Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неделя

День 15 02 13.


Занятие 11 класс

«Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого.
Пока .Аэродромы ,пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше-окружающей природы.
Все больше- окружающей среды!»

Р.Рождественский


Тема занятия

Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.


Ресурсы

Учебник 11 класса ,компьютерная презентация, карточки с тестовыми заданиями, видео, интерактивная доска ,фломастеры, стикеры.


Цель:

систематизировать и обобщить знания учащихся о взаимосвязи организма и окружающей среды

Задачи:

Образовательная: обобщить знания о среде обитания организмов, экологических факторах

Развивающая: продолжить развитие навыков и приемов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение; развивать творческое мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать в учащихся бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу, чувства взаимопомощи и коллективизма.


Результаты обучения:

В конце занятия ученики могут:

- Определять среду обитания и экологические факторы, влияющие на живые организм;

-через групповую работу давать характеристику ,вести исследовательскую работу;

-сравнивать, анализировать, обобщать; развивать творческое мышление, внимание, аргументировать.


Ключевые понятия:

Среда обитания, экологические факторы, биосфера.

Ход занятия

Этап занятия

Действия учеников и учителя

Время

Начало занятия

1.Организационный момент.

Деление на группы.

Ученики распределяются на 3 группы, распределение роли в группах.

Критерии оценки работы учащихся в группе

-умение распределить работу в команде;

-умение выслушать друг друга;

-согласованность действий;

-правильность и полнота выступлений.

-активность


3 минуты


3 минуты

Введение в тему

Мотивация учебной деятельности

1Этап вызова.

Просмотрите видео и дайте ответ на следующие вопросы.

Для чего нужны знания об основных средах жизни? Как можно применить эти знания?

Определение цели урока

знать многообразие организмов и среда обитания.

уметь определять факторы среды. научиться определять экологические группы организмов по воздействию абиотических факторов.

Презентация « Среда обитания организмов и ее факторы»



4 минуты


ИКТ

Реализация цели занятия

2 Этап осмысления.

Задание 1.

Вот перед нами словосочетание "среда обитания", что означает данное понятие? Работая со справочной литературой представленной вам, дайте наиболее полное определение данному понятию, составить кластер.

А теперь продемонстрируйте свое умение производить наблюдения. Какие среды обитания представлены в данном видеофрагменте?

Демонстрация видеофрагмента о животных и растениях, обитающих в разных средах , дополните кластер.

Задание 2.

Среда обитания (понятие и определение).

Итак, первое, что мы должны с вами вспомнить, что такое среда обитания? А что значит место обитания? Давайте вместе сформулируем это понятие. Что для вас учащихся будет средой обитания? (Ответы учащихся).

Записать определение в тетрадь.

Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.

Место обитания - наиболее благоприятные условия среды обитания

Задание 3.

Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним

Вспомните, какие среды обитания вам известны. Сколько их?

Мы разберём три природные среды обитания так как они наиболее заселённы живыми организмами.

На ваш стол пришли телеграммы, в которых пропущены слова.

Вам дано задание, вставить пропущенные слова, и прочитать что получилось (приложение 3).

Просмотрите фрагменты видео и выполните задание (приложение 2).

Группа 1. Наземно-воздушная среда характеризуется достаточным количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает влаги. Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например, кактус запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по земле.

Обратите внимание на слайд. Наземно - воздушная среда очень разнообразная. Сухие пустыни, высокие горы, влажные леса, холодная арктика.

Группа 2. Водная среда характеризуется достаточным количеством воды. Температура меняется не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой кислородом воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Обратите внимание на слайд.

Группа 3. Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода. Температура более ровная, чем на поверхности земли, свет практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют маленькие глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием.

Задание 4.

Экологические факторы

Просмотрите фрагмент видео и попытайтесь ответить на следующие вопросы. Составить мини проект.

Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.)

Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы. Перечислите их. (Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.) Эти факторы называют экологическими.

Абиотические факторы по-разному влияют на живые организмы. Приведите примеры влияния света, воды и температуры на животных и растения. (Ответы учащихся)

При биотических факторах живые организмы вступают в различные взаимоотношения. Приведите примеры этих взаимоотношений. (Защита проекта).

Задание 5.

А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор, мы узнаем из сказки которая называется "Грустная история".

Прочитайте и дайте ответ на вопросы.

Как вы думаете, почему сказка называется "Грустная история?"

Как люди вели себя в сказке?

А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории?

Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.)

Задание 6.

Распределите признаки по факторам.

Абиотические факторы -1 группа.

Биотические факторы -2 группа.

Антропогенные факторы - 3группа.

Радиоактивное загрязнение почвы, воды, атмосферы.

Поедание крестоцветной блошкой капусты

Солнечный свет, влажность, температура воздуха

Заражение человека вирусом гриппа

Газовый состав атмосферы

Минеральный состав и содержание гумуса в почве

Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами

Ультрафиолетовое излучение

Рельеф местности

Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками

Взаимоотношения рыбы - прилипалы и акулы.

Давайте проверим правильность выполнения задания (взаимопроверка)

Ответы:

Абиотические факторы: "3-5-6-9-10"

Биотические факторы: " 2-4-7-12"

Антропогенные факторы: " 1-8-11"

Самооценивание .Формативное оценивание.


4 минуты

Критическое

мышление

(синтез идей).


4 минуты



15 минут

Учет талантливых и одаренных












4 минуты





5 минут

Управление и лидерство.

Новые подходы в обучении. Диалог.


Групповая работа.





Рефлексия

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Выразите свои эмоции, полученные в ходе урока на флипчарте.

2 минуты

Размышление над обучением

Самооценка и самоконтроль личности «Лист успеха».


Последующее задание

Сегодня мы с вами узнали, как важны для животных условия среды обитания. Но и мы с вами можем помочь живым организмам. Мы поняли, что большое влияние на жизнь животных оказывает антропогенный фактор, т. е. люди. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы животные могли комфортно существовать. Напишите сочинение на тему "Как вести себя на природе".

Создать математическую модель экологической ниши любого живого организма.


3 минуты


Последующее чтение

Параграф 39-40, тематическое повторение подготовка к ЕНТ, коррекционная работа, вопросы, новые термины.




© 2010-2022