- Преподавателю
- Биология
- Программа прикладного курса, 10 класс «Клетка как биологическая система и уровень организации жизни»
Программа прикладного курса, 10 класс «Клетка как биологическая система и уровень организации жизни»
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тусуппаева У.О. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГУ «Луганская средняя общеобразовательная школа»
Программа прикладного курса, 10 класс
«Клетка как биологическая система и уровень организации жизни»
Составитель: учитель биологии
Тусуппаева У.О.
2013 год
Введение
Цитология составляет один из краеугольных камней фундамента биологической науки, обеспечивает связи между эволюционным учением, генетикой, экологией. Клетка - структурная, функциональная и генетическая единица жизни, начальная система онтогенеза и результат исторического развития жизни. Изучение клетки как элементарной живой системы позволяет вскрыть сущность жизни, рассмотреть проявление на клеточном уровне фундаментальных свойств живых систем - хранения и передачи информации, самовоспроизведении, саморегуляции, способности к движению, раздражимости, осуществления приспособительных реакций и др. При изучении основ цитологии и биологии развития не только обобщаются знания организменной формы жизни, но и создаются предпосылки для изучения происхождения жизни, наследственности и изменчивости. Вот почему важно для дальнейшего успешного изучения биологической науки детально разобраться в вопросах биологии клетки.
Пояснительная записка.
Программа прикладного курса разработан для учащихся 10-го класса естественно-математического направления. Данная программа составлена в полном соответствии государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях в 10 классе. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия, и помочь детям при сдаче ЕНТ по биологии.
Курс общей биологии - комплексный учебный предмет, состоящий из основ таких интегрирующих наук, как эволюционное учение, цитология, генетика и др. Комплексный характер курса определяет его структуру, которая обусловливается системой связей между науками, степенью биологической и общеобразовательной подготовки школьников, требованиям теории развития понятий.
Данный курс рассчитан на 1 часа в неделю, 34 часов в год в 10 классе.
Цель прикладного курса: расширить и углубить знания о клетке.
Задачи прикладного курса:
Раздел «Химическая организация клетки»
-
формирование у учащихся знаний основных химических компонентов клетки, о характере связи между их составом, строением и биологическими функциями, о специфических особенностях живых систем на атомном и молекулярном уровне организации;
-
формирование умений сравнивать химические компоненты клетки, размеры макромолекул;
-
обобщение знаний по физике, химии, биологии;
-
формирование умений делать выводы о связи между строением, составом и свойствами веществ, входящих в состав клеточных структур и принимающих участие в процессах жизнедеятельности.
Раздел «Строение и функции клетки»
-
усвоение знаний клеточной теории, строения клетки, ее химического состава, структур и функций клеточных органоидов, функциональных взаимосвязей органоидов, благодаря которым достигается целостность клетки, особенностей строения клеток эукариотов (растений и животных) и прокариотов (бактерий и сине-зеленых водорослей);
-
развитие умений устанавливать связи между строением и функциями органоидов, делать общебиологичекие и мировоззренческие выводы, использовать клеточную теорию для доказательства материального единства живой природы.
Раздел «Клеточный метаболизм (обмен веществ и превращение энергии в клетке)
-
формирование понятия обмена веществ как основы всех проявлений жизнедеятельности;
-
формирование умений устанавливать связи между понятиями пластического и энергетического обмена, «вписывать» метаболические процессы в клеточные структуры;
-
формирование умений решать задачи по молекулярной биологии.
Раздел «Физиологические процессы в клетке»
-
развитие умений определять на рисунках и микропрепаратах основные органоиды клетки, сравнивать клетки растений, животных, бактерий;
-
усвоение знаний фундаментальных свойств живых систем - хранения и передачи информации, самовоспроизведении, саморегуляции, способности к движению, раздражимости, осуществления приспособительных реакций и др.;
-
развитие знаний клеточной теории, обобщение знания клетки как целостной живой систем.
-
повышение качества биологического образования на основе применения интерактивных методов обучения
Ожидаемые результаты:
В ходе изучения данного курса у учащихся ожидается расширение знаний о:
1. Клетке как уровень организации жизни.
2. Химической организации клетки.
3. Строение и функции клетки.
4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
5. Физиологические процессы клетки.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
-
Расширять знания о основных теориях и законах.
-
Планировать работу и поэтапно ее осуществлять, работать с дополнительной литературой; навыки публичного выступления, умение вести дискуссию.
Содержание изучаемого курса:
Тема 1.
«Введение»-(1 ч.) Цели и задачи общей биологии. Основные теории и законы.
Тема 2.
Клетка как уровень организации жизни. Цитология - наука о клетке- (3 ч.) Уровни организации структуры тела на современном этапе эволюции. Предмет, задачи и методы исследования цитологии. Клеточная теория. Роль клеточной теории в познании живой природы, в доказательстве единства органического мира, в формировании научного мировоззрения.
Тема 3.
Химическая организация клетки- (12 ч.) Неорганические вещества клетки. Вода. Уникальные свойства воды. Важные функции воды. Молекулярная биология - наука о физико-химических особенностях макромолекул и связанных с ними процессах в клетке. Характеристика макромолекул. Углеводы (сахариды). Липиды. Аминокислоты - мономеры белковых молекул, особенности их строения и свойства. Структура и физико-химические свойства молекул белка. Природные структуры белка. Функции белков. Белки - ферменты, особенности структуры их молекул, их действие и роль в клетке. Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов. ДНК, ее структура, свойства и функции. РНК, ее структура, свойства и функции. АТФ и другие органические вещества клетки.
Тема 4.
Строение и функции клетки - (8 ч.) Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток. Строение эукариотических клеток. Обобщенные клетки - растительная и животная. Структуры, общие для растительных и животных клеток. Клеточные мембраны, строение и функции. Ядро, строение и функции. Цитоплазма клетки и ее органоиды. Метаболический аппарат клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, пероксисомы. Другие органоиды клетки. Клеточные включения. Структуры, свойственные растительным клеткам.
Тема 5.
Клеточный метаболизм (Обмен веществ и превращение энергии в клетке)- (6 ч.) Клеточный метаболизм - основа всех появлений жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен глюкозы. Современные представления о фотосинтезе. Хлорофилл, хлоропласты и их роль в фотосинтезе. Хемосинтез. Генетический код. Реализация генетической информации ДНК в ходе биосинтеза белков. Биосинтез белка. Регуляция биосинтеза белка у прокариот и эукариот.
Тема 6.
Физиологические процессы клетки- (4 ч.) Раздражимость клетки как способность реагировать на воздействия факторов окружающей среды. Движение клетки. Жизненный цикл клетки. Обобщение: Клетка - целостная открытая саморегулирующаяся биологическая система. Клеточный уровень организации живой природы.
№ п/п
Тема занятия
Краткое содержание темы
Демонстрации, лабораторные работы
Сроки
Введение
1.
Цели и задачи общей биологии. Основные теории и законы
1.Общая биология - дисциплина, изучающая основные закономерности в живой природе. Цели и задачи курса
2. Теории и законы общей биологии
Вводная лекция
Клетка как уровень организации жизни. Цитология - наука о клетке
2.
Уровни организации структуры тела на современном этапе эволюции
1.Уровни организации живой материи
2. Уровни организации структуры тела, их характеристика
Комбиниров. занятие
3.
Предмет, задачи и методы исследования цитологии
1.Цитология - наука о клетке, предмет, задачи
2.Методы изучения клетки: микроскопия (электронная и световая), центрифугирование, электрофорез, химический анализ и т.д.
3. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства
Практическая работа
4.
Клеточная теория. Роль клеточной теории в познании живой природы, в доказательстве единства органического мира, в формировании научного мировоззрения
1. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории Шлейдена и Шванна
2. Постулаты современной клеточной теории
3. Роль клеточной теории в познании живой природы, в доказательстве единства органического мира, в формировании научного мировоззрения
Лабораторная работа
Химическая организация клетки
5.
Неорганические вещества клетки. Вода. Уникальные свойства воды. Важные функции воды
1.Общая характеристика химической организации клетки
2. Неорганические и органические вещества клетки.
3.Минеральные соли, их функции. Роль солей в жизнедеятельности клетки как ионных соединений.
4. Уникальные свойства воды и ее функции.
Лекция
6.
Молекулярная биология - наука о физико-химических особенностях макромолекул и связанных с ними процессах в клетке. Характеристика макромолекул
1.Классификация органических веществ
2. Общая характеристика органических веществ клетки Макромолекулы. Полимеры и биополимеры. Мономеры
Комбиниров. занятие
7.
Углеводы (сахариды)
1 .Общая характеристика углеводов. Классификация углеводов.
2. Моносахариды (триозы, пентозы, гексозы), строение и функции.
3. Дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза), строение и функции.
4. Полисахариды, строение и функции.
Комбиниров. занятие
8.
Липиды
1.Общая характеристика липидов. Классификация липидов
2. Компоненты липидов. Образование липида
3.Свойства и функции триацилглицеролов.
Комбиниров. занятие
9.
Аминокислоты - мономеры белковых молекул, особенности их строения и свойства
1.Аминокислоты - мономеры белковых молекул. Незаменимые аминокислоты
2. Строение и классификация аминокислот. Свойства аминокислот
3. Способность аминокислот образовывать ряд химических связей с различными реакционными способностями. Химические связи, удерживающие структуру белка
Комбиниров. занятие
10.
Структура и физико-химические свойства молекул белка. Природные структуры белка
1. Общая характеристика белков
2. Размеры белковых молекул.
3. Классификация белков:
-
классификация белков по их составу;
-
классификация белков по их структуре
4. Природные структуры белков:
-
характеристика первичной структуры белка;
-
характеристика вторичной структуры белка;
-
характеристика третичной структуры белка;
-
характеристика четвертичной структуры белка.
5. Денатурация и ренатурация белков
Комбиниров. занятие
11.
Функции белков
1. Классификация белков по их функциям:
-
строительные белки;
-
ферменты;
-
гормоны;
-
транспортные белки;
-
защитные белки;
-
сократительные белки;
-
запасные белки;
-
токсины.
2. Причины многофункциональности белков. Специфичность белков. Проблема тканевой совместимости
Комбиниров. занятие
12.
Белки - ферменты, особенности структуры их молекул, их действие и роль в клетке
1.Ферменты - биологические катализаторы - вещества, ускоряющие химические реакции
2. Свойства ферментов
3. Механизм действия ферментов
4. Кофакторы ферментов.
5. Скорость химических реакций
6. Регуляция метаболизма.
Типы метаболических путей: линейный и разветвленный
7. Классификация ферментов
8. Использование ферментов в промышленности
Лабораторная работа
13.
Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов
1.История открытия нуклеиновых кислот. Расшифровка Д. Уотсоном и Ф. Криком структуры ДНК
2. Строение нуклеозидов
3. Строение нуклеотидов
Комплементарность нуклеотидов
Лекция
14.
ДНК, ее структура, свойства и функции
1.Строение молекулы ДНК, ее свойства. Редупликация ДНК.
2. Правило Чаргаффа о соотношении оснований в ДНК
3. Функции молекулы ДНК
Комбиниров. занятие
15.
РНК, ее структура, свойства и функции
1.Строение молекулы РНК, ее свойства
2. Виды РНК:
-
информационная;
-
транспортная;
-
рибосомная.
3. Функции РНК
Комбиниров. занятие
16.
АТФ и другие органические вещества клетки
1.АТФ - универсальный аккумулятор энергии. Роль АТФ в энергетике живых систем
2.АТФ, ее химическая структура, свойства. Синтез АТФ
3. Витамины
4. Прочие органические молекулы: коферменты, производные нуклеотидов и т.д.
Комбиниров. занятие
Строение и функции клетки
17.
Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток
1.Прокариоты и эукариоты
2. Строение прокариотической клетки на примере строения клетки бактерий
3. Основные различия между прокариотами и эукариотами
Комбиниров. занятие
18.
Строение эукариотических клеток. Обобщенные клетки - растительная и животная
1.Особенности строения эукариотической клетки
2. Ультраструктура обобщенной растительной клетки
3. Ультраструктура обобщенной животной клетки
Лабораторная работа
19.
Структуры, общие для растительных и животных клеток.
Клеточные мембраны, строение и функции
1.Клеточные мембраны. Строение клеточной мембраны.
1959 г. (Робертсон) гипотеза о строении «элементарной мембраны»
1972 г. (Сингер и Николсон) жидкостно-мозаичная модель мембраны
2.Транспорт через плазматическую мембрану:
-
диффузия,
-
осмос,
-
активный транспорт (натрий-калиевый насос, эндоцитоз (пиноцитоз и фагоцитоз), экзоцитоз)
Лабораторная работа
20.
Ядро, строение и функции
1.Ядро - важный компонент эукариотической клетки
2. Строение ядра (ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин)
3. Функции ядра
4. Функции хромосом
Лекция
21.
Цитоплазма клетки и ее органоиды
1.Гиалоплазма, состав и функции
2. Циклоз - движение цитоплазмы
3. Классификация органоидов клетки
Комбиниров. занятие
22.
Метаболический аппарат клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, пероксисомы
1.Строение и функции ЭПС
2. Строение и функции АГ
3. Строение и функции митохондрий
4. Строение и функции рибосом
5. Строение и функции лизосом
6. Строение и функции пероксисом
7. Взаимосвязь органоидов клетки в обеспечении обмена веществ
Лекция
23.
Другие органоиды клетки. Клеточные включения.
1.Микротрубочки
2. Микрофиламенты
3.Клеточный центр
4. Органоиды движения
24.
Структуры, свойственные растительным клеткам
1.Строение и функции клеточной стенки
2. Плазмодесмы
3. Вакуоли
4. Пластиды. Классификация пластид
Строение хлоропластов
Лекция
Клеточный метаболизм (Обмен веществ и превращение энергии в клетке)
25.
Клеточный метаболизм - основа всех появлений жизнедеятельности клетки
1. Общая характеристика обмена веществ в клетке - метаболизма
2. Две стороны обмена. Энергетический и пластический обмены, их характеристика
Лекция
26.
Энергетический обмен глюкозы
1. Энергетика клеток гетеротрофных организмов. Преобразование энергии в клетке
2. Этапы энергетического обмена - гидролитическое расщепление, бескислородное окисление, кислородное дыхание
3. Решение задач с использованием уравнений гликолиза и кислородного окисления
Комбиниров. занятие
27.
Современные представления о фотосинтезе. Хлорофилл, хлоропласты и их роль в фотосинтезе
1.История изучения фотосинтеза
2. Современные представления о фотосинтезе
3. Световая и темновая фазы фотосинтеза
4. К. А. Тимирязев о космической роли растений
5. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений через повышение продуктивности процесса фотосинтеза
6. Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания
Лабораторная работа
28.
Хемосинтез
1.Хемосинтез.
Хемосинтезирующие организмы
2. Важная роль хемосинтетиков в биосфере. Круговорот азота
Лекция
29.
Генетический код. Реализация генетической информации ДНК в ходе биосинтеза белков
1.Генетический код и его свойства
2. Матричный синтез
3. Реализация генетической информации ДНК в ходе биосинтеза белка
Лекция
30.
Биосинтез белка. Регуляция биосинтеза белка у прокариот и эукариот
1.Этапы биосинтеза белка: транскрипция, трансляция, их характеристика
2. Регуляция биосинтеза белка. Структура оперона
Лекция
Физиологические процессы клетки
31
Раздражимость клетки как способность реагировать на воздействия факторов окружающей среды
1.Раздражимость как свойство живых организмов
2. Раздражимость у растений (тропизмы и настии)
3. Раздражимость у животных (таксисы положительные или отрицательные, наличие специализированных рецепторов, воспринимающих различные раздражения)
Лекция
32.
Движение клетки
Способы движения клеток и ее составных частей.
Лекция
33.
Жизненный цикл клетки
1.Продолжительность жизни клетки
2. Рост и развитие клетки
3. Деление клетки
2.Старение клетки
Комбиниров. занятие
34.
Итоговое занятие
Литература для учителя:
-
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1986.
-
Шерстнев М.П., Комаров О.С. Химия и биология нуклеиновых кислот: Кн. для учащихся 10-11 классов ср. школы - М.: Просвещение, 1990.
-
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н, Эволюция органического мира: Факультатив. курс: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991.
-
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. - М: Аванта+, 2000.
-
Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.
-
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002. - 144с.
-
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х томах. Т.1. - М.: Мир, 1990.
-
Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка: Кн. для внеклас. чтения учащихся 10 кл. - М.: Просвещение, 1984.
-
Ландау-Тылкина С.П. К.А. Тимирязев: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
-
Чухрай Е.С. Молекула, жизнь, организм: Кн. для внеклассного чтения. 8-10 кл. - М.: Просвещение, 1981.
-
Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. для внеклассного чтения 9-10 кл. - М.: Просвещение, 1987.
-
Казакова О.С. и др. Хрестоматия по общей биологии для учащихся средней школы. - М.: Просвещение, 1970.
-
Биологический энциклопедический словарь.
-
Браун А.Д., Фаддеева М.Д. Молекулярные основы жизни. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1976.
-
Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
-
Кочергин Б.Н., Кочергина Н.А. Задачи по молекулярной биологии и генетике. - Мн.: Нар. асвета, 1982.Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
Литература для учащихся:
1. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. - М.: Просвещение, 1993. - 544с.
2.Общая биология. 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А.
Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2005. - 367 с.
3.С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для самообразования). - М.; Просвещение, 1992
4.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10
5. Учебное пособие для школьников и абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.
6.Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.
7.Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. - 496с.
8. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. - 816с.