- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 8 класс
Рабочая программа 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малышева Е.С. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ____
«___»_______________2015 г
Руководитель МО
____________
Согласовано
зам. директора по УВР
___________
«___»_______________2015 г
Утверждаю
директор МБОУ СОШ № 15
____________
«___»_______________2015г
Рабочая программа
по биологии
Класс: 8 А, Б, В, Г, Д, Е
Учитель: Малышева Елена Станиславовна
Учебный год: 2015 - 2016
Количество часов по учебному плану за год
70
в т.ч.
I полугодие
32
II полугодие
38
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе примерной авторской программы по биологии авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко (Биология 5-11 кл. М., «Вентана - Граф», 2010г.), допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования (2004г), базисным учебным планом (2004г.) с дополнениями и изменениями и образовательной программой МБОУ СОШ №15.
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта общего образования по биологии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических и лабораторных работ. Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура программы
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учающихся, план прохождения программного материала, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение, лист корректировки программы.
Общая характеристика учебного предмета
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
В процессе изучения биологии в 8 классе учащиеся должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы.
В учебном предмете усилено внимание к проблемам экологии, и это далеко не случайно. Если раньше экологическое давление на природу хозяйственной деятельности человека имело в основном региональные последствия, то в XXI веке оно приобретает глобальный характер и угрожает существованию жизни на нашей планете. Без экологического всеобуча невозможно осуществить природоохранные мероприятия, поднять уровень санитарной культуры населения, а также остановить рост заболеваний, которые медики называют болезнями поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В и др. Наряду с теоретическим материалом учебный курс включает разнообразные лабораторные и практические работы здоровьесберегающей направленности. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому учащемуся оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Цели изучения предмета
-
Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной - науками о человеке, этапами их развития, с особенностями строения внутренних систем организма человека.
-
Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
-
Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
-
Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
В результате обучения у учащихся должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В формировании научных понятий важное значение приобретает система доказательств, основанных на методах конкретных наук.
Знания о социальной стороне природы человека дают возможность проследить, как изменяется поведение людей с развитием общества, как эволюционирует его экология и как воздействует социальная среда на самого человека и его окружение. Без учета социального фактора невозможно понять экологию человека, его связь с общественными структурами, формирование речи, познавательные, волевые и эмоциональные процессы, а также психологию личности в целом.
Не менее важен и прикладной аспект курса. Во-первых, учащиеся должны овладеть умениями и навыками организации здорового образа жизни, а также самооценки уровня своего здоровья и своей тренированности. С этой целью в курс введены элементарные функциональные пробы, позволяющие сравнить индивидуальные показатели с нормативными. Во-вторых, учащиеся должны знать, какое состояние здоровья является опасным и по каким поводам следует обращаться к врачам. Речь не идет о постановке диагноза и тем более о самолечении. Задача курса лишь в том, чтобы научить распознавать опасное состояние организма и оказывать неотложную доврачебную помощь так, чтобы не повредить пострадавшему.
Цели и задачи образовательной программы ОУ №15
цели: повышение качества образования за счет обновления технологий образования, в том числе в соответствии с требованиями
новых образовательных стандартов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;
-
выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием;
-
обновление содержания образования с учетом потребностей обучающихся, родителей и социума;
-
создание условий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, приобщение обучающихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур, выбор форм воспитания и развития обучающихся;
-
создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;
-
создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии в 8 классе отводится 70 часов (2 учебных часа в неделю).
Предпочтение при выборе методов обучения отдаю тем из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации.
Для повышения показателя высокого уровня на уроках предполагается выполнение творческих заданий, заданий повышенной сложности, решение логических задач, а также развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях, уметь сопоставлять раннее изученное с новым материалом.
Для перехода на высокий уровень со среднего, работа направлена на создание условий для развития логического умозаключения, установление сходств и различий, сопоставление, умение составлять простейшие конспекты и схемы, решать задачи с применением раннее полученных знаний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
-
личностно - ориентированное обучение;
-
проблемное обучение;
-
информационные технологии;
-
игровые технологии;
-
элементы критического мышления;
-
здоровьесберегающие технологии
.
В процессе изучения курса используются следующие основные методы и приемы обучения:
-
объяснительно - иллюстративный;
-
проблемный
-
исследовательский;
-
проблемно - поисковый;
-
метод самостоятельной работы.
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы контроля уровня достижений учащихся:
-
индивидуальный и фронтальный опрос;
-
самостоятельная работа;
-
тестовая работа;
-
лабораторная работа, практическая работа.
Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения
-
Интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения темы;
-
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
-
демонстрация учащимся схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
-
предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
-
инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
-
намек, подсказка, содержащие готовую информацию.
Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения
-
Задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных терминов, определений.
-
задание учащимся на проговаривание "про себя" используемых правил, определений в процессе изучения темы;
-
задание на составление кратких пояснений к тексту;
-
задание учащимся на воспроизведение наизусть (закона и т.д.);
-
задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
-
организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
-
задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
-
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство;
-
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы, соответствующие методу проблемного изложения
-
Контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения темы;
-
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
-
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
-
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
-
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
-
установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе рассмотрения вопроса;
-
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
-
предъявление учащимся конфликтного примера.
Приемы, соответствующие частично - поисковому методу обучения
-
Включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
-
задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
-
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
-
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
-
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
-
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
-
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
-
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения
-
Задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных заданий;
-
задание учащимся с несформулированным вопросом;
-
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
-
задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
-
задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
-
задание учащимся "на мгновенную догадку", "на соображение".
Прохождение практической части программы
Четверть
Раздел
Всего часов
Практическая часть
лаб. раб.
пр. раб
1 четверть
Введение
1
1 четверть
Организм человека. Общий обзор
5
2
1
1 четверть
Опорно-двигательная система
8
1
2
1 четверть
Кровь. Кровообращение
4
1
2 четверть
Кровь. Кровообращение
5
2
2 четверть
Дыхательная система
5
1
1
2 четверть
Пищеварительная система
4
2
3 четверть
Пищеварительная система
3
3 четверть
Обмен веществ и энергии. Витамины
3
1
3 четверть
Мочевыделительная система
2
3 четверть
Кожа
4
1
3 четверть
Эндокринная система
2
3 четверть
Нервная система
5
1
3 четверть
Органы чувств. Анализаторы
1
4 четверть
Органы чувств. Анализаторы
4
2
4 четверть
Поведение и психика
7
1
4 четверть
Индивидуальное развитие организма
7
Всего:
70
7
12
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
1. Организм человека. Общий обзор (5 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структур тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Лабораторные работы. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». "Клетки и ткани под микроскопом".
Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.
2. Опорно-двигательная система (8 ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища.
Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.
Практическая работа. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц», «Определение нарушений осанки и плоскостопия»
Лабораторная работа. Состав костей: исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости.
3. Кровь и кровообращение (9 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови - проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.
Лабораторная работа. «Изучение микроскопического строения крови. Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. Повышение плотности мышц после работы. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
4. Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации. Торс, человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Практические работы. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система (7ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).
Лабораторные работы. Действие ферментов слюны на крахмал. Действие ферментов желудочного сока на белки.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, B, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В, (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
7. Мочевыделительная система (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа (4 ч)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Практическая работа "Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки"
Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.
9. Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Выяснение действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи
11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное- зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы.
Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна».
12. Поведение и психика (7 ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Практическая работа. «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения»
13. Индивидуальное развитие человека (7 ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля - Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности; темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать /понимать
-
место и роль человека в системе органического мира, сходства и отличия человека от животных; влияние природной и социокультурной среды на становление человека,
-
обмен веществ; иммунную защиту организма; связь организма со средой;
-
уровни организации организма человека (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем;
-
особенности организма человека: высшая нервная деятельность и поведение;
-
признаки биологических объектов клеток и организма человека;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
-
основные меры профилактики здоровья человека, предотвращение болезней, ЗОЖ.
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания), описывать и объяснять результаты опытов;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
-
определять нормы рационального питания;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий); составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным и практическим работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
УМО по предмету биология
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Сургута.
2015-2016 учебный год
Предмет
Биология
Класс
8 а, б, в, г, д, е
Нормативные документы
Приказ МО РФ: «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Программа
Программа общеобразовательных учреждений 5-11 кл. Москва - «Вентана - Граф», М., 2010г.
Авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Допущено Министерством образования и науки РФ
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 ж,з классов, составленная учителем Малышевой Е.С.., утвержденная директором МБОУ СОШ № 15 Шербининой Н.Г., 2015 г.
Учебники
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш: под ред. проф. И.Н.Пономаревой -М.: Вентана - Граф, 2012, рекомендовано министерством образования и науки РФ.
Рабочие тетради
«Биология 8 класс» № 1,2 под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2014
Тетради для лабораторных работ
Учебные пособия для обучающихся
Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта, 1994 г.
Козлова Т.А. Кумченко В.С. Биология в таблицах 8-11 классы. М.: Дрофа, 2006.
Энциклопедический словарь юного натуралиста./ сост. Рогожкин А. Г. - М.: Просвещение, 1994.
Контрольно-измерительные материалы
Биологические карты. Дмитриева Т. А., Суматохин С.В.. Карточки вопросники дидактические карточки-задания.
Цифровые образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -school-collection.edu.ru/ Перечень видео - и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет). Биология.5-8 классы (компакт-диск)/ сост. М.В. Высоцкая Изд. «Учитель», 2009; презентации, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Интернет ресурсы
Научная сеть - naature.ru, Херба» - herba.msu.ru, «Лужок» - luzhok.ru/ , Русская Википедия- http//ru/Wikipedia/org, Газета «Биология» - bio.1september.ru/, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- eor.edu.ru, Презентации к урокам.
Методические пособия для учителя
1. А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек 8 класс, Методическое пособие.- 2 изд. доработанное.- М. Вентана - Граф, 2007 год.
2Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанова. Биология человека в таблицах и схемах.М., 2000.
3.Н.Г. Иванова. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье, «Первое сентября», 2000.
4. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышленитя на уроке. «Просвещение»,М.,2010
Таблицы, плакаты
Таблицы, схемы, раздаточный материал
Оборудование
микропрепараты, микроскоп,
Модели
Модели: торс человека, зрительного и слухового анализаторов, сердца, легких, гортани, головного мозга, желудка, скелет человека.
Предмет
биология
Класс
5
7
8
Нормативные документы
Приказ МО РФ: «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Программа
Программа общеобразовательных учреждений 5-11 класс. М., - «Вентана - Граф», 2010г.
Авт. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Допущено Министерством образования и науки РФ
Программа
общеобразовательных учреждений 5-11 класс. М., - «Вентана - Граф», 2010г.
Авт. В.М. Константинов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко Допущено Министерством образования и науки РФ
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Биология 6-9 классы. - М. Просвещение, 2011. Программа общеобразовательных учреждений Биология 6-11 классы. Допущено Министерством образования и науки РФ Дрофа М., 2005г. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.
Рабочая программа основного общего образования по биологии 6-11 классы, составленная учителем Малышевой Е.С. утвержденная директором МБОУ СОШ № 15 Щербининой Н.Г., 2015 г.
Учебники
Т.С.Сухова В.И. Строганов
Природоведение 5 класс , М. «Вентана-Граф», 2012г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
.
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Биология. Животные. 7 класс. «Вентана-Граф», 2013 г.
Допущен Министерством образования РФ
Н.И. Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа, 2008г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Рабочие тетради
Н.И. Сонин, М.Р.Сапин Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа, 2013.
Тетради для лабораторных работ
Совместно с рабочей тетрадью.
Совместно с рабочей тетрадью.
Совместно с рабочей тетрадью.
Учебные пособия для обучающихся (для отдельных разделов программы)
Раздаточный дидактический материал «Систематика животных»
Раздаточный дидактический материал «Человек»
Контрольно-измерительные материалы
Рубрика учебника- проверь свои знания, биологические, терминологические диктанты.
Рубрика учебника- проверь свои знания, биологические, терминологические диктанты, тесты, кроссворды.
Рубрика учебника- проверь свои знания, биологические, терминологические диктанты, тесты, кроссворды.
Цифровые образовательные ресурсы
ЕКЦОР
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Животные 7класс.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Человек 8 класс.
Интернет ресурсы
ЕКЦОР
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков, по оборудованию кабинета и т.д.)
Методическое пособие к учебнику авт. Т.С.Сухова, В.И.
Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек»
Пособие для учителя «Биология человека» (в таблицах, рисунках, схемах), авт. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А.
Таблицы, плакаты
Комплект таблиц «Человек»
Оборудование
Лабораторное оборудование
Микроскопы;
Набор микропрепаратов по разделу: «Животные»;
Влажные препараты;
Лабораторное оборудование.
Микроскопы;
Набор микропрепаратов «Человек»;, скелет.
Модели
Модели «Мозг животных», скелеты позвоночных животных. Рельефные модели
Муляжи внутренних органов. Рельефные модели
Перечень литературы
Основная учебная литература для учащихся:
Учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология 8 класс Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2010 год. Рекомендован министерством образования РФ.
Рабочая тетрадь.№1,2 « Биология 8 класс»
Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2009 год.
Дополнительная учебная литература для учащихся
-
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
-
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
-
Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
-
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2012 годы.
Основная учебная литература для учителя:
-
Программа по биологии авторы: «Природоведение. Биология. Экология.5-11 классы. Программы » авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2010 год.
Допущено Министерством образования и науки РФ
-
Методическое пособие Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов «Биология: Человек» 8 класс, Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2007 год.
-
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно - правовых документов и методических материалов. - М., Вентана - Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).
-
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно - правовых документов и методических материалов. - М., Вентана - Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).
Дополнительная учебная литература для учителя:
-
Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
-
Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
-
Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
-
Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
-
Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
-
Научно - методические журналы «Биология в школе».
-
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с.
-
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
-
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. - 134с.
-
Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. - 126с.
-
Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 122с.
-
Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 - 11 классы: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 254с.
-
Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.- Екатеринбург, 2005. - 112с.
-
Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 76с.
Перечень Internet-ресурсов (URL-адрес, WEB-страницы):
naature.ru «Научная сеть»
herba.msu.ru «Херба»
Wikipedia.ru Русская Википедия
bio.1september.ru/.Газета «Биология» -
eor.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений
bio.sdamgia.ru Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Цифровые образовательные ресурсы
naature.ru «Научная сеть»
herba.msu.ru «Херба»
Wikipedia.ru Русская Википедия
bio.1september.ru/.Газета «Биология» -
eor.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений
bio.sdamgia.ru Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Перечень видео - и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет). Биология.5-8 классы (компакт-диск)/ сост. М.В. Высоцкая . Изд. «Учитель», 2009.