- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа внеурочной деятельности Мы изучаем лес
Рабочая программа внеурочной деятельности Мы изучаем лес
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова А.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
УТВЕРЖДЕНА
приказом от __________ № _______
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мы изучаем лес»
для 5-6 класса
Составитель
Ковалева Вера Александровна, учитель
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мы изучаем лес» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Программа «Мы изучаем лес» реализуется в форме кружка и общественно - полезных практик.
Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Универсальность общественно - полезных практик позволяет организовывать операции «Посади дерево», «Неделя леса и сада» и др., оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся, изготовление костюмов и декораций к классным и школьным праздникам, экскурсии в лесничество для ознакомления с профессиями, оформление наглядных пособий к урокам.
Описание места программы в структуре ООП
Согласно ФГОС ООО в учебном плане МОУ «СОШ № 39» отводится 1 час на организацию занятий по социальному направлению внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 5-9 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Общая характеристика программы «Мы изучаем лес»
Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов и построена с учетом их интересов, потребностей, познавательных и физических возможностей и рассчитана на 70 часов за 2 года.
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник ле-са», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.
Программа кружка включает знакомство с направлениями работы местного лесничества, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, со студентами учебных заведений с целью знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
К проведению занятий привлекаются специалисты Виноградовского лесничества, которые организуют лесотехническую учебу, работу отрядов школьного лесничества «Лесной дозор» на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Материал кружка актуален для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы ле-совосстановления;
- роль лесных богатств в жизни населения региона;
-цели и задачи школьного лесничества,
- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесно-го профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих техноло-гий,
- способы природоохранной деятельности учащихся;
- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод. 4
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения, исследования в природе;
- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснова-ния рационального их использования,
- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;
- устанавливать связи между региональными особенностями природы и заня-тием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
- использовать различные способы природоохранной деятельности для со-хранения экологического равновесия региона.
Тематическое планирование
работы кружка «Школьное лесничество»
(2 ч в неделю, всего 68 ч) №
Содержание материала
Кол-во часов
1.
Введение
2
2.
Лес - основной компонент окружающей среды
и богатство человечества
8
3.
Знакомство с Кривецким лесничеством
2
4.
Основы лесоводства и лесоведения
10
5.
Основы лесной таксации
10
6.
Организация лесозаготовок и переработки древеси-ны
12
7.
Лесовосстановление
8
8.
Охрана и защита лесов
8
9.
Работа в питомнике Кривецкого лесничества
8
Итого
68
-
;
-
описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности;
-
результаты освоения программы по внеурочной деятельности;
-
содержание программы по внеурочной деятельности;
-
тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;
-
описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
(проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом, который предъявляет к организации ВУД школьников следующие требования:
-
внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 6 часов в неделю.
-
школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
-
часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.
-
аудиторных занятий не должно быть более 50%
-
все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
-
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной,
двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
-
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
-
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников основной школы во внеурочной деятельности.
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.