- Преподавателю
- Биология
- Лекция. Введение в анатомию
Лекция. Введение в анатомию
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чегодаева Н.Ю. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7
Лекция № 1 Тема: Введение в анатомию
План
-
Предмет, цели и задачи анатомии.
-
Классификация анатомических наук. Современные принципы изучения анатомии.
-
Методы изучения анатомии человека.
-
Краткий исторический очерк развития анатомии.
1. Предмет, цели и задачи анатомии.
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (от греч. anatemno - "рассекаю") -наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием на организм окружающей среды.
Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.
Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.
Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:
•изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животного мира - филогенез;
•исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез;
•рассматривается процесс индивидуального развития человеческого организма - онтогенез;
•учитываются индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела, составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.
Для всех позвоночных, в том числе и человека, характерно множество общих признаков строения. Главнейшими принципами или законами, проявляющимися в строении тела человека, являются следующие:
1. Полярность - наличие двух различно дифференцированных
концов тела или полюсов.
2. Двубокая симметрия: обе половины тела являются сходными.
З.Сегментарность, или метамерность, - деление той или иной
части тела на сегменты (метамеры). Человек, пройдя длительный путь эволюции, сохранил метамерное строение не во всем теле, а только в туловище.
4.Корреляция - закономерное соотношение между отдельными частями организма. На основании закона корреляции, разработанного Кювье, по отдельным частям тела можно судить о других особенностях строения тела человека.
ЗАДА ЧИ СОВРЕМЕННОЙ AHA ТОМИИ:
1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.
2.Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.
3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.
Изучение анатомии в системе высшего физкультурного образования определяется следующими факторами:
во-первых, анатомия, как одна из фундаментальных морфологических наук, имеет общеобразовательное, мировоззренческое и воспитательное значение;
во-вторых, анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и спортивных дисциплин;
в-третьих, анатомия имеет прикладное значение для студентов и тренеров.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ НАУК Принципы изучения анатомии
Все биологические науки делятся на две большие группы:
-
Морфологические науки (morphe - форма) - изучают форму и строение живых организмов.
-
Физиологические науки (physis -природа) - исследуют функции этих организмов.
Среди морфологических наук выделяют микроскопические, к которым относятся гистология и цитология; а также макроскопические науки, к которым относится анатомия.
Анатомию подразделяют на нормальную, изучающую здоровый организм, и патологическую, изучающую структурные изменения в организме, возникающие в результате болезни.
В свою очередь, нормальная анатомия подразделяется на:
«Систематическую анатомию - рассматривает организм по системам, т.е. как бы расчленяя организм на части - системы (Андрей Везалий, 1514-1565);
•Топографическую анатомию - исследует пространственные взаимоотношения органов в различных областях тела. Она имеет прикладное значение, особенно в хирургии (Н.И. Пирогов, 1810-1881).
• Пластическую анатомию - излагает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека. Внутреннее строение организма рассматривается только для понимания внешних форм тела. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству (И.В.Буяльский, 1789-1866; Леонардо да Винчи, 1452-1519).
* Динамическую анатомию - изучает спортивные, трудовые,
художественные и другие движения человеческого тела (М.Ф. Иваницкий
1895-1969).
* Спортивную анатомию - исследует анатомические изменения в
организме, происходящие при выполнении различных положений и
движений, т.е. как адаптационные изменения, так и в результате
спортивного отбора (П.Ф. Лесгафт, 1837-1908).
■ Возрастную анатомию - рассматривает анатомические особенности человеческого организма с точки зрения его возрастных изменений (Н.П. Гундобин, 1860-1908).
«Типовую анатомию - изучает соотношение между внутренним строением тела и его внешними формами. Все многообразие особенностей этого соотношения подразделяется на основные группы или типы (В.Н. Шевкуненко, 1872-1952).
«Проекционную анатомию - исследует проекцию органов человеческого тела на его наружную поверхность.
В конце XX в. возникли и развиваются новые направления в анатомии-экологическая анатомия, лучевая анатомия или анатомия живого человека (с использование методов ядерно-магнитного резонанса, ультразвуковой эхолокации, томографии и т.п.)
Современные принципы изучения анатомии человека
Форма и строение человеческого тела изучается:
-
Во всем их многообразии (диалектический принцип);
-
Неразрывно с функцией (принцип связи структуры и функции);
-
В связи с развитием:
А) индивидуальным (в онтогенезе); Б) эволюционным (в филогенезе).
4. В связи с практикой (принцип связи теории и практики)
5. В историческом аспекте (с учетом развития человеческого
общества).
3. Методы изучения анатомии человека
В анатомии применяют различные методы, которые можно разделить на 3 группы:
-
только на трупном материале;
-
как на трупном материале, так и на живом организме;
-
только на живом организме.
Методы исследования на трупном материале
-
Метод рассечения (К. Гален) - для визуального осмотра органов при вскрытии.
-
Метод мацерации ("вымачивания") - для получения и изучения целого скелета труп помещали в проточную воду, ткани вымывались, разлагались и оставался один скелет.
-
Метод препарирования - это послойное отделение тканей. Сейчас выделяют микро- и макропрепарирование. Основоположником метода был А.Везалий (1514-1564).
• Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) - заполнение
сосудов или протоков окрашенными затвердевающими массами
(свинцовый сурик, китайская тушь на желатине, железный сурик, газовая
сажа на мыльном спирте) с дальнейшим препарированием и
просветлением (глицерин, касторовое масло, ксилол).
• Метод коррозии (И.В. Буяльский, , П.Ф. Лесгафт) - вытекает из
предыдущего метода. Разница в том, что полости органов или сосудов
заполняют окрашенной пластмассой, жидким металлом, которые затем
затвердевают. Далее мягкие ткани удаляют с помощью кислоты или
щелочи, получая слепок органа (например, бронхиальное дерево, сосуды
почки и т.д.). Раньше для этой цели использовали воск, теперь -
пластмассы, металлы.
• Метод просветления тканей (Ф. Рюиш) - сочетается с методом инъекции, после чего объект специально обрабатывается особыми растворами (глицерин, касторовое масло, ксилол) и становится прозрачным, а сосуды контрастными.
• Метод распила замороженных трупов (И.В. Буялъский, НИ. Пирогов) показывает взаимоотношение органов между собой (основоположник Н.И.Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия или скульптурный метод.
Методы исследования как на трупе, так и на живом материале
• Метод макро-мшрокопического исследования (В.П. Воробьев).
Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических
линз. Он позволяет изучать структурные образования с помощью лупы на пограничном уровне: орган-ткань.
• Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии
- дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра,
комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)
• Рентгеновский метод - основан на задержке рентгеновских лучей
солями кальция. С помощью этого метода можно изучать процессы
окостенения, форму костей, суставов и т.п. Иногда этот метод используют
при искусственном введении вещества, задерживающего лучи (например,
при исследовании пищеварительного тракта). Его разновидности -
рентгенография и рентгеноскопия.
Методы исследования на живом организме
Новейшие методы рентгеновского исследования:
А) электрорентгенография получает изображение мягких тканей
(хрящи, связки); разновидность его - рентгенокимография (изображение
мышц);
Б) томография позволяет получить изображение органа в заданной
плоскости;
В) компьютерная томография позволяет суммировать изображения множества томограмм, создавая объемное изображение объекта;
Г) рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определить количество минеральных солей в костях.
2.Соматоскопическийметод - это визуальный осмотр тела человека или его отдельных частей. Метод позволяет определить форму грудной клетки, степень развития отдельных групп мышц, подкожного жира, искривления позвоночного столба и др.
В клинике наряду с соматоскопией производят ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных областей тела.
3.Соматометрический метод (антропометрический) - заключается в измерении размеров человеческого тела и отдельных его частей, жирового, костного и мышечного компонентов, определении физического развития. Этот метод приобретает все большее значение в спортивном отборе, при контроле за тренировочным процессом и т.п.
4.Метод анатомического анализа положений и движений тела спортсмена (М.Ф.Иваницкий) лежит в основе динамической морфологии.
5. Метод биопсии - изучаются структурные элементы живых клеток и тканей. Этот метод часто сочетается с ультрамикроскопией. При этом можно определять композицию мышечных волокон, что важно для спортивной ориентации, а также выявлять различные патологические изменения в тканях и органах.
6. Метод ультразвуковой эхолокации - основан на различной пропускной способности ультразвука органами и тканями. Метод позволяет определить прижизненные размеры органов, их взаимоотношения, недоступные прямому изучению.
7. Метод эндоскопии трубчатых органов (органов дыхательной, пищеварительной систем и т.д.).
8.Метод меченых атомов (радиометрия)-въедете веществ(радионуклиды Р, Тс (технеций-фосфат), содержащих малое количество какого-либо радиоактивного элемента. По его содержанию в том или ином органе определяют его массу и функциональную активность.
9. Метод магнито-резонансного изображения (магнито-ядерного
резонанса, 1987) - исследование костей, суставов, и их топография. С
2003 г. развивается цветная МЯР.
10. Экспериментальный метод (В. Ру, П.Ф. Лесгафт) на животных вбирает в себя несколько методик и заключается в моделировании на животных различных внешних воздействий. Цель метода - изучить механизмы приспособления организма на всех его уровнях к экстремальным воздействиям, а затем экстраполировать полученные результаты на человека. В спортивной практике метод используется
редко.
Таким образом, в настоящее время строение человеческого организма изучается на разных уровнях:
-
на уровне систем органов (системном);
-
на уровне отдельных органов (органном);
-
на уровне тканей (тканевом);
-
на уровне клеток (клеточном);
-
на уровне молекул (молекулярном).
Следовательно, анатомия тесно связана с рядом биологических наук, таких как гистология, эмбриология, цитология и др.
4. Краткий исторический очерк развития анатомии.
История анатомии - это история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека в течение многих веков часто встречало сопротивление со
стороны реакционных властей и особенно церкви.
Истоки анатомии уходят глубоко в древность. У древних людей сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи и т.д.
Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Там под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение "все течет", формируется материалистический взгляд на строение человеческого тела. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии.
Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образование алантоиса. Он считал, что основу строения организма составляют четыре "сока": кровь, слизь, желчь и черная желчь. Темперамент человека как одно из проявлений его душевной деятельности обусловлен состоянием соков тела, т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - великий древнегреческий врач и анатом оставил многочисленные труды, в которых изложил процесс внутриутробного развития и систематизировал около 500 видов животных; описал ряд черепных нервов (зрительный, обонятельный и др.), сосуды плаценты и желточного мешка, отличал нервы от сухожилий и пр.
Герофил (род в 304 г. до н.э.) выделял анатомию как самостоятельную науку; описал оболочки мозга, венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, двенадцатиперстную кишку, простату (предстательную железу) и др.
Вопросы функциональной анатомии применительно к спортивной практике, создал оригинальный курс динамической анатомии, заложил научные основы спортивной морфологии.
Таким образом, анатомическая наука в нашей стране характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей среды.
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает анатомия как наука. Сформулируйте цели и задачи
современной анатомии.
2. Представьте классификацию анатомических наук, их
особенности и взаимосвязи.
-
Назовите основные принципы изучения анатомии человека.
-
Перечислите методы анатомических исследований.
-
Дайте характеристику методам исследования анатомии на трупном материале.
-
Охарактеризуйте основные методы исследования анатомии на живом организме.
-
Охарактеризуйте основные исторические вехи развития анатомии в Европе (Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А. Везалий и др.
-
Опишите развитие отечественной анатомии (А.П. Протасов, М.И. Шеин, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафг, В.Н. Тонкое, М.Ф. Иваницкий и др.).