Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Черемисиновская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза И.Ф Алтухова»



Практический проект

«Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»







Работу выполнила:

ученица 9 класса

Кондаурова Татьяна
Руководитель:

учитель биологии

Баранцева Ольга Ивановна










2015 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 стр.

История становления моего практического проекта

«Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»………. 4 стр.

Первый этап проекта.


Теоретические основы пчеловодства, как

приусадебного хозяйства……………………………………………. 5 стр.

1.1.История пчеловодства…………………………………………….. 5 стр.

1.2.Биология пчелиной семьи…………………………………….. 8 стр.

1.2.1.Биологические особенности медоносной пчелы………… 8 стр.

1.2.2.Состав пчелиной семьи и её особенности………………….. 9 стр.

2. Второй этап проекта- практический этап.

Разведение пчел и получение продукции пчеловодства

2.1 Разведение пчел. Методика расчёта медового баланса………….. 13 стр.

2.2. Основные практические этапы работы

на пасеке.(Дневник моих записей «ПЧЕЛОВОД»)…………………. 15стр.

2.2.1. Весенние работы…………………………………………………. 15 стр.

2.2.2.Откачка меда и подготовка к зиме…………………………… 17 стр.

2.3.Продуктивность и рентабельность

пчеловодческого хозяйства……………………………………………. 20 стр.

Заключение………………………………………………………………… 21 стр.

Список литературы……………………………………………………… 23 стр.

Приложение………………………………………………………………… 24 стр.

Введение
Актуальность проекта: в настоящее время в сельской местности остро стоит вопрос об уровне заработной платы. Не секрет, что в городах в сравнении с деревнями население имеет больший доход. На перспективу данная тенденция в ближайшие годы останется неизменной. Казалось бы, у населения деревень безвыходное положение, но, как известно, из любой ситуации можно найти выход. В данном случае перспективным решением вопроса об источнике дополнительного дохода в сельской местности может стать бизнес, связанный с разведением медоносных пчел, получением продуктов пчеловодства и их реализацией.

Пчеловодство - отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением медоносных пчёл для получения мёда, пчелиного воска и других продуктов, а также для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения их урожайности.

Важной особенностью пчеловодства как вида приусадебного хозяйства является то, что оно не требует тяжелого физического труда и доступно широким слоям населения.

Организация пчеловодного хозяйства не требует больших затрат, и при кропотливом и внимательном уходе за пчелами, соблюдении правил обращения с ними может принести хозяину значительный доход.
Цель моего проекта: освоение технологии содержания и разведения пчел в условиях приусадебного участка.

Место реализации практического проекта: поселок Черемисиново Курской области
Проблема заключается в том, что почти повсеместно наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству - важнейшей отрасли аграрного сектора производства.

Исходя из цели и проблемы моего проекта, я выделила следующие
задачи:


  • изучить научно-популярную литературу, раскрывающую технологию пчеловодства;


  • выявить особенности разведения пчел и получение продукции пчеловодства;


  • изучить биологию пчёл;


  • объяснить технологию получения продукции пчеловодства, её обработку и хранение;


  • проанализировать продуктивность и рентабельность пчеловодческого хозяйства

    История становления моего практического проекта

    «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства».

Мой дед пчеловод. Зовут его Холодило Владимир Иванович. Он 1938 года рождения. На данный момент ему 75 лет. По профессии дедушка техник-механик по автомобилям. Когда начал заниматься пчеловодством, работал в автоучкомбинате преподавателем. В летнее время, а это 2 месяца, у него всегда был отпуск. Свободного времени было много, и кроме домашнего животноводства дедушка решил вместе с коллегами по работе заняться пчелами. Закупил на юге под Алма - Атой 4 пакета пчел (он с семьей в 1985 году жил в Казахстане) и вот с тех пор занимается пчеловодством. Пчеловодство в Казахстане было кочевое. И с весны и до осени пасеки на платформе кочевали. С весны выезжали в лесхоз в посадки акации, жимолости и прочих медоносов, а потом на поля эспарцета, донника, гречихи. Кочевали на большие расстояния иногда более 100 км. Итак, 15 лет по Казахстану. В 2000 году переехал в Россию и вот уже 13 сезонов пасека у деда стационарная. Не хватало сначала инвентаря: вощины, рамок, ульев. Вощину продавали в магазине, но под сдачу воска: воск сдаешь - покупаешь вощину, воска нет - нет и вощины. А начинающим пчеловодам половину килограмма вощины продавали без воска, это примерно 6 листов. У деда был наставник Шенкоренко Егор Федотович. Он ему помогал заниматься разведением пчел. Сначала у деда было всего 4 семьи, а на данный момент у него 14, дед говорит было и 20, и даже больше семей. Чтоб знать про пчел дед выписывал и выписывает журналы, покупает книги, советуется с опытными пчеловодами. Теоретические знания получал он с книг, журналов по пчеловодству, теоретические знания подкреплялись также практикой. В результате накопился опыт, необходимый для ведения пчеловодства.

У меня возник интерес узнать как можно больше о способах разведения пчел и продукции пчеловодства. Дедушка Владимир Иванович согласился помочь мне и даже выделил один улей, чтобы я могла сама под его руководством осуществить задуманную идею и реализовать свои способности.

Мы начали работу над проектом в зимний период 2015 года, изучая теоретические материалы по пчеловодству. А летом я вплотную занялась деятельностью по разведению пчел, сбору меда и прополиса.
Осенью я смогла подвести результаты свой летней практики: узнала много нового о ведении пчеловодства, собрала свою первую банку меда, вытерпела все трудности, которые испытывает пчеловод: укусы пчел (многим полезно для здоровья), «погоню» за роями, «страх и ужас» от вредителей.


Первый этап проекта.

1.Теоретические основы пчеловодства, как приусадебного хозяйства.
Время реализации: ноябрь 2014 года- конец февраля 2015 года.


  1. История пчеловодства.


Пчеловодство - древнейшее занятие человека. В истории пчеловодства различают несколько этапов развития:


  • охота за медом диких пчел. Она включала в себя разыскивание пчелиных семей, поселившихся в дуплах деревьев и расщелинах скал, отбор у них меда путем выламывания сот и разрушения их гнезд, что в итоге приводило к гибели пчел и сокращению их численности;


  • бортевое пчеловодство. Этот более прогрессивный метод по сравнению с предыдущим включал в себя следующие приемы:


Пчел содержали в лесу в естественных или искусственных жилищах (бортях), при заполнении сот гнезда медом производился частичный их отбор. Это оставляло пчелам шанс на выживание и дальнейшее развитие. Кроме этого, появилось контролируемое человеком размножение пчелиных семей. При выходе роя из борти его собирали и сажали в заранее подготовленное жилище. На этом этапе пчеловодство становится профессией, появляются первые, еще примитивные технологии содержания пчел;


  • пасечное пчеловодство. Оно возникло на территории нашей страны еще в X-XI вв. При этом виде пчеловодства содержание семей пчел происходит в искусственных жилищах - ульях. Сначала это были примитивные неразборные ульи (колоды, сапетки), позднее появились разборные - дуплянки.При этом появилась возможность перемещения пчел вместе с их жилищем. Пасеки стали устанавливать вблизи жилья человека, а также при необходимости подвозить к массивам цветущих растений. Размножение пчел стало полностью контролироваться, появились приемы искусственного размножения путем деления пчел. В 1814 г. П. И. Прокоповичем был изобретен рамочный улей, который используется в современном пчеловодстве и в наши дни. Самой первой информацией о пчеловодстве являются папирусные свитки, дошедшие до нас из Древнего Египта. Уже в это время пчеловодство здесь было довольно хорошо развито, а пчела являлась символом Нижнего Египта. Древние египтяне использовали ульи, плетенные из прутьев, или керамические, с которыми на плотах и лодках кочевали по Нилу, обеспечивая длительный медосбор благодаря разнице в сроках цветения медоносов в Нижнем и Верхнем Египте. Они хорошо знали лечебные свойства меда, воска, прополиса. Во II тысячелетии до н. э. пчеловоды Египта представляли собой отдельное сословие. Примерно в это же время пчеловодство было хорошо знакомо жителям Вавилонии,Палестины, Ассирии, Аравии, о. Крит. В Грецию пчеловодство также пришло из Египта. В произведениях Гомера упоминается об использовании меда в пищу греками, хотя разведением пчел они стали заниматься гораздо раньше. В VIII в. до н. э. греческие пчеловоды уже знали, что пчелиная семья состоит из разных особей - матки, рабочих пчел и трутней, хотя еще не совсем понимали их назначение. Уже в то время греки вывозили пчел на медосбор на острова Эгейского моря и даже в Египет. Много полезных сведений о медоносной пчеле и пчеловодстве можно найти в трудах греческих ученых, живших в V-IV вв. до н. э. Письменные источники указывают, что в Центральной и Северной Европе пчеловодством занимались уже в I тысячелетии до н. э. При раскопках на севере Германии были найдены колоды, относящиеся к IV в. до н. э., и плетенные из соломы и прутьев ульи. К VI в. н. э. соломенные ульи распространились на большей части Европы. В VII-IX вв. на территории Германии были довольно крупные пасеки, а мед и воск в больших количествах экспортировались в Испанию, Сирию и Палестину. В Средние века немецкие пчеловоды умели формировать отводки, перевозили пчел к источникам медосбора, сохраняли их зимой в траншеях, устраивали стационарные павильоны, занимались бортничеством. На территории Польши бортничество, видимо, было известно с I в. н. э. В XIV в. здесь существовали союзы пчеловодов. Вполне вероятно, что именно отсюда пчеловодство проникло и на территорию России. В нашей стране пчеловодство также прошло все этапы своего развития. Наши далекие предки добывали мед и воск, отыскивая в лесах жилища диких пчел. Издавна развивалось бортевое пчеловодство, которое просуществовало до конца XVIII в., хотя уже в X-XI вв. стало распространяться пасечное. В течение многих столетий мед и воск в огромных количествах вывозили в другие страны, наряду с пушниной они служили главными предметами экспорта.
    По расчетам Н. М. Витвицкого, в начале XVI в. на территории России производство товарного меда достигало почти 10 млн т. Этому способствовала богатейшая медоносная база нашей страны, где в то время были обширные лесные массивы и заросшие растительностью с преобладанием медоносов значительные площади полян, вырубок, лесных гарей и просек. В XVII в. достигает расцвета колодное пчеловодство, но в конце столетия начинается его общий упадок. Это было вызвано массовым уничтожением лесов для расширения сельскохозяйственных земель, получения в большом количестве древесины в качестве сырья и топлива для развивающейся промышленности. Это в совокупности и привело к сокращению медоносных угодий. Однако в начале XVIII в. производство товарного меда все еще достигало внушительных размеров и составляло более 300 тыс. т в год. Отдельные крестьянские хозяйства имели пасеки по 500 колод и более. В связи с регулярной охраной лесов, введенной Петром I, а позднее с запретом заниматься бортничеством большое количество пчелосемей было сосредоточено на пасеках вблизи селений. Это привело к тому, что пчелы не обеспечивались медоносными угодьями, и продуктивность пчелиных семей стала падать. Кроме того, появление керосина и развитие в начале XIX в. свеклосеяния и сахароварения еще больше подорвало значение пчеловодства как единственного поставщика сладкого продукта и сырья для свечей и резко снизило цены на мед и воск. В начале XIX в. в России насчитывалось около 40 млн пчелиных семей, а к 1840 г. осталось всего лишь 5 млн. В это же время происходили изменения и в способах содержания пчел. На смену колодам и другим неразборным ульям приходит рамочный улей, появляются медогонка и искусственная вощина, позволившие усовершенствовать методы содержания и разведения пчел. В 1889 г. в Вятке открылась фабрика, наладившая выпуск рамочных ульев и пчеловодного инвентаря. В 1890 г. в Харькове открылся цех по производству вальцов для изготовления вощины и пчеловодного инвентаря. К 1900 г. в России было 320 тыс. пасек, на которых насчитывалось 5 млн пчелиных семей, в том числе 10% от этого числа находилось в рамочных ульях. К 1910 г. этот показатель увеличился до 20%, численность пчелосемей составила 6 млн шт. Количество товарного меда на пчелиную семью было по-прежнему низким и не превышало 5-7 кг. За годы Первой мировой войны 1914-1918 гг., а затем Гражданской войны число пчелосемей сильно уменьшилось и в 1919 г. составило 3,1 млн. В 1920-х гг. развитие отрасли ускорилось. К 1924 г. в СССР было организовано около 300 пчеловодческих товариществ, которые объединялись в кооперативы и союзы. В 1930 г. в стране насчитывалось 5,5 млн пчелиных семей, в том числе 60% в рамочных ульях, в 1940 г. - 10 млн семей, причем неразборные ульи уже практически не использовались. Развивалась теория. В 1919 г. были организованы Тульская и Украинская опытные станции пчеловодства, в 1922 г.- Московская, в 1923 - Уральская и Ленинградская. В 1930 г. на базе Тульской и Московской опытных станций создан НИИ Пчеловодства. В нем работали известные ученые, такие как Н.М.Кулагин, И.А.Каблуков, Г.А.Кожевников, А. С. Буткевич, В, В. Алпатов и другие. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. нанесла пчеловодству значительный ущерб. Число пчелиных семей сократилось вдвое (до 4,5 млн), но в результате принятых мер к концу 1950 г. число семей возросло до 8,5 млн. С 1960-х гг. развитие пчеловодства идет в основном за счет укрупнения колхозных и совхозных пасек, создаются специализированные пчеловодческие совхозы. В 1989 г. имелось 8,5 млн пчелиных семей, от каждой из них получено в среднем по 14 кг товарного меда (в передовых хозяйствах по 35-40 кг), его общее производство составило 123 тыс. т. В специализированных пчеловодческих совхозах и на крупных пчеловодческих фермах механизированы трудоемкие процессы (распечатывание сот, откачка и расфасовка меда, погрузка и разгрузка ульев при их перевозке и т. д.). Применяются прогрессивные методы содержания пчел и интенсивные технологии производства пчеловодческой продукции, развивается павильонное пчеловодство. На пасеках ведется племенная работа с пчелами, основанная на знании генетики и тесно связанная с селекцией пчел, осуществляется ветеринарно-санитарный надзор за выполнением правил содержания пчел.


Чтобы овладеть техникой пчеловодства, необходимо хорошо знать биологию пчелиной семьи.


  1. Биология пчелиной семьи.

Наши медоносные пчелы по своим признакам относятся к типу членистоногих животных, классу насекомых, отряду перепончатокрылых, семейству пчелиных, роду общественных пчел, виду медоносных пчел.

1.2.1. Биологические особенности медоносной пчелы

В основе биологии так называемых «общественных» насекомых, к которым относятся и наши медоносные пчёлы, лежит их жизнь семьями. Ни один член такой семьи вне семьи жить не может. Поэтому пчеловоду при изучении жизни пчёл и при работе с ними приходится иметь дело со всей семьёй как сельскохозяйственной единицей.

Среди всех видов пчёл, собирающих нектар и перерабатывающих его в мёд, только медоносная пчела широко используется человеком.

Семьи медоносной пчелы собирают большие запасы мёда и складывают их отдельно от расплода и перги (пыльца, переработанная пчёлами), что даёт человеку возможность отбирать мёд, не разоряя гнезда и не разрушая сотов. Этому способствует своеобразное строение сотов и гнезда, не встречающееся у других пчёл.

Особенностью медоносной пчелы является способность жить всюду, где она может находить себе жилище и корм. Естественным жильём пчелы служат дупла, расщелины или небольшие пещеры в скалах, предохраняющие её от дождя, жары и холода. Медоносная пчела живёт большими семьями. Число рабочих пчёл в ней может достигнуть 100 тыс. и более. Такие семьи собирают большие кормовые запасы (мёд и перга). Наличие корма в гнезде позволяет пчёлам сравнительно легко переносить и перерывы во взятке и длительную зимовку. Пчел можно содержать и разводить и на севере и на юге нашей страны. Пчёл с успехом разводят и в долинах и на высоких горах.

Пчелиная семья не вымирает к осени, как это происходит, например, у шмелей. Большинство пчёл, родившихся в конце лета и осенью, перезимовывает до следующей весны. Следовательно, пчеловоду не приходится заботиться о заселении ульев в начале сезона.

Больший преимуществом медоносной пчелы является способ образования новых семей роением, т. е. отделение части пчёл от существующей семьи. Рой не улетает обычно сразу с пасеки, а прививается на ветке дерева. Пчеловод может собрать такой рой и посадить в улей. Кроме того, способность выводить маток и приёмки подсаженных маток пчелами безматочной семьи позволяют применять искусственное образование новых семей. Никакие другие виды пчёл этим свойством не обладают.

1.2.2. Состав пчелиной семьи и её особенности

Нормальная пчелиная семья состоит из: 1) одной плодной матки, которая является самкой; 2) многих тысяч рабочих пчёл - тоже самок, отличающихся тем, что у них половые органы недоразвиты; 3) Значительного числа трутней - пчелиных самцов, появляющихся в семье только летом.

Наличие самца и двух форм самок в семье - явление характерное для медоносной пчелы оно называется полиморфизмом, т. е. многоформенностью («поли» значит много, а «морфа» - форма).

Полиморфизм пчелиной семьи возник в результате исторического хода эволюции семьи, которая привела к разделению работ среди особей пчелиной семьи и побуждает матку, рабочую пчелу и трутня вести тот образ жизни, который свойственный данной особи.

Матка в пчелиной семье несет функции исключительно по воспроизводству потомства. Она способна только к откладки яиц. Забота о воспитании потомства, о своём жилище, корме и т. д. ей несвойственна.

Трутни никаких работ в семье не выполняют. Они находят приют и корм в любой семье, где имеются молодые матки которым нужно спариться с трутнем.

Жизнь матки и трутней невозможна без рабочих пчел. Только рабочие пчёлы собирают корм, выращивают личинок, поддерживают чистоту в своём жилище и т. д.

Хотя рабочие пчёлы и имеют половые органы самки, но в случае утери матки они заменить ее не могут, так как половые органы у них недоразвиты.

Матка. По величине матка самая большая из всех особой семьи. Длина ее тела приблизительно равна 20 - 25 мм, а вес достигает 280 мг и больше. Особенно она отличается длиной брюшка, отчего крылья кажутся меньше, чем у рабочей пчелы (рис. 1-А).

В семье пчёлы постоянно окружают матку, дают ей с хоботков корм, и т. д. В нормальной семье бывает только одна плодная матка. Матки обычно враждебно относятся друг к другу. Если в семье бой, кончающийся смертью одной из них. Только во время смены самими пчёлами старой матки в семье может находиться некоторое время, наряду со старой маткой, и молодая, только что народившаяся. У некоторых южных пчёл нередко бывает продолжительное сожительство двух маток в одной семье; можно даже наблюдать совместную кладку яиц двух маток, но обычно и на юге в семье остаётся только одна матка.

Матка может прожить до пяти лет. Но это ещё не значит, что пчеловоды должны оставлять маток в семье так долго. Если матка имеет возможность интенсивно класть яйца, то у нее вскоре, обычно года через два, истощаются яичники и матка кладёт мало яиц. Такую матку обязательно нужно заранее заменять молодой.

Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

Трутень отличается и от матки и от рабочей пчелы более широким телом. Длила его приблизительно равна 15 - 17 мм, а вес достигает 250 мг и больше (рис. 1 - В). Живут трутни около трёх месяцев и только летом. Вывод трутней начинается весной. Время их появления в значительной степени зависит от погоды, взятка, силы семьи, возраста матки и других причин. С прекращением взятка в природе трутни из нормальной семьи изгоняются. Начинается так называемое избиение трутней. Когда взяток обрывается сразу, пчёлы одновременно с изгнанием трутней начинают выкидывать из ячеек и трутневой расплод.

Нормальная семья зимует без трутней. Но бывают иногда исключения, когда семьи оставляют трутней на зимовку. Семьи с неплодными матками или совсем без маток обычно не изгоняют трутней. Если в семье поздней осенью находят трутней, то это свидетельствует о неблагополучии семьи.

Трутни никаких работ в поле и в улье не выполняют. Единственное назначение трутней - спаривание с маткой и передача ей запаса семени (сперматозоидов).

Рабочие пчелы составляют главное население семьи. Летом в средней по силе семье насчитывается около 35-40 тыс. пчёл и более, осенью - 20-27 тыс., зимой - 10-15 тыс. и, наконец, весною - 8-13 тыс.

Длина их тела равна приблизительно 12-14 мм, а вес их в среднем - 100 мг. Вес пчелы сильно колеблется и зависит от нагрузки медового зобика и содержимого задней кишки. Особенно сильно бывает нагружен медовый зобик у пчёл, вылетающих с роем (до 50 - 70 мг). У пчёл-сборщиц вес нектара в зобике колеблется от 25 до 40 мг. Вес содержимого задней кишки возрастает зимой. В среднем можно считать, что в 1 кг массы пчёл находится 10 - 12 тыс. рабочих пчёл с пустыми медовыми зобиками и задней кишкой. Северные пчёлы весят в среднем на 20-25% больше южных.

Рабочих пчёл очень часто считают бесполыми, или недоразвитыми самками. Это неверное рабочие пчёлы - те же самки, но только с незначительно развитыми половыми органами. Яичники рабочей пчелы могут работать, и в некоторые моменты жизнедеятельности семьи рабочие пчёлы могут откладывать неоплодотворённые яйца, но матку они заменить не могут.

Главная роль в семье принадлежит рабочим пчёлам: они регулируют кладку яиц маткой и уничтожают расплод, если наступает голодное время, они сменяют больную или старую матку на новую, изгоняют из семьи трутней, выполняют все работы в улье и в поле.



Летом пчёлы живут недолго - от одного до двух месяцев; только зимующие пчёлы достигают 6-8-месячного возраста. Летом, особенно в период хорошего взятка, организм пчел быстро изнашивается от усиленной работы и пчёлы гибнут в большом количестве вне улья. Быстрая убыль семьи постоянно пополняется молодыми пчёлами.
Изучая литературу по пчеловодству, я сделала следующие выводы и заметки себе как начинающему пчеловоду:


  • Для изучения жизни медоносной пчелы следует рассмотреть её морфологию, эмбриологию, физиологию и экологию.


  • Морфология изучает строение тела пчелы и её органов. Эти знания имеют большое практическое значение. Так, знание строения дыхательной системы пчелы позволило установить пути проникновения паразита при заболевании пчёл акарозом; знание размера тела трёх особей пчелиной семьи (матки, трутня, рабочей пчелы) используется в пчеловодстве для отделения матки или трутней от рабочих пчёл (разделительная решётка) и т. д.


  • Эмбриология изучает развитие пчелы из яйца, формирование её органов. Эти знания широко используются при искусственном выводе маток.


  • Физиология изучает функции органов пчелы, их отправления (дыхание, газообмен, процесс пищеварения и т. д.).Эти знания дают возможность устанавливать, какие корма необходимы для пчёл, как рассчитать вентиляцию улья, зимовника и т. д.


  • Экология изучает взаимоотношения между пчёлами и окружающей средой; как пчёлы размножаются и как жизнь семьи зависит от внешних условий.



Выводы:


  1. Знание жизни пчелиной семьи, умение создать необходимые условия для повышения жизнедеятельности семьи и использовать пчёл в нужный момент - одни из основных и решающих условий получения большой продукции от пчёл.


  2. Изучение естественного размножения пчёл в семье позволило пчеловоду активно вмешиваться в ход развития семьи, изменять его в интересах хозяйства, создавать условия, позволяющие наращивать пчёл в семье в необходимом количестве. Активное вмешательство в жизнь пчёл разрешило вопрос об увеличении числа семей без снижения выхода товарного мёда и воска.


  3. Изучение поведения пчёл позволяет широко использовать инстинкты и рефлексы для практических целей. Искусственное роение пчёл на определённые виды растений в целях их опыления и повышения медосбора - все эти приёмы основаны на знании биологии пчелиной семьи.


  4. Наконец, знание жизни и работы пчелиной семьи важно не только для правильного использования пчёл в хозяйственных целях, но и для изменения их природы с целью создания высокопродуктивных пород пчёл. Эта задача пока только поставлена, но ещё не разрешена.

Второй этап проекта- практический этап.

Разведение пчел и получение продукции пчеловодства
Время реализации: март 2014 года- конец ноября 2014 года.

2.1 Разведение пчел. Методика расчёта медового баланса.
- С чего начать? - спросила я своего дедушку Владимира Ивановича.

- Соблюдение главных правил пчеловода! - сказал мне дедушка (он и сейчас обновляет свои знания, читая книги):

1. Семьи должны быть сильными, здоровыми, не больными.

2. Своевременное расширение пчел весной.

3. Не допускать роения.

4. Осенью нужно сокращать гнезда.

5. Обеспечить на зиму качественным питанием.

6. Проводить обработку пчел от болезни лекарственными препаратами.

7. В зимовку обеспечить хорошую вентиляцию и не допускать сырости в ульях. Температура может быть любой, пчелы не боятся мороза.

8.Класть в улей подушку летом, чтобы он не нагревался, а зимой, чтобы не переохладился.

Решающим фактором при организации пасеки - является наличие достаточного количества растений-медоносов, обеспечивающих жизнедеятельность пчелиных семей. Для этого необходимо рассчитать медовый баланс местности в радиусе двух километров от пасеки, а при определении площадей опыляемых пчелами растений учитывать продолжительность и сроки их цветения. Одновременно устанавливают возможность перевозки пасеки для использования медосбора с других медоносных растений, так как пасеку целесообразно размещать вблизи больших массивов медоносов, так как при удалении пасеки даже на один километр от источника взятка медосбор резко снижается. Если в данной местности такие растения отсутствуют и возможности перевозки пасеки нет, то заниматься разведением пчёл не имеет смысла.

Расчёт медового баланса.

Чтобы определить количество пчел, которое можно содержать на определенной территории, я изучила методику А.С.Розова (см. Приложение №1) и сделала свой расчет по следующему алгоритму:





  1. Определить площадь угодий и медоносов вокруг пасеки в радиусе продуктивного лёта пчелы (2-3км).


  2. Определить время цветения медоносов и их медопродуктивность по специальной таблице (таблица №1).


Медопродуктивность с 1га сплошных насаждений Таблица № 1


Растение


Кг


Растение


Кг


Растение


Кг


Акация белая


1000


Донник белый


160-500


Малина


50-200


Акация желтая


50-200


Ива-бредина


120-150


Огурцы


25


Бобы


20


Иван-чай


350-400


Пустырник


180-300


Бодяк


100-140


Клевер


80


Рапс яровой


40-50


Василек лугов


100-107


Клен остролист


175-230


Рябина


30-40


Ветла


120-150


Кориандр


100-500


Садовые


15-35


Вишня


20


Котовник


130-200


Синяк


300-500


Глухая крапива


100-150


Липа


700


Турнепс


20-50


Гравелат речн.


100-150


Разнотравье


100


Тыква


30-40


Горошек


40-100


Лопух


100


Фацелия


120-500


Горчица белая


35-152


Люцерна ,багор


25-50


Цикорий


50-100


Гречиха


60-90


Люцерна ,полив


До 300


Черноклен


До 1000






  1. Рассчитать общий запас мёда и на долю пчёл для обеспечения жизнедеятельности пчелиных семей выделяют от 30%-50% общего запаса. (таблица№2)



Расход корма пчелиной семьей в течение года Таблица №2


Месяцы


Расход мёда, кг


Октябрь


2


Ноябрь


1


Декабрь


0,8


Январь


1


Февраль


1,5


Март


3


Апрель


6


Май


15


Июнь


26


Июль


22


Август


8


Сентябрь


4


Всего


90,3

Так зная расчётные нормы мёда на пчелиную семью и планируемый сбор товарной продукции, определяем количество пчелиных семей для содержания на данном участке:




  • Принимая среднюю потребность пчелиной семьи в мёде в 100кг и прибавив к ним 20кг товарного мёда, получим общее количество - 120кг.


  • Запас меда на нашем участке составляет 3400кг.


  • На долю пчел выделяем 1700кг


  • 1700 делим на 120=14 семей.



2.2. Основные практические этапы работы на пасеке.(Дневник моих записей «ПЧЕЛОВОД»).
2.2.1. Весенние работы

Вынос пчелиных семей из зимовника производим на предварительно подготовленный участок, который должен быть свободен от снега. Когда дневная температура повышается до +12...+14 °С, выставляем пчелиные семьи на постоянное место: с наступлением сумерек ставим ульи на места, где они были расположены в предыдущем сезоне, и открываем только верхний леток. За ночь пчелы успокаиваются и утром равномерно облетываются, что позволяет избежать массовых слетов и снизить блуждание пчел. Для лучшего ориентирования окрашиваем ульи в светлые цвета, хорошо различимые пчелами, используем влагостойкие краски. После окончания облета производим контрольный осмотр пчелиных семей, одновременно заменяя грязные донья на чистые, продезинфицированные. Осмотр производим после окончания облета, при температуре не ниже +10°С.



Уход за пчелиными семьями после зимовки предусматривает четыре осмотра: беглый осмотр, пересадку в чистые продезинфицированные ульи, весеннюю ревизию и санитарную обработку. Беглый осмотр необходим, чтобы пополнить гнезда пчелиных семей медом и пергой. Производим сокращение гнезд до такого количества рамок, которое обсиживают пчелы. Это нужно для поддержания оптимального температурного режима в гнезде. Пересадку семей в продезинфицированные ульи производим в солнечную погоду при температуре воздуха +15 °С. Во время пересадки устанавливаем потолочные кормушки, которые имеют два отделения - для сиропа и для воды. Пересадка пчелиных семей в чистые ульи занимает 5-7 минут.

Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»Осмотр пчелиных семей и работу с ними производят быстро (не более 10 минут на одну семью). В семье оставляют столько рамок, сколько обсиживают пчелы, и обеспечивают запасом корма из расчета 1,5 кг на улочку пчел. Цель весенней ревизии - создать оптимальные условия для развития пчелиных семей. Ее результаты обязательно заносятся в рабочий журнал. Применение на нашей пасеке химических препаратов для профилактики и лечения пчелиных семей исключено, так как это ведет к снижению иммунитета у пчел, а, следовательно, к возникновению болезней. Мыс дедушкой используем только растительные препараты.Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

Мой дедушка считает, что нецелесообразно укреплять слабые пчелиные семьи за счет сильных. Его система предусматривает выбраковку слабых семей и получение прироста от сильных племенных семей.

Установлено, что пчелиная семья силой 6-7 улочек после зимовки потребляет в среднем в сутки около 200 г меда. Запасы меда в гнезде, оставленные после пересадки в чистый улей, должны составлять 8-12 кг и не менее одной рамки белкового корма (перги). Несмотря на достаточное количество меда и перги в гнездах, мы производим подкормку семей инвертированным сахарным сиропом, приготовленным на основе отечественного ферментного препарата «Пчелит» российской фирмы «Трисс». Сироп получается обогащенным всеми необходимыми питательными элементами (витаминами, белками, аминокислотами, минеральными веществами и др.) и максимально приближен по своему составу к натуральному меду. Для приготовления 10 литров инвертированного сиропа требуется всего 1 г «Пчелита». Одновременно вносим в сироп растительный препарат «Пчелка» и СГОЛ-1-40 (сыворотка гомогенизированная, обогащенная лактатами) согласно инструкции. Подкормку осуществляем через каждые два дня по 250 мл на пчелиную семью до начала цветения сада.

Использование инвертированного сиропа позволяет снизить износ перезимовавших пчел, а внесение препаратов «Пчелка» и СГОЛ -1-40 укрепляет иммунитет пчелиных семей и предотвращает развитие ряда инфекционных и инвазионных заболеваний - нозематоза, аскофероза, европейского и американского гнильца и вирусного паралича. Кроме того, использование этих препаратов позволяет маткам достичь в течение короткого периода максимальной яйценоскости.

Чтобы не допустить вылет пчел за водой в холодную погоду, необходимо следить, чтобы в кормушках обязательно была вода. Во время пересадки пчелиных семей в чистые ульи мы производим установку электронагревательных элементов в средние и слабые семьи. Это позволяет сократить потери тепла и расход корма, а значит, нарастить силу семей к главному медосбору.

Массовую постановку в гнезда рамок с вощиной производим в начале цветения садов. Это совпадает с периодом интенсивного роста семей и позволяет каждой за короткий период отстроить по 10-12 рамок. Пчелиные семьи, достигшие силы 10 улочек и имеющие 7-8 рамок печатного расплода, используют для получения новых семей.

Использование в пчелиных семьях только сеголетних и однолетних маток позволяет избежать неконтролируемого роения. Если же случается выход незапланированного роя, то его поимку производим, нанося феромонный препарат «Апимил» (синтезирован Уфимским институтом органической химии РАН, автор проф. Г. Ю. Ишмуратов) на внутреннюю поверхность роевни.Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»



2.2.2.Откачка меда и подготовка к зиме

Первую откачку меда производим, когда установленные соторамки запечатаны на треть общей площади. По нашим наблюдениям первая откачка обязательна, так как стимулирует дальнейший сбор меда.



Вторую откачку меда производим в конце главного медосбора. Мед к этому времени в сотах запечатан не менее, чем на двух третях соторамок. В 2013 году первую откачку произвели в конце июля.Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

Снижение привесов контрольного улья до 0,5-1,0 кг в сутки и выбрасывание трутней из ульев является очевидным признаком окончания главного медосбора.





Технология извлечения мёда.Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

1.Разводим «дымарь» - это специальное устройство для разведения дыма путём розжига в нём трухи деревьев. Так создается как бы имитацию пожара. Пчелы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом, она не может пустить в ход жало и можно спокойно попасть в улей и извлечь рамку.Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

2. Извлекаем рамки с помощью «дымаря».

3. Чистим рамки с двух сторон от насекомых и воска специальной щёткой.

4. Как только рамку почистили, распечатываем соты, срезав восковую плёнку пасечным ножом. Затем помещаем рамку в специальный ящик и несём к медогонке.

5.Рамку устанавливаем в медогонку и начинаем вращать, мёд выбрызгивается на стенку чана с одной стороны рамки и по стенке чана стекает на дно, над которым имеется кран или отверстие для выливания мёда.Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

После откачки меда из сотов его сливают из медогонки и отстаивают в таре несколько часов, чтобы кусочки воска всплыли на поверхность. После снятия поверхностного слоя дополнительной фильтрации меда не требуется, его можно сразу расфасовывать.Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

Мёд сохраняет свои вкусовые качества и аромат, если его хранят в сухом помещении с влажностью воздуха 60-70% и температурой воздуха от +5 до 100 C.

Повышение влажности может привести к закисанию мёда. Рядом нельзя хранить рыбу и другие сильно пахнущие продукты, так как мёд имеет свойства впитывать запахи. Лучшей тарой для мёда считаются стеклянные банки разного объёма с плотными крышками либо эмалированная посуда.

В посуде из железа, цинка, меди и алюминия мёд хранить нельзя, потому что образуются ядовитые соединения.


Подготовка к зиме.

Это самый ответственный период в его работе, от которого зависят результаты будущего сезона. Собирая гнездо на зиму, необходимо обеспечить пчелиные семьи достаточным запасом доброкачественных кормов. Основным правилом при сборке гнезд на зиму является комплектация гнезда светло-коричневыми сотами, в которых содержится по 2 кг меда, не меньше. Предварительную сборку гнезд производим в первой половине главного медосбора, оставляя в гнездах пчелиных семей по 15-20 кг доброкачественного меда.

Не позднее 20 августа сокращаем гнезда семей, устанавливаем потолочные кормушки и приступаем к подкормке.

В это же время производим выбраковку малопродуктивных пчелиных семей и маток, присоединяя их: к нуклеусам. Подкормку производим инвертированным сахарным сиропом, приготовленным с применением ферментного препарата «Пчелит» из расчета 5-7 кг сахара на пчелиную семью. Семьи подкармливаем сиропом, приготовленным в соотношении 3:2 (сахар-вода), через день по 0,8-1,0 л. Это позволяет маткам не сокращать яйцекладку и нарастить в семьях дополнительное количество молодых пчел.

В конце сентября гнездо сокращаем с таким расчетом, чтобы обеспечить компактное размещение кормовых запасов и наилучшую сохранность пчелиной семьи в зимний период. В отсутствие поддерживающего медосбора принимаем меры против воровства пчел. Гнезда осматриваем и собираем утром или ближе к вечеру. Соты, изъятые из гнезд, помещаем в ящики с крышками и быстро уносим в помещение, недоступное пчелам. Летки уменьшаем до 1-2 см.

Зимой мы занимаемся подготовкой к будущему сезону. Заблаговременно готовим все, что потребуется для интенсивной работы на пасеке. После зимовки все силы должны быть направлены на создание оптимальных условий для интенсивного роста и развития семей. После окончания пчеловодного сезона сортируем запасные соты по качеству. Производим выбраковку сотов, старые и некачественные перетапливаем на воск.

В зимнее время ремонтируем и дезинфицируем запасные ульи, которые потребуются весной для пересадки перезимовавших семей и формирования новых. Приобретаем необходимый инвентарь и оборудование. Вощину и мелкий инвентарь приобретаем заблаговременно. Все эти мероприятия позволяют эффективно организовать работу в течение активных месяцев пчеловодного сезона.

Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»



2.3.Продуктивность и рентабельность пчеловодческого хозяйства.
Уровень рентабельности любого хозяйства зависит от величины превышения доходов от реализованной продукции над расходами, связанными с производством этой продукции.

Для повышения рентабельности пчеловодства первостепенное значение имеет использование передового опыта, разработка и внедрение прогрессивных приемов и технологий пчеловождения, обеспечивающих содержание на пасеках сильных, высокопродуктивных пчелосемей, сокращение затрат труда и материально-денежных средств на производство единицы продукции, эффективное использование нектароносной растительности для производства целого комплекса продуктов пчеловодства.

Однако, внедрение инновационных технологий в собственное производство без последующего анализа полученных результатов - это немалый риск, который может негативно отразиться на натуральных (количественных), качественных и стоимостных показателях деятельности хозяйства. Поэтому для рентабельного ведения пчеловодства важны не только технологический и технический аспекты. Особую важность приобретает экономическая сфера, а именно: экономический анализ как необходимый элемент поэтапного развития хозяйства. Он позволяет не только оценить деятельность предпринимателя (пчеловода - любителя или профессионала) или крупного предприятия по пчеловодству, оценить состояние дел в прошлом и в настоящий момент, но и является своеобразной страховкой при внедрении новых технологий. Такая оценка служит основой для формулирования конкретных выводов и принятия соответствующих решений.

Таким образом, экономический анализ является инструментом, своеобразным рычагом управления сельскохозяйственным производством. Результаты анализа должны содействовать росту производительности труда, снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности производства.



Пасека приносит доход: от меда, воска, пыльцы, прополиса самих пчел иПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» маток. Но главный доход получается от меда, все же остальное даетПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» второстепенный доход, крайне не значительный по сравнению с медом. ВПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» среднем по медоносным угодьям местности по медосбору, на правильноПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» поставленной пасеке каждая пчелиная семья дает 30-40 кг меда. При более или менее благоприятных условиях, даже в средней по медосбору местности,Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» пасека может дать более 20 кг на семью. В местностях с богатым медосборомПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» доходы, с семьи в 40-50 кг является обыкновенным, а при особенноПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» благоприятных условиях он может возрасти до 120 и более кг меда с улья. НоПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» местности с такими благоприятными условиями встречаются очень редко, вПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» виде исключения. Воска получается значительно меньше, а именно около 1 кг с улья. Пользуясь этими данными, нетрудно вычислить и доходность пасеки, зная местную цену меда иПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» воска. Таким образом, пасека в 100 семей должна дать за лето не менее 4000 кг меда и 80-100 кгПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» воска, стоимость которых нетрудно вычислить, зная местные цены на эти продукты. Расход такой пасеки будет состоять в уплате жалованья: помощнику или сторожу, расходов наПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» транспорт, приобретение вощины и кормов, ульев, обработку от клеща. Зная местные цены и посчитавПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» сумму дохода и расхода, нетрудно определить доходность пасеки в процентах на затраченныйПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» капитал. В благоприятные годы и в хорошей местности, доходность пасеки может значительноПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» повыситься, при чем повышение ее не сопряжено с увеличением расходов.

Пасеки в количестве более, чем 100 семей, могут быть расположены только в исключительноПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» богатых по медосбору местностях. В большинстве случаев выгоднее большую пасеку разделить наПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» несколько, при том так, чтобы на каждой было не более 100 семей(оптимально 60 семей), иПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» расположить эти пасеки в 4 - 5 км одна от другой. С таким большим пасечным хозяйством можноПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» справляться в одиночку, но лучше иметь помощника. Чтобы не держать сторожа на таких пасеках вПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» течение круглого года, можно все ценное имущество свозить на зиму в одно место, оставляя наПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» пасеках только пчел. Все это приведет к значительному сокращению расходов, а следовательно и кПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» увеличению доходности от пчел. Таким образом, пасека, например, в 20 семей, даст в доход 800 кг меда и 18 кг воска. Расход же наПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» нее выразится в транспортных затратах, обмене воска на вощину, закупку кормов, инвентаря и прочихПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» мелких расходов, то есть чистый доход будет равняться значительной сумме, при чем потребуется наПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» уход за такой пасекой всего 6 - 8 часов в неделю, на протяжении 4 месяцев.

Заключение.
В результате моей учебно-опытнической работы я очень много узнала о технологии содержания и разведения пчел в условиях приусадебного участка и, хотя пасека у нас давно, я никогда не задумывалась о значимости её в народном хозяйстве. По итогам своей практической деятельности я сделала следующие выводы:


  • Решающим фактором при разведения пчёл и получение продукции пчеловодства является наличие достаточного количества растений-медоносов, обеспечивающих жизнедеятельность пчелиных семей.


  • Изучение биологии и размножения пчёл позволяет пчеловоду активно вмешиваться в ход развития семьи, изменять его в интересах хозяйства, создавать условия, позволяющие наращивать пчёл в семье в необходимом количестве. Активное вмешательство в жизнь пчёл разрешает вопрос об увеличении числа семей без снижения выхода товарного мёда и воска.


  • Семьи должны быть сильными, здоровыми, не больными.Обеспечить на зиму качественным питанием. Проводить обработку пчел от болезни лекарственными препаратами. В зимовку обеспечить хорошую вентиляцию и не допускать сырости в ульях. Температура может быть любой, пчелы не боятся мороза.


В заключение хочу сказать, что пчеловодством нужно заниматься не только потому, что этоПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» прибыльный и стабильный бизнес, а еще и интересное и увлекательное занятие. Пчеловодство несет в себе культуру труда, эстетическое и нравственное восприятие живой природы, оказывает воспитательное воздействие, приносит удовлетворение и наслаждение. Работа с пчелами способствует стабилизации психики человека, снимает стрессовые состояния, улучшает работу всех систем организма.

По статистике воПрактический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства» время голодоморов, смут и войн от голода не умер ни один пчеловод.

Список литературы:


  1. Абрамова Г. М. Возрождаем среднерусскую породу пчёл //Пчеловодство. 2002. № 6. 64 с.


  2. Аветисян Г. А. Пчеловодство. М.: Колос, 1982. С. 26-33, 77-85.


  3. Басов А. П. Роение //Пчеловодство. 1999. № 3. С. 53-55.


  4. Безматерных А. С. Пчёлы //Пчеловодство. 2002. № 6. С. 1113


  5. Билаш Н. Г., Соловьёва Л. Ф. Особенности текущего пчеловодного сезона //Пчеловодство. 2002. № 6. С. 49-51.


  6. Бондарев С. Ромашкин П. Пчелы, мед, пасека. Современное руководство пчеловода// Владис, 2009 г. Твердый переплет, 512 стр.


  7. Бузоверзов М. И. Система содержания пчёл в Среднем Поволжье //Пчеловодство. 2001. № 1. С. 38-40.


  8. Буренин Н. Л., Котова Г. Н. Справочник по пчеловодству. М.: Колос, 1984. с. 199-213.


  9. Мостовой Е.М. Пчеловодство в вопросах и ответах. - Ростов н/Д.: Феникс; phoenixrostov.ru/ Феникс, 2007.


  10. Тарасов Е.Я. Эффективное пчеловодство. Все о домашнем пчеловодстве. - Ростов н/Д.: Издательский дом "Владис", М.: Издательский дом "РИПОЛ Классик", 2007. vladisbook.ru/ Издательский дом "Владис", ripol.ru/ Издательский дом "РИПОЛ Классик"


  11. Черевко Ю.А., Аветисян Г.А. Пчеловодство. - М.: АСТ: Астрель, 2007. ast.ru/ Астрель


  12. Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. prosv.ru/ Издательство "Просвещение"



ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Чтобы определить количество пчел, которое можно содержать на определенной территории, необходимо знать медовый запас местности и нормы сбора меда на одну семью пчел.

Мед, собранный одной семьей пчел, необходим:

а) для кормления семьи пчел в течение всего года;

б) для кормления прироста. Излишки являются товарным медом.

Годовая потребность в корме одной семьи пчел рассчитывается следующим образом (по С. А. Розову). На питание (поддерживающий корм) летом взрослая пчела за сутки тратит 4,2 мг меда и 0,31 мг перги. На выкормку одной пчелиной личинки за весь период ее развития расходуется около 114 мг меда и 89,4 мг перги. Для получения 1 кг воска пчелы расходуют около 3,6 кг меда и немного перги. Следовательно, на 1 кг пчел в сутки в летних условиях расходуется (г):

Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

На 1 км пути пчела тратит около 0,43 мг сахару. Затраты корма пчелой на поиски цветов и перелет с цветка на цветок в два раза больше, чем количество корма, расходуемое на рейс от улья к цветам и обратно (при условии удаленности источника взятка на 1 км).

На переработку нектара в мед затрачивается около 20% принесенного в улей сахара, что составляет около 25% готового, переработанного меда.

Зимой средняя семья в нормальных условиях за сутки расходует около 30 г меда (за 1 месяц - 0,8-1 кг). К концу зимовки, с появлением в семьях расплода, расход корма удваивается.

Следует отметить, что расход корма пчелами зимой зависит от условий зимовки и от силы пчелиной семьи. Чем слабее семья, тем больше корма она поедает в зимний период на единицу живого веса. Приведенные выше нормы дают возможность ориентировочно исчислить годовую потребность в корме одной семьи пчел.

Годовая потребность в корме одной сильной семьи пчел складывается следующим образом:

Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

Следовательно, годовая потребность семьи пчел составляет 90-100 кг меда и 15 кг перги.

Потребность одной семьи в меде в различные периоды сезона и источники покрытия этой потребности приведены в табл. 14.

Таблица 14. Примерный медовый баланс семьи пчел (кг)

Практический проект «Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

Корм для прироста, получаемого от семьи. Потребность роя или отводка в кормах приблизительно равна половине годовой потребности семьи.

При увеличении пасеки на 20% корм для прироста (в пересчете на зимовалую семью) будет составлять (95•20)/(2•100) = 9,5 кг.



Товарный мед. Если в хозяйстве запланировано получить от семьи 15 кг товарного меда, то сбор меда на каждую перезимовалую семью (при 20% прироста) составит 95+9,5+15 = 119,5 кг.

Допустимое количество пчел на условной территории. В нашем примере общий запас сахара в цветках растений, окружающих пасеку, равен 10880 кг. Это такое количество меда, которое в виде сахара в нектаре может быть выделено всеми цветками. Но пчелы соберут не более половины этого запаса, т. е. 5440 кг. Следовательно, на данном точке можно оставить 45 семей пчел (5440:120).

Таким путем ведется расчет в тех случаях, когда нектар выделяется растениями более или менее равномерно, причем к середине лета его количество увеличивается, а к осени - постепенно снижается. Но пасеки чаще всего размещают в местах, где бывает обильный главный взяток и скудный поддерживающий или наоборот. В таких случаях размер стационарного точка надо определять по меньшему взятку. Практически это делается так. Из общего запаса сахара в нектаре, который могут собрать пчелы (М), вычитают ту часть сахара, которая приходится на больший (главный) взяток (Г). Полученная разность (М-Г) и будет составлять поддерживающий взяток. Потом из общего количества меда, которое должно быть собрано семьей за сезон (м), вычитают количество меда, которое семья может собрать за период главного взятка (г). Разность (м-г) будет равна поддерживающему взятку. Количество пчел на одном точке (С) определяется по формуле C = (М-Г)/(м-г)



© 2010-2022