Урок биологии 8 СКК школа VIII вида по теме Размножение и развитие рыб

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старицкая средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников

«Мой лучший урок»





Урок по биологии

8 специальный (коррекционный) класс школы VIII вида











Учитель Захарова Н.В.













Старица

2015г

Тема урока : Размножение и развитие рыб.

Цели урока:

  1. Образовательные: показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть

разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление

к выживанию вида.

  1. Рзвивающие: развивать умение анализировать информацию;

расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение

к природе.

  1. Корректирующие: Корректировать зрительную память, развивать элементы логического мышления.

Ход урока.


  1. Орг. Момент.

Приветствие класса.

- Посмотрите на свои рабочие места, проверьте, все ли готовы к уроку. Прежде, чем мы перейдем к главному я предлагаю выполнить вам следующее задание.

II. Проверка д/з.

На столе стоит аквариум с рыбками (из бумаги), на них наклеены полоски с заданием.

- Ребята, я предлагаю вам по очереди ловить рыбку, которая понравилась и ответить на вопросы.

1.Что служит опорой тела рыб?

2. Почему рыбы не тонут?

3. Как рыбы распознают вкус пищи?

4. Как рыба дышит? Как называются органы дыхания у рыб? рыб

5.Какую функцию выполняет хвостовой плавник?

6. Какие рыбы называются морскими, а какие пресноводными?

7. Из каких отделов состоит тело рыбы?

Остальные ребята работают с карточкой самостоятельно.



КАРТОЧКА

Рыбы - это … животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат… . Рот хищных рыб вооружен … . Тело покрыто … . Окраска рыб связана с приспособленностью … .

Тело разделено на … , … и … .

III. Сообщение темы и целей урока.

рразманирозжвыеитнииебе- Ребята, сегодня мы проведем необычный урок, а отправимся в путешествие с рыбами.. А вот чтобы узнать куда же мы держим путь, нам нужно прочитать письмо. Читайте слова, составленные из букв только одного цвета.

(Размножение и развитие рыб).

IV. Изучение темы.

  1. Словарная работа.

МИГРАЦИИ- движение рыб из морей в реки для икрометания

ИКРИНКИ - яйца рыбы, в них находится зародыш и питательные вещества.

ЛИЧИНКА - появляется из икринки и питается первое время за счёт запаса питательных веществ.

МАЛЁК - маленькая рыбка, которая питается водными растениями и микроорганизмами.

  1. Рассказ учителя о перемещении рыб к местам, где они дадут жизнь своему потомству.

Слайд 2,4,5

-Большинство рыб раз в год, как правило, весной, перемещаются в места, благоприятные для размножения. Одни рыбы, например, окуни и щуки собираются на мелководье водоема, в котором они живут. Слайд 3

Другие - плывут из морей в реки или из рек в моря. Так, дальневосточные лососи заходят для икрометания из морей в устья рек.

Просмотр ролика «Миграции лососей». video.yandex.ru/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B9&where=all&filmId=Z05eV0TAUXI

3.Органы размножения и этапы развития рыб.

Рыбы раздельнополые животные. В теле самок икринки. Слайд 6 .

В теле самцов сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение.

Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки, называется наружным.

- Составление схемы развития рыб. Слайд 12

- Анализ этапов. Слайды 7,8,9,10,11.

4. Забота о потомстве.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу Проанализируйте ее, что за информация заключена в таблице?

Луна-рыба

До 300 млн икринок

Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды

Треска, угорь

Осетровые

Судак, сазан

Окунь

Толстолобик

Сом

Щука

100 млн

до 1,5 млн

до 1 млн

до 900 тыс

500 тыс

450 тыс

200 тыс

Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт

Кета

Горбуша

Колюшка

Сомик ариевый

3-4 тыс

1-2 тыс

около 100 икринок

3-10 икринки

Икра в ямках, засыпанных галькой

Скаты,акулы

Одиночные яйца в капсулах

Тщательная защита потомства

Количество откладываемых разными рыбами икринок разное. Почему? От чего это зависит?

Это зависит от того, насколько сильно развит инстинкт заботы о потомстве у вида.

Забота о потомстве у некоторых рыб ограничивается только подбором места для метения икры . Затем отложенная икра оставляется на произвол судьбы, и только необычайная плодовитость рыб спасает их потомство от полного истребления.

Есть однако виды ,у которых забота о потомстве идет несколько дальше. Различные виды лососей и форелей для откладки икры вырывают на дне ямки и затем прикрывают оплодотворенную икру песком или мелкими камешками. Таким образом, их икра подвергается меньшим опасностям, в связи с этим число икринок 2-8 тыс. Икринки у них крупнее и богаче питательными веществами .

В таблице было отмечено, что колюшка откладывает 100 икринок, сомик ариевый -3-10 икринок. А как они заботятся о своем потомстве, может кто знает или ваши предположения?

Слайд 15.

Еще любопытнее забота о потомстве проявляется у колюшки. Они не оставляют свою икру на произвол судьбы. Колюшки - рыбки очень мелкие 4-9 см, вооруженные на спине острыми колючками ( видоизменение спинного плавника), которые защищают их от хищника. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке икры самку, Каждая самка откладывает в гнездо всего лишь несколько икринок. Заботливый отец не только караулит гнездо с икрой, но и освежает в нем воду, прогоняя ее в гнездо быстрыми движениями плавников , затем еще несколько дней защищает вылупившихся из икры мальков , пока они не будут в состоянии самостоятельно плавать. Несмотря на то , что самки колюшки откладывают по 60-70 икринок, они развиваются в очень большом количестве, т.к. сами не имеют промысловой ценности и не являются кормом для других животных .

-Некоторые рыбы, например, аквариумные гуппи и меченосцы, не откладывают икру, а рождают развившихся в их теле личинок. Слайд 16.

- Множество личинок и мальков погибает, их поедают хищные рыбы, птицы. Слайд 14.

- И в заключении, давайте мы с вами сделаем вывод.

- рыбы размножаются путем живорождения, а в большинстве мечут икру

- у рыб развит инстинкт заботы о потомстве.

V. Закрепление изученного.

1. Игра «да, нет». Слайд 17

- Проверь себя . Слайд 18.

2. Тест «Размножение рыб»

Фамилия, имя______________________________

  1. Икра - это________________________________.



  1. Соедините стрелками

Самец икра

Самка молоки



  1. Что такое "нерест"? Подчеркните правильный ответ.

  • кормление рыб

  • откладывание икры

  • рыбная ловля



  1. Расставьте цифры по порядку: ___ взрослая рыба, ___ икра, ___ малёк, ___ личинка.

VI. Итог.

Выставление оценок.





© 2010-2022