- Преподавателю
- Биология
- Программа самообразования учителя биологии
Программа самообразования учителя биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Желтырёв В.В. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Данные учителя:
Фамилия Имя Отчество:
Образование:
Специальность:
Место работы:
Должность:
Год
Педагогический стаж работы
Квалификационная категория
Примечание
2014 - 2015
1 год
2015- 2016
2 год
2016- 2017
2017- 2018
Актуальность самообразования учителя: самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег Особенно это становится актуальным в условиях перехода на ФГОС ООО.
Цели самообразования:
- Систематизация накопленного опыта работы;
-Представление результатов профессиональной деятельности;
-Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;
-Оценка профессиональной компетенции;
Задачи самообразования:
-Повышение профессионального уровня;
- Достижение более высокие результаты в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);
-Развитие инновационного поведения, нового педагогического мышления;
-Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры.
Ожидаемые результаты:
Учитель должен:
-
приобрести знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;
-
осознать самообразование как постоянной потребности педагога.
В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д
Содержание и формы реализации программы
Направления
Формы
Систематическое обучение
-курсы,
-методические семинары, вебинары
Педагогическое общение
-участие в работе ГМО учителей биологии,
-проведение открытых уроков,
-посещение открытых уроков коллег,
-участие в тематических конкурсах,
-сообщение докладов,
-презентации.
Практика
-разработка методических материалов,
-обобщения педагогического опыта по теме самообразования,
-разработка уроков с внедрением темы самообразования.
Индивидуальная работа
-Изучение методической литературы по теме,
-Знакомство с опытом коллег.
Примерный план
реализации программы на 2015-2018 гг.
№ п/п
Наименование мероприятий
Организационно-педагогические мероприятия
Сроки реализации
1. Научно-теоретическая подготовка
1.1
Развитие:
1.Знаний теоретических основ предметов . Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.
2. Знаний новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).
1.Чтение научно-методической литературы по биологии и химии.
2. Обзор в Интернете информации по биологии и инновационным технологиям
3.Прохождение курсов повышения квалификации
4.Подготовка к работе в РПК по проверке работ по биологии в форме ОГЭ.
Регулярно
1.2
Повышение квалификации по биологии.
1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.
2. Посещение уроков своих коллег.
3. Классификация и решение заданий ОГЭ по биологии.
4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных
5.Участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся.
В течение года
2.Методическая подготовка
2.1
Совершенствование:
1. Разработка конспектов уроков
2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.
3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов
4.Разработка комплекта олимпиадных задач.
5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах
Регулярно
2.2.
Разработка программно-методического обеспечения
а) научно-методическая работа
1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.
В течение года
2.3.
б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы
1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы, района и республики.
2. Выступление на заседании ШМО и ГМО с самоанализом
3. Общение с коллегами в школе.
4. Работа в школьной лаборатории
В течение года, по плану ШМО и ГМО
2.4.
в)Опытно-экспериментальная работа.
1.Разработка программ
2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся
В течение года
3.Психолого-педагогическая подготовка
3.1
Совершенствование:
1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы
2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств
1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике.
2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии.
3.Изучение работы лучших учителей школы, города, республики
Систематически
Примерный план
реализации программы на 2015-2016 гг
Направления
Мероприятие
Сроки
Систематическое обучение
1)Семинары ГМО учителей биологии.
в соотв. с планом ГМО
Педагогическое общение
1)Проведение открытого урока по биологии «Вода - созидание и разрушение»
с применением темы самообразования.
Апрель 2016 г
в соотв. с планом школьного МО учителей естественнонаучного цикла.
2) Организация обучающего семинара в школе «Новая дидактика современного урока в условиях ФГОС»
Февраль 2016г. В соответствии с планом работы МС
3)Посещение открытых уроков коллег.
В течение года
Практика
предварительная подготовка отчета по теме самообразования
Сентябрь-Октябрь 2015г;
Индивидуальная работа
1)Посещение интернет библиотеки научной литературы.
2)подготовка к открытым мероприятиям
3)Приобретение методической литературы,
4)разработка уроков
ежемесячно
в соотв. с планом МО
постоянно
еженедельное
Заключение
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.