- Преподавателю
- Биология
- Путешествие на поезде здоровья
Путешествие на поезде здоровья
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воложанинова Г.И. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Путешествие на поезде «Здоровье»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде «Здоровье». Путешествие наше будет, как на любой детской железной дороге, - по кольцу.
1 станция «Зеленая аптека»
Оборудование: гербарий лекарственных растений, картинки-иллюстрации.
Учитель: Как не стыдно человеку -
Чуть чего, бежать в аптеку?!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья нуль!
Зато у матушки-природы
Полным-полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды -
И ты практически здоров!
История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. В книге «О травах» датированной 2600 г. до н.э. перечислены около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения. В России лекарственные травы стали широко применяться в XVII веке, когда царь Алексей приказал снабдить ими не только царский двор, но и армию. По приказу Петра I аптекарские огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, узнаем, какими лечебными свойствами они обладают, при каких заболеваниях ими пользуются.
-
Учащийся «Ромашка» - Батов Сергей
Врач -
-
«Подорожник» - Болясов Андрей
Врач -
-
«Одуванчик» - Сахнова Мария
Врач -
-
«Тысячелистник» - Чалян Илона
Врач -
Учитель: Очень важно знать, какие органы растений собирать, как сушить и хранить собранное сырье.
-
Листья и стебли в наибольшем количестве накапливают лечебные вещества во время цветения.
-
Цветки - в начале цветения.
-
Плоды - в период полного созревания.
-
Корни и корневища - поздней осенью.
ЗАПОМНИТЕ! Собирать растения следует только в сухой солнечный день.
Пчелинцев - сумка растений.
О ядовитых растениях расскажет Филимонов.
Иногда в обращении с растениями возникают недоразумения - Солдатова
2 станция «Викторина»
-
Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (валериана, сердечные болезни)
-
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы и соцветия? (липа, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца)
-
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (аир, девясил, жень-шень, лопух)
-
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, малина)
-
Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш майский, наперстянка красная)
3 станция «Загадки»
-
Это прозвище недаром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка
От простуды излечиться
Вам поможет … (медуница)
-
Появились бубенчики
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке … (ландыш)
-
Листья этого растения обжигают нас,
Сок у листьев этого растения спасает нас,
Весной его используют на суп.
Голову мыть его отваром- волосы растут (крапива)
-
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы (лук)
-
Этот плод - аптека наша
Из него полезна каша.
Семечки - деликатес
И глистам противовес (тыква)
4 станция «Мой до дыр»
-
Как в лесу обойтись без мыла? (трутовики, зола, мыльнянка)
-
Чем чистить зубы в лесу? (древесным углем, мятой)
-
Как спастись от комаров? (дымовая завеса, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, черемухи)
-
Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха? (кора дуба)
-
Сок этого растения используют вместо йода? (чистотел)
-
Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (лопух, подорожник)
-
Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (репейное масло)
5 станция Кафе «Робинзон»
-
Цикорий - корни цикория используют для заварки напитка кофе.
-
Крапива - суп, салат.
-
Дуб - из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи.
-
Стрелолист - лесной картофель. Высушенные клубни перемалывают в муку. В вареном виде напоминает горох, в печеном - картофель.
-
Лопух - корень лопуха может заменить морковь, петрушку.
-
Дикий лук, чеснок - употребляют как витаминное средство.
6 станция «Скорая Помощь»
-
Какие растения используют для остановки кровотечения? (пастушья сумка, крапива, тысячелистник)
-
Какие растения используют для лечения нарывов? (алоэ, каланхое, подорожник)
-
Какие растения используют при сердечном приступе? (настойка ландыша, корней валерианы, пустырника)
-
Жаропонижающие растения (малина, клюква, полынь)
-
Какие растения используют при расстройствах желудка, кишечника? (подорожник, плоды черемухи)
-
При кашле (мать-и-мачеха, подорожник, багульник)
-
Перевязочные средства (сфагнум, кукушкин лен)
7 станция «Хозяюшка»
На подносе: чай, апельсин, гречка, гвоздика, какао, картофель
-
Назовите родину чая (Китай)
-
Откуда родом апельсин (оранж - апельсин, фр)
-
Какой кашей питался легендарный герой Микула Селянинович? (гречневой)
-
Высушенные цветочные бутоны тропического дерева из семейства миртовых (гвоздика)
-
Какое растение К. Линней назвал «пищей богов»? (какао)
-
В Румынии этому растению поставлен памятник, а в Брюсселе есть его музей (картофель)
8 станция «МузОбоз»
В конкурсе участвуют 2 известные группы: «Вершки» и «Корешки». Им предлагается исполнить известные песни о растениях по типу эстафеты. Одна команда поет 2 строчки, другая продолжает. Начинаем! (победители награждаются аплодисментами).
9 станция «Угадай-ка»
Всем знаком термин «синонимы», т.е. слова, имеющие одинаковый смысл. Двойные названия растений, отгаданные участниками конкурса помогут образовать пары:
-
Карфагенское яблоко 7. Абрикос
-
Яблоко любви 8. Апельсин
-
Сосновое яблоко 9. Ананас
-
Китайское яблоко 10. Инжир
-
Армянское яблоко 11. Гранат
-
Фига 12. Помидор
(ответы: 7-5, 8-4, 9-3, 11-1, 12-2, 10-6)
10 станция «Дальше-дальше…»
Двум командам ответить на максимальное число вопросов.
Вопросы для команды «Вершки»
-
След белого человека (подорожник)
-
Абрикос сушеный с косточками (урюк)
-
Злаки или (мятликовые)
-
Сушеный виноград без косточек (киш-миш)
-
Обезьянье хлебное дерево (баобаб)
-
Земляной орех (арахис)
-
Символ России (береза)
-
Медовое дерево (липа)
-
Детская конфета и растение (ирис)
-
Самые мелкие цветы (у ряски)
-
Самые крупные цветы (у раффлезии)
-
Самое высокое дерево (эвкалипт царственный)
-
Ананас - дерево? (нет, трава)
-
Второй хлеб человечества (рис)
-
Птица и бобовое растение (чечевица)
Вопросы для команды «Корешки»
-
Сложноцветные или (астровые)
-
Бобовые или (мотыльковые)
-
Царский желудь (грецкий орех)
-
Человек-корень (жень-шень)
-
Северный шелк (лен)
-
Какой гриб ели викинги для храбрости? (мухомор)
-
Культурные злаки из бывших сорняков (овес, рожь)
-
Дерево, излечивающее от малярии (хинное)
-
Самый быстрорастущий злак (бамбук)
-
Самые долгоживущие растения (лишайники)
-
Банан - дерево? (нет, трава)
-
Самый сладкий злак (сахарный тростник)
-
Плод кокосовой пальмы (костянка)
-
Растение, у которого самые длинные листья (пальма Рафия, около20м)
-
Что получают из гевеи бразильской? (каучук)
Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте все вместе споем.
Ботаники закончился урок
Впервые необычно, без заданья.
Пыльца, тычинка, пестик, лепесток
Такие надоевшие названья.
Ботаники час розовый
Останься в ноябре
Как тонкий лист березовый
В забытом букваре.
Уроки шли неведомо куда
Нам знаний мир огромный открывали
Мы солнце брали в руки без труда
Когда рябины кисть в руках держали
Припев
А у природы есть всему свой срок
Пора весны и бурного цветенья
Ботаники не кончится урок -
Жизнь будет ее вечным продолженьем
Припев