Урок-обобщение по теме Кровь. Кровеносная система

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8

Тема урока: Урок - обобщение по теме «Кровь. Кровеносная система человека».

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по теме «Кровь и кровообращение», совершенствовать навыки контроля и самоконтроля у учащихся.

Задачи урока:

-образовательные: систематизация основных биологических терминов и понятий по данной теме, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения» ; о причинах сердечно - сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.

- развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

- воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма и наркотических веществ на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

План урока:

  1. Организационный момент урока. Постановка целей и задач урока.

  2. Проверка знаний «Блиц - опрос».

  3. 1 - й этап «Термины»:

  4. 2 - й этап «Найди ошибку».

  5. 3 - й этап «Амфора» (ребусы)

  6. 4 - й этап «Что это?»

  7. 5 - й этап «Прием в травмопункте».

  8. Подведение итогов урока.

  9. Отзывы ребят об уроке (рефлексия)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Слово учителя: Когда - то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный известным греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, ходил без конца по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр - чудовище с головой быка, пожирающее людей.

Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые 9 лет они должны привозить на Крит 7 прекрасных девушек и 7 сильных юношей на съедение чудовищу.

Афинский царь - молодой Тесей - отправился на остров Крит для того, чтобы победить чудовище. Дочь критского царя Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец нитки к дереву у входа в пещеру и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок.

Нам с вами вслед за Тесеем предстоит проникнуть в лабиринт знаний. Для этого каждая команда должна пройти лабиринт, выполнив все задания. При оценке учитывается правильность ответов, быстрота и организованность выполнения заданий.

Девиз урока: «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности» (А.Дистервег)

Сегодня наш урок посвящен кровеносной системе человека. Сегодня мы должны с вами обобщить и систематизировать наши знания о крови и кровеносной системе.



  1. Проверка знаний учащихся. Разминка «Блиц - опрос»:

  1. Почему сердце работает в течение жизни, не уставая и не утомляясь?

  2. Почему стенка левого желудочка сердца толще правого?

  3. Почему не все люди заболевают, когда в их организм попадают болезнетворные бактерии?

  4. Почему при сильных кровотечениях людям в кровь вводят хлорид кальция?

  5. Что вводят в организм человека, заболевшего дифтерией - сыворотку или вакцину и почему?

  6. Почему мать беспокоится, когда врач говорит, что у ребенка увеличены лимфатические узлы?

  7. Почему при сильном кровотечении людям в кровь вводят хлорид кальция?

  8. При анализе крови человека было обнаружено 15 тысяч лейкоцитов в 1 мл крови. Чем можно объяснить повышенное содержание лейкоцитов?

  9. 1000 лет назад в Китае и Индии здоровым людям вводили в нос или в царапину гной, взятый у людей, больных оспой. Для чего это делали?

  1. 1 - й этап «Термины»:

1 группа

2 группа

  1. Красные кровяные клетки

  2. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами.

  3. Кровь, насыщенная углекислым газом.

  4. Самый крупный кровеносный сосуд.

  5. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия.

  6. Группа крови универсального донора.

  7. Человек, принимающий кровь при переливании.

  8. Сосуды, несущие кровь от сердца.

  9. Болезнь, при которой не свертывается кровь.

  10. Основатель учения об иммунитете.


  1. Белые клетки крови.

  2. Способность организма защищаться от инфекций.

  3. Кровь, обогащенная кислородом.

  4. Самый мелкий кровеносный сосуд.

  5. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия.

  6. Группа крови универсального реципиента.

  7. Человек, дающий свою кровь для переливания.

  8. Сосуды, несущие кровь к сердцу.

  9. Если в крови мало эритроцитов или понижен уровень гемоглобина, то это -

  10. Этот ученый впервые доказал движение крови по кругам кровообращения.



  1. 2 - й этап «Найди ошибку» (количество ошибок - 7)

Команды получают тексты, в которых допущены ошибки. Прочитать текст, выявить ошибки и назвать правильные ответы.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мл крови - их около 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток есть гемоглобин - соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.





Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мл крови - их около 9 - 15 тысяч. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом, а клетки - пожиратели называются лимфоцитами. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов. защитную реакцию организма называют лейкемией.





  1. 3 - й этап «Амфора» (ребусы)

В зале дворца - лабиринта, в который мы с вами попали, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. На некоторых из них расположены ребусы. Ваша задача - отгадать как можно больше. За каждый правильно отгаданный ребус - 1 балл.

Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

Слово из 8 букв (лейкоцит)

Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

Слово из 8 букв (лимфоцит)

Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

Слово из 7 букв (фагоцит)

Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

Слово из 9 букв (фагоцитоз)


Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

Слово из 8 букв (антигены)


Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

Слово из 8 букв (антитела)


Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

Слово из 10 букв (тромбоциты)



  1. 4 - й этап «Что это?»

Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище. Но Тесей со своей группой проник в зал первым - и все двери за ним закрылись. Чтобы помочь Тесею нужно, рассмотрев схему строения сердца, выписать, что обозначено цифрами.



1 команда

Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система

2 команда



Урок-обобщение по теме Кровь.Кровеносная система



  1. 5 - й этап «Прием в травмопункте».

Итак, Тесей победил Минотавра. Но за этим приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Капитанам команд предстоит оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему», чтобы привести свою команду к выходу из нашего биолабиринта.

Задания:

1 группа: у пострадавшего - сильное кровотечение. Из раны на правом предплечье кровь идет толчками. Цвет крови алый.

2 группа: у пострадавшего - травма черепа. Рассечен лоб, кровотечение обильное. Кость не повреждена.



  1. Подведение итогов урока.

  2. Отзывы ребят об уроке - синквейн.

1 слово - существительное (что?)

2 слово - прилагательное (какой?)

3 слово - глагол (что делали?)

4 слово - синоним первому слову.





© 2010-2022