Конспект урока по биологии

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»

Тип урока: Урок обобщение.

Вид урока: Урок лаборатория

Цель: обобщение понятий о крови ее составе, функциях.

Задачи:

  • Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;

  • Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.

  • Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийное оборудование; таблицы: "Состав крови"; кровь в пробирке, дидактический материал; микроскопы, микропрепараты.

Учащиеся должны знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.

Методы урока: Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.

Презентация

План урока:

1 этап - это АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Повторить материал о внутренней среде обитания, ее компонентах, о постоянстве внутренней среды.

2 этап - посвящен СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Его цель пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.

3 этап - физкультминутка - общая релаксация, зарядка для глаз.

4 этап - ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Знакомство с составом крови , функциями клеток крови и с их сущностью.

5 этап - ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ . Лабораторная работа «Микроскопическое исследование эритроцитов крови человека и лягушки». Медицинский консилиум «Общий анализ крови».

6 этап - ИТОГ УРОКА. Определить качество полученных знаний с помощью электронного учебника и творческого задания в виде СИНКВЕЙНА.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. Приветствие ребят и учителей.

Учитель: Здравствуйте уважаемые ребята!

Учитель раздает карточки с красным, зеленым, желтым цветом, ребята таким образом разделились на три группы. Учитель раздает оценочные листы и объясняет работу сними.

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний учащихся.

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

/Ученик: жидкая внутренняя среда./

Учитель:

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты, и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске.

Конспект урока по биологии

Учитель.

Ученик на доске правильно выполнил задание, сравните свои результаты.

Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

Ученик :

(Лимфа - это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)

Учитель:

А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды - тканевой жидкости?

Ученик:

(Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)

Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети - ДА!!!/

Учитель:

Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?

/Дети: Гомеостаз!!!/

Учитель:

Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?

/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Молодцы!!!

Ребята ,а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

«КРОВЬ - что это?». Из чего она состоит, ее химический состав.

Сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда - все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными -исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!

Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно вспомнить о форменных элементах крови и их значении теоретически.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют "носительницей жизни"?

/Далее следует краткое сообщение ученика. /

Ученик :

(Кровь - это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

  • Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную

  • Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная)

Так как мы работаем в лаборатории, все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.

Лабораторный лист.

КРОВЬ

Конспект урока по биологииКонспект урока по биологии

Конспект урока по биологииКонспект урока по биологииКонспект урока по биологииКонспект урока по биологии

Конспект урока по биологииКонспект урока по биологии



Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3

и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

Эритроциты




Лейкоциты


Тромбоциты



( слайд 2)

  1. Физкультминутка

Учитель: а сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Учитель:

Ну а сейчас ученые - исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки».

Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом. (слайд 3)

Инструктивная карточка:

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.

  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.

  4. Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра

    ЭРИТРОЦИТЫ

    ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

    НАЛИЧИЕ ЯДРА

    человека



  5. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.

  6. Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.

  7. Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ ЯДРА

лягушки


Используя данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки

Учитель:

Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови - одно из часто проводимых исследований.

При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ - скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

При наличии воспаления в организме:

СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .

Учитель:

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.

Проведем медицинский консилиум

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз. (слайд 4)

Учитель: слово 1 группе :

Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/

Слово 2 группе:

Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/

Слово 3 группе:

Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше - это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/ - Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

  1. Итог урока.

Учитель:

  1. Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.

  2. Медицинский консилиум проведен, диагнозы поставлены.

  3. Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : «КРОВЬ - ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?

/Ученики: ДА!!!/

Так что же такое кровь?

Ученик: /Кровь -это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови - это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!/

Учитель: А значит мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ

I. название синквейна

II. 2 прилагательных

III. 3 глагола

IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему

V. Строка - эмоция, выражающая личное отношение к теме. (слайд 5)

Учитель:

Ребята в каждой вашей красивой фразе синквейна есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:

КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах. (слайд 6)

Отметки. Ребята подсчитывают баллы и по критериям на слайде 7 ставят себе оценки.

Домашнее задание: пар…., подготовить сообщение «Иммунитет»

Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.






© 2010-2022