Урок по биологии Пищеварение животных

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: Класс: 6 а,б Урок №: 28

Тема урока: Пищеварение у животных.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся о питании живых организмов. Раскрыть особенности питания и пищеварения животных, на примере дождевого червя и позвоночных животных.

2. Продолжить формирование умений сравнивать живые объекты, работать с различными источниками информации, узнавать объекты на рисунках; формировать навыки исследовательской работы при выполнении лабораторной работы.

3. Воспитывать научное миропонимание, ценностное отношение к знаниям. Расширять кругозор учащихся, продолжать формировать познавательный интерес.

Оборудование: 1. Схемы пищеварения амёбы, гидры, планарии, дождевого червя, собаки. 2. Схема переваривания пищи в организме человека. 3. Лабораторное оборудование для опытов: накрахмаленный бинт, ватные палочки, йод, чашки Петри, пинцет; желудочный сок, белок куриного яйца, водяная баня, термометр, пипетка. 4. Тесты, синквейн, презентация. 5. Смайлики.

Тип: Комбинированный. Личностно-ориентированный урок, построенный с учётом ФГОС.

Организация и ход урока.

I. Организация класса. Проверка готовности класса к уроку.

У: Ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок. Зарисуйте в тетради тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Вы волнуетесь сегодня? Прошу вас настроится на положительную волну.

II. Проверка усвоения знаний, умений, навыков домашнего задания.

У: Ребята, я хочу начать со слов Льва Николаевича Толстого. Он сказал такие слова:

«Старайся дать уму как можно больше пищи».

Что имел ввиду великий русский писатель? О какой пище идёт речь?

( Об умственной работе, необходимо мозгу как можно чаще давать возможность думать, размышлять, запоминать, наконец, фантазировать).

Конечно же это высказывание в прямом смысле слова связано с изучаемой нами темой. Но мне очень бы хотелось чтобы сегодня вы показали все свои умственные способности.

Начнём с проверки домашнего задания. Задания выполняем на листочках по вариантам : 1 вариант - нечётные задания, 2 вариант - чётные задания.

Какие утверждения верны?

Над номером задания поставьте знак «+», если вы согласны с этим утверждением и «-«, если не согласны.

1. Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию с помощью фотосинтеза.

2. Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется почвенным питанием.

3. Животные потребляют готовые органические вещества.

4. В результате пищеварения сложные питательные вещества становятся доступными для усвоения.

5. Все животные - хищники.

6. Только среди растений встречаются паразиты.

7. У амёбы пищеварение происходит медленно, потому что образуется только одна пищеварительная вакуоль.

8. У гидры пищеварение происходит только в кишечной полости.

9. Гидры имеют только ротовое отверстие.

10. У планарии появляется пищеварительная система с глоткой, кишечником и анальным отверстием.

Выберите правильный ответ.

1. Питание - это процесс:

а) переваривания пищи; б) приобретение питательных веществ и энергии;

в) образование кислорода и выделения углекислого газа.

2. Пищеварение - это процесс:

а) механической и химической переработки пищи; б) приобретения пищи; в) выведения пищи из организма.

3. В процессе пищеварения в результате химической обработки пищи:

а) сложные вещества пищи распадаются на более простые, доступные для усвоения организмом; б) сложные вещества пищи распадаются до воды и углекислого газа; в) пища превращается в кашеобразную массу.

4. В процессе пищеварения в результате механической обработки пищи:

а) сложные вещества пищи распадаются на более простые, доступные для усвоения организмом; б) сложные вещества пищи распадаются до воды и углекислого газа; в) пища превращается в кашеобразную массу.

ОТВЕТЫ:

Какие утверждения верны? Выберите правильный ответ.

+ + - - +

1 вариант. 1 3 5 7 9 1- б), 3 - а).

+ + - - -

2 вариант. 2 4 6 8 10 2 - а), 4 - в).

Критерии оценки: «5» - 6-7 баллов

«4» - 5 б.

«3» - 4 б.

«2» - 0-3 б.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Познавательные вопросы:

-Какие проблемы могут возникнуть у изученных нами животных при пищеварении?

  • Амёба - пищеварительная система отсутствует, пищеварение в пищеварительной вакуоли происходит медленно.

  • Гидра - пищеварение в кишечной полости и внутриклеточное, только ротовое отверстие.

  • Планария - есть пищеварительная система, но только ротовое отверстие. Пищеварение происходит медленно, пока оно не закончится, животное не может заглотить новую жертву.

-Чего же не хватает, чтобы пищеварение проходило быстро?

Пищеварительной системы сквозного типа.

Сегодня мы будем изучать пищеварение у животных, имеющих такой тип пищеварительной системы. Тема урока?

Тема урока: Пищеварение у животных. Запись в тетради.

III. Домашнее задание: 10, стр. 71,

сообщения и презентации о многообразии способов питания у животных и растений (стр. 66-67).

Физминутка. Руки подняли…

IY. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний.

Целеполагание.

-Используя текст учебника и рисунки на стр. 71, определите, что мы должны сегодня узнать?

-Что должны для этого сделать?

-Что мы уже знаем о пищеварении, и что нам нужно вспомнить?

  • Что такое пищеварение?

  • Из каких 2 способов переработки пищи оно состоит?

  • Что происходит с питательными веществами, образовавшимися в процессе пищеварения?

  • Какое строение имеет пищеварительная система дождевого червя?

  • Как происходит пищеварение у дождевого червя?

-Что мы должны нового узнать? Что нам нужно сделать для этого?

Каким способом?

-Чему бы вы хотели научиться?

2. Изучение строения и работы пищеварительной системы дождевого червя.

Начнём с изучения строения и работы пищеварительной системы дождевого червя.

Задание:

  • Вспомните отделы пищеварительной системы дождевого червя.

  • Что происходит с пищей в каждом отделе?

  • В чём преимущество пищеварения дождевого червя над пищеварением амёбы, гидры и планарии?

Пища проходит в одном направлении и потребляется независимо от процесса переваривания.

Вывод: ДЧ имеет более сложную и совершенную пищеварительную систему.

Подобный план строения имеют многие многоклеточные животные - от кольчатых червей до млекопитающих.

3. Немного позже мы об этом узнаем, а сейчас эмоциональная пауза.

Слайды презентации о питании кошек и собак (шуточные).

Итак, изучим пищеварение у позвоночных животных.

4. Изучение пищеварительных систем позвоночных животных. Для этого выполните самостоятельно задание в рабочей тетради, используя текст учебника и рисунки на стр. 71.

Задание:

Выполните упр. 52 на стр. 34 в рабочей тетради.

- Что в этом задании для вас было самым сложным? Как вы справились с этой проблемой?

  • Что заметили?

  • Что общего в ПС этих животных?

  • Чем отличаются ПС этих животных?

  • Для чего служат печень и поджелудочная железа?

5. Работа пищеварительной системы позвоночных животных.

Используя схему «Пищеварение у человека», расскажите о пищеварении у человека или ответьте на вопросы.

  • Что происходит с пищей в каждом отделе? Где происходит механическая переработка пищи, а где химическая?

  • Представьте себе, что вы едите лимон без сахара. Как на ваше воображение отреагировали слюнные железы?

  • Как можно определить, какую функцию выполняют слюна и желудочный сок?

  • Для чего служат печень и поджелудочная железа?

  • Почему пищеварительные соки могут переваривать пищу?

  • Что такое ферменты?

  • Ферменты - это…? (вещества, обеспечивающие переваривание пищи)

6. Лабораторная работа. Работа в парах.

  • Какие теоретически возможные результаты опытов вы могли бы предложить? Сформулируйте их в виде гипотез.

  • Предложите последовательность выполняемых операций по определению действия слюны и желудочного сока на вещества?

Демонстрационный опыт. Действие желудочного сока на белки.

Стр. 32 в рабочей тетради.

Цель: Выяснить, при каких условиях желудочный сок расщепляет белки.

Оборудование: На демонстрационном столе: штатив с 4 пробирками, водяная баня, термометр, лёд (снег), хлопья белка куриного яйца, желудочный сок, пипетка, раствор йода.

Ход работы.

1. В 2 пробирки помещаем хлопья белка куриного яйца.

2. В пробирки добавляем по 1 мл желудочного сока.

3. Одну пробирку с киселём и куриным белком ставим в воду со льдом, другую пробирку - на водяную баню при Т +37 градусов на 25 минут.

Каков ожидаемый результат?

Вывод: (записать в тетрадь) желудочный сок расщепляет белки при температуре тела.

Лабораторный опыт. Действие слюны на крахмал.

Цель: Доказать, что слюна расщепляет углеводы (крахмал).

Оборудование: На каждом столе: кусочек накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.

1. Смочите ватную палочку слюной и напишите ей букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результаты опытов.

Вывод: (записать в тетрадь) слюна расщепляет углеводы при температуре тела.

Что же такое ферменты? Ферменты - это…? (вещества, обеспечивающие переваривание пищи.).

Что происходит с пищей в кишечнике? Окончательно переваривается, питательные вещества всасываются в кровь, а непереваренные остатки выводятся из организма.

Выводы по теме урока:

У дождевого червя и позвоночных животных сквозная пищеварительная система. Пищеварение происходит быстро.

Y. Закрепление. Составьте синквейн на тему «Пищеварение у животных».

1. 1 существительное, термин. 1. Пищеварение.

2. 2 определения. 2. Механическое, химическое.

3. 3 глагола - деятельность. 3. Расщепляются, всасываются, разносятся.

4. Краткое предложение. 4. Осуществляется с помощью ферментов.

5. Синоним главного слова, эмоция. 5. Переработка.

YI. Выводы по уроку. Рефлексия.

Ответьте на вопросы .

«Я» - как чувствовал себя во время урока, с каким настроением работал? Доволен ли собой?

«Мы» - насколько мне комфортно работалось в группе, я помогал соседу по парте - он мне (чего было больше), были ли у меня затруднения при работе в паре.

«Дело» - я достиг цели в учении, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы. Мне просто интересно. В чём я затрудняюсь? Как мне преодолеть свои проблемы?

Урок по биологии Пищеварение животных

Схема пищеварения у человека. Используя схему, расскажите, как происходит пищеварение у человека: в каких отделах расщепляются жиры, белки, углеводы? Какие железы вырабатывают пищеварительные соки? Где происходит всасывание питательных веществ? Что происходит с непереваренными остатками пищи?

Проверка домашнего задания. 1 вариант - нечётные. 2 вариант - чётные.

Какие утверждения верны?

Над номером задания поставьте знак «+», если вы согласны с этим утверждением и «-«, если не согласны.

1. Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию с помощью фотосинтеза.

2. Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется почвенным питанием.

3. Животные потребляют готовые органические вещества.

4. В результате пищеварения сложные питательные вещества становятся доступными для усвоения.

5. Все животные - хищники.

6. Только среди растений встречаются паразиты.

7. У амёбы пищеварение происходит медленно, потому что образуется только одна пищеварительная вакуоль.

8. У гидры пищеварение происходит только в кишечной полости.

9. Гидры имеют только ротовое отверстие.

10. У планарии появляется пищеварительная система с глоткой, кишечником и анальным отверстием.

Выберите правильный ответ.

1. Питание - это процесс:

а) переваривания пищи; б) приобретение питательных веществ и энергии;

в) образование кислорода и выделения углекислого газа.

2. Пищеварение - это процесс:

а) механической и химической переработки пищи; б) приобретения пищи; в) выведения пищи из организма.

3. В процессе пищеварения в результате химической обработки пищи:

а) сложные вещества пищи распадаются на более простые, доступные для усвоения организмом; б) сложные вещества пищи распадаются до воды и углекислого газа; в) пища превращается в кашеобразную массу.

4. В процессе пищеварения в результате механической обработки пищи:

а) сложные вещества пищи распадаются на более простые, доступные для усвоения организмом; б) сложные вещества пищи распадаются до воды и углекислого газа; в) пища превращается в кашеобразную массу.

ЗАПИШИТЕ ОТВЕТЫ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТКАХ.

Какие утверждения верны? Выберите правильный ответ.

1 вариант. 1 3 5 7 9 1 - , 3 - .

2 вариант. 2 4 6 8 10 2 - , 4 - .

Критерии оценки: «5» - 6-7 баллов

«4» - 5 б.

«3» - 4 б.

«2» - 0-3 б.

Демонстрационный опыт. Действие желудочного сока на белки.

Стр. 32 в рабочей тетради.

Цель: Выяснить, при каких условиях желудочный сок расщепляет белки.

Оборудование: На демонстрационном столе: штатив с 4 пробирками, водяная баня, термометр, лёд (снег), хлопья белка куриного яйца, желудочный сок, пипетка, раствор йода.

Ход работы.

1. В 2 пробирки помещаем хлопья белка куриного яйца.

2. В пробирки добавляем по 1 мл желудочного сока.

3. Одну пробирку с киселём и куриным белком ставим в воду со льдом, другую пробирку - на водяную баню при Т +37 градусов на 25 минут.

Каков ожидаемый результат?

Вывод: (записать в тетрадь) желудочный сок расщепляет белки при температуре тела.








Лабораторный опыт. Действие слюны на крахмал.

Цель: Доказать, что слюна расщепляет углеводы (крахмал).

Оборудование: На каждом столе: кусочек накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.

1. Смочите ватную палочку слюной и напишите ей букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результаты опытов.

Лабораторный опыт. Действие слюны на крахмал.

Цель: Доказать, что слюна расщепляет углеводы (крахмал).

Оборудование: На каждом столе: кусочек накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.

1. Смочите ватную палочку слюной и напишите ей букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результаты опытов.

Лабораторный опыт. Действие слюны на крахмал.

Цель: Доказать, что слюна расщепляет углеводы (крахмал).

Оборудование: На каждом столе: кусочек накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.

1. Смочите ватную палочку слюной и напишите ей букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результаты опытов.

Лабораторный опыт. Действие слюны на крахмал.

Цель: Доказать, что слюна расщепляет углеводы (крахмал).

Оборудование: На каждом столе: кусочек накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.

1. Смочите ватную палочку слюной и напишите ей букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результаты опытов.


© 2010-2022