клеток.
Демонстрация
Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
Генетический аппарат, ядро, хромосомы.
Демонстрация
Схемы и видеоматериалы о делении клетки
14
Понятие о тканях. Их функции в растительном организме.
15
Ткани растительного организма
Лабораторная работа№5
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
16
Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»
Раздел 2 Царство бактерий и грибов (7 часа.)
17
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность
18
Роль бактерий в природе и жизни человека.
19
Общая характеристика грибов.
Строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека
20
Шляпочные грибы
Л.Р.№4 «Изучение строения тел шляпочных грибов»
21
Плесневые грибы и дрожжи.
Л.Р.№5 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.»
9.Строение дрожжей.
22
Грибы паразиты.
23
Обобщающий урок «Царства грибы и бактерии»
Раздел 3 Царство растений. (11 часов)
24
Ботаника - наука о растениях
25
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
Л.Р. №7 «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей
26
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
27
Лишайники
28-29
Мхи, папоротники, хвощи, плауны
Лабораторные работы№8
Строение мха (на местных видах)
Строение спороносящего хвоща
Строение спороносящего папоротника
30
Голосеменные растения
Лабораторная работа№9
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов
31
Покрытосеменные растения
Лабораторная работа №10
Строение цветкового растения
32
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
33
Обобщающий урок по теме
« Царство растений»
34
Итоговая к.р. по курсу