Технологическая карта урока по биологии Эти загадочные лишайники (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока биологии (по учебнику В.В. Пасечника)

«Эти загадочные лишайники»

5 класс, ФГОС

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

Организационный момент









Актуализация знаний

Мотивация

Определение целей и задач урока.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала







Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните:

1.Какой тип питания характерен для грибов?

2.Что такое симбиоз?

3.Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Как будет называться такой симбиоз? (ответы- предположения обучающихся). Такой симбиоз называется лишайником. С ними мы сегодня и познакомимся на уроке.

Формулирование темы и цели урока.

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку





ответы обучающихся

*Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

*Симбиоз - это взаимно-полезное сожительство 2-х организмов

*Такой симбиоз называется микориза, в переводе с греческого - «грибокорень»

учащиеся совместно с учителем формулирую цель урока и задачи урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Изучение нового материала




















закрепление







Рефлексия

Итоги урока.







Домашнее задание

Демонстрация слайда

Демонстрация слайда



.

Демонстрация слайда






Демонстрация слайдов

Встречали ли вы лишайники в природе? Лишайники загадали ученым множество загадок. Их часто называют «Изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый Тимирязев К.А. назвал их «растениями - сфинксами». А вы знаете кто такие сфинксы? Сфинксы в древнегреческой мифологии- чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла. Почему же лишайники сравнивают со сфинксами? Почему они получили такое название, как «лишайники» - нам предстоит узнать это на уроке.

Немного истории: русское название лишайники получили за внешнее сходство с такими кожными заболеваниями, как лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как «бородавка», что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом её возникновения принято считать 1803 год. Ученые долго не могли понять загадочность лишайников, и только в 1866 году ученый де Барри предположил, что лишайники составные (комплексные организмы). А в 1867 году русские ботаники А.С. Фаминицын и И.В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Как вы думаете, какой метод они использовали? (экспериментальный). Они вымочили лишайники в воде и разделили на 2 организма: гриб, точнее грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов, известных в то время в науке. (демонстрация слайдов: внешнее и внутреннее строение лишайников.)

Давайте познакомимся со строением лишайников более подробно.

Тело лишайника называется слоевище. Где мы встречали этот термин? (тело многоклеточных водорослей). Цвет лишайников самый разнообразный: от серовато-белого до ярко окрашенного (красного, желтого, зеленого и черного). Само слоевище, как мы уже знаем, состоит из двух различных организмов - гриба и водоросли. Взаимосвязь их настолько тесная, что они образуют самостоятельный организм. Основу слоевища составляют гифы грибницы, между ними располагаются клетки водорослей (одиночно или группами).

- как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? Нити грибницы поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли, а клетки водоросли синтезируют органические вещества.(демонстрация микропрепарата «строение лишайника», рисунок на слайде)

Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб - водоросль минеральными веществами и водой. Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. Как вы думаете, если гриб лишить водорослей- симбионтов, сможет ли он существовать самостоятельно? (нет, погибнет.) Некоторые ученые предполагают, что эти симбиотические взаимоотношения произошли из паразитических, т.е. грибы изначально паразитировали за счет водорослей. Можете ли вы привести аргументы в пользу этой теории? ( возможные ответы: гриб не может самостоятельно существовать, водоросль- может; гриб больше получает «выгоды», чем водоросль ит.д.)

Теперь познакомимся с разнообразием этих удивительных организмов используя предложенную коллекцию лишайников, пользуясь текстом параграфа, распределите их на 3 группы, объясните, по какому признаку вы их распределяли.

Итак, лишайники отличаются типом слоевища, делятся на группы:

1.Накипные лишайники: слоевище напоминает тонкую пленку или застывшую пену; встречаются на поверхности камней, деревьев .Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.(бацидия).

2.Листоватые лишайники: слоевище в виде пластинок разной формы, немного поднято над поверхностью. (ксантория настенная).

3. Кустистые лишайники: слоевище напоминает кустики (высотой несколько сантиметров), растущие на поверхности почвы, или длинные нити, напоминающие бороды и свисающие с ветвей деревьев (ягель и бородач).

Где же обитают лишайники? Какие условия им необходимы? Встречали вы их в нашей местности?

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для жизнедеятельности им необходимы свет, влага и углекислый газ. Влагу они поглощают поверхностью тела во время дождей или из воздуха (роса, туман). В сильную жару высыхают, крошатся, но с появлением воды оживают. Растут эти организмы очень медленно, всего 1-3 мм за год, но дожить могут до 100 лет!

В нашей местности лишайники встречаются довольно часто: стволы деревьев, на старых крышах, стенах домов. А вот в крупных городах найти лишайники практически невозможно, даже в парковых зонах они встречаются редко. Как вы думаете, почему? (ответы- предположения детей). Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, могут жить только в чистой, незагазованной местности. Ученые их называют «Индикаторы чистоты».

Как любой живой организм лишайники способны к размножению. Используя текст параграфа, объясните, как они размножаются. (Кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, которые после разрыва слоевища переносятся ветром и дождевыми потоками).

Лишайники- удивительные организмы и в природе и жизни человека имеют определенное значение.

-Корм животным

-химическая промышленность

-индикаторы чистоты


1)- Почему Тимирязев назвал лишайники растениями- сфинксами?

-Почему их называют «Пионеры растительности»?

- докажите, что лишайники - комплексные организмы.

-Духи , желатин, крахмал, краска, лакмус- что объединяет эти вещества?

2)Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями.

2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

5. Лишайники - первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.

6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

3) выполнение теста по вариантам

-закончите следующие предложения:

Я узнал..

Я умею…

У меня есть вопросы..

Подведение итогов, выставление оценок

Вывод: Лишайники - удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами.

Домашнее задание
§19,.

Творческое задание: презентация «Значение лишайников в природе и для человека»





Отвечают на вопросы





Отвечают на вопросы


Обсуждают в парах, высказывают свои предположения






Выполняют практическое задание в парах, используя гербарии и натуральные объекты

Обсуждение выполненной самостоятельной работы.





Обсуждают в парах, высказывают свои предположения





Работа с учебником










самопроверка




Взаимопроверка



Учащиеся совместно с учителем оценивают себя и своих товарищей

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием





Регулятивные: умение слушать и уважать мнение товарища, обосновывать свои предположения


Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(материала учебника)

Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность







Регулятивные: умение адекватно оценивать работу своих товарищей, уважить мнение одноклассников, адекватно оценивать свою деятельность




© 2010-2022