Конспект урока по биологии на тему «Систематика растений, ее значение для ботаники

Пояснительная записка  Конспекту   материалу по теме:   «Систематика растений, ее значение для ботаники".      Предметная область:  биология ,6 класс    Автор-составитель Бекетова Нурзия Фаляхетдиновна . Учитель биологии  МБОУ  Ясногорская СОШ, Забайкальского края.   Урок в 6 классе,   .    УМК: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова). – М.: Вентана-Граф, 2012. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта осно... Цели: Предметные :Приводить примеры названий различных растений. УУД: Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к  человеку. Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный. Оборудование: Таблица и презентация:  Систематика растений, её значение для ботаники. Гербарий растений.    
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Систематика растений, ее значение для ботаники". 6-й класс.

Учитель биологии МБОУ Ясногорская СОШ: Бекетова Нурзия Фаляхетдиновна

Цели:

Предметные :Приводить примеры названий различных растений.

УУД: Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики - вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к человеку.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: Таблица и презентация: Систематика растений, её значение для ботаники. Гербарий растений.

Ход урока

Этап

Деятельностьучителя

Время

1. Организационный

Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья - правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола.

1 мин

2. Актуализация знаний

Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: «Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре - устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки.» (Приложение 1)

По результатам вашей работы у меня два вопроса:

  1. На какие группы вы разделили организмы в задании А?

  2. Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем».

5 мин

3. Целеполагание

Просит определить цель, определить цель, дополняет цели учащихся, поясняет их: «Итак, система - целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Системы окружают нас повсюду - вся биосфера Земли, планеты, любой школьный учебник - система знаний по предмету, деревообрабатывающий станок, швейная машина, сама школа - система. Части системы объединены по общим признакам. На Земле 500 тысяч видов растений и разобраться в нем поможет только система, вернее - систематика - специальная наука. По словам ученого К.Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос.».

Попробуйте сформулировать цель урока в виде вопроса: выяснить, почему…(дети формулируют цель, учитель дополняет их). Определили цель, работаем на ее достижение.

2 мин

4. Изучение нового и закрепление материала

Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу - вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. (Приложение 1)

1. Систематика и ее роль.

На Земле огромное разнообразие растений до 300 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям

Чтобы разобраться во многообразии растений , ученые создали специальную науку - систематику Рабочая тетрадь - записать определение.

Сразу поясню - классификация - распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции - Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.

2. Таксоны.

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны - специальные систематические группы растений (или единицы).

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов - генеративных и вегетативных, в класс0 по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство - на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее ( не забывайте выполнять заданий в рабочем листе).

3. Вид - основная единица систематики.

Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид - группа особей (организмов) - главные слова, признаки данной группы особей:

1) сходных по строению и жизнедеятельности;

2) способных скрещиваться;

3) занимающих свой ареал.

Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово - существительное - отражает принадлежность к роду, второе слово - прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.

Например, одуванчики, которые всем известны, вы не спутаете. Опишите их.

Игра: я загадала растение (тополь черный, Populus nigra), отгадайте его, задавая вопросы. Все признаки, которые вам позволили отгадать растение и есть характерные только для него видовые признаки. Populus tremula (осина), Populus alba (т. белый), Populus piramidalis (т. пирамидальный) - что общего в их названиях?

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия.

25 мин

5.Закрепление

  1. Определите видовое и родовое название: ромашка аптечная, шиповник обыкновенный, одуванчик лекарственный, клён татарский.

  2. Дайте определение понятию ВИД.

  3. Какое отношение к систематике имеет Карл Линней.

  4. Что такое ареал?

6. Обобщение

Проводит коллективное обсуждение итоговой схемы, предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос?» (показать определитель растений).

Изученная тема - опора для изучения основных отделов растений, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое.

1 мин

7. Домашнее задание

Напоминает уже записанное д/з, интересуется, есть ли вопросы у учеников: «Хочу напомнить вам д/з на следующий урок, оно у вас уже записано - обязательное: учить определения, таксоны растений; творческое по выбору - сообщение или мини-сборник «Занимательно о водорослях».

2 мин

8. Подведение итогов, рефлексия

Прошу, высказать мнение учащихся об уроке через рефлексию.

4 мин

Источники информации:

  1. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М, «Вентана-Граф», 2013

  2. Т.В. Зарудняя. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.- Волгоград, «Учитель», 2012

  3. Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по ботанике и их решения.- Тула, «Арктоус», 1997

  4. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт-сост. С.Н.Лебедев - М, «Глобус», 2009

  5. Биология: ботаника, 6 класс. Книга для учителя.- М, «Первое сентября», 2002

  6. Компакт-диск «Открытая биология 6»

Приложение №1

Рабочий лист

Ученика(цы)_________________________

I. Выполните «Задание для проверки знаний», внесите взаимооценку(баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же запишите уровень подготовки д/з. (Слайды №1,2)

( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3-достаточный, более 3-х баллов- отличный)

Ответ:______

II. Задание А. (базовый уровень)

Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом 19 или вместе с классом, слушая ответы товарищей.(1 балл)

1Дополните определение:

Систематика - это...

Ответ____

2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

Вид - отдел - класс - порядок -род - семейство

(0-6 баллов)

Ответ: ____

3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.(0-10 баллов)

Ответ:____

Задание Б.(повышенный уровень)

1.Выберите верный ответ:

Ученые объединяют организмы в группы на основе:

А) сходства организмов без учета родства;

Б) общности мест их обитания;

В) сходства организмов с учетом их родства;

Г) практического значения организмов.

Ответ:____

(0-1 балл)

2. Допишите утверждения:

1. Наука о классификации организмов…..

2Шведский ученый - натуралист……

3. Определенная территория, местообитания вида …….

4.Систематическая группа (или единица)…….

5.Основная единица системы растений…….

6.Двойные названия растений…….

(6 баллов)

Ответ:___

Всего баллов:________

Оценка:_____

12-15 баллов -«3»

16-19 баллов - «4»

20-24 баллов - «5»

© 2010-2022