• Преподавателю
  • Биология
  • Районный конкурс игровых программ «Мир детства» Номинация: «Мир открытий» «Эти известные незнакомцы»

Районный конкурс игровых программ «Мир детства» Номинация: «Мир открытий» «Эти известные незнакомцы»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное учреждение общего образования средняя

общеобразовательная школа №4 п.г.т.Безенчук, муниципального района

Безенчукский Самарской области.

Районный конкурс игровых программ «Мир детства»

Номинация: «Мир открытий»



«Эти неизвестные знакомцы»





Автор: Нестеренко Ольга Константиновна

учитель биологии химии ГБОУ СОШ №4

п.г.т.Безенчук

Чибрикова Людмила Юрьевна

учитель биологии ГБОУ СОШ №4

п.г.т.Безенчук





2014 год

Сценарий игры -путешествия

Пояснительная записка

Сценарий для учащихся летнего лагеря, для тематических вечеров в школе, для проведения внеурочной деятельности и классных часов и рассчитана на детей возраста 8-12 лет

Цель: продолжить развитие познавательного интереса к изучению природы родного края.

Задачи:

1.Развитие творческих способностей у детей.

2. Сплочение детского коллектива.

3. Создание хорошего настроения.

4. Формирование бережного отношения к природе.

Время проведения 30 минут

Возраст детей 11-13 лет

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое состояние нашей планеты неудовлетворительно. Все больше исчезают разные виды растений, животных. Загрязняется атмосфера Земли, ухудшается здоровье населения планеты. Чтобы сохранить собственное здоровье, нужно сохранить природу, ее богатства- одним из которых являются лекарственные растения.

Оборудование: мультимедийный проектор, гербарии лекарственных растений, сушеные лекарственные растения, 5 табличек с названиями станций (станция Историческая, станция Познавательная, станция Музыкальная, станция Целительная поляна, станция Хранителя природы).

Необходимо оформление станций ( название, соответствуюшая атрибутика) Дети разбиваются на 2 группы, садятся в имитируемые из стульев автобусы.

1.Демонстрируются слайды красивых мест родного края ( Пулькина Грива) звучит музыка песни «С чего начинается Родина»

2.Появляется добрая фея.

-Здравствуйте ребята. Вам понравился лес, в котором вы побывали, когда смотрели слайды? Хотели бы туда отправиться прямо сейчас? Закройте глаза.

Взмахом волшебной палочки отправляет ребят в путешествие.

2.Демонстрируются слайды и звучит звук движущегося автобуса, фея рассказывает о местах по которым движется автобус.

3. Фея: « Стоп приехали!»

4.Встречает старичек - лесовичек. (Фея быстро одевает шляпу, бороду и превращается в старичка - лесовичка)

-С какой целью приехали гости нежданные?

-Хотите лучше лес узнать или помощь какая-то нужна?

Лес не только для нашей забавы.

Он - богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу друзья взращены.

Луга июльские - чудо простое,

Синее, белое и золотое..

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Фея:

-Сейчас я вам раздам маршрутные листы и посмотрю , что вы знаете о природе родного края. Как пройдете все станции, подойдете ко мне, я посчитаю баллы и сразу пойму, хорошо ли вы знаете природу родного края.

На каждом маршрутном листе есть путь по которому вы должны пройти. Это станции: Историческая, Познавательная, Музыкальная, Целительная. Хранителя природы.

1.Станция Целительная

Лесовичек. Ребята , вы пришли на поляну с необычным названием- «Целительная». А что означает слово «целить», «исцелять»?. Ответы детей

Лесовичек. Целить , исцелять - значит лечить. А лечит нас кто? (Целитель, врач, доктор, знахарь, медсестра и т.п.)

Лесовичек. А сейчас я загадаю вам загадку про одного доктора.

Всех на свете он добрей. Лечит он больных зверей. И однажды бегемота , вытащил он из болота. Он известен знаменит, Это доктор….(Айболит)

Лесовичек. Доктор Айболит лечит зверей. Как называется доктор, который лечит зверей? (Ветеринар)

Добрый доктор Айболит….Где же доктор наш сидит? (Под деревом)

А знаете как называется доктор, который лечит людей? (врач)

А вы знаете, ребята, что многие растения лечат людей: и деревья, и кусты, и травы, и цветы. Только нужно их правильно использовать. Вот послушайте загадку о таком растении.

Она весну встречает.

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь? (Березка) Какими же целительными свойствами обладает березка?

( В бане -душистый веник, настой трав- для умывания, очень полезен березовый сок)

А теперь следующая загадка?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки-

Махонькие лопушки.

Нам он как хороший друг

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Вот еще одна загадка;

Сверху листик гладкий,

Но с бархатной подкладкой. (Мать и мачеха. Используется при кашле)

А попробуйте отгадать, что это за растение

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается

А цветок- то медок.

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа (Липа)

Эти загадки, я думаю, все знают и сразу отгадают, поэтому отвечайте хором

Обжигает без огня

И тебя и меня. (Крапива, используется как общеукрепляющее средство, из нее варят щи)

.Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый…(Отвар)

Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник).

Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца. (Ландыш)

Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, дуб, сосна)

С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает запах и свежесть зубной пасте. (Мята)

Что использовали в партизанских отрядах во время Великой отечественной войны вместо ваты (Мох сфагнум)

Станция Музыкальная

Лесовичек. Раз вы попали в лес, значит знаете все лесные звуки. Шелестит листва при сильном ветре? - изображает одна группа

Как каркают вороны? - другая группа (Кар-кар)

Как чирикают воробьи? - третья группа (Чик -чирик)

Как стучит дятел? - четвертая группа (Тук-тук)

Как поют синицы? - пятая группа (Цифи-цифи)

А теперь все группы вместе.

Что-то не очень дружно получилось. Повторили, а теперь громче, а теперь еще громче.

Вспомните и напойте несколько строк из песен, в которой говорится о растении ( Лекарственном) (Во поле береза стояла, Ландыши, ландыши ;. Ромашка, ромашка -цветок полевой;. Что стоишь качаясь горькая рябина; Береза белая подруга…: В лесу родилась елочка..;

Станция Историческая

Лесовичек

Сведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тысяч лет до нашей эры. Первоначальные познания в области лечения травами передавались из поколения в поколение устно. По-видимому, сведения о целебных свойствах растений сосредотачивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или от матери к дочери, поскольку у некоторых племен врачевание было уделом женщин. И в дальнейшем почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.

Вопрос. Когда появились первые сведения о использовании целебных свойств растений (1.2.3.4.веках до нашей эры)?

Станция Познавательная

Лесовичек

В лесу есть много растений, которые лечат людей.

В урочище Пулькина Грива, которое находится между селами Никольское и Екатериновка насчитывается 53 вида лекарственных растений.

Найдите и определите, какие растения вам представлены. Их можно понюхать, попробовать на вкус, постараться определить и сказать, от каких болезней их используют. ( Представляются гербарии, сушеные травы, которые помещены в чашки) ( Представлены: шиповник, душица, мята, липа, подорожник, календула, листья березы, листья дуба)

Станция хранителя природы

Лекарственные растения - это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли, если человек будет варварски уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что может сказать вам об этом например. Ландыш майский:

- У меня к ребятам просьба убедительная есть.

Рвут весною нас повсюду, вянем мы в букетах зря,

Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!

Должен всем я вам сказать, что нельзя нас собирать

При заготовки ландышей как сырье для лекарств запрещается срывание листьев с цветоносными стрелками, так как при этом выдергиваются корневища и растение может погибнуть. Ландыш майский не занесен пока в Красную книгу, его необходимо беречь.

Можно осторожно выкопать 1-2 растения и посадить у себя дома на огороде или в палисаднике, в тенистом влажном месте и он хорошо приживется.

Попробуйте вырастить лекарственные растения у себя на пришкольном участке, в саду, около дома, размножьте их и, собрав семена, посейте в природе там, где они смогут расти. Кроме редких растений можно вырастить и малораспространенные. Очень хорошо, если при каждой школе будет создан свой «аптекарский огород».
Растения, выращенные в таком огороде, станут живыми экспонатами. За ними можно будет наблюдать в любое время: как ведет себя растение в разную
За семенами многих растений для аптекарского огорода нужно идти в лес, на луг, к речке. Помните, сеять их надо на тех почвах, к которым они привыкли. А рядом посадите те, что ни в лесу, ни на лугу не растут: мяту перечную, ноготки лекарственные.
Многие лекарственные растения легко вырастить из семян: тысячелистник обыкновенный, душицу, ромашку аптечную, шалфей, валериану лекарственную, череду трехраздельную, пустырник сердечный. Некоторые размножаются черенками или делением корневищ: зверобой продырявленный, пижма, мята перечная.
Конечно, это лишь малая часть того, что можно выращивать в «аптекарском огороде». В разных местах свои растения, поэтому нужно выбрать те, которые более необходимы.
Чтобы не перепутать, где какое растение посажено, поставьте этикетку: когда посадили и где семена собрали.

Уход за посевами несложен, в отдельных случаях он заключается в рыхлении почвы и прополке сорняков. Некоторые виды нуждаются в удобрениях и подкормке.

Чтоб природу сохранить надо всем ее любить,

Охранять, оберегать, лишнего не надо брать.

Рвать цветы совсем не нужно, быстро вянут ведь они,

А в природе бы цвели, прибавляли красоты.

Ребята, какие бы вы предложили меры по сохранению природы и лекарственных растений.

Давайте с вами напишем правила по сохранению природы

Каждая команда по очереди вносит свои предложения по сохранению природы. Записывая их на листе ватмана.

По окончании Фея говорит, что все справились с заданием, подводятся итоги, а главным документом, который поможет ребятам ходить в лес, будут правила, которые выработали сами учащиеся.

Звучит песня (на мотив песни группы «Самоцветы» Экипаж)

Если город твой давно окутан смогом,

Быть здоровы дети здесь уже не могут,

И когда кислотный дождик льет из тучки.

Вы ему не подставляйте ручки!

Припев

Ты больна сейчас моя Земля,

И леса и реки и поля.

Мы за все сейчас уже в ответе,

Если жить хотим мы на планете

Мы с тобой всегда должны беречь природу.

Чтобы поднимались чувства к небосводу,

Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,

И тогда потомки скажут нам: «Спасибо!»

Припев:

И пускай цветет моя Земля,

И леса, и реки, и поля

Мы за все сейчас уже в ответе,

Если жить хотим мы на планете.





Районный конкурс игровых программ «Мир детства»

АНКЕТА - ЗАЯВКА

Участник основного конкурса Участник конкурса сценариев

ФИО Нестеренко Ольга Константиновна

Место работы, должность ГБОУ СОШ №4 п.г.т.Безенчук, учитель биологии и химии

Телефон: дом. 8 (846 76) 2-12-08; рабочий 8 (846 76) 2-41- 39

Номинация: «Мир открытий»

Название конкурсной игровой программы «Эти неизвестные знакомцы»

Возрастной адресат 11-13 лет

Кратка аннотация программы (тема, идея, направленность и т.п.)

Программа разработана для учащихся 4-6 классов с целью развития познавательного интереса в изучении природы родного края, развития творческих способностей у детей, сплочения детского коллектива, создания хорошего настроения, формирования бережного отношения к природным богатствам родного края. Программа построена на основе знаний местных растений, их значении в жизни человека.

Подпись участника (ов) конкурса;_______________________________________

Фамилия, Имя, Отчество руководителя учреждения:

Шеховцова Лариса Васильевна

Подпись руководителя и печать учреждения

Дата заполнения: «___» _____________2014 год М,П,























© 2010-2022