Рабочая программа по биологии 5 класс В. В. Пасечник

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 5 класс В.В. ПасечникРабочая программа по биологии 5 класс В.В. ПасечникРабочая программа по биологии 5 класс В.В. ПасечникРабочая программа по биологии 5 класс В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии 5 класс В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии 5 класс В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии 5 класс В.В. Пасечник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»

Кореневского района Курской области.

Согласовано Согласовано Утверждено

протокол заседания заместитель директора по УВР Решение педагогического

ШМО учителей ____________Н.Н.Фетисова. совета ОУ протокол №

От_______2015 г. « » ________2015 года

Руководитель ШМО введено в действие приказом

От__________ 2015г №

__________А.С. Тагиева Директор школы:

_________Н.В. Зорина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО БИОЛОГИИ

Ступень обучения, класс:

Основное общее, 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)

Количество часов: 34

Уровень: Базовый

Учитель: Лагутина Галина Борисовна,

Учитель биологии, первая категория.

Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования,

Примерной программы общеобразовательных учреждений по биологии, программы по биологии для общеобразовательных учреждений 5 класс составитель В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш М.: Дрофа,

2015год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»».

Содержательный статус программы - базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии и рабочей программы по биологии под редакцией В.В.Пасечника. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности. Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012г.

Срок реализации программы учебного предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения» - один учебный год (35 часов, 1 час в неделю). В том числе:

  • контрольных работ - 3


  • практических и лабораторных работ - 13

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель

курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» - осознание един-

ства

и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объясни-

мости

на основе

достижений науки для формирования осознанного отношения к

сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса является:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.


  • настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятий и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения биологии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Биология входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования. В том числе: в V классе - 35 часов, из расчета 1 ч в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освое-ния учебного предмета

Личностным результатом обучения биологии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения биологии за курс «Биология. Бактерии, грибы, растения»:

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

2.Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

3.Знание правил поведения в природе;

4.Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

5.Умение реализовывать теоретические знания на практике;

6.Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

7.Воспитание в учащихся любви к природе;

8.Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы, критическое отношение к своим поступкам и осознание ответствен-ности за последствия;

9.Умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, опреде- лять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выби-рать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполне-ния проекта).

4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

6.Вычитывать все уровни текстовой информации.

7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

2.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

3.Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Предметными результатами освоения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» являются:

1. При изучении темы «Введение»

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- о царствах живой природы;

- об основных методах исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почва, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия биология, экология, биосфера, царства живой природы, экологические факторы;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать экологические факторы и среды обитания организмов;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

2.При изучении темы «Клеточное строение организмов»

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

3.При изучении темы «Царство Бактерии. Царство Грибы»

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

4. При изучении темы «Царство Растения»

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

В результате изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» ученик должен:

Знать/понимать:


  • Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

  • Современную классификацию живой природы;

  • Основные характеристики царств живой природы;

  • Клеточное строение живых организмов;

  • Основные свойства живых организмов;

  • Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

  • Приспособления организмов к обитанию в различных средах и

  • возникающих под действием экологических факторов;

  • Правила поведения в природе;

    • Какое влияние оказывает человек на природу.

Уметь:


    • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль растительных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды


  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;


  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;


  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- самостоятельного поиска биологической информации,

- распознания наиболее распространенных растения своей местности,

культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;


  • проведения простейших наблюдений за биологическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущен

Основное содержание рабочей программы (35 часов, 1 час в неделю)

Введение(6 часов)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы.


  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и

животных.

Клеточное строение организмов(10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань».

Лабораторные и практические работы.


  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними

. Изучение клеток растения с помощью лупы.

  1. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микро-

скопом.


  1. Приготовление препаратов и рассмотрение под микроскопом пластид

в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

  1. Приготовление и рассмотрение под микроскопом движения

цитоплазмы в клетках листа элодеи.

  1. Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов различных

растительных тканей.

Царство Бактерии и Грибы(7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роли грибов в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы.

7.Строение плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, головня, спорынья).

8.Строение плесневого гриба мукора.

9.Строение дрожжей.

Царство Растения(10 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая харак-теристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плащи, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Среда обитания и многообразие водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их роль в природе и жизни человека, охрана.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов, среда обитания, строение и значение мхов. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в

природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Лабораторные и практические работы.

10.Строение зеленых водорослей.

11.Строение мха (на местных видах)

12.Строение спороносящего папоротника.

13.Строение хвои и шишек хвойных растений.

Резервное время - 1 час

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Примерные те-

Основное содержа-

Характеристика основных

мы, входящие в

ние по темам

видов деятельности обучаю-

данный раздел

щегося

программы, чис-


ло часов


Введение (6 часов)

Биология как наука. Зна-

Определяют понятия: «биология»,

Биология - наука о жи-

чение биологии

«биосфера», «экология». Раскрывают

вой природе

значение биологических знаний в со-

(1 час)

временной жизни. Оценивают роль


биологической науки в жизни

Методы познания в био-

Определяют понятия: «методы иссле-

логии: наблюдение, экс-

дования», «наблюдение», «экспери-

перимент, измерение. Ис-

мент», «измерение». Характеризуют

Методы исследования

точники

биологической

основные методы исследования в био-

в биологии

информации, её получе-

логии. Изучают правила техники

(1 час)

ние, анализ и представле-

безопасности в кабинете биологии

ние его результатов. Тех-

ника безопасности в каби-

нете биологии.


Царства: Бактерии, Грибы,

Определяют понятия: «царство Бакте-

Растения и

рии», «царство Грибы», «царство Рас-

Разнообразие живой

Животные. Признаки жи-

тения» и «царство Животные». Анали-

природы.

вого: клеточное строение,

зируют признаки живого: клеточное

питание, дыхание, обмен

строение, питание, дыхание, обмен ве-

(1 час)

веществ,

раздражимость,

ществ, раздражимость, рост, развитие,


рост, развитие, размноже-

размножение. Составляют план пара-

ние

графа

Водная среда. Наземно-

Определяют понятия: «водная среда»,

Среды обитания живых

воздушная

«наземно-воздушная среда», «почва

среда. Почва как среда

как среда обитания», «организм как

организмов.

обитания.

Организм как

среда обитания». Анализируют связи

(1 час)

среда обитания

организмов со средой обитания. Харак-


теризуют влияние деятельности чело-


века на природу

Экологические факто-

Экологические

факторы:

Анализируют и сравнивают экологиче-

ры и их влияние на живые оганизмы (1 час)-

абиотические,биоти

ские факторы. Отрабатывают навыки

вые организмы.

ские, антропогенные.

работы с текстом учебника

(1 час)

Влияние экологических

факторов на живые орга-

низмы

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Увеличительные приборы

Определяют понятия: «клетка», «лупа»,

Устройство увеличи-

(лупа, световой микро-

«микроскоп», «тубус», «окуляр»,

скоп). Правила

работы с

«объектив»,

«штатив». Работают с лу-

тельных приборов

микроскопом.

пой и микроскопом, изучают устройст-

(1 час)


во микроскопа. Отрабатывают правила



работы с микроскопом

Строение клетки: клеточ-

Выделяют существенные признаки

ная мембрана,

клеточная

строения клетки. Различают на табли-

стенка, цитоплазма,

цах и микропрепаратах части и орга-

Строение клетки

ядро, вакуоли, пластиды,

ноиды клетки

(3 часа)

хлоропласты

Учатся готовить микропрепараты.


Наблюдают части и органоиды клетки


под микроскопом, описывают и схема-


тически изображают их.

Методы изучения клетки.

Объясняют роль минеральных веществ

Химический состав клет-

и воды, входящих в состав клетки. Раз-

Химический состав

ки. Вода и минеральные

личают органические и неорганические

вещества, их роль в клет-

вещества, входящие в состав клетки.

клетки: неорганиче-

ские и органические

ке.

вещества,

Ставят биологические эксперименты по

вещества

Органические

изучению химического состава клетки.

их роль в жизнедеятель-

Учатся работать с лабораторным обо-

(1 час)

ности клетки. Обнаруже-

рудованием



ние органических веществ


в клетках растений


Жизнедеятельность

Выделяют

существенные

признаки

клетки: питание, дыха-

процессов жизнедеятельности клетки.

ние, рост, развитие, де-

Ставят биологические эксперименты по

ление.генетический ап-

изучению процессов жизнедеятельно-

Жизнедеятельность

парат, ядро, хромосомы

сти организмов и объясняют их резуль-

таты. Отрабатывают умение

готовить

клетки


микропрепараты и работать

с микро-

(3 часа)


скопом




Обсуждают биологические эксперимен-


ты по изучению процессов жизнедея-


тельности организмов и объясняют их


результаты


Ткань

Определяют понятие «ткань». Выделя-


ют признаки, характерные для различ-

Ткань (2 часа)

ных видов

тканей. Отрабатываютуме-

ние работать с микроскопом и опреде-



лять различные растительные тканина


микропрепаратах

Раздел 2. Царство Бактерии, Грибы (7 часов)

Бактерии, их разнооб-

Бактерии,

особенности

Выделяют существенные признаки

разие, строение и жиз-

строения и жизнедеятель-

бактерий

ности. Формы бактерий.

недеятельность

Разнообразие бактерий, их

(1 час)

распространение


Роль бактерий в природе.

Определяют понятия: «клубеньковые

Роль бактерий в при-

Роль бактерий в хозяйст-

(азотфиксирующие) бактерии», «сим-

роде и жизни человека

венной деятельности

биоз», «болезнетворные бактерии»,

(1 час)

человека

«эпидемия». Объясняют роль бактерий


в природе и жизни человека

Грибы, их общая ха-

Грибы,

особенности

Выделяют существенные признаки

рактеристика, строение

строения и жизнедеятель-

строения и жизнедеятельности грибов.

и жизнедеятельность.

ности. Многообразие гри-

Объясняют роль грибов в природе

Роль грибов в природе

бов. Роль грибов в приро-

и жизни человека


и жизни человека

де и жизни человека


(1 час)



Съедобные

и ядовитые

Различают на живых объектах и табли-

Шляпочные грибы

грибы. Оказание

первой

цах съедобные и ядовитые грибы.

Ос-

помощи при отравлении

ваивают приёмы

оказания первой

по-

(1 час)

ядовитыми грибами

мощи при отравлении ядовитыми



грибами


Плесневые

грибы

и

Готовят микропрепараты и наблюдают

Плесневые грибы и

дрожжи

под микроскопом строение мукора и

дрожжи


дрожжей. Сравнивают увиденное под

(1 час)


микроскопом с приведённым в учебни-


ке изображением


Грибы-паразиты

Грибы-паразиты.

Роль

Определяют

понятие

«грибы-

грибов-паразитов

в

при-

паразиты». Объясняют роль

грибов-

(1 час)

роде и жизни человека.

паразитов в природе и жизни человека

Раздел 3 Царство Растений (10 часов)

Общая

характеристика

Определяют

понятия:

«ботаника»,

растительногоцарства.

«низшие растения», «высшие расте-

Многообразие

растений,

ния», «слоевище», «таллом».

их со средой обитания.

Выделяют существенные признаки рас-

Ботаника - наука о

Роль растений в биосфере.

тений. Выявляют на живых объектах и

Охрана растений.

таблицах низшие и высшие растения,

растениях



наиболее распространённые растения,

(1 час)




опасные для человека растения. Срав-





нивают представителей низших и выс-



ших растений. Выявляют взаимосвязи



между строением растений и их место-



обитанием


Водоросли:

одноклеточ-

Выделяют существенные признаки во-

ные и

многоклеточные.

дорослей. Работают с таблицами и гер-

Строение,

жизнедеятель-

барными образцами, определяя пред-

ность, размножение, среда

ставителей водорослей. Готовят микро-

Водоросли (2 часа)

обитания

зелёных,

бурых

препараты и работают с микроскопом

и красных водорослей.

Объясняют роль водорослей в природе


Роль зелёных, бурых и

и жизни человека. Обосновывают необ-

красных

водорослей

в

ходимость охраны водорослей

природе и жизни челове-


ка, охрана водорослей


Многообразие

и распро-

Определяют понятия: «кустистые ли-

странение

лишайников.

шайники», «листоватые лишайники»,

Лишайники

Строение,

питание и раз-

«накипные лишайники». Находят ли-

(1 час)

множение

лишайников.

шайники в природе

Значение

лишайников

в


природе и жизни человека


Высшие

споровые

расте-

Выполняют лабораторную работу. Вы-

ния. Мхи, папоротники,

деляют существенные признаки выс-

хвощи, плауны, их отли-

ших споровых растений. Сравнивают

Мхи, папоротники,

чительные

особенности,

разные группы высших споровых рас-

хвощи и плауны

многообразие,

распро-

тений и находят их представителей на

(2 часа)

странение,

среда

обита-

таблицах и гербарных образцах.

ния, роль в природе и

Объясняют роль мхов, папоротников,

жизни человека, охрана.

хвощей и плаунов в природе и жизни



человека

Голосеменные расте-

Голосеменные

растения,

Выполняют лабораторную работу. Вы-

особенностистроения.

деляют существенные признаки голо-

ния

Многообразие

и распро-

семенных растений. Описывают пред-

(1 час)

странение

голосеменных

ставителей

голосеменных

растений с


растений, их роль в при-

использованием живых объектов, таб-

роде, использование чело-

лиц и гербарных образцов. Объясняют

веком,

роль голосеменных в природе и жизни

охрана.

человека

Покрытосеменные

расте-

Выполняют лабораторную работу. Вы-

ния, особенности строе-

деляют существенные признаки покры-

Покрытосеменные рас-

ния, многообразие, значе-

тосеменных растений. Описывают

ние в

природе

и

жизни

представителей голосеменных растений

тения

человека.

с использованием живых объектов, таб-

(1 час)


лиц и гербарных образцов. Объясняют




роль покрытосеменных в природе и


жизни человека

Происхождение расте-

Методы изучения древних

Определяют понятия: «палеонтология»,

растений.

«палеоботаника», «риниофиты».

ний. Основные этапы

развитие

развития растительно-

Изменение и

Характеризуют основные этапы разви-

растительного мира. Ос-

тия растительного мира

го мира

новные

этапы

развития

(1 час)

растительного мира



Планируемые результаты изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения»


    • результате изучения курса обучающиеся научатся:


      • применять элементарные методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

      • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растительных клеток, бактерий грибов и растений, их практическую значимость;

      • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);


      • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:


      • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

      • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений;


      • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;


      • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;


      • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы

  • другую.








СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВО

______________ Н.Н.Фетисова

« » ____________2015года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

5 КЛАСС



УЧИТЕЛЬ: ЛАГУТИНА ГАЛИНА БОРИСОВНА







Количество часов - 34 часов; в неделю - 1час





Планирование составлено на основе рабочей программы, утвержденной и введенной в действие приказом от сентября 2015 года, протокол №

Тематическое планирование.

Сроки проведения

п/п

Наименование раздела, темы

Лабораторные работы

Примечание

План

факт

Введение 6часов

1

Биология - наука о живой природе.


2

Методы исследования в биологии


3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого


4

Среды обитания живых организмов


5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы


6

Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений родного края

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Экскурсии.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и

животных.


Раздел 1 Клеточное строение организма (10 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

Л.Р.№1«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассматривание клеток с помощью лупы.

8

Строение клетки


9

Строение клетки

Л.Р. №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

10

Пластиды

Лабораторная работа№3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в

клетку (дыхание, питание)

работа№4

Приготовление препарата и

рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки


14

Понятие о тканях. Их функции в растительном организме.


15

Ткани растительного организма

Лабораторная работа№5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей


16

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»


Раздел 2 Царство бактерий и грибов (7 часа.)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность


18

Роль бактерий в природе и жизни человека.


19

Общая характеристика грибов.

Строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека


20

Шляпочные грибы

Л.Р.№4 «Изучение строения тел шляпочных грибов»

21

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.Р.№5 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.»

9.Строение дрожжей.

22

Грибы паразиты.


23

Обобщающий урок «Царства грибы и бактерии»


Раздел 3 Царство растений. (11 часов)


24

Ботаника - наука о растениях


25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л.Р. №7 «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей

26

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей


27

Лишайники


28-29

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

Лабораторные работы№8

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника


30

Голосеменные растения

Лабораторная работа№9

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов


31

Покрытосеменные растения

Лабораторная работа №10

Строение цветкового растения


32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


33

Обобщающий урок по теме

« Царство растений»


34

Итоговая к.р. по курсу









© 2010-2022