Урок модлирования по биологии Строение клетки

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Урок модлирования по биологии Строение клетки

Урок модлирования по биологии Строение клетки





































Урок модлирования по биологии Строение клеткиУрок модлирования по биологии Строение клетки

























Урок модлирования по биологии Строение клетки





Цель: доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объем; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.

Задачи:

  • Находить в объекте его составляющие;

  • Видоизменять объекты;

  • Научить обобщать;

  • Устанавливать сходства и различия;

  • Находить причинно следственные связи.

Тип урока: урок - моделирования

Оборудование: таблица с изображением растительной клетки, хламидомонады, амебы, гидры; микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей; кусочек картона, пластилин, салфетки, крахмальный клейстер, футляр от фотопленки белого цвета, горошины и пуговицы разного цвета, воздушные шарики, стеклянные стаканчики.








Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

Объяснение учителя:

-Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут, производят потомство, имеют глаза. Сердце почки, печень и другие органы. Органы состоят из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками. Клетка, как считают ученые единица всего живого, единица жизни.

Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку миллиметрами - всё равно что рост человека выражать в километрах. А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра - микрометрами. В одном кубическом миллиметре поместится целый миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом.

- Ребята, мы с вами знакомились уже со строением клетки растений, рассматривали ее в микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки.

Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр из - под фотопленки - это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твердость стенки.

Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая стенка?


Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры.



Для чего нужны поры?

Теперь перейдем к заполнению клетки.

Как вы думаете, что нужно поместить вначале?

Почему ядро?

Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки.





Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ.


Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями, - это митохондрии.





Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли - своеобразный склад веществ в клетке. Чем старше клетка. Тем больше её запасы, тем больше по размерам её вакуоли, а иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у неё вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получается у вас?

Чего теперь не хватает в клетке?

А для чего она необходима?






Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете поддержать ее в руках, ощутить ее объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку движение цитоплазмы и органоидов.

Давайте запишем в тетради вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки.



-Шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, на звезды и диски, клетки бывают самой различной, часто необыкновенно причудливой формы. А вот одноклеточный животный организм амёба своей постоянной формы вовсе не имеет, и название «амёба» означает «изменчивая». Амёба - это свободноживущее животное. Их можно обнаружить в небольших прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает всего 0,1 - 0,5 мм. Постоянное выпячивание цитоплазмы - образование псевдоподий, или ложноножек - и придает амебе изменчивый вид. Несмотря на примитивное строение, это одноклеточное существо - вполне самостоятельный организм, для которого характерны все присущие живому организму процессы, в том числе питание, передвижение, деление. Теперь попробуем создать модель амёбы - одноклеточного организма и смоделировать на ней процессы движения, питания, деления, то есть еще раз убедиться в том, что клетка - это элементарная живая система, самостоятельный организм.

У вас на столах лежат на картоне куски пластилина; из пластилина желтого цвета или коричневого вылепите амёбу (не размазывая её по картону). А потом попробуем, меняя её форму с помощью псевдоподий, перемещать ее в пространстве.



У некоторых из вас на картоне лежат еще кусочки зеленого пластилина.

Вы будите моделировать процесс питания амёбы (захват ложноножками одноклеточной микроскопической водоросли), а те, у кого этого зеленого пластилина нет, будут моделировать процесс деления амёбы (он очень прост - это деление надвое, бесполое деление).





Какой вывод можно сделать по результатам этой работы?

Учитель делает вывод совместно с учениками, диктует им его для записи в тетради. Пишет на доске сложные понятия - автотрофы и гетеротрофы.


-Одноклеточные организмы, растительные и животные, первыми появились на нашей планете, они наиболее примитивные. И в ходе эволюции - историческое развития всего живого на Земле - появились многоклеточные организмы.

Они гораздо более сложно устроены.

Если клетка одноклеточного организма должна выполнять сразу всю работу, то в многоклеточном организме разные группы клеток выполняют разные работы.

Под микроскопом можно рассмотреть только группу клеток, взятых у многоклеточных организмов. И вот сейчас вы рассмотрите готовые микропрепараты растительных и животных тканей. Обратите внимание на название препарата, на клетки, из которых состоят ткани, на их форму, строение, расположение.

После рассмотрения микропрепаратов тканей можно также сделать некоторые выводы. Каковы они?

Слушают, рассматривают изображения клеток на плакате.

Урок модлирования по биологии Строение клеткиУрок модлирования по биологии Строение клетки



Лабораторная работа №1

-Слушают объяснение и инструкцию учителя;

-моделируют растительную клетку;

- отвечают на вопросы учителя;

-делают выводы и записывают их в тетрадь.



Она придает форму клетке.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Рисуют черным фломастером поры на футляре.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Для обмена веществ с окружающей средой.

Ядро.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Оно - самая важная часть клетки.

Помещают в футляр шарики пластилина или большую пуговицу.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Это хлоропласты с веществом-пигментом хлорофиллом.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Помещают в футляр горошины зеленого цвета, моделирующие хлоропласты, и черного цвета - митохондрии.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Слушают рассказ учителя о вакуолях, моделируют их из воздушных шариков.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Цитоплазмы.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения.

Наливают в футляр клейстер и закрывают его.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Рассматривают модель, наблюдают перемещения «органоидов» в ней.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Записывают выводы в тетради.

Выводы:

-клетка имеет объем;

-это сложная система;

Это единица живого, так, как дышит, совершает обмен веществ и т.д.

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе об одноклеточных животных организмах.




Лабораторная работа №2

-Слушают инструкцию учителя;

-моделируют животную клетку из пластилина

I вариант - питание амёбы;

II вариант - деление амёбы.

Вылепливают амёбу и перемещают её на листе картона с помощью псевдоподий.

Урок модлирования по биологии Строение клетки


Моделируют питание амёбы.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Моделируют процесс деления амёбы.

Урок модлирования по биологии Строение клетки

Делают вывод.

Записывают в тетрадь.

Вывод: одноклеточные животные. Так же как и растительные одноклеточные организмы. Обладают всеми характерными признаками живого - питанием, делением, дыханием, но у растений и животных питание происходит по-разному (растения создают для себя питательные вещества сами - фотосинтез, а животные питаются готовыми веществами).

Слушают учителя, задают вопросы.



Лабораторная работа №3

-Работают с микроскопами под руководством учителя;

-рассматривают микропрепараты растительных и животных тканей;

Урок модлирования по биологии Строение клетки

-вместе с учителем делают выводы;

-записывают их в тетрадь.

Вывод: клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, её жизнедеятельность зависит от других клеток, хотя она, как и клетка одноклеточного организма, обладает всеми свойствами живого.

Обобщение и заключение:

-все живое на Земле состоит из клеток;

-клетка - единица живого;

-клетка - сложно устроенная самостоятельная живая система;

-клетка имеет объем;

-клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают всеми признаками живого (они могут расти, делиться, питаться, осуществлять обмен веществ);

-клетки многоклеточных организмов не могут существовать самостоятельно, их жизнедеятельность зависит от других клеток, и все функции в многоклеточном организме поделены между различными группами клеток.

Домашнее задание (творческое): придумать свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

© 2010-2022