- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Белки и нуклеиновые кислоты (9 класс)
Урок по биологии на тему Белки и нуклеиновые кислоты (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чиркова О.А. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока по теме «Белки и нуклеиновые кислоты»
(с использованием технологии критического мышления)
Место урока в системе школьных уроков:
Данный урок является третьим уроком раздела «Основы учения о клетке».
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока:
- продолжить углубление и расширение знаний о химическом составе клетки, раскрыв состав и функции белков и нуклеиновых кислот;
- сформировать понятие о белках и нуклеиновых кислотах.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать знания о структуре и функциях белков.
- сформировать знания о структуре и видах нуклеиновых кислот.
Развивающие:
- формировать умения и навыки при решении задач на принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации.
- развивать у учащихся умение самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале;
- анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
Воспитательные:
- продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе;
- воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Оборудование:
- Компьютер
- учебники
- опорные таблицы
- текст по теме «Функции белков»
Содержание урока.
-
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
-
Актуализация знаний по теме «Химический состав клетки».
-
Сообщение темы урока.
-
Мотивация и сообщение цели урока.
-
Основная часть
-
Рефлексия.
-
Этап подведения итогов.
-
Домашнее задание.
На уроке использованы такие методы, как
-словесный (в беседах)
-объяснительно-иллюстративный (на этапе изучения нового материала)
- частично - поисковый метод (в творческом задании)
- контроля и самоконтроля
В урок включены такие формы работы, как самостоятельная, парная, групповая и индивидуальная работа.
Задействованы на уроке наглядные, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы направлены на поддержание познавательной и мыслительной активности учащихся.
В результате работы на уроке была использована технология развития критического мышления. И применялись следующие приёмы:
-
«Кластер»
-
Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал»
-
«Сводная таблица»
-
«Фишбоун»
-
«Концептуальная таблица»
-
«Незаконченное предложение»
-
«Синквейн»
Конечный или планируемый результат:
Результатом данного урока является изучение нового материала, актуализация знаний по теме «Химический состав клетки». Учащиеся должны усвоить основные особенности белков и нуклеиновых кислот.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Психолого - педагогический комментарий
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать тему «Основы учения о клетке». На прошлом уроке мы говорили о химическом составе клетки. Узнали, какие вещества содержатся в клетке.
Слушают учителя. Психологически настраиваются на работу. На учебном столе у каждого ученика - учебник, тетрадь.
Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.
2. Актуализация знаний по теме «Химический состав клетки».
Стадия вызова.
- Прежде чем начать изучение нового материала, мы закрепим знания по изученной теме «Химический состав клетки». И наш урок я хочу начать с вопроса: «Какие вещества содержатся в клетке?» Давайте попробуем составить кластер по данной теме (Приложение 6) (Учитель на доске записывает ключевое слово «вещества клетки»)
- Проанализируем полученные вами кластеры.
(Учитель записывает на доске все идеи).
- Все молодцы, с заданием хорошо справились.
Дети записывают в тетради ключевое слово и вокруг него «накидывают» слова или предложения, выражающие идею по данной теме.
Зачитывают по одному свои варианты идей, и в ходе анализа каждый дополняет свой кластер.
Формирование мыслительной деятельности учащихся.
Создание ситуации заинтересованности.
Мотивация деятельности.
3.Сообщение темы урока.
Стадия вызова.
-Ребята, скажите, какие основные органические вещества содержатся в клетке?
-Молодцы! И сегодня мы исследуем клетку с точки зрения основных органических веществ. Тема нашего урока «Белки и нуклеиновые кислоты».
-Белки и нуклеиновые кислоты.
Записывают в тетрадь тему урока.
Создание ситуации заинтересованности, мотивации деятельности.
.
4.Мотивация.
Сообщение цели урока.
- Перед тем, как начать изучать новую тему, мне хотелось бы узнать, что вы знаете об этом. И сейчас мы составим таблицу «Знаю - Хочу знать - Узнал» (приём «таблица «З-Х-У»)
(Приложение 7).
- Давайте попробуем сформулировать цель урока.
- Сформулируйте тезис, который мы будем доказывать?
Дети самостоятельно заполняют в таблице «З - Х - У» первый и второй столбец, то что знают про белки и нуклеиновые кислоты. И что хотят узнать.
-Изучить понятия «белки и нуклеиновые кислоты»
- Белки и нуклеиновые кислоты играют важную роль в клетке.
Создание ситуации заинтересованности, мотивации деятельности.
Формирование умения ставить цель, прогнозировать свою деятельность
5.Основная часть
- Начнём изучение нового материала с того, что дадим определение «белкам»?
Белки - это сложные высокомолекулярные органические соединения, играющие главную роль в процессе жизнедеятельности всех живых организмов.
Белки - это полимеры, мономерами которых являются аминокислоты, т.е. белки состоят из аминокислот, которые соединяются друг с другом химической связью (пептидной), образуя структуры белков.
Существует четыре структуры белков.
- Попробуйте самостоятельно в парах разобраться по данному вопросу с помощью «Сводной таблицы» (Приложение 8), соотнесите рисунок с его характеристикой.
Учитель правильный вариант соотнесений выводит на экран (Приложение 9).
- Сейчас рассмотрим, какие функции выполняют белки в клетке. Для этого мы поработаем с текстом, с помощью которого вы должны заполнить «скелет рыбной кости». Голова - функции белков, «верхние косточки» - название функции, «нижние косточки» - ее суть, хвост - вывод (прием «Фишбоун» (Приложение 10, 11).
- Давайте посмотрим, что у вас получилось!
- Теперь познакомимся с понятием «нуклеиновые кислоты». Запишем в тетрадь определение.
Нуклеиновые кислоты - это природные высокомолекулярные органические соединения, которые обеспечивают хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.
Нуклеиновые кислоты - это полимер, мономерами которых являются нуклеотиды.
- В данном определении есть незнакомые слова?
Нуклеотиды - это сложные соединения, которые состоят из 3-х компонентов: азотистого основания, углевода и остатка фосфорной кислоты.
Учитель объясняет строение нуклеотида с помощью таблицы.
Существует два вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.
Что же такое ДНК?
ДНК - это полинуклеотид, который состоит из 4-х нуклеотидов: А, Г, Ц, Т.
ДНК - двойная цепочка, соединенная по принципу комплементарности (А-Т, Г- Ц).
- Давайте потренируемся и решим задачу на данный принцип.
Условие: необходимо достроит вторую цепочку ДНК.
Каждый ряд - команда, получает лист с фрагментом одной цепи ДНК, который передается по цепочке.
1 команда: Т-Ц-Г-Т-А-Ц-А-Г-А-Г-Т-Ц
2 команда: А-Г-Ц-А-Т-Г-Т-Ц-Т-Ц-А-Г
- Проверим.
- Молодцы!
- А сейчас вы поработаете самостоятельно по заполнению «Концептуальной таблицы» на тему «Сравнение ДНК с РНК» с помощью текста учебника на стр. 22-23. У вас на партах лежат таблицы с критериями сравнения. Вам нужно сравнить ДНК с РНК. (Приложение 12).
- Итак, таблица составлена, проверим.
- Молодцы! Хорошо поработали.
Дети записывают определение в тетрадь.
Рассматривают таблицу и соотносят соответствующий рисунок структуры белка с его характеристикой.
Учащиеся сравнивают и исправляют ошибки, если таковые есть.
Читают текст, заполняют «рыбку».
Дети отвечают.
-
Структурная - входит в состав клеточных структур;
-
Каталитическая - все процессы в клетке протекают при участии ферментов - катализаторов;
-
Транспортная - белки - переносчики;
-
Защитная - белки - антитела;
-
Двигательная - сократительные белки, участвующие во всех движениях;
-
Энергетическая - белки - источники - энергии.
Дети записывают определение в тетрадь.
- Да, нуклеотиды.
Дети слушают объяснения учителя и записывают определение в тетрадь.
Дети слушают объяснения учителя.
Дети каждой команды дописывают вторую цепочку ДНК.
В индивидуальном порядке дети заполняют таблицу с помощью текста учебника.
Проверяют правильный ответ.
Активация познавательной и мыслительной деятельности.
Умение прислушиваться к мнению других, развитие мышления.
Активация познавательной и мыслительной деятельности, умение работать с текстом, обобщать и выбирать главное.
Развитие коммуникативных способностей.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся. Умение работать в группе.
Развитие логического мышления.
Умение работать с текстом, обобщать, делать выводы.
6.Рефлексия. Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели основные особенности важных органических веществ - это белков и нуклеиновых кислот.
- В начале урока вы заполнили в таблице «З-Х-У» первые два столбца, а сейчас самостоятельно заполните третий столбик «Узнал» (приложение 7).
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание по пройденной теме «Незаконченное предложение» (Приложение 13).
- Данный урок мне хочется закончить фразой, которую вы должны продолжить («Сегодня на уроке мне удалось……»).
Дети заполняют таблицу.
Взаимопроверка (приводятся аргументы к тезису).
Дети индивидуально выполняют задание.
Самопроверка, выставление оценок.
Ученики активно продолжают фразу.
Использование аналитико-синтетического метода: умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
7.Этап подведения итогов урока.
В ходе урока хочется отметить четкую и слаженную работу. Вы показали достаточно высокий уровень самостоятельной работы.
(Выставление оценок).
Выставление оценок в дневник учащихся
Создание ситуации успеха при подведении итогов урока.
8. Домашнее задание.
Домашнее задание:
- §6
- составить синквейн (приложение 14) по теме «Белки и нуклеиновые кислоты»
В дневники записывают домашнее задание.