- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка по теме Размножение
Методическая разработка по теме Размножение
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова С.В. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
открытого занятия
по дисциплине «Биология»
Тема: «Формы размножения организмов. Бесполое размножение»
План урока
Преподаватель: Козлова С. В.
Тема занятия: «Формы размножения организмов. Бесполое размножение»
Образовательная:
Сформировать знания об особенностях полового, бесполого, вегетативного размножения организмов;
Показать значение размножения для поддержания численности популяции и сохранении вида
Развивающая:
Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу узнать, узнал», составлять кластеры, работать с компьютерной презентацией
Воспитательная:
Создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности
Ожидаемый результат:
Обучающиеся смогут:
- смогут сформировать знания об особенностях полового, бесполого, вегетативного размножения организмов
- смогут установить причинно-следственную связь, используя приёмы «знаю, хочу узнать, узнал»,
- сформируют бережное отношение к своему здоровью
Оборудование: учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, мультимедийная доска, проектор.
Ход урока
Организационная часть
Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.
Распределение учащихся по группам
Актуализация знаний. Мотивация
Учитель сообщает тему урока, цели, критерии оценивания на занятии,
предлагает учащимся вспомнить всё, что они знают о размножении живых организмов.
Задание 1:
Учитель: вспомните всё, что вы знаете, или считаете, что знаете о размножении. Для этого напишите в тетради тему сегодняшнего урока. Затем напишите основные мысли по теме. Свои знания структурируйте, оформив их кластером. Слайд № 2.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе - пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.
Спустя 2-3 минуты после этой своеобразной инвентаризации своих знаний и догадок, учитель демонстрирует на слайде свой кластер. Слайд № 3.
Учитель: а, теперь ребята, посмотрите на слайд, где я написала те вопросы, которые можно было бы изучить при рассмотрении темы «Формы размножения организмов». Слайд № 4.
-
Как вы считаете, чего здесь не хватает?
-
Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи.
Спорные факты или неверные всё равно фиксируются, но около них ставится «?», что бы обозначить моменты, которые хотелось бы прояснить.
Учитель: ребята, мы ещё не начали изучать тему, а уже смогли столько о ней узнать друг от друга. Мы выяснили над каким материалом нам надо поработать особо, да и наверняка мы назвали ещё не всё. Теперь у нас есть возможность проверить и расширить свои знания.
Задание 2:
Учитель: дайте своё определение понятию «размножение», какое значение имеет размножение для живых организмов, и всё, что вы знаете по этой теме, внесите в колонку «знаю» следующей таблицы:
ЗНАЮ
ХОЧУ ЗНАТЬ
УЗНАЛ
Учитель на основе ответов учащихся на доске заполняет таблицу, графу «знаю».
Учитель: ребята, а чему ещё сегодня на уроке можно научиться, что ещё хотели бы вы узнать? Сделайте записи во второй колонке нашей таблицы «хочу знать».
Учитель: заслушав ответы учащихся, заполняет соответствующую графу в таблице на доске.
Изучение нового материала
-
Размножение - всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в
способности воспроизводить себе подобных особей своего вида, поддерживать
-
численность популяций в природе, сорта и породы в сельском хозяйстве. Слайд № 5.
-
Формы размножения организмов: бесполое, вегетативное, половое. Слайд № 6.
Бесполое размножение - размножение, которое осуществляется без участия половых клеток. Потомство однородное по своим наследственным свойствам (бесчисленные копии своего родителя). Слайд № 7.
Учитель: Виды бесполового размножения. Слайд № 8,9,10,11
Вегетативное размножение - размножение, при котором новый организм образуется из группы клеток материнского растения.
При бесполом и вегетативном размножении образуются особи генетически идентичные, копируют родительский организм. Слайд № 12.
Учитель: Виды вегетативного размножения. Слайд № 13-22
Половое размножение - размножение с помощью половых клеток - гамет.
Половое размножение создаёт возможность перекомбинации наследственных признаков обоих родителей. Потомство может быть более жизнеспособным.
Физкультминутка. Дыхательная гимнастика, упражнение «Воздушный шарик»
-
Закрепление
-
Работа в группах с выбором заданий разной степени сложности.
-
Слайд № 23 раздаточный материал
-
-
Тест по актуализации полученных знаний. Самопроверка. Раздаточный материал
Рефлексия
-
Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?
-
Что оказалось новым?
-
Какие вопросы возникли у вас в ходе просмотра презентации?
-
Внесите эти вопросы в графу «узнал» таблицы.
-
Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?
-
Почему?
-
Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?
Заполните листы активности группы, подведите итог.
Выявляется самая рейтинговая группа, самый рейтинговый ученик. Приложение № 1
Домашнее задание. §31 составить опорный конспект по изученной теме, используя рисунки, вырезки с изображением животных и растений, размножающихся тем или иным способом.
Приложение № 1
Листок активности группы №….
№п/п
Ф.И. ученика
Этапы урока
Итог
Устная индивидуальная работа
Работа в группе
Тест
1.
2.
3.
4.
Приложение № 3
Какие из названных клеток участвуют в бесполом размножении организмов?
-
Споры
-
Сперматозоиды
-
Яйцеклетки
Какие из названных животных сохранили способность к бесполому размножению?
-
Земноводные
-
Кишечнополостные
-
Насекомые
-
Ракообразные
У каких из названных организмов преобладает вегетативное размножение?
-
Ирис
-
Майский жук
-
Акула
-
Амеба
Бесполое размножение папоротников осуществляется?
-
Гаметы
-
Частями листьев
-
Спорами
-
Семенами
Какие из названных животных размножаются почкованием?
-
Земноводные
-
Кишечнополостные
-
Насекомые
-
Ракообразные