Урок водоросли 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии сш3 г.Жанаозен Алдарова У.И.

Тема урока: "Водоросли"

Цели урока.

Образовательные: дать краткую характеристику водорослей, рассмотреть 4 отдела водорослей и некоторых

их представителей; продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях;

Развивающие. Развитие учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное.

учебно-познавательных умений: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать.

Воспитательные: формирование адекватной самооценки, навыков взаимодействия с членами

Коллектива (группы); воспитание любознательности; самостоятельности, активности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и мультимедиа: "Черный ящик", пакет "Ролтон", презентация к уроку, проектор, выход в интернет, видеоролики "Ламинария", "Спирогира", тестирующая программа, водоросли Нителла и Ламинария.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент.

(Слайд 1, 2)

Говорит:

Прозвенел и смолк звонок

Вот и начался урок.

Тихо мы за парты сели

На меня все посмотрели

(Слайд 3) На мой взгляд, сегодня будет очень интересный урок. И за него вы все получите отметки, которые сами же себе и поставите. А в этом вам поможет система самооценки:

  • Если я буду только смотреть и слушать, то получу "2"

  • Если я буду смотреть, слушать и обсуждать, то получу "3"

  • Если я буду смотреть, слушать, обсуждать и действовать, то получу "4"

  • Если я буду смотреть, слушать, обсуждать, действовать и думать, то получу "5"

Слушают, настраиваются на урок



II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(На столе перед учащимися находится "черный ящик") (Слайд 4,5,6)

1) Герои нашего урока - самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Их мир огромен по численности и разнообразен по формам.

2) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили один из отделов этого растения, который вырастает за день на 45 см. и может достигает длины 160 м.

3) Все вы наверняка видели наших героев в аквариуме, в реке, на море.

- Назовите героев нашего урока.

-Значит тема нашего урока ______

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями. А как?

(Слайд 7)

Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока "Водоросли"

Слушают загадки учителя, стараются правильно ответить



Водоросли

Водоросли

Изучим среду обитания

Строение, численность видов водорослей, приведем примеры представителей их отделов. Определим значение водорослей в природе и жизни человека.

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

III.Актуализация знаний.

- Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы - высшие и низшие растения. Водоросли - низшие растения. Почему? Чем они отличаются от остальных растений?

Ответ учащихся

IV.Первичное усвоение новых знаний

Рассказ учителя(Слайд 8, 9, 10, 11)

A) Среды обитания. Основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных, так же могут образовывать симбиоз с грибами, образуя лишайники.

В водной среде они могут входить в состав планктона (фитопланктон), так и произрастать на дне водоемов.

(Слайд 12) Итак, подведём итог по пункту "Среда обитания":

Б) Строение клетки водорослей. (Слайд 13)

Клетки водорослей по плану строения напоминают клетку наземных растений.

Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами.

Центр клетки - ядро.

Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д.

Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты.

В хроматофоре может находиться пиреноид - тельце с запасными питательными веществами - в основном углеводами.

Есть так же вакуоли и цитоплазма

Урок водоросли 6 классУрок водоросли 6 класс(Слайд14)

(Слайд 15)

Урок водоросли 6 классСтроение слоевища. (Слайд 16)

Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов - листьев, стебля, корней. Тело некоторых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища.

Урок водоросли 6 класс(Слайд 17) У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.

(Слайд 18) Подведём итог по пункту "Строение водорослей"

Просмотр фильмов "Спирагира", "Ламинария" (Слайд 19, 20)

В) По типу питания водоросли - автотрофы, что это значит?

Углек газ

+ Вода

Солнечный свет

-→

в хроматофоре

Углевод +

Кислород

Г) Систематика водорослей (Слайд 21)

Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. При таком подходе выделяется 10 групп водорослей: синезеленые, пирофитовые, золотистые, диатомовые, желто-зеленые, бурые, красные, эвгленовые, зеленые и харовые. но в школьной программе мы изучаем 3 группы: зеленые, бурые, красные.

Урок водоросли 6 класс(Слайд 22)

(Работа учащихся в группах "Зеленые водоросли", "Бурые водоросли", "Красные водоросли"

- А водоросли вредные или полезные?

Д) Значение водорослей. (Слайд 23)

(Заполнение схемы "Значение водорослей")

Источник питательных веществ, для человека и животных,

Образователи органики и кислорода в толще воды.

Рельефообразователи (известная)

Для получения удобрений, БАДов,

Индикаторы состояния водоемов.

Биотопливо

Очистка водоемов.

Вызывают цветение водоемов

Среда обитания для других животных.

Урок водоросли 6 класс

Сообщение "Глютаминовая кислота"

Слушают, смотрят слайды презентации



Делают вывод:

Водоросли могут обитать

в воде, в почве, на снегу

на стволах деревьев и

образовывать симбиоз

с грибами









Записывают основные органоиды клеток водорослей















Переносят схему к себе в тетрадь.



Делают вывод:

Водоросли могут быть

одноклеточными и

многоклеточными.

В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.

Просмотр фильмов "Спирагира", "Ламинария",

Организмы, которые сами синтезируют органические вещества при помощи света





Делают схему в тетрадях

Работа учащихся в группах "Зеленые водоросли", "Бурые водоросли", "Красные водоросли"

Полезные

Заполнение схемы "Значение водорослей", проговаривая каждый ответ.

Сообщение "Глютаминовая кислота". Демонстрация пачки "Ролтон"

V. Физкульт

минутка

Выполнение физкультминутки

Выполнение физкультминутки

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой)

Крутим - вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте высоко поднимая колени)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

(Потягивания - руки вверх, в стороны, вперед)

И за парты все вернулись -

Вновь урок у нас идет.(Дети садятся за парты.)

  1. Первичное закрепление.

Интерактивная работа «Водоросли» (Слайд 24)

(Приложение 2)

1) files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000367-1000-4ddd-a38e-3f0046bb2fd4/129.swf (Заполни таблицу "Общие сведения о водорослях")

2) sc.nios.ru/dlrstore/79ea0da4-0a01-022a-00e6-d224f5061bf6/index_listing.html (Тест "Строение клетки хламидомонады")

Отдел Водоросли: зеленые, бурые, красные")

4)Рабочая тетрадь

5)Тест "Водоросли" (Приложение 3)

Выходят в интернет. Выполняют интерактивную работу

Работают в рабочей тетради

Выполняют тестовые задание за компьютерами или на листах бумаги

VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сообщает учащимся домашнее задание, поясняет этапы его выполнения. (Слайд 25)

1) Параграф учебника (всем)

2) Предположите, что случилось бы с хламидомонадой, если бы у нее исчезли светочувствительный глазок и пульсирующие вакуоли; (по желанию)

3) В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия водорослей. (по желанию)

Реллахол Уксуф

Нирамалия Кыкитлоко

Арипфор

Записывают домашнее задание в дневники

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию деятельности учащихся:(Слайд 26)

Синквейн "Водоросли "

Что? Существительное

Какой? 2 прилагательных

Что делает? 3 глагола

Что автор думает Фраза из 4 слов?

Кто? Что? Синомим (Слайд 27)

Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

знаю

Я запомнил

смог

(Слайд 28) Выставление оценок согласно листу самооценки

Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.

Водоросли

Многоклеточные, одноклеточные

Растут, выделяют кислород, украшают море

Самые древние растения Земли

Сокровищница витаминов

Работают по схеме

Выставляют оценки за урок.





© 2010-2022