Рабочая программа внеурочной деятельности Мы изучаем лес

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»



УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______







Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мы изучаем лес»

для 5-6 класса













Составитель

Ковалева Вера Александровна, учитель

высшей квалификационной категории




г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Мы изучаем лес» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.

Программа «Мы изучаем лес» реализуется в форме кружка и общественно - полезных практик.

Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).

Универсальность общественно - полезных практик позволяет организовывать операции «Посади дерево», «Неделя леса и сада» и др., оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся, изготовление костюмов и декораций к классным и школьным праздникам, экскурсии в лесничество для ознакомления с профессиями, оформление наглядных пособий к урокам.

Описание места программы в структуре ООП

Согласно ФГОС ООО в учебном плане МОУ «СОШ № 39» отводится 1 час на организацию занятий по социальному направлению внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 5-9 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Общая характеристика программы «Мы изучаем лес»


Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов и построена с учетом их интересов, потребностей, познавательных и физических возможностей и рассчитана на 70 часов за 2 года.

Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник ле-са», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

Программа кружка включает знакомство с направлениями работы местного лесничества, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, со студентами учебных заведений с целью знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.

К проведению занятий привлекаются специалисты Виноградовского лесничества, которые организуют лесотехническую учебу, работу отрядов школьного лесничества «Лесной дозор» на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

Материал кружка актуален для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.

Освоив данную программу, учащиеся должны знать:

- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы ле-совосстановления;

- роль лесных богатств в жизни населения региона;

-цели и задачи школьного лесничества,

- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесно-го профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих техноло-гий,

- способы природоохранной деятельности учащихся;

- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод. 4


Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения, исследования в природе;

- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснова-ния рационального их использования,

- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

- устанавливать связи между региональными особенностями природы и заня-тием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

- использовать различные способы природоохранной деятельности для со-хранения экологического равновесия региона.

Тематическое планирование

работы кружка «Школьное лесничество»

(2 ч в неделю, всего 68 ч)

Содержание материала

Кол-во часов


1.


Введение

2


2.


Лес - основной компонент окружающей среды

и богатство человечества

8


3.


Знакомство с Кривецким лесничеством

2


4.


Основы лесоводства и лесоведения

10


5.


Основы лесной таксации

10


6.


Организация лесозаготовок и переработки древеси-ны

12


7.


Лесовосстановление

8


8.


Охрана и защита лесов

8


9.


Работа в питомнике Кривецкого лесничества

8

Итого

68


  • ;

  • описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности;

  • результаты освоения программы по внеурочной деятельности;

  • содержание программы по внеурочной деятельности;

  • тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;

  • описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

(проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом, который предъявляет к организации ВУД школьников следующие требования:

  • внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 6 часов в неделю.

  • школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.

  • аудиторных занятий не должно быть более 50%

  • все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной,

двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников основной школы во внеурочной деятельности.

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.



© 2010-2022