Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Технология критического мышления на уроках биологии и химии.











Актобе 2016г.



Составитель - автор Шайхиева А.Н.

Рецензенты: Каплиева А.К. - заведующая кафедры андрологики к.п.н. доцент

Муканова Г.О. - заведующая кабинетом ЕГ ИПКиПК











Адресовано учителм естественных наук химии и биологии, которые работают по данной технологии.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение- 3

  1. Технология критического мышления (теоритический аспект)

  2. Модель технологии критического мышления (практический аспект)

  3. Из опыта применения технологии критического мышления на уроках биологии и химии в 8-11 классах.

Выводы и результаты

Использованная литература











Шайхиева Алтын Назаргалиевна - Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

директор Георгиевской средней школы,

г.Актобе.

[email protected]





«Меняется мир - меняемся мы».

Учиться и, когда придет время,

прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!

Конфуций.

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Мир не стоит на месте, а каждый день меняется, заставляя меняться и человека.

Современный учитель должен понять преимущества от привлечения учащихся в обучение в качестве партнера. Вовлеченность ученического голоса в учебный процесс может стать мощным рычагом для улучшения обучения учащихся в школе, увеличить эффективность учителя, уверенность в себе. Присутствие «голоса ученика» в процессе образования, предлагает молодым людям обязанности, которые требуют быть гражданином в демократическом обществе.

Обучение на курсах по программе Центра Педагогического Мастерства вызвало необходимость посмотреть на учебный процесс глазами ребенка и вместе с коллегами в ходе дискуссий и обмена мнениями искать пути решения проблем. Огромный поток, получаемой на занятиях информации, пропускала через себя, богатый раздаточный и видеоматериал способствовал глубокому пониманию изучаемых тем. Мастерство тренера, создавало атмосферу взаимного сотрудничества и поиска, где я находила ответы на сложные вопросы менеджмента, стратегического планирования, саморазвития. Суть своей работы я вижу в достижении школой успеха. Успех - это значимые результаты, которые приведут нас к поставленной цели.

Для большинства педагогов естественны размышления о своей работе, о повышении своей профессиональной компетенции, но наиболее значимым является стремление сделать этот процесс более ярко выраженным, системным и реализуемым в условиях сотрудничества с коллегами. Создание сетевых сообществ одна из форм сотрудничества педагогов. Я считаю, что каждому педагогу необходимо посмотреть на сетевые педагогические сообщества с другой стороны. Как у Льюиса Кэрролла в «Алисе в стране чудес»: чтобы стоять на месте, нужно бежать, а вот чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее… И нам, педагогам, чтобы не отстать от жизни, от своих учеников, жизненно необходимо бежать в два раза быстрее!

Важным условием успешности планируемых изменений является вовлечение в них всех участников образовательного процесса: учащихся, коллектив школы и родителей. Школа должна видеть в родителях и учащихся не только основных заказчиков образовательных услуг, но и равноправных партнеров учебно-воспитательного процесса. Отношение к школе и оценка ее работы со стороны общества, считаю, как один из показателей качества ее работы.

В итоге хотелось бы отметить, что успехи в развитии образования более всего зависят от качества педагогических кадров, качество школьной системы напрямую зависит от «качества» работающих в ней учителей. Поэтому изменения, происходящие в этой области, должны стать процессом всеобъемлющим. Ведь только вместе, в единстве, можно провести глобальные изменения в любой сфере социума.

Технология критического мышления.

Для формирования критического мышления разработана педагогическая технология критического мышления посредством чтения и письма.Структуру этой технологии представляет схема:

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Функции Вызова

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Мотивационная(побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Информационная(вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями).

Функции осмысления содержания

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Информационная(получение новой информации по теме)

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знаний).

Функции рефлексии

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации)

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Информационная(приобретение нового знания)

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний,выработка собственной позиции,оценка процесса).

В технологии критического мышления существует множество методических приемов, которые помогают учителю реализовывать цели разных фаз базовой модели урока. К ним ,в частности, относятся:

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Разбивка на кластеры

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Синквэйн

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Знаем/Хотим узнать/Узнали(З-Х-У)

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Чтение с остановками

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

6 шляп критического мышления

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Зигзаг

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Пятиминутное эссе

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Толстый и тонкий вопросы

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Ромашка вопросов

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Заметки на полях

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Критическое мышление-это способ изменить атмосферу в классе и в школе, сделав ее творческой, а уроки-событием для ребенка и учителя. Пример использования приема синквэйн-на следующей странице сайта.

Синквэйн(от фр."пять")-стихотворение из пяти строк.

Правила написания синквэйна:

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

1.В первой строчке тема называется одним словом(обычно существительным).

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

2.Вторая строчка-это описание темы в двух словах(двумя прилагательными).

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

3.Третья строчка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

4.Четвертая строчка-это фраза из четырех слов,показывающая отношение к теме.

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

5.Последняя строка-это синоним из одного слова,который повторяет суть темы.

Например:

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

1.Основания.

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

2.Водорастворимые, едкие.

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

3Распознаются, диссоциируют, реагируют

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

4.Фенолфталеиновый- в щелочах становится малиновый.

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

5.Щелочи.

Прием синквэйн может быть использован как на стадии Вызова, так и на стадии Рефлексии.

Варианты использования приема.

Первый вариант.

Учитель на Вызове предлагает свой синквэйн без одной строчки и дает задание дописать ее в конце урока, например:

1. ____________________(Углеводороды).

2.Ациклические, насыщенные.

3.Горят, галогенируются, нитруются.

4.Используют в качестве топлива и растворителей.

5.Алканы.

Второй вариант.

В фазе Вызова учитель предлагает учащимся свой синквэйн с ошибкой и дает задание найти эту ошибку в фазе Рефлексии, например:

1.Металлы.

2.Блестящие, ковкие.

3.Окисляются,растворяются,замещаются.

4.Имеют молекулярную кристаллическую решетку (металлическую).

5.Восстановители.

Третий вариант.

В фазе Вызова учащиеся самостоятельно составляют синквэйн, а в фазе Рефлексии проверяют его правильность.

Четвертый вариант.

На стадии Рефлексии предложить учащимся составить синквэйн по основному понятию темы и отследить усвоение материала.

Пятый вариант.

Каждый ученик за 5-7 мин. пишет синквэйн, затем согласовывает с партнером и из двух синквейнов составляют один-парный.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Технология развития критического мышления

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Сторонников развития критического мышления обучающихся достаточно много. Так, М.О. Чошаков разрабатывал технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

"Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения".1[1]

Чтобы хорошо управляться с информацией, учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками. Это даст им возможность эффективно сортировать информацию на основе идей, отобранная информация приведет к коррекции идей и может быть трансформирована в практические формы поведения. Учащимся придется стать критическими мыслителями, будущее принадлежит тем , кто критически анализирует информацию и выстраивает свои собственные реальности.

Базовая модель технологии критического мышления.

Стадия 1 ВЫЗОВ

Эта стадия имеет две цели : первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Во-первых обучаемый активно участвует в в вызове того. Что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме , которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний . к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно знание становится прочным , если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.

Процесс учения - это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом , помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить самые широкие основы для тог . чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились , если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.

Вторая цель - активизация обучаемого. Учение - активная , а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах . слушая своих учителей . которые все время мыслят. Тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем - то своем. Для того . чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.

Стадия 2 ОСМЫСЛЕНИЕ

Это та стадия . на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма , прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова - это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Как показано на рисунке . они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями , для того чтобы создать новое понимание.

Статья Технология критического мышления на уроках химии и биологии

Стадия 3 РЕФЛЕКСИЯ

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте , выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря , то создает личный осмысленный текст.

Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися , что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.

Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся могли понять и последовательно применять данную процедуру, должны быть очевидными , чтобы ученик мог определить на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении.

Оценка результата.

Критерии оценки результата

- оценка (Где ошибка?)

- диагноз (В чем причина?)

- самоконтроль (Каковы недостатки?)

- самоанализ ( Знаю ? Не знаю ?)

- критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.)

- прогноз (Постройте прогноз.)

Результаты: критичность мышления по поводу своего субъектного опыта.

Учебные условия .

Условие 1 Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

Критическое мышление требует времени , перед тем как подумать нечто новое , нужно определить что вы уже знаете про новой тематике. Время необходимо чтобы начать выражать свои мысли собственными словами и для того чтобы ими делиться. В целях развития критического мышления надо уделять в классе достаточно время для того . что бы учащиеся могли выражать свои идеи и получать в ответ конструктивные предложения . Потратив время на вербализацию мыслей в благоприятной атмосфере, для обмена идеями учащимся будет легче формулировать и прояснять. Надо отводить время для обмена мнениями и обратной связи.

Условие 2 Давать возможность учащимся размышлять.

Когда учителя дают разрешение на то, чтобы стать критическими мыслителями, то они должны делать это сознательно . То есть они должны видеть разницу между получением разрешения на и вседозволенностью. Предоставление разрешения на размышление не означает предоставления учащимся права говорить глупости или думать непоследовательно. Не всякое размышление является полезным, от учащихся следует требовать отчета в отношении подлинности их мышления, а также честной реакции на размышление других.

Условие 3 Принимать различные идеи и мнения.

Теперь , когда учащиеся свободны размышлять , появляется разнообразие мнений и идей. Обычно это происходит после того , как отброшено представление о том. Что возможен только один правильный ответ. Пытаться ограничить выражение мнений - это значит ограничить мышление учащегося. Для того чтобы критическое мышление процветало в классе должна быть создана атмосфера . которая поощряла учащихся к мысли о том, что широкий диапазон мнений и идей от них ожидается и приветствуется.

Условие 4 Способствовать активности учащихся в учебном процессе.

Там где отсутствует активность в мыслительном процессе, процессе учения, там отсутствует критическое мышление. Педагогический подход, который способствует вовлечению учащихся в размышление , обмен идеями и мнениями , повышает активность учащихся. Только тогда они будут активно участвовать в учебном процессе и будут готовы принимать на себя ответственность за собственную учебу.

Условие 5 Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

Свободомыслие может быть рискованным . Идеи могут сходиться странными , забавными ,а иногда противоречивыми путями. В рамках мыслительного процесса иногда выдвигаются «дурацкие идеи», безумные сочетания или понятия которые смущают других участников работы. Преподавателя должны успокаивать учащихся объясняя им . что это естественная часть учебного процесса. Важно также объяснить , что издевательство над идеями терпимо не будет , поскольку оно «удушает» мышление и создает атмосферу чрезмерного личного риска. Лучше всего думается в среде свободной от риска . где уважают идеи, и где учащиеся имеют высокую мотивацию для активного участия в мыслительной деятельности.

Условие 6 Выражать веру в то, что каждый из них способен на критические суждения.

Зачастую учителями делаются решительные попытки контролировать и направлять мыслительный процесс своих учеников , как будто без этого контроля умы детей «пойдут в разнос» и внесут хаос в учебный процесс. На самом же деле справедливо обратное. Когда учащиеся поймут, что их мнение высоко ценится , когда они поверят в то, что учитель уважат их идеи и представления ,то они ответят проявлением большей ответственности. Учащиеся начинают проявляют больше уважения к собственному мыслительному процессу, и тех случаях когда, преподаватели проявляют к нему уважение, они также начинают относится более серьезно к этому процессу и его последствиям .

Условие 7 Ценить проявления критического мышления.

И наконец, необходимо довести до сведения учащихся . что их мнение т.е. их собственный критический анализ имеет ценность иначе учащиеся не будут открыто заниматься критическим мышление

Требования к учащиеся

Требование 1 Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей.

Учащиеся должны поверить в то, что их мнение имеет ценность, что их мысли имеют уникальное значение и являются вкладом в лучшее понимание обсуждаемых понятий. Без уверенности в собственной ценности учащиеся будут воздерживаться от активного участия в критическом мышлении.

Требование 2 Активно участвовать в учебном процессе.

Когда учащиеся активно участвуют в учебном процессе на достаточно сложном уровне, то они выражают большое удовольствие от этого, повышается их способность к размышлению и пониманию. Те учащиеся , которые активно участвуют в этой работе начинают понимать, что если достаточно энергично и успешно учиться , то начинаешь получать удовольствие и испытывать чувство глубокого удовлетворения. Познание равняется удовлетворению.

Требование 3 Уметь делиться своими мыслями.

Учащихся надо учить делиться своими мыслями . Требуется, чтобы ученик жертвовал чем-нибудь своим ради других. Они должны понимать ,что когда отдают что-то, то в обмен могут получить некоторую выгоду. В течении всей жизни дележка остается важным обучающим навыком.

Требование 4 Быть готовыми как формулировать суждения , так и воздерживаться от оных.

Обмен идеями в классе требует от учащихся, чтобы они слушали , чтобы они воздерживались

от суждений или от реализации потребности навязать свою собственную систему , поправить

других выступающих. В ответ они пользуются коллективным разумом других, что, по крайней

мере приводит к более выразительному языку и более широкому контексту для выражения

собственных идей.

Воздерживаясь от суждений учащиеся получают возможность услышать мнение других.

Помимо условий , способствующих становлению критически мыслящих учеников, и

требований к учащимся существует ряд стратегий ( педагогических приемов ), которые помогают

учителю реализовать цели, ставящиеся на разных стадиях базовой модели урока. Эти

педагогические приемы будут рассмотрены в следующей главе данной работы

Использование новой педагогической технологии « Развитие критического мышления».

Проблема формирования умения учащихся рассуждать занимает особое место при обучении химии. Рассуждение , являясь формой мышления и речи , обеспечивает осознанное усвоение материала , влияет на изменение характера познавательной деятельности учащихся.

В своей работе на уроках химии я применяю новую методику «Развития критического мышления», эта методика стала доступна нашим учителям благодаря Соровской образовательной программе.

Нетрадиционные формы урока, проводимые в данной технологии являются одним из эффективных средств отбора и укрупнения главного в учебном материале , расстановки в нем акцентов , отсечение всего несущественного, активизируется творческий потенциал личности обучаемых , что гарантируют прочность и необходимую полноту усвоения главного , существенного в материале , оптимальное развитие навыков учебно-познавательной деятельности, интеллекта и творческих способностей школьников.

В проводимых мною уроках решаются многие проблемы :

- мотивация учения;

- выделение и усвоение главного , существенного в материале;

- максимальная реализация развивающего потенциала предмета;

- сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками;

- поддерживается активность на уроке;

- создается атмосфера уважения любого мнения;

- возможность выслушать других и быть услышанным.

Как уже говорилось выше при описании методики, базовая модель «Развития критического мышления» содержит три основные стадии, на каждой стадии ставятся определенные задачи, реализовывать которые мне помогают следующие педагогические приемы :

1 СТАДИЯ- ВЫЗОВ

Стадия вызова решает следующие задачи:

- актуализация знаний и активизация учащихся, е.т. должна появиться личная заинтересованность , цель получения знаний, уверенность в собственных силах;

- создание интеллектуальной опоры изучаемого материала;

- пробуждение интереса на основании столкновения мнений.

Для реализации этих задач на уроках я использую следующие приемы:

Прием № 1 "Покопаемся в памяти "

1. Какая тема ? (назовите ее);

2. Что вы уже знаете об этом ?

3. Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать ?

4. Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока например : " Металлы - простые вещества.".(см. приложение 1)

Однако перед тем ,как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах . Взять лист бумаги и ручку и в течении 3 минут ответить на вопрос:

Что вы знаете о металлах? Или вам кажется ,что вы это знаете ? Или вы думаете , что вы это знаете?

Важно записать все ,что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все , что знаете о металлах необходимо это обсудить с партнером .

После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или пленке кодоскопа ,или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение . Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем ,что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии , дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Прием № 2 "Ассоциация"

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос :

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание : «----»?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации . которые учитель также записывает на листе бумаги, кодоскопе или доске (см. приложение 3, 4).

Прием № 3 "Ключевые слова"

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и в общем определить цели своей дальнейшей работы (см. приложение 2).

Прием № 4 "Перепутанные логические цепопочки"

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того , чтобы перейти к новому пониманию.

На доске или кодоскопе написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак "+" там где они считают ,что высказывание правильное и знак "-" там где по их мнению оно не верно . Например к уроку по теме: «Неметаллы» (см. приложение 2).

1. Неметаллы - обладают свойствами металлов.

2. Неметаллы могут быть жидкостями, твердыми веществами, газами.

3. Инертные газы в реакции не вступают , соединений не образуют.

4. Газы- водород, хлор, фтор, азот образуют трехатомные молекулы.

5. Кислород образует два газа : О2 и О3.

6. Йод похож на металл, т.к. имеет блеск и твердый.

7. Неметаллы хрупкие вещества.

8. Неметаллы проводят тепло и электрический ток.

9. Неметаллов в ПСХЭ больше , чем металлов.

10. Большинство неметаллов это жидкие вещества.

Прием № 5 «Инструкции»

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течении урока. Например урок по теме : «Скорость химической реакции» (см. приложение 3).

Класс делится на количество частей в тексте.

Инструкция для учащихся:

1. Учебник Химия 8 класс Габриелян О.С. с 118-131

2. В каждой группе назначается эксперт в своей области:

Эксперт 1 Скорость химических реакций (c.118-121).

Эксперт 2 Факторы ,влияющие на скорость химической реакции (с.121-125).

Эксперт 3 Катализаторы (с.125-128).

Эксперт 4 Обратимые и необратимые реакции (с.128-131).

Правила работы в экспертной группе:

1. Надо изучить вопрос так , чтобы суметь объяснить партнерам.

2. Ищите эффективные способы преподнесения информации.

3. Разъясните то, что другим осталось не понятным.

4. Составьте «Экспертный лист».

2 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ.

Стадия осмысления решает следующие задачи:

- не отвлеченное чтение текста;

- эмоциональное восприятие .

Народная мудрость гласит:"Если хочешь запомнить - забудешь, если хочешь понять - запомнишь".На этой стадии я считаю главным , что учащийся сам отслеживает понимание изучаемого материала, ведь учение начинается с комфорта: приятно находиться там где тебя понимают и ты понимаешь других.

Прием № 1 «Пометки на полях»

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

«+» - поставьте на полях ,если то, что вы читаете соответствует тому что вы знаете;

«-» - поставьте на полях , если то ,что вы читаете ,противоречит тому что вы знали или думали что это знаете ;

«V» - поставьте на полях, если то , что вы читаете является новым;

«?» - поставьте на полях, если то ,что вы читаете является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста (см. приложение1,2).

Прием № 2 «Маркировочная таблица»

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом № 1 (см. приложение1) .

После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+

-

V

?

Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию , которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

Прием № 3 «Двухчастный дневник »

Этот прием я применяю на уроке «Зигзаг» (см. приложение 3), когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика , поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее , сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении.

ПОМЕТКИ

ВОПРОСЫ

Двухчастные дневники дают возможность ученику тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность

Прием № 4 «Лист решения проблем»

Очень хорошие результаты дает использование приема № 4 при решении задач (см. приложение 4), особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала . Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели. Например лист решения проблем к задаче

« Какой объем займет кислород массой 64 грамма»

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ

Найти объем кислорода

V = n х Vm

Неизвестно количество вещества

Найти количество вещества кислорода

n= m : M

m = 64 г

Молярной массы кислорода

М (О2)= 16+16=32г/моль

n=64 : 32 = 2 моль

Найти объем кислорода

n=2 моль

Vm= 22,4 моль/л

V= 2 моль 22,4 моль/л

= 44,8 л

Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах (см. приложение 5).

Прием № 5 «Таблица аргументов»

Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.

АРГУМЕНТ

Почему «ДА»

Почему «НЕТ»

Органическая химия это химия веществ полученных из живых организмов - «витализм».

Многие органические вещества образуются в живых организмах.

Краху «витализма» способствовало получение органических веществ искусственным путем.

Не одним ученым не были синтезированы органические вещества.

До 1824г.

Органические вещества можно синтезировать:

1.1824г. Велер - щавеливая кислота;

2.1828г. Велер - мочевину;

3.1842г. Кольбе - анилин;

4.1854г. Бертло - жир.

И так далее.

3 СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

На этой стадии решается одна . но очень важная задача:

- корректировка и систематизация знаний.

Для решения которой я использую следующие приемы:

Прием № 1 «Кластер»

Разбивку на кластеры я использую довольно часто как на стадии вызова , так и на стадии рефлексии (см. приложение 1). Это педагогическая стратегия , которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы , используется для стимулирования мыслительной деятельности до того , как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений .Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям , пониманию или представлениям об определенной теме. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается :

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой .

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Я хочу привести пример такого кластера к уроку химии по теме: «Металлы - простые вещества».

Прием № 2 «Синквэйн»

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн- это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том , почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме, того этот метод потребует , чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами.

Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Синоним из одного слова , который повторят суть темы.

Пример синквэйна к теме : «Неметаллы - простые вещества» (см. приложение 2):

Неметаллы.

Разнообразные, аллотропные.

Не куются, не проводят, не блестят.

Нет правил без исключения.

Антиподы.

Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования , синтеза и обобщения понятий и информации.

Прием № 3 «Эссе»

Этот вид писменного задания применяется мною в конце урока , чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать ? ( или задать вопрос на который они не получили ответа).

Пример эссе к уроку : «Расчеты по химическим уравнениям» (см. приложение 4)

« 1. На уроке я научился решать задачи по уравнениям , повторил вычисление молярной массы веществ, понятия моль и молярный объем газов , вычисления с помощью пропорции, узнал что можно ее использовать в химии. Если вещество дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому веществу.

2. Почему коэффициент стоящий перед веществом показывает количество вещества ? »

Я собираю работы и использую их при планировании следующего урока.

Прием № 4 «Самоанализ»

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю - не знаю». Пример листка самоанализа к теме «Скорость химических реакций» (см. приложение 3):

Содержание

Знаю уверено

Надо повторить

1. Скорость химической реакции:

а) определение скорости химической реакции;

б) единицы скорости химической реакции;

в) формула расчета химической реакции;

г) гомогенные и гетерогенные реакции

2. Условия влияющие на скорость химической реакции:

а) природа реагирующих веществ;

б) концентрация реагирующих веществ;

в) закон действующих масс;

г) от температуры, правило Вант-Гоффа.

3. Катализаторы:

а) катализаторы;

б) ингибиторы;

в) ферменты.

4. Обратимые и необратимые реакции:

а) небратимые реакции;

б) обратимые реакции;

в) правило Бертолле.

Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл -

«знаю уверенно», «надо повторить» как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается , что учение уже работал , знания уже есть , но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику , если сравнить с классической формулировкой «знаю» , «не знаю».

Прием № 5 «Шесть шляп критического мышления»

Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации . т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем : класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

«Белая шляпа» à СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме , без их обсуждения);

«Желтая шляпа» à ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

«Черная шляпа» à НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

«Синяя шляпа» à АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?);

«Зеленая шляпа»à ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые "бредовые идеи и предположения");

«Красная шляпа» à ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом.

Тема: Доказательства происхождения человека от животных.

У.Э.-0. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать.

Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.

Доказательства происхождения человека от животных: сходство строения, развития зародышей, поведения.

Сходство человека с человекообразными обезьянами - доказательство их родства.

Различия человека с человекообразными обезьянами - доказательство расхождения их в эволюции.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира.

Понятие антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.

Биологические факторы эволюции человека.

Социальные факторы, их ведущая роль в эволюции человека. Ф.Энгельс о социальных факторах.

Антропоморфозы у предков человека.

Уметь.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян, находить черты сходства и различия, на основании чего делать выводы.

Составлять схему движущих сил антропогенеза.

Определять соотношение движущих сил антропогенеза на разных этапах эволюции человека.

Определять антропоморфозы.

Ход урока

У.Э.-1.Текстовой + Рисуночный + Табличный.

Цель: Сформировать умение приводить доказательства происхождения человека от животных, сравнивать человека с другими млекопитающими, делать выводы на основе сравнения.

Индивидуальная + работа в паре.

1. Прочитайте текст в учебнике на стр.217, и статью приложения Y "Следы прошлого".

2. Расскажите друг другу, какие черты человеческого тела, от каких животных унаследованы.

3.Оформите этот материал в тетрадь в виде таблицы:

Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных.

Основные черты От кого унаследованы

4.Прослушайте рассказ учителя о систематическом положении человека, оформите в тетрадь схему.

14. ЦАРСТВО

Животные

13. ПОДЦАРСТВО

Многоклеточные

12. РАЗДЕЛ

Двусторонне-симметричные

11. ТИП

Хордовые

10. ПОДТИП

Позвоночные

9. ГРУППА

Челюстноротые

8. КЛАСС

Млекопитающие

7. ОТРЯД

Приматы

6. ПОДОТРЯД

Обезьяны

5. СЕКЦИЯ

Узконосые

4. НАДСЕМЕЙСТВО

Гоминоиды (высшие узконосые)

3. СЕМЕЙСТВО

Гоминиды

2. РОД

Человек

1. ВИД

Человек разумный

5. Прочтите текст учебника на стр.218-219 и статью приложения Y "Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян", рассмотрите рисунок 45 в приложении, рисунки в учебнике 87,88.

6. Ответьте друг другу на вопросы.

- В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внешнем строении?

-В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внутреннем строении?

-Каковы общие биохимические показатели?

-О чем говорят признаки сходства человека и человекообразных обезьян?

-Какие существуют различия человека человекообразных обезьян в строении скелета

(позвоночник, стопа, таз, кисть, череп)?

-Каковы различия в строении мозга?

-С чем эти различия связаны? О чем они говорят?

7. Используя, полученные знания дозаполните таблицу:

Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян.

Сходства.

Различия.

1.Внешний облик:

-крупные размеры тела;

-длинные по отношению

к туловищу конечности;

-длинная шея, широкие плечи;

-

-

-

-

2.Внутреннее строение:

-cходное число долей в легких;

-число сосочков в почке;

-наличие червеобразного отростка.

слепой кишки;

-

-

-

3.Биохимические показатели:

-4 группы крови;

-сходные реакции

белкового обмена;

-сходные заболевания;

-

-

В большей степени обусловлены приспособленностью человека

к прямохождению.

1.Позвоночник…………

2.Стопа……………..

3.Таз…………………

4.Кисть………………

5.Череп и мозг:

-череп человека не имеет костных

гребней и сплошных подбровных дуг;

-мозговая часть преобладает над

лицевой, челюсти слабые,

клыки маленькие, на нижней

челюсти имеется подбородочный выступ,

(у обезьян наоборот сильно развита

лицевая чем мозговая).

-Мозг человека в 2-2,5 раза больше

мозга обезьян. Теменные,

височные, лобные доли в

которых, расположены

важнейшие центры ВНД, сильно развиты.

8. Сделайте вывод на основе сравнения человека и человекообразных обезьян.

У.Э.-2. Текстовой + Схематичный.

Тема: Антропогенез, его движущие силы.

Цель: Сформировать знания об антропогенезе, его движущих силах - социальных и биологических факторах, о ведущей роли социальных факторов в становлении человека.

Индивидуальная + работа в парах.

1. Прочтите в приложении статью "Ч.Дарвин о происхождении человека".

2. Ответьте друг другу на вопрос: В чем сущность симиальной теории Дарвина?

3. Запишите в тетрадь основные положения симиальной теории Дарвина.

4. Прочтите в учебнике на стр.219-221 статью "Труд и происхождение человека".

5. Дайте определение понятию "антропогенез", запишите в тетрадь.

6. Ответьте друг другу на вопросы:

- почему нельзя считать современных человекообразных обезьян предками людей?

В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?

Какова роль труда в происхождении человека?

Как Ф.Энгельс определял значение социальных факторов?

Каковы движущие силы эволюции человека как биологического существа?

Каковы движущие силы эволюции человека как социального существа?

Какова взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции человека?

7.Составьте схему:

Движущие силы антропогенеза.

Биологические

Социальные

1.____________ 2.__________________ 1._______ 2._________

3.________________ 3._____________ 4._________

У.Э.-3. Текстовой.

Цель: Определить основные антропоморфозы у предков человека.

Индивидуальная.

1. Прочтите текст учебника на стр.222.

2. Выделите основные антропоморфозы у предков человека.

3. Определите значение каждого в эволюции человека.

4. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Условия превращения нашего далекого предка в человека (антропоморфозы)

Антропоморфоз.

Его значение.

1.Переход к прямохождению.

Освобождение руки от участия в передвижении тела.

2.Стадный образ жизни.

……………….

3.Высокий уровень развития мозга и психики.

………………….

4.Использование естественных орудий труда.

………………….

Антропоморфозы, есть главнейшие предпосылки очеловечивания, основа для развития мышления и трудовой деятельности.

Молодцы!!! Вы успешно поработали!!! Настало время подвести итоги.

Выходной контроль:

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Перечислите черты сходства человека и животных?

2. О чем свидетельствует наличие у человека рудиментов и атавизмов, сходство в развитии зародышей человека и позвоночных животных?

3. Почему человека относят к классу млекопитающих?

4. Сравните человека с человекообразными обезьянами; сделайте выводы.

5. Дайте определение антропогенезу.

6. Назовите движущие силы антропогенеза.

7. Установите взаимосвязь между биологическими и социальными факторами эволюции человека.

8. Какие антропоморфозы возникли в эволюции человека?

Технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стилл, К.Мередит) и тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и Л.В.Занкова в начальной школе. Эти программы обеспечены дидактическим материалом и методическим аппаратом. А вот в среднем звене в основном господствует традиционная методика преподавания, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки. В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам "собирает" понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель даёт ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, "конструирование" собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности - ключевой тезис всей технологии.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В процессе применения технологии критического мышления:

происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч.Темплом, К.Мередитом, Д.Стилл. Это "ключевые слова", работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП надпредметная, она применима в любых программе и предмете.

Методическая разработка урока по теме "Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого", курс биология 6 класс. Преподавание курса ведется по учебнику "Биология. Живой организм 6 кл", автор - Н.И. Сонин.

Тема: "Многообразие живых организмов. Их основные признаки.

Чем живое отличается от неживого"

Задачи: продолжить знакомство с разнообразием живых организмов на Земле, их сходстве; показать значение живых организмов в живой природе и жизни человека; показать отличие живых существ от тел неживой природы; дать представление о биологии как науке, о живой природе; продолжить развитие умений систематизации материала и его анализа (выделять линии сравнения).

Оборудование: таблицы с изображением животных; муляжи плодов; комнатные растения; таблицы и гербарные экземпляры растений луга и леса.

Ход урока

1. Стадия вызова.

На стадии вызова мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков. Просим учащихся, предположить по каким направлениям мы будем изучать эту тему. На данном уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут: царства живой природы, критерии жизни, сравнение живой и неживой природы. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы составляем кластер, в котором располагаем, эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:

Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и наполнить содержанием основные вопросы, изучаемой темы. Для этого учитель просит ответить ребят на следующие вопросы:

Назовите объекты (тела) неживой природы?

Какие живые организмы вы знаете?

Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?

На какие царства делятся живые организмы?

Из чего состоят тела всех живых организмов?

Каковы основные части клетки?

Каковы признаки живых организмов?

Что изучает наука биология?

Возникшие затруднения на стадии вызова разрешаются на стадии осмысления.

Стадия осмысления.

На стадии осмысления учитель предлагает учащимся поработать с карточками, на которых изображены представители всех царств живой природы, коллекциями и гербарными экземплярами. Предлагает учащимся сравнить организмы по внешним признакам: размерам, форме тела, окраске, а также поведению и другим признакам. Обращает внимание на многообразие живых организмов и на среды их обитания. Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника на стр.4-6, по следующему алгоритму:

- Чтение текста и его маркировка: напротив каждого абзаца учащиеся делают пометку карандашом ("v" - знакомая информация, "+"- новая информация, "-"- думал иначе, "?"- непонятно).

- Выделение главного по основным вопросам, обозначенным в "предварительном кластере".

Обсуждение информации в группе.

Оформление и презентация "новых" кластеров.

3. Стадия размышления.

На этой стадии мы дополняем и исправляем неверные предположения в "предварительном кластере". Заполняем их на основе новой информации, устанавливаем причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Работаем индивидуально по отдельным смысловым блокам. Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между "гроздьями".

1. Составляется "новый" кластер.

1. Живая природа -> клетка организм царства живой природы.

2. Неживая природа -> объекты не состоят из клеток, не обладают признаками живого организма.

Обсуждается вопрос: какая важная информация не вошла в кластер?

Определяем термины: биология, клетка, организм.

Формулируем выводы, которые отражают причинно-следственные связи между "гроздями" кластера.

1. На Земле существует огромное многообразие живых организмов.

2. Все это многообразие можно систематизировать в пять царств живой природы, каждое из которых характеризуется определенными признаками.

3. Все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Для всех характерны признаки живого.

4. Клетка - основная структурная и функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм или в составе тканей животных, растений, грибов. Только вирусы являются представителями неклеточной формы жизни. Клетки имеют различные размеры и форму.

5. По количеству клеток, образующих организм, все живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные.

6. Объекты неживой природы не обладают признаками живых организмов.

Домашнее задание: параграф 1 до слов "Между организмом …" на стр.4; составить синквейны к основным понятиям изученной темы; выполнить задание в рабочей тетради № 1-4 на стр.3

Примеры синквейнов составленных учащимися:

1. Природа

1. Клетка

2. разнообразная, удивительная.

2. маленькая, сложная.

3. размножается, развивается, изменяется

3. делится, дышит, растет.

4. природа - это часть Земли.

4. клетка - это маленькие кирпичики.

5. дом.

5. жизнь.

( Яковлев Александр 6б класс).

1. Природа

1. Организм

2. Красивая, загадочная.

2. Живой, сложный.

3. Изменяется, погибает, загрязняется.

3. Живет, растет, развивается.

4. Нашу природу загрязнять нельзя.

4. Живое существо самостоятельно существует

5. Жизнь.

5. Жизнь.

( Бакашев Мансур 6б класс).

1. Биология.

1. Природа.

2. Увлекательная, интересная.

2. Живая, красивая.

3. Изучает, наблюдает, оберегает.

3. Живет, удивляет, рождает.

4. Удивительный мир живой природы.

4. Природа всегда будет удивлять.

5. Наука

5. Загадка.

( Арапов Влад 6б класс).

1

© 2010-2022