Рабочая программа 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа 8 класс

Рабочая программа 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15


Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____

«___»_______________2015 г

Руководитель МО

____________

Согласовано

зам. директора по УВР

___________

«___»_______________2015 г

Утверждаю

директор МБОУ СОШ № 15

____________

«___»_______________2015г



Рабочая программа

по биологии

Класс: 8 А, Б, В, Г, Д, Е

Учитель: Малышева Елена Станиславовна

Учебный год: 2015 - 2016

Количество часов по учебному плану за год

70

в т.ч.

I полугодие

32

II полугодие

38



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе примерной авторской программы по биологии авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко (Биология 5-11 кл. М., «Вентана - Граф», 2010г.), допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования (2004г), базисным учебным планом (2004г.) с дополнениями и изменениями и образовательной программой МБОУ СОШ №15.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта общего образования по биологии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических и лабораторных работ. Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура программы

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учающихся, план прохождения программного материала, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение, лист корректировки программы.

Общая характеристика учебного предмета

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

В процессе изучения биологии в 8 классе учащиеся должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы.

В учебном предмете усилено внимание к проблемам экологии, и это далеко не случайно. Если раньше экологическое давление на природу хозяйственной деятельности человека имело в основном региональные последствия, то в XXI веке оно приобретает глобальный характер и угрожает существованию жизни на нашей планете. Без экологического всеобуча невозможно осуществить природоохранные мероприятия, поднять уровень санитарной культуры населения, а также остановить рост заболеваний, которые медики называют болезнями поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В и др. Наряду с теоретическим материалом учебный курс включает разнообразные лабораторные и практические работы здоровьесберегающей направленности. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому учащемуся оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.


Цели изучения предмета
  • Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной - науками о человеке, этапами их развития, с особенностями строения внутренних систем организма человека.

  • Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

  • Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

  • Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.

В результате обучения у учащихся должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В формировании научных понятий важное значение приобретает система доказательств, основанных на методах конкретных наук.

Знания о социальной стороне природы человека дают возможность проследить, как изменяется поведение людей с развитием общества, как эволюционирует его экология и как воздействует социальная среда на самого человека и его окружение. Без учета социального фактора невозможно понять экологию человека, его связь с общественными структурами, формирование речи, познавательные, волевые и эмоциональные процессы, а также психологию личности в целом.

Не менее важен и прикладной аспект курса. Во-первых, учащиеся должны овладеть умениями и навыками организации здорового образа жизни, а также самооценки уровня своего здоровья и своей тренированности. С этой целью в курс введены элементарные функциональные пробы, позволяющие сравнить индивидуальные показатели с нормативными. Во-вторых, учащиеся должны знать, какое состояние здоровья является опасным и по каким поводам следует обращаться к врачам. Речь не идет о постановке диагноза и тем более о самолечении. Задача курса лишь в том, чтобы научить распознавать опасное состояние организма и оказывать неотложную доврачебную помощь так, чтобы не повредить пострадавшему.

Цели и задачи образовательной программы ОУ №15


цели: повышение качества образования за счет обновления технологий образования, в том числе в соответствии с требованиями

новых образовательных стандартов.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;

  • выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием;

  • обновление содержания образования с учетом потребностей обучающихся, родителей и социума;

  • создание условий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, приобщение обучающихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур, выбор форм воспитания и развития обучающихся;

  • создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;

  • создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.


Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии в 8 классе отводится 70 часов (2 учебных часа в неделю).

Предпочтение при выборе методов обучения отдаю тем из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации.

Для повышения показателя высокого уровня на уроках предполагается выполнение творческих заданий, заданий повышенной сложности, решение логических задач, а также развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях, уметь сопоставлять раннее изученное с новым материалом.

Для перехода на высокий уровень со среднего, работа направлена на создание условий для развития логического умозаключения, установление сходств и различий, сопоставление, умение составлять простейшие конспекты и схемы, решать задачи с применением раннее полученных знаний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В процессе реализации программы используются следующие технологии:

  • личностно - ориентированное обучение;

  • проблемное обучение;

  • информационные технологии;

  • игровые технологии;

  • элементы критического мышления;

  • здоровьесберегающие технологии

.

В процессе изучения курса используются следующие основные методы и приемы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный;

  • проблемный

  • исследовательский;

  • проблемно - поисковый;

  • метод самостоятельной работы.



В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы контроля уровня достижений учащихся:

  • индивидуальный и фронтальный опрос;

  • самостоятельная работа;

  • тестовая работа;

  • лабораторная работа, практическая работа.







Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения

  1. Интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения темы;

  2. сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  3. демонстрация учащимся схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  4. предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

  5. инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);

  6. намек, подсказка, содержащие готовую информацию.

Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения


  1. Задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных терминов, определений.

  2. задание учащимся на проговаривание "про себя" используемых правил, определений в процессе изучения темы;

  3. задание на составление кратких пояснений к тексту;

  4. задание учащимся на воспроизведение наизусть (закона и т.д.);

  5. задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

  6. организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

  7. задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

  8. задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство;

  9. наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Приемы, соответствующие методу проблемного изложения


  1. Контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения темы;

  2. раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

  3. обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  4. фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

  5. интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

  6. установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе рассмотрения вопроса;

  7. риторические вопросы учителя в ходе изложения;

  8. предъявление учащимся конфликтного примера.

Приемы, соответствующие частично - поисковому методу обучения


  1. Включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

  2. задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

  3. наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  4. задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

  5. организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

  6. задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

  7. показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

  8. демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения


  1. Задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных заданий;

  2. задание учащимся с несформулированным вопросом;

  3. задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

  4. задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

  5. задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;

  6. задание учащимся "на мгновенную догадку", "на соображение".





















Прохождение практической части программы


Четверть

Раздел

Всего часов

Практическая часть

лаб. раб.

пр. раб

1 четверть

Введение

1



1 четверть

Организм человека. Общий обзор

5

2

1

1 четверть

Опорно-двигательная система

8

1

2

1 четверть

Кровь. Кровообращение

4

1


2 четверть

Кровь. Кровообращение

5


2

2 четверть

Дыхательная система

5

1

1

2 четверть

Пищеварительная система

4

2


3 четверть

Пищеварительная система

3



3 четверть

Обмен веществ и энергии. Витамины

3


1

3 четверть

Мочевыделительная система

2



3 четверть

Кожа

4


1

3 четверть

Эндокринная система

2



3 четверть

Нервная система

5


1

3 четверть

Органы чувств. Анализаторы

1



4 четверть

Органы чувств. Анализаторы

4


2

4 четверть

Поведение и психика

7


1

4 четверть

Индивидуальное развитие организма

7



Всего:


70

7

12










Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

1. Организм человека. Общий обзор (5 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структур тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Лабораторные работы. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». "Клетки и ткани под микроскопом".

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.

2. Опорно-двигательная система (8 ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища.

Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.

Практическая работа. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц», «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

Лабораторная работа. Состав костей: исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости.

3. Кровь и кровообращение (9 ч)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови - проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.

Лабораторная работа. «Изучение микроскопического строения крови. Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Практическая работа. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. Повышение плотности мышц после работы. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

4. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации. Торс, человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Практические работы. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

5. Пищеварительная система (7ч)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).

Лабораторные работы. Действие ферментов слюны на крахмал. Действие ферментов желудочного сока на белки.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, B, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В, (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа (4 ч)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Практическая работа "Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки"

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.

10. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Выяснение действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи

11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное- зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы.

Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.

Практические работы «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна».

12. Поведение и психика (7 ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Практическая работа. «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения»

13. Индивидуальное развитие человека (7 ч)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля - Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности; темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.



















Требования к уровню подготовки обучающихся

знать /понимать

  • место и роль человека в системе органического мира, сходства и отличия человека от животных; влияние природной и социокультурной среды на становление человека,

  • обмен веществ; иммунную защиту организма; связь организма со средой;

  • уровни организации организма человека (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем;

  • особенности организма человека: высшая нервная деятельность и поведение;

  • признаки биологических объектов клеток и организма человека;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

  • основные меры профилактики здоровья человека, предотвращение болезней, ЗОЖ.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания), описывать и объяснять результаты опытов;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • определять нормы рационального питания;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий); составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным и практическим работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.








УМО по предмету биология


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Сургута.

2015-2016 учебный год


Предмет

Биология

Класс

8 а, б, в, г, д, е

Нормативные документы

Приказ МО РФ: «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Программа

Программа общеобразовательных учреждений 5-11 кл. Москва - «Вентана - Граф», М., 2010г.

Авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Допущено Министерством образования и науки РФ

Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 ж,з классов, составленная учителем Малышевой Е.С.., утвержденная директором МБОУ СОШ № 15 Шербининой Н.Г., 2015 г.

Учебники

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш: под ред. проф. И.Н.Пономаревой -М.: Вентана - Граф, 2012, рекомендовано министерством образования и науки РФ.

Рабочие тетради

«Биология 8 класс» № 1,2 под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2014

Тетради для лабораторных работ

Учебные пособия для обучающихся

Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта, 1994 г.

Козлова Т.А. Кумченко В.С. Биология в таблицах 8-11 классы. М.: Дрофа, 2006.

Энциклопедический словарь юного натуралиста./ сост. Рогожкин А. Г. - М.: Просвещение, 1994.

Контрольно-измерительные материалы

Биологические карты. Дмитриева Т. А., Суматохин С.В.. Карточки вопросники дидактические карточки-задания.

Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -school-collection.edu.ru/ Перечень видео - и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет). Биология.5-8 классы (компакт-диск)/ сост. М.В. Высоцкая Изд. «Учитель», 2009; презентации, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Интернет ресурсы

Научная сеть - naature.ru, Херба» - herba.msu.ru, «Лужок» - luzhok.ru/ , Русская Википедия- http//ru/Wikipedia/org, Газета «Биология» - bio.1september.ru/, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- eor.edu.ru, Презентации к урокам.

Методические пособия для учителя

1. А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек 8 класс, Методическое пособие.- 2 изд. доработанное.- М. Вентана - Граф, 2007 год.

2Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанова. Биология человека в таблицах и схемах.М., 2000.

3.Н.Г. Иванова. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье, «Первое сентября», 2000.

4. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышленитя на уроке. «Просвещение»,М.,2010

Таблицы, плакаты

Таблицы, схемы, раздаточный материал

Оборудование

микропрепараты, микроскоп,

Модели

Модели: торс человека, зрительного и слухового анализаторов, сердца, легких, гортани, головного мозга, желудка, скелет человека.



Предмет

биология


Класс

5

7

8


Нормативные документы

Приказ МО РФ: «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Программа

Программа общеобразовательных учреждений 5-11 класс. М., - «Вентана - Граф», 2010г.

Авт. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Допущено Министерством образования и науки РФ

Программа

общеобразовательных учреждений 5-11 класс. М., - «Вентана - Граф», 2010г.

Авт. В.М. Константинов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко Допущено Министерством образования и науки РФ

Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Биология 6-9 классы. - М. Просвещение, 2011. Программа общеобразовательных учреждений Биология 6-11 классы. Допущено Министерством образования и науки РФ Дрофа М., 2005г. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.


Рабочая программа основного общего образования по биологии 6-11 классы, составленная учителем Малышевой Е.С. утвержденная директором МБОУ СОШ № 15 Щербининой Н.Г., 2015 г.

Учебники

Т.С.Сухова В.И. Строганов

Природоведение 5 класс , М. «Вентана-Граф», 2012г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

.

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

Биология. Животные. 7 класс. «Вентана-Граф», 2013 г.

Допущен Министерством образования РФ

Н.И. Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа, 2008г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ


Рабочие тетради



Н.И. Сонин, М.Р.Сапин Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа, 2013.

Тетради для лабораторных работ

Совместно с рабочей тетрадью.

Совместно с рабочей тетрадью.

Совместно с рабочей тетрадью.


Учебные пособия для обучающихся (для отдельных разделов программы)


Раздаточный дидактический материал «Систематика животных»

Раздаточный дидактический материал «Человек»


Контрольно-измерительные материалы

Рубрика учебника- проверь свои знания, биологические, терминологические диктанты.

Рубрика учебника- проверь свои знания, биологические, терминологические диктанты, тесты, кроссворды.

Рубрика учебника- проверь свои знания, биологические, терминологические диктанты, тесты, кроссворды.


Цифровые образовательные ресурсы

ЕКЦОР

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Животные 7класс.


Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Человек 8 класс.



Интернет ресурсы

ЕКЦОР


Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков, по оборудованию кабинета и т.д.)

Методическое пособие к учебнику авт. Т.С.Сухова, В.И.



Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек»

Пособие для учителя «Биология человека» (в таблицах, рисунках, схемах), авт. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А.


Таблицы, плакаты


Комплект таблиц «Человек»

Оборудование

Лабораторное оборудование

Микроскопы;

Набор микропрепаратов по разделу: «Животные»;

Влажные препараты;

Лабораторное оборудование.

Микроскопы;

Набор микропрепаратов «Человек»;, скелет.

Модели

Модели «Мозг животных», скелеты позвоночных животных. Рельефные модели

Муляжи внутренних органов. Рельефные модели






















Перечень литературы

Основная учебная литература для учащихся:

Учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология 8 класс Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2010 год. Рекомендован министерством образования РФ.

Рабочая тетрадь.№1,2 « Биология 8 класс»

Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2009 год.

Дополнительная учебная литература для учащихся

  1. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.

  2. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.

  3. Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.

  4. ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2012 годы.

Основная учебная литература для учителя:

  1. Программа по биологии авторы: «Природоведение. Биология. Экология.5-11 классы. Программы » авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2010 год.

Допущено Министерством образования и науки РФ


  1. Методическое пособие Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов «Биология: Человек» 8 класс, Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2007 год.

  2. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно - правовых документов и методических материалов. - М., Вентана - Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).

  3. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно - правовых документов и методических материалов. - М., Вентана - Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).

Дополнительная учебная литература для учителя:

  1. Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992

  2. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984

  3. Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999

  4. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001

  5. Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.

  6. Научно - методические журналы «Биология в школе».

  7. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с.

  8. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  9. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. - 134с.

  10. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. - 126с.

  11. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 122с.

  12. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 - 11 классы: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 254с.

  13. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.- Екатеринбург, 2005. - 112с.

  14. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 76с.

Перечень Internet-ресурсов (URL-адрес, WEB-страницы):

naature.ru «Научная сеть»

herba.msu.ru «Херба»

Wikipedia.ru Русская Википедия

bio.1september.ru/.Газета «Биология» -

eor.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений

bio.sdamgia.ru Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам

Цифровые образовательные ресурсы

naature.ru «Научная сеть»

herba.msu.ru «Херба»

Wikipedia.ru Русская Википедия

bio.1september.ru/.Газета «Биология» -

eor.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений

bio.sdamgia.ru Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам

Перечень видео - и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет). Биология.5-8 классы (компакт-диск)/ сост. М.В. Высоцкая . Изд. «Учитель», 2009.



© 2010-2022