Лабораторная работа 7 класс по теме Внешнее строение рыб

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторная работа

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Цель: изучить внешнее строение рыб, установить особенности внешнего строения рыб и их значение для жизни в воде.

Оборудование: аквариумные рыбки.

Ход работы:

1Лабораторная работа 7 класс по теме Внешнее строение рыб. Рассмотрите внешнее строение рыбы. Обратите внимание на форму тела, сочленение головы с туловищем, расположение чешуи. Найдите жаберные крышки, глаза, ноздри. Найдите боковую линию, проходящую вдоль всего тела. Рассмотрите плавники. Найдите парные плавники (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой, анальный). Рассмотрите одну чешуйку рыбы. На ней заметны светлые (широкие) и темные (узкие) кольца. Это годичные кольца. Летом происходит значительное нарастание чешуи - образуется светлый слой. Зимой рост рыбы и нарастание чешуи незначительны - слой узкий, почти черный. Подсчитайте светлые и темные кольца на чешуе, определите и запишите возраст рыбы.

2. Зарисуйте строение рыбы. На рисунке обозначьте жаберную крышку, боковую линию, глаза, ротовое отверстие, грудные, брюшные, анальные, хвостовой, спинной плавники.

3. Рассмотрите плавники, установите, какой группе плавников соответствует роль, дополните значение плавников из текста, впишите в таблицу:

А) поддержание равновесия и устойчивости при крутых поворотах

Б) основная роль при передвижении вперед (главный орган передвижения)

В) повороты, остановка, медленное движение вперед

Группы плавников

Названия

Значение

1. Непарные

1.

2.

3.

2. Парные

1.

2.

Справка

Способы передвижения рыб различны. Большинство из них плавает с помощью волнообразных движений всего тела и хвоста, а грудные и брюшные служат рулями глубины. Так плавает обитатель водоемов - окунь. Рыбы с плоской формой тела плавают иначе. Например, скаты передвигаются благодаря взмахам сильно разросшихся грудных плавников. Луна-рыба, живущая в теплых морях, совсем не пользуется плавниками для передвижения. Всю жизнь она плавает пассивно, переносимая морскими течениями.

4.Запишите значения приспособления рыб к жизни в воде, ознакомившись со справочным материалом, заполните таблицу.

Приспособление

Значение

1. Обтекаемая форма тела

2. Чешуя

3. Слизь

4. Плавники

5. Жабры

6. Плавательный пузырь

7. Боковая линия


Справка

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1. Большая текучесть воды

2. Прозрачность

3. Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода

4. Текучесть

5. Высокое давление на больших глубинах

6. Сильное поглощение солнечных лучей

1. Обтекаемая форма тела

2. Защитная окраска

3. Глаза - органы зрения

4. Жаберное дыхание, обоняние

5. Органы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения

6. Форма тела меняется от веретеновидной у неглубоководных видов рыб к лентовидной у глубоководных и дисковидной у донных

Значение приспособлений

А) снижает силу трения, уменьшает затрату энергии на передвижение в воде, облегчает движение в воде, содержите антибактериальные, убивающие микроорганизмы, вещества

Б) гидростатический орган, определяет направление и силу тока воды, глубину погружения, приближение различных объектов

В) плотно прилегает по направлению от головы к хвосту, обеспечивает защиту и облегчает движение рыбы в воде, уменьшает затраты энергии на передвижение рыбы в воде

Г) обеспечивают движение в воде

Д) обеспечивают дыхание кислородом, растворенным в воде

Е) обеспечивает плавучесть, способность держаться на определенной глубине, всплывать или погружаться

Вывод: Рассмотрите рисунки внешнего строения различных видов рыб в учебнике, в чем причины сходства и различия во внешнем строении разных видов рыб?


© 2010-2022