Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК НА ТЕМУ:



Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии

Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии

Автор: СИДОРЕНКО Т.К., учитель биологии

МОБУ СОШ № 7 г. Тынды, Амурской области.

2016 г.

Введение

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой


В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно - деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализ успеваемости за последние два года показал, что качественная успеваемость снижается в среднем звене. Возникло противоречие между деятельностью обучающихся на уроке и результативностью по предмету.

Это определило проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время деятельности обучающихся.

Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности.

При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 6 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. В 7 классе при изучении тем главы «Строение и функции органов и их систем», в 8 классе при изучении строения органов человеческого организма. Нельзя сформировать системное мышление у школьников среднего звена, если акцентировать их внимание на уровни организации живого лишь в курсе общей биологии 9 класса. Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организую систему обучения, основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.

При организации системно-деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:


Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии

Технология деятельностного метода обучения позволяет:

  • Придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности.

  • Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

  • Усилить практическую направленность школьного образования.

Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 9 классе при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.

Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.

Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника. Аналогичные задания использую и в 7 классе.

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме и владеющие приёмом классификации, общие понятия классификации подбирают самостоятельно. А учащиеся, у которых данный тип задания вызывает затруднение, получают карточку с указанием групп классификации и распределяют понятия.

Задание 2. Назвать понятия, определения которых приведены ниже

_____форма существования одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов, временно покрывающихся плотной оболочкой, которая позволяет этим организмам переживать неблагоприятные условия среды.

_____расположение частей тела, позволяющее его разделить на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины.

_____восстановление утраченных или повреждённых частей тела.

_____мужская половая клетка (гамета);_______женская половая клетка (гамета)

_____ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы.

_____наличие признаков мужского и женского пола у одной особи животного.

_____организмы, в которых развиваются личинки паразитических животных.

(циста, яйцеклетка, регенерация, симметрия двусторонняя, промежуточный хозяин, сперматозоид, гермафродитизм, рефлекс)

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память, имеются пропуски уроков, получают карточку с перечислением понятий, и выполняют задание по их подбору к определениям.

Задание 3. В текст общей характеристики животных типа Членистоногие вставь пропущенные слова

Членистоногие - это животные с _______симметирией тела. Особенностью конечностей является _____. Число ног у представителей разных классов типа ______.

Снаружи их тело покрыто _____ покровом. Основу покрова составляет сложное органическое вещество ______. Благодаря такому его свойству как ______он защищает тело членистоногого от механических и химических воздействий внешней среды. Свойство _______обеспечивает предохранение наземных животных этого типа от излишней потери влаги. А из-за такого свойства _____покрова как _______периодически происходит процесс его смены и называется этот процесс _____. Изнутри к ______покрову прикрепляются мышцы, и он выполняет роль ______скелета.

Тело членистоногих состоит из______, которые образуют _______: головогрудь и _______ или голова, ______, брюшко.

Они встречаются в различных средах жизни: наземно-воздушной, _____, ______, ______.

(Двусторонней, членистость, разное, хитиновым, хитин, прочность, плотность, хитинового, нерастяжимость, линька, хитиновому наружного, члеников, отделы, брюшко, грудь, водной, почвенной, организменной)

Подход к организации выполнения данного задания всеми учащимися такой же, как описан выше

II. Задания по заполнению таблицы и составлению схемы (модели) могут быть использованы как форма структурирования и систематизации изучаемого на уроке нового материала после его фронтального разбора или объяснения учителя, в том числе, на этапе закрепления. Также заполнение схем организуется и при повторении изученного ранее на обобщающих уроках.

При дифференцированном подходе к организации этой работы разные группы учащихся получают карточки с заданием разной степени сложности, например по теме «Опорно-двигательная система».

Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры


Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Плоские губчатые

Короткие губчатые


Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Кости конечностей, фаланги пальцев

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Вариант 4. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Вариант 5 (для сверки по образцу)

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Средняя часть имеет вид трубки с полостью, заполненной жёлтым костным мозгом. В головках находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом.

Кости конечностей, фаланги пальцев

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Запястье, предплюсна, позвонки

ЗАПОЛНИТЬ КЛАСТЕРЫ:

Варинат 1. Используя параграф __, заполнить кластер «Части скелета человека»

Вариант 2. Используя параграф __,заполнить кластер «Части скелета человека»

Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии





Вариант 3. Используя параграф __, заполнить кластер «Части скелета человека»

Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии




Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы обеспечивают;

  1. Посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом.

  2. Тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания.

  3. Вовлеченность в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся.

  4. Ознакомление с учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса.

  5. Сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.

Противопоказания к употреблению: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи.

Чтобы исключить возможные нежелательные последствия следует

- давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.)

- если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла.

Суть метода проектов.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя. Укажу некоторые темы, на материале которых можно осуществлять подготовку учащихся к проектной деятельности.

Тема урока

Деятельность учащихся

Осенние явления в жизни природы

Сбор материала для гербария "Осенняя окраска листьев", "Виды листовых пластинок", "Коллекции вредителей листопадных деревьев".

Семя

Сбор коллекций семян растений - масленичных, плодово-ягодных, декоративных культур.

Экология растений

Разработка проекта "Влияние загрязнения окружающей среды на растения", Выполнение экологического исследования по «Приживаемости дикорастущей жимолости съедобной на территории школьного двора», исследование "Влияние минеральных и органических удобрений на рост и развитие кабачков», «Рост и развитие картофеля на кислых торфяных почвах» и д.р.

Экология человека

Исследование "Влияние школьной мебели на развитие опорно - двигательного аппарата», исследование "Физиологические особенности развития школьников различных возрастных групп"


Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих.

Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя - активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству.

Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень, вместо изучения параграфа «рост корня» можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты.

С 6 класса ведется обучающимися биологический словарь терминов.

В 7 классе при изучении курса «Зоологии» обучающиеся заполняют зоологический альбом, где зарисовывают изучаемый объект, записывают краткую характеристику животного, его систематику, интересные факты, научные данные. Эта работа способствует повышению мотивации обучающихся, расширению их кругозора.

Уроки с применением системно деятельного подхода.

Конспект урока по теме:

«КОРЕНЬ» (6 класс).

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжать изучение темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений», закреплять понятия вегетативные и генеративные органы растения, выявить функции корня, изучить особенности строения корня в связи с выполняемыми функциями, познакомить учащихся с приёмами управления корневой системы растений (пикировка и окучивание), исследовать видоизменения корней.

Оборудование: ПК, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: гербарии растений для лабораторной работы, таблицы, рисунки учебника, слайды презентации к уроку, технологические карты (на каждую парту), рабочие тетради учащихся. Технологическая карта - смотри приложение.

Форма урока: комбинированный урок с лабораторной работой и элементами исследовательской деятельности учащихся…

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Демонстрации

Организационный

момент.

Взаимное приветствие.

Организация класса.

Взаимное приветствие.


Актуализация знаний.







По таблице «Редька дикая» покажите и назовите органы цветкового растения.

Посмотрите на

слайд презентации.

Что обозначено на рисунке под цифрами 1 и 2?

Рассмотрите следующий слайд. Что

на нём изображено? (упавшее дерево)

Какой орган растения не справился с выполняемыми функциями?

Какие ещё функции корня вам известны?

Учащийся у доски

работает по таблице

«Редька дикая»

Учащиеся дают варианты ответа.

Вместе приходят к общему правильному варианту.

Варианты ответов.

Варианты ответов.

Варианты ответов.

Табл. «Редька

дикая»


Слайд 1.


Слайд 2.


Слайд 2.


Постановка проблемы.


Постановка целей урока.


Изучение нового материала.



















Заключительный этап. Рефлексия.


Формулирование

домашнего задания

Можете ли вы назвать все функции корня?

Что ещё хочется узнать о корне?

Запишите тему урока:

КОРЕНЬ.

Давайте сформулируем цели урока.

Учитель, обобщая,

формулирует цели урока.

Работаем по плану технологической карты урока. Выполняем задание №1 - функции корня.

Что нового узнали?


Работаем с пунктом № 2 - Виды корней.

Что нового узнали?


Человек научился управлять ростом и развитием корней растений. Давайте узнаем, как можно это делать??? Выполните задание № 3 тех. карты.

Что нового узнали?

Кто на даче, в деревне применял приём окучивания?

Работаем с заданием № 4 тех. карты.

Что такое корневая система растений?

Выполните лабораторную работу, которая поможет вам исследовать типы корневых систем и научиться различать их.

Что нового вы узнали в ходе исследований?

Какое внутреннее строение имеет корень растений? -ЛЕКЦИЯ.

У всех ли растений корни одинаковы??

Давайте познакомимся с видоизменениями корней. К сегодняшнему уроку сообщение о видоизменению корней подготовил(а)…..

Опрос учащихся о достижении целей урока.

Сделайте выводы к уроку.

параграфы 19 - 21 учить.

Варианты ответов.

Варианты ответов.

Работа в тетради.

Варианты формулировок.


Работа в тетрадях с помощью тех. карт и учебника.

Сообщения учащихся..по вопросу функции корня.

Работа в тетрадях с помощью тех. карт и учебника.

Ответ учащегося по слайду с помощью тетради.

Работа в тетрадях с помощью тех. карт и учебника.


Обсуждение.


Работа в тетрадях с помощью тех. карт и учебника.

Варианты ответов...

Работа в тетрадях с помощью тех. карт и учебника.

Заполнение таблицы. Оформление вывода…

Сообщение учащегося по слайду презентации.

Внимательно слушают. Изучают рисунки.

Варианты ответов.

Учащийся делает сообщение по слайдам презентации.

Варианты ответов.

Варианты ответов.



ЗАПИСЬ темы на доске.





Слайд 3.


Слайд 3.


Рисунки 62

и 66 учебника.





Слайд 4.

Дети работают с раздаточным гербарным материалом

Слайд 4.

Слайд 5.

Рис. уч. 63.




Слайды 6, 7,

8, 9.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока по теме «КОРЕНЬ»

(для учащихся на каждую парту)

1. Прочти статью «Функции корня» стр. 95 учебника. Запиши в тетради:

ФУНКЦИИ КОРНЯ:

-…………………..

-…………………..

-…………………..

2. Прочти статью «Виды корней» стр.95 уч. В тетради сделай рис. 59 с обозначениями.

Составь определения понятий:

Главный корень-………………………..

Придаточные корни-……………………

Боковые корни-………………..………..

3. Рассмотри рис. 62. Для чего применяют приём окучивания? Запиши в тетради:

Окучивание -………………………………

Рассмотри рис. 66. Выясни, для чего применяют приём пикировки корня?

Запиши в тетради:

Пикировка корня -………………………….

4. Прочти статью «Типы корневых систем». Рассмотри рис. 60. Запиши в тетради:

Корневая система-…………………………

Заполни схему:

ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ

/ \

Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологииМетодический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии???????????? ?????????????

Чтобы научиться различать корневые системы, выполни лабораторную работу.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9.

Стержневая и мочковатая корневые системы.

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.

2. Определите тип корневой системы у каждого растения.

3. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, а какие двудольные???

4. Заполни в тетради таблицу:

Название растения.

Тип корневой системы.

Особенности корневой системы (описание).

Класс (однодольные или двудольные)

Это корневая система, в которой………………….


Это корневая система, в которой…………………..


ВЫВОД: на лабораторной работе………………………………..


Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода.

Цель: сформировать знания об особенностях строения лишайников, об их многообразии и значении в природе и для человека.

Задачи урока:

- обучающие: изучить строение лишайника;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, воспитание интереса к познанию живой природы.

Планируемые результаты:

- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать строение лишайников, как особых симбиотических организмов, особенности их питания и размножения, разнообразие, значение.

-личностные: формировать экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер.

Основные этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

Давайте вспомним, с какими Царствами природы мы познакомились?

Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов?

Как называется симбиоз гриба и растения?

Каковы функции гиф гриба?

УУД: учащиеся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Формулирование темы урока, постановка учебной цели

Сегодня мы с вами познакомимся со своеобразной группой живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекарственных целях и даже в пищу. Они долгое время были загадкой для исследователей. Их называли и мхами, и водорослями. Сущность этих организмов была раскрыта во второй половине ХХ века: эти организмы оказались симбиозом гриба и водоросли.

Что же это за организмы?

Учитель показывает фотографии лишайников. Посмотрите на слайд № 1-13

- Что необычного вы заметили?

- Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке?

УУД: учащиеся извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

Учитель рассказывает о неприхотливости лишайников. Что они поселяются в самых бесплодных местах и способны жить в самых разных условиях, поселяясь на отвесных скалах, стенах, камнях и даже стеклах.(Слайд №14-15)

Чем лишайники отличаются от растений?

Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на этот вопрос?

УУД: учащиеся самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа)

- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)

Учитель делит класс на три группы (по рядам). Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников.

Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют.

Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком.

Если задания понятны, можно приступать к работе.

УУД: учащиеся сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Обсуждение результатов экспериментов.

Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

Первая группа рассказывает о том, что тело лишайника представлено слоевищем. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей (гиф). Между нитями одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей, а у некоторых лишайников - клетки цианобактерий. (Учитель показывает слайд №16)

Питание лишайников происходит за счет деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с растворенными в ней минеральными веществами, а водоросль, в которой есть хлорофилл, образует органические вещества в процессе фотосинтеза. (Слайд №17)

Вторая группа делает вывод о том, что в зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делятся на три типа - накипные, листоватые и кустистые. (Слайды № 18- 20)

Размножаются лишайники, подобно грибам, спорами или отделившимися кусочками слоевища.(Слайд №21)

Физминутка (Слайд №22)

Все грибы сели на поляне

Пошел дождик.

Выросли грибы.

Посмотрели, не идет ли грибник.

Увидели грибника, спрятались грибы.

Ушел грибник.

Снова выросли грибы.

Обрадовались, улыбнулись друг другу.

А мы с вами продолжаем работать.

Третья группа рассказывает о том, какую важную роль играют лишайники в природе и жизни человека. Что они одними из первых заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горной породы. Отмирающие части лишайников обогащают почву и служат пищей ее обитателям. Это ценнейший, а зимой -единственный корм для северных оленей. Некоторые виды лишайников человек использует в пищу, в медицине, в парфюмерной промышленности и в качестве красителей. (Слайд №23-24)

УУД: составляют тезисы выступления, выступают перед аудиторией, доказывают свою точку зрения.

Сравнивают, обобщать факты и явления. Выявляют причины и следствия, преобразовывают информацию из одного вида в другой (составляют схему).

4. Закрепление изученного материала(слайды №25-30)

1) Как называют тело лишайника?

а) грибница, или мицелий

б) плодовое тело

в) слоевище

г) строма

2) Назовите тип слоевища лишайников, которое имеет наиболее простое строение.

а) накипное (корковое)

б) листоватое

в) кустистое

3) Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к

а) загрязнению атмосферы

б) плодородию почвы

в) освещенности местности

г) влажности воздуха

4) Лишайники встречаются в:
а) Холодных областях Земли
б) Умеренных широтах
в) Горах
г) Все утверждения верны

5) Рост лишайников:

а) отсутствует

б) медленный

в) быстрый

6) Лишайники - это

а) паразиты

б) группа зеленых растений

в) симбионты

УУД: учащиеся структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний

Рефлексия. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)…

"Я думаю, что…" (Над чем вы задумались?)

Для меня этот учебный материал важен потому что…

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание:

1.Задание для всех: прочесть §15, ответить на вопросы.

2. Задание на выбор: найти лишайники и сфотографировать их; составить буклет «Значение лишайников»

Технологическая карта урока.

«Технологическая карта» - новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта - «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

  • реализовать стандарт образования;

  • понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;

  • сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;

  • полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Перспектива»;

  • определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;

  • реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,

  • педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);

  • индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

На каждом этапе работы учителя определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания по отработке материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

Примером пояснительной записки к технологической карте может служить урок: «Энергетический обмен. Способы питания» в 9 классе

Цель урока: углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов, подвести учащихся к выводу о значении АТФ - как универсального источника энергии

  • Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения

  • Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы: Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала: Строение клетки. Энергетический обмен. АТФ.

Оборудование: учебные таблицы: "Строение и расщепление АТФ", "Энергетический обмен", бланки опорных конспектов, схема метаболизма, листы бумаги, фломастеры.

Образовательные интернет-ресурсы: drofa.ru, school-collection.edu.ru

В качестве примера деятельности учителя и соответственно анализа успешности выполнения поставленных задач можно рассматривать структуру нескольких этапов урока «Бактерии» в 5 классе [4]:

Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует микропрепарат.

  2. Задает наводящие вопросы.

  3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует рисунки

  2. Задает вопросы.

  3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

  1. Формулирует и записывает учебную задачу: "Как сохранить яблоко свежим?".

  2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы.

  3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

  1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.

  2. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.

  3. Задает вопрос: - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя:

  1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

  2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет.

Список литературы

  1. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /С. В. Дмитриев//Школьные технологии. - 2003. - № 6.

  2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

  3. Ярцева С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии /С. В. Ярцева//Биология в школе. - 2010. - №6.

Технологическая карта открытого урока биологии

Тема урока: Грибы.

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

  • Выдвигают простейшие гипотезы;

  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

  • Работают с информацией и преобразуют её;

  • Находят причинно-следственные связи;

  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

  • Предметные:

  • Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

  • Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

  • Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами);

  • практические (поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

  • Средства обучения:

  • Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2012;

  • Дополнительный текстовый материал;

  • Презентация «Грибы»;

  • Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, интерактивная система голосования.

  • Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Грибы»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент


Перед уроком за 2 минуты до звонка звучит музыка природы и на экране природа. Звенит звонок и учитель читает стихотворение о природе под сопровождение музыки)

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На травинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Я неслучайно начала наш урок с этого прекрасного стихотворения. Мы должны охранять и беречь нашу природу, но для этого мы должны её изучить, чем мы и занимаемся.

Организация рабочих мест, приветствие

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.


Актуализация имеющихся знаний учащихся

Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

- Какие царства живой природы мы с вами изучили?

- Давайте вспомним отличительные признаки животных и растений.

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки - растения и животные
• Неограниченный рост
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей
• Наличие хлоропластов
• Фотосинтез. (Автотрофы).
• Активное движение
• Ограниченный рост
• Отсутствие хлоропластов
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств

На доске: вывешены фотографии животных и растений и грибов

Классификация фотографий, вывешенных на доске.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Выберите из данных изображений представителей царства животных и представителей царства растений.

(работа на интерактивной доске)

Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки.

Фронтальная работа с классом

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

У вас остались лишние организмы . Что за загадочные существа остались на нашей полянке?

- Скажите ка вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (Цель урока)

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, питания; узнать грибы нашей области.

- Вернёмся к признакам царств растений и животных

И вдруг появляется грибок. Скажите , а какие признаки из перечисленных относятся к грибу? (Интерактивная доска)
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течении урока.

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных.

Отвечают на вопрос учителя:
Для грибов характерны следующие признаки растений:
•Неподвижность
•Неограниченный рост
•Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных:
• Отсутствие хлоропластов.
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.




Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Объяснение нового материала


Учитель: Грибы - одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получаете конверт с заданием.

Физкультминутка

Работа в группах

1 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью пластилина смоделируйте полянку из шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба.

(работа с документ - камерой)

2 группа

Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Интернет. Представить все в виде презентации и рассказа. (Презентация по заранее приготовленному шаблону)

3 группа

Рассказать о грибах, встречающихся в нашей местности, используя книги о Липецкой области, Интернет. Представить все в виде брошюре и рассказа. (Брошюра по заранее приготовленному шаблону)

Каждая группа представляет свой наработанный материал перед классом. (Если презентация или брошюра, то заранее перекидывается на компьютер учителя.

По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

Как итог нашей работы давайте посмотрим видео об удивительном мире грибов (смотрим видео)

Просмотр презентации на доске















Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина.





Групповая работа обучающихся с последующей защитой у доски

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Закрепление изученного материала

Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала. Включили пульты и приступаем к выполнению заданий

Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.
3. По способу питания грибы

а) автотрофы
б) гетеротрофы
4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)автотроф.

5. К грибам паразитам относится:
а) Подберезовик;
б) Гриб-трутовик;
в) Опёнок.
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Выполняют тест

Оценивают себя

Выполняют индивидуальные задания.


Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило




Домашнее задание

П.13.

- Любите вы собирать грибы? Я набрала целую корзину грибов, и хотела бы с вами поделиться. Но с условием: на следующем уроке вы должны сделать небольшое сообщение о том грибочке который вам достанется.


Высказывают мнение об уроке.

Индивидуальная работа

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.







Методический сборник по теме Системно - деятельностный подход на уроках биологии

© 2010-2022