План-конспект обобщающего урока на тему Происхождение человека

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект обобщающего урока на тему Происхождение человека

Рабочий лист

Тема 2. Происхождение человека


Занятие 5. Обобщающий урок по теме: «Антропогенез».

Цели:

образовательные - проверить уровень сформированности таких основных понятий, как:

  • «антропогенез»;

  • «этапы эволюции человека»;

  • «движущие силы антропогенеза»;

развивающие:

  • проверить владение системой понятий;

  • умение устанавливать связи между понятиями;

  • делать выводы о практической значимости полученной информации.

воспитательные:

  • воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

  • воспитывать ответственность, дисциплинированность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

Материальное обеспечение урока:

1. Презентация

Метод обучения: урок контроля (игра-зачёт).


ХОД УРОКА


I. Организационная часть.

1. Приём взвода.

II. Обобщение изученного материала.


1. Разминка

1) Игра - кроссворд.

2) Блиц-опрос.

  1. Как переводится с латинского «австралопитек»?

  2. От какой группы произошли австралопитеки?

  3. Перечислите виды рода Человек в порядке их возникновения.

  4. Как по латыни звучит «Человек умелый»?

  5. Латинское название «Человека прямоходящего».

  6. Латинское название «Человека разумного».

  7. К какому виду относился неандерталец?

  8. К какому виду относился кроманьонец?

  9. К какому виду относился питекантроп?

  10. К какому виду относился синантроп?

2. Положение человека в системе органического мира.

Задание: какое положение занимает человек в системе органического мира? Назовите признаки человека, определяющие его принадлежность к типу, п/типу, классу, п/классу, отряду.


Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Класс

Млекопитающие

Подкласс

Плацентарные

Отряд

Приматы

Подотряд

Человекообразные обезьяны

Семейство

Гоминиды

Род

Человек

Вид

Человек разумный

Подвид

Человек разумный разумный

3. Сходства и различия человека и животных.

Задание:

1) Что такое рудименты? Назовите рудименты человека изображённые на рисунке.

2) Что такое атавизмы? Назовите атавизмы, присущие человеку.

3) Назовите черты различия.

4. Стадии становления.

Задание: назовите стадии антропогенеза.

5. Литературное задание.

Задание: определить предка.

6. «Картинная галерея».

Задание: по картинкам найти предка, которого определили в предыдущем задании, охарактеризовать его.

7. Человек биосоциальное существо.

Задание:

1) Назовите социальные факторы антропогенеза.

2) Какова роль социальных и биологических факторов антропогенеза на разных этапах эволюции человека?

3) Какие факторы эволюции человека являются ведущими и почему?

III. Итог урока.

1. Подведение итогов, выставление оценок, обсуждение результатов.

Литературное задание

Первый мост

…И вот он вырвался из чащи

По следу зверя. Но поток,

В глубокой трещине урчащий,

Ему дорогу пересёк.

На берегу другом - добыча,

Для всей семьи его - еда:

Нетронутые гнёзда птичьи,

Косуль непуганых стада…

Себе представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потёр.

И брови на глаза нависли,

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою, сведён.

И вдруг - голодный, низколобый,

Он стал, упорен и высок,

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.

И, подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев - гнильё! -

Он стал раскачивать её.

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.

И он тропою небывалой

На берег перешёл другой,

И пот со лба отёр усталой

Уже не лапой, а рукой.

(В. Шефнер)


Пращур.

А и было-то у пращура:

Лишь пещера на семь морд,

Да табун в четыре ящера,

Да наскальный натюрморт.

Пращур месит глину влажную -

Лечит выбитый сустав,

За обиду за вчерашнюю

Крыть соседа подустав:

Отнял всё, речей не слушая,

Хоть - не съел по доброте!..

Ох, болит рука распухшая -

Глину мнёт в речной воде…

Подло всё и неустроенно,

Нет истории пока.

В смертном слишком много воина,

А в последнем - дурака.

Нет вокруг такого гения -

Мозг всерьёз связать с рукой.

Ни Сократа нет, ни Гегеля.

Хоть Спиноза бы какой!..

Всё в родных плющах основано

На дубине, на клыках…

Что за странная штуковина

Получается в руках?..

Пращур наг. Но так иль иначе,

В силу этих дум и мук,

Первым в мире пьёт к полуночи

Из посуды - не из рук.

Не украдена, не отнята -

Им же произведена

Штука глиняная - вот она!

Что сулит ему она?

Семь ведь ртов, с детьми,

С калеками -

Чай, за всех душа болит.

Птеродактиль кукарекает.

Наступает неолит.

(Ю. Рященцев)


© 2010-2022