- Преподавателю
- Биология
- Уголок книги - информационный центр в детском саду
Уголок книги - информационный центр в детском саду
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коверчик К.В. |
Дата | 23.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Уголок книги - информационный центр в детском саду
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги.
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее.
Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимся героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: Книги-наши друзья.
Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова:
Переплет, обложка, страница, а немного позже - корешок. В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры - уголки книг.
На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выстраиваются книги как рекомендованные детям данного возраста «Программой воспитания в детском саду» так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии. Состав книги в книжных уголках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов. Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В старшей группе должно быть организованно дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги.
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены -это удобство и целесообразность.
Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение:
Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы) для вечернего времени.
Существуют различные варианты оформления уголка книги:
-открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
-специально выделенные столы и к ним стулья
Содержание книжного уголка групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на каждую витрину можно помещать одновременно 10-12разных книг:
-Сказки 2-3книги
-стихи
-2-3 книги о жизни природы
-смешные картинки
-книги, которые дети приносят из дома.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Чарушина, «Наша детвора» Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
Обязательная деталь уголка книги - полочка-витрина, где выставленные книги выполняют информационно - ориентировочную роль, привлекают внимание детей.
Также с детьми проводятся беседы о прочитанных книгах.
В уголке книг могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Книжный уголок в детском саду не только элемент необходимой среды, это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привлечению детей к образу книги, возбуждающая интерес к ним, желание рассмотреть и прочесть их. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека».
(В.Г.Белинский)