- Преподавателю
- Биология
- Урок-обобщение по теме Кровь. Кровеносная система
Урок-обобщение по теме Кровь. Кровеносная система
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кинжатова Р.Е. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Класс: 8
Тема урока: Урок - обобщение по теме «Кровь. Кровеносная система человека».
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по теме «Кровь и кровообращение», совершенствовать навыки контроля и самоконтроля у учащихся.
Задачи урока:
-образовательные: систематизация основных биологических терминов и понятий по данной теме, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения» ; о причинах сердечно - сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.
- развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
- воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма и наркотических веществ на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.
План урока:
-
Организационный момент урока. Постановка целей и задач урока.
-
Проверка знаний «Блиц - опрос».
-
1 - й этап «Термины»:
-
2 - й этап «Найди ошибку».
-
3 - й этап «Амфора» (ребусы)
-
4 - й этап «Что это?»
-
5 - й этап «Прием в травмопункте».
-
Подведение итогов урока.
-
Отзывы ребят об уроке (рефлексия)
Ход урока:
-
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Слово учителя: Когда - то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный известным греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, ходил без конца по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр - чудовище с головой быка, пожирающее людей.
Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые 9 лет они должны привозить на Крит 7 прекрасных девушек и 7 сильных юношей на съедение чудовищу.
Афинский царь - молодой Тесей - отправился на остров Крит для того, чтобы победить чудовище. Дочь критского царя Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец нитки к дереву у входа в пещеру и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок.
Нам с вами вслед за Тесеем предстоит проникнуть в лабиринт знаний. Для этого каждая команда должна пройти лабиринт, выполнив все задания. При оценке учитывается правильность ответов, быстрота и организованность выполнения заданий.
Девиз урока: «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности» (А.Дистервег)
Сегодня наш урок посвящен кровеносной системе человека. Сегодня мы должны с вами обобщить и систематизировать наши знания о крови и кровеносной системе.
-
Проверка знаний учащихся. Разминка «Блиц - опрос»:
-
Почему сердце работает в течение жизни, не уставая и не утомляясь?
-
Почему стенка левого желудочка сердца толще правого?
-
Почему не все люди заболевают, когда в их организм попадают болезнетворные бактерии?
-
Почему при сильных кровотечениях людям в кровь вводят хлорид кальция?
-
Что вводят в организм человека, заболевшего дифтерией - сыворотку или вакцину и почему?
-
Почему мать беспокоится, когда врач говорит, что у ребенка увеличены лимфатические узлы?
-
Почему при сильном кровотечении людям в кровь вводят хлорид кальция?
-
При анализе крови человека было обнаружено 15 тысяч лейкоцитов в 1 мл крови. Чем можно объяснить повышенное содержание лейкоцитов?
-
1000 лет назад в Китае и Индии здоровым людям вводили в нос или в царапину гной, взятый у людей, больных оспой. Для чего это делали?
-
1 - й этап «Термины»:
1 группа
2 группа
-
Красные кровяные клетки
-
Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами.
-
Кровь, насыщенная углекислым газом.
-
Самый крупный кровеносный сосуд.
-
Путь крови от правого желудочка до левого предсердия.
-
Группа крови универсального донора.
-
Человек, принимающий кровь при переливании.
-
Сосуды, несущие кровь от сердца.
-
Болезнь, при которой не свертывается кровь.
-
Основатель учения об иммунитете.
-
Белые клетки крови.
-
Способность организма защищаться от инфекций.
-
Кровь, обогащенная кислородом.
-
Самый мелкий кровеносный сосуд.
-
Путь крови от левого желудочка до правого предсердия.
-
Группа крови универсального реципиента.
-
Человек, дающий свою кровь для переливания.
-
Сосуды, несущие кровь к сердцу.
-
Если в крови мало эритроцитов или понижен уровень гемоглобина, то это -
-
Этот ученый впервые доказал движение крови по кругам кровообращения.
-
2 - й этап «Найди ошибку» (количество ошибок - 7)
Команды получают тексты, в которых допущены ошибки. Прочитать текст, выявить ошибки и назвать правильные ответы.
Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мл крови - их около 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток есть гемоглобин - соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.
Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мл крови - их около 9 - 15 тысяч. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом, а клетки - пожиратели называются лимфоцитами. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов. защитную реакцию организма называют лейкемией.
-
3 - й этап «Амфора» (ребусы)
В зале дворца - лабиринта, в который мы с вами попали, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. На некоторых из них расположены ребусы. Ваша задача - отгадать как можно больше. За каждый правильно отгаданный ребус - 1 балл.
Слово из 8 букв (лейкоцит)
Слово из 8 букв (лимфоцит)
Слово из 7 букв (фагоцит)
Слово из 9 букв (фагоцитоз)
Слово из 8 букв (антигены)
Слово из 8 букв (антитела)
Слово из 10 букв (тромбоциты)
-
4 - й этап «Что это?»
Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище. Но Тесей со своей группой проник в зал первым - и все двери за ним закрылись. Чтобы помочь Тесею нужно, рассмотрев схему строения сердца, выписать, что обозначено цифрами.
1 команда
2 команда
-
5 - й этап «Прием в травмопункте».
Итак, Тесей победил Минотавра. Но за этим приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Капитанам команд предстоит оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему», чтобы привести свою команду к выходу из нашего биолабиринта.
Задания:
1 группа: у пострадавшего - сильное кровотечение. Из раны на правом предплечье кровь идет толчками. Цвет крови алый.
2 группа: у пострадавшего - травма черепа. Рассечен лоб, кровотечение обильное. Кость не повреждена.
-
Подведение итогов урока.
-
Отзывы ребят об уроке - синквейн.
1 слово - существительное (что?)
2 слово - прилагательное (какой?)
3 слово - глагол (что делали?)
4 слово - синоним первому слову.