«Здоровьесберегающие технологии в обучении биологии и химии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Здоровьесберегающие технологии в обучении биологии и химии»«Здоровьесберегающие технологии в обучении биологии и химии»«Здоровьесберегающие технологии в обучении биологии и химии»«Здоровьесберегающие технологии в обучении биологии и химии»«Здоровьесберегающие технологии в обучении биологии и химии»Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области





Районный конкурс педагогических достижений работников образования «Призвание педагог-2015»

Номинация «Инновационные методики и технологии в обучении.



«Здоровьесберегающие технологии в обучении биологии и химии»





Басалаева Светлана Михайловна







Д.Березовка- 2015



Содержание.

Введение- стр.2

Обзор литературы- стр.3

Виды педагогических здоровьесберегающих технологий- стр.5

Направления здоровьесбережения на уроках биологии - стр.7

Заключение -стр.9

Список литературы -стр.9

Приложения-стр.10

Введение.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно -сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений "ученик-учитель" и межличностных отношений внутри класса. Также данный факт связано с недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.


Обзор литературы.

Существует несколько групп здоровьесберегающих технологии, наиболее значимыми из которых по степени влияния на здоровье учащихся являются здоровьесберегающие образовательные технологии обучения. Эти технологии основаны на:

- возрастных особенностях познавательной деятельности детей,

- обучении на оптимальном уровне трудности,

-вариативности методов и форм обучения,

- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,

- обучении в малых группах,

-использовании наглядности,

- сочетании различных форм предоставления информации,

-создании эмоционально благоприятной атмосферы,

- формировании положительной мотивации к учебе,

- культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет "биология", преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Уроки в рамках здоровьесберегающего обучения рекомендуется устанавливать по 40 минут. И даже это достаточно длительный период, чтобы ученик успел и заинтересоваться, и заскучать. Поэтому на занятиях должны проводиться динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности, производственная физзарядка и физкультминутки на уроках.

Педагоги школы должны уделять на уроке большое внимание выбору методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию.

Это такие методы:

- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) .

В содержательной части урока нужно уделять особое внимание вопросам, связанным со здоровьем и ЗОЖ, формирующим отношение к человеку и его здоровью как к ценности, особенно это актуально на уроках биологии в курсе анатомии.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток создают благоприятный психологический климат на уроке.

Здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? - отбор и структура содержания,

Как? - оптимальная организация учебного процесса,

С помощь чего? - методы, приемы и средства обучения,

Кто? - реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? - объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

1. "Не навреди!" - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;

3. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;

4. Субъект-субъективные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;

5. Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;

6. Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей;

7. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;

8. Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;

9. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Виды педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий.

Общепринятой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. Выделяют следующие виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:

- развивающие технологии;

- технологии, адаптивной системы обучения;

- технологии, построенные на интегративной основе.

Развивающие технологии

Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:

- обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;

-формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;

-овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.

Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.

Технологии адаптивного обучения

Основной признак данных педагогических технологий - мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.

Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.

Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:

а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);

б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).

Учащиеся организуют свою деятельность совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами:

- учитель обучает всех учащихся;

- учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;

- учащиеся работают самостоятельно.

Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная связь: учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - коллектив учащихся.

Технологии, построенные на интегративной основе.

Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие способствует здоровьесбережению.

Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе.

Такие технологии ориентированы на личность, и ценность ученика. На мой взгляд они состоят в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы, способствующие сохранению здоровья учащихся.

Снижение уровня мотивации обучения школьников не является исключением и к изучению химии.

Традиционная система уроков биологии сложилась давно. Я попыталась дополнить её здоровбьесберегающими технологиями обучения, направленными, прежде всего на активизацию мотивационной сферы учащихся.

Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи.

Преподавание предмета «Биология» позволяет использовать целый ряд принципов здоровьесьерегающих технологий, включая их в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время внеклассной работы. При объяснении материала о строении и жизненных процессах организма человека, акцентирую внимание на возможностях нарушения функционирования органов при несоблюдении учащимися основ ЗОЖ, мотивирую их на ведение ЗОЖ и сохранение здоровья, путем формирования необходимых знаний, умений и навыков , привожу примеры практического значения материала.

Подводя итог сказанному, важно отметить, что большинство современных здоровьесберегающих технологий легко дополняют и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся педагогических средств. Например, адаптивную технологию целесообразно применять при работе с учениками, утратившими интерес к обучению и имеющими серьёзные проблемы в знаниях.

Технологию "педагогика сотрудничества" можно использовать для совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, а личностно-ориентированную технологию для формирования и развития не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, повышающие мотивацию обучения.

На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе - оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

Направления здоровьесбережения на уроках биологии.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: "хороший смех дарит здоровье", мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.

Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков биологии. Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока биологии необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.

В процессе знакомства учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.

При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.

Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.

Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых - растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Заключение.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

Здоровье школьников - это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе - это задача особой важности для педагогического коллектива любой современной школы. Задача школы должна состоять в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.

Список литературы.

1.Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195 2.nsportal.ru/shkola/biologiya/library/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-obuchenii-i-vospitanii-sovremennykh-

Приложения.

Приложение 1. Конспект урока по биологии.

Приложение 2. Презентация «Здоровьесбережение на уроках биологии» на диске

Приложение 3. Презентация к уроку(на диске)

Приложение 4. Релаксация ( презентация с музыкальным сопровождением)на диске.










Приложение 1. Конспект урока по химии.

Открытый урок по химии в 8 классе на тему :

« Физические и химические явления в природе, их роль для человека».



Басалаева Светлана Михайловна

учитель химии и биологии, высшая категория,

МОУ Петропавловская СОШ

Павинского муниципального района

Цели урока:

- сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.

- вырабатывать навык работать с реактивами, оборудованием .

- развитие представления о взаимосвязи школьных предметов и окружающей жизни.

Задачи урока:
а) Образовательные

формировать умения:

- наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

- проводить химический эксперимент;

- объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

- способствовать усвоению понятий : «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций»;

Воспитательные

- воспитание умения безопасного обращения с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ ;

-формировать культуру умственного и практического труда, умение адекватной оценки своей деятельности;

- воспитание вкуса , любви к прекрасному, через познание произведений литературы и полотен великих художников, звуки прекрасной музыки;

Развивающие

- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся

- совершенствовать умения учащихся наблюдать при выполнения опытов и делать выводы;

-развивать следующие аспекты информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

-развивать логическое мышление, умения приобретать и применять знания и умения в повседневной жизни;

Тип урока: комбинированный ( словесно - наглядно - практический).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,практическая.

Виды ученической деятельности :опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание, списывание, работа с таблицами, выполнение лабораторной работы.

Виды преподавания : словесный, наглядный, самостоятельный, практический, аудиовизуальный.

Методы обучения:

- частично - поисковый

- словесно - наглядно - практический

-проблемный

Оборудование:

  • на ученическом столе - стакан со снегом, стакан с водой, медная спиральная проволока, ступка с пестиком, спички, сульфат меди, гидроксид натрия, раствор уксусной кислоты, мел, сода, раствор йода, крахмал, сахар, пробирки;

  • на учительском столе - стакан со снегом, стакан с водой, медная спиральная проволока, ступка с пестиком, спички, сульфат меди, гидроксид натрия, раствор уксусной кислоты, мел, сода, раствор йода, крахмал, сахар, пробирки. Алюминий ( фольга, пластины, стружка, гранулы).

  • Технические средства - компьютер, проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Для повторения используются записи на доске, которые по ходу правильных ответов стираются.

Вопросы для повторения:

-Что изучает наука химия?

-Что такое вещество?

-Какие тела вы знаете?

-Назовите формы существования веществ? (простые, сложные, свободные атомы, найдите на доске)

-Приведите примеры тел и веществ из которых они сделаны ?

-Назовите цепочку превращения веществ? ( тела-вещества-молекулы-атомы)

-Как устроен атом?

-У каждого химического элемента есть мечта. Вы ее знаете?

-Как атомы превращаются в ионы? Какие ионы бывают?

-Что можно узнать по ПСХЭ?

-Типы связей химических элементов?

-Какие изменения происходят с веществами ?

На доске написаны вразброс следующие формулы:

Na+,Cl2, H2O, CL-,стекло, ваза, вещество, молекула, атом,протоны p+,нейтроны n0,электроны e-,гвоздь, железо,Na0, NaCl,4CO2.

3.Основная часть урока.

Тема нашего урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Их роль в жизни человека».

Химия - это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.

Презинтация слайд № 4-12. Явления: извержение вулкана,молния, образование инея,туман,окраска осенних листьев, пожар в лесу, таяние льда, гниение листьев, химическая защита жука - бомбардира. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.

Изменение веществ и тел обычно подразделяют на два типа: физические процессы и химические превращения.(по ходу выяснения понятий заполняется кластер на доске)

Презентация слайд №13.

Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь).

Презентация слайд №14-17. Дать понятие физического и химического явления используя ключевые понятия «форма», «агрегатное состояние», « состав» , «образование», «новые вещества».

Релаксация под классическую музыку дети слушают музыку, определяют явления, показанные на картинах художников и произведениях писателей, т.е. используют слуховое, зрительное восприятие картин.

Проблемный вопрос : Какое значение имеют явления в нашей жизни ?

Если бы миллионы разнообразных веществ, а следовательно, и тела, из них состоящие, не претерпевали никаких изменений, мир был бы скучным и застывшим, лишенным движения, развития. К счастью, мир устроен иначе. Под воздействием внешних условий (температуры, давления, ультрафиолетового света и т.д.) вещества изменяются. Вода закипает и переходит в пар, лед тает, распускаются и опадают листья, расцветают и увядают цветы. Течет жизнь.

4. Практическая часть урока.

Давайте проведем несколько опытов и понаблюдаем, что будет происходить с веществами. Заполнение таблицы Презентация слайд 19

Опыт 1. Выпрямление спирали из медной проволоки.

Попытайтесь выправить алюминеву проволоку. Какое это явление?

Наблюдения. Вывод: Это _____________явление.

Перейдем к экспериментальной работе.

Опыт 2. Таяние снега.

У вас в стакане снег, в течении урока с ним тоже произойдут изменения. Наблюдения: Вода из твердого агрегатного состояния переходит в жидкое, само вещество не изменяется.

Вывод: Это _________________ явление.

Опыт 3. Измельчение( растирание ) мела в ступке.

Изменение агрегатного состояния.

Вывод: Это _________________ явление.

Далее учитель демонстрирует учащимся алюминевую фольгу, стружку, пластину, гранулы, отмечая разную форму тел, состоящих из одного и того же вещества- алюминия.

По окончании демонстрации учитель подводит итог первой части исследований:

Мы наблюдали с вами изменение агрегатного состояния веществ, размера и формы тел. Такие явления называются физическими. Физический процесс не затрагивает молекул веществ. Их химический состав остается прежним, меняется лишь форма тела (на примере алюминия), размер частичек и агрегатное состояние (на примере воды ).

Опыт 4. «Растворение соды».

К белому кристаллическому веществу (пищевой соде) добавим кислоту (уксусную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения - выделение ….

Вывод. Это __________________________явление.

Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество - углекислый газ.

Опыт 5. Горение спички.

При горении спички выделяется свет и тепло.Вывод: Это _________________ явление.

Опыт 6. «Взаимодействие растворов».

Возьмите пробирку и прилейте в нее голубой раствор сульфата меди(II),) затем добавьте бесцветный раствор гидроксида натрия. Учащиеся наблюдают, что при добавлении раствора щелочи к раствору сульфата меди происходит выпадение осадка синего цвета. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________

Вывод: это___________________явление.

Опыт 7. Взаимодействие йода и крахмала.

При взаимодействии этих двух веществ происходит изменение. Вывод: Это _________________ явление.

Учитель с помощью моделей молекул на магнитной доске объясняет, что при химических явлениях происходит взаимодействие частиц, из которых состоит вещество, или разных веществ друг с другом, которое приводит к разрыву старых связей и образованию новых связей. При этом изменяется состав и строение исходных веществ.

Затем учитель спрашивает учащихся, как они определили, что в процессе опытов произошло образование новых веществ.

При выполнении практической части учащиеся заполняют таблицу, указывая названия явления и наблюдения.

Презентация слайд№21.

Учитель делает вывод, что наблюдаемые учащимися изменения при выполнении опытов являются признаками химических реакций.

Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций.

Различают пять таких признаков.

Признаки химических реакций

Выделение или поглощение тепла

Выделение газа

Выпадение осадка

Появление запаха

Выделение света



Опыт 8.Растворение сахара в воде.

При растворении сахара в воде наблюдается увеличение расстояния между молекулами. Вывод: Это _________________ явление.

Учитель отмечает, что эти два опыта показали, что снег - вода - пар это три агрегатных состояния одного и того же вещества вода (твердое - жидкое - газообразное).

Далее учитель на магнитной доске с помощью моделей молекул воды объясняет, что при повышении температуры происходит увеличение расстояния между молекулами вещества, что обуславливает переход воды из одного агрегатного состояния в другое. При этом учитель отмечает, что с самими молекулами воды никаких изменений не происходит, а изменяется лишь расстояние между ними.

5.Закрепление материала.

Химический диктант по презентации Слайды № 22-30.

Химия - это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества,но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ.

6. Рефлексия.

Самооценка работы на уроке( зарисовка смайликов, что нового и необычного сегодня была на уроке?)

Домашнее задание.









17


© 2010-2022