- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Происхождение человека
Урок по биологии на тему Происхождение человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ларина М.В. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Происхождение человека.
9 класс
Цель: изучить основные сведения о движущих силах антропогенеза.
Задачи:
-
Образовательная: показать многообразие доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека;
-
Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с литературой, групповой работы, выделять главное, формулировать выводы;
-
Воспитательная: терпимое отношение к взглядам других людей, существование одного вида Человек Разумный, представленного всеми расами.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, самостоятельная работа с таблицей,
Междисциплинарные связи: география, история, МХК.
Внутридисциплинарные: анатомия, физиология человека.
Обеспечение занятия:
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Приветствие;
-
Подготовка к работе;
-
Наличие учащихся.
-
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия.
-
Изложение нового материала.
-
Антропология. Доказательства происхождения человека от животных.
А) Какая наука занимается происхождением и эволюцией человека? (Антропология).
Б)Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в самых различных легендах, сказаниях и верованиях. И уже в древней философии при решении этого вопроса выделяют два совершенно противоположных направления:
-
-
Идеалистическое, утверждающие, что человек создан сверхестественными, божественными силами.
-
-
Материалистическое, пытающиеся объяснить происхождение человека естественным путем;
-
Мифы о происхождении человека.
В конце XVIII начале XIX в. Появляются первые эволюционные представления о происхождении человека.
-
Сходство человека с животными.
Пример:
«Изучив все части тела всех животных, - пишет молодой русский естествоиспытатель Афанасий Каверзев,- и сравнив их друг с другом, надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые необходимо имеют все животные, у всех животных наблюдается удивительное сходства. С этой точки зрения можно бы, пожалуй, не только кошку, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной семьи».
Что можно сказать на основе этих данных?
Вспомните какие сходства есть у человека и у животных?
-
Генетический код;
-
Двусторонняя симметрия;
-
Костный скелет;
-
Пятипалые конечности;
-
Легочное дыхание;
-
Дифференцированные зубы, молочные железы, теплокровность;
-
Плацента, живорождение.
-
Несмотря на большое число сходных признаков, человек имеет специфические, присущие только ему особенности. Какие это особенности?
-
Прямохождение;
-
Сводчатая стопа;
-
Подвижная кисть руки, противопоставленный большой палей;
-
Позвоночник с четырьмя изгибами;
-
Крупные размеры мозговой части и малые размеры лицевой;
-
Бинокулярное зрение и др.
-
Доказательства.
На родство с животными указывает наличие рудиментов и атавизмов.
Вспомните что называется «рудиментами»? Приведите примеры.
-
Ушная раковина и мышцы ушные;
-
Мигательная перепонка»
-
Копчиковая кость;
-
Аппендикс;
-
Тонкие волосы на теле и др.
Вспомните, что называется «атавизмами»? приведите примеры.
-
Хвост;
-
Обильный волосяной покров;
-
Многососковость;
-
Клыки и др.
-
Систематическое положение человека.
Класс: Млекопитающие
Отряд: Приматы
Подотряд: Человекообразные обезьяны
Семейство : Люди
Род: Человек
Вид: Человек разумный
-
Эволюция приматов (демонстрация 2-4)
-
Стадии эволюции человека.(5-14)
При рассмотрении этого вопроса используется опорный конспект.
-
Движущими силами антропогенеза являются: биологические (речь, сознание) и социальные факторы (труд, общественная жизнь).
-
В борьбе за существование получили преимущества те первобытные стада древних людей, у которых были законы общественной жизни (забота о стариках, взаимопомощь, защита слабых);
-
С появлением речи древние люди могли передавать накопленный опыт и знания.
Рассказ об этапах эволюции человека:
-
Австралопитек
-
Древнейшие люди(питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек);
-
Древние люди (неандертальцы);
-
Современные люди (кроманьонцы).
Стадии эволюции человека
-
Стадия
Рост
Объем мозга
Образ жизни
Австралопитек
Древнейший человек
Древний человек
Современный человек
-
Тренажер.(15-16)
-
Современный этап эволюции человека.
Докажите, что все современные люди принадлежат к одному виду Homo sapiens?
Все ли люди на Земле одинаковые? В чем отличие? В связи с чем образовались эти отличия? Как называются группы различных людей? Какие основные расы выделяют? Что такое расизм?
-
С детских лет вы помните историю Маугли, который жил в джунглях с животными, был наделен большим умом и превосходил всех животных сообразительностью. Может ли ребенок полноценно развиться в обществе животных?
-
Предложите путь дальнейшего развития человека.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.