- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса «Экология и человек»
Программа элективного курса «Экология и человек»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпушева А.Э. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа
Приложение №
«Утверждаю»
Директор
___________________М.В. Яблокова
Приказ № ________от
«____»_______20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________________
«____»____________20 __ г.
«Рассмотрено»
на методическом совете
__________________
Протокол № ___ от
«____»_______20__г.
Программа элективного курса "Экология и человек"
Пояснительная записка
Курс "Экология и человек" рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых - для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых - для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество - тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.
Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса
-
Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека - своей хозяйственной деятельностью.
-
Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
-
Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
-
основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
-
современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
-
особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
Учащиеся должны уметь:
-
свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
-
разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
-
использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса
Общее количество часов - 34 ч.
Человечество в экосистеме Земли (7ч)
Человек - биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (4ч)
Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (6ч)
Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.
Человек и биосфера (16 ч)
Прошлое и будущее биосферы. Вода - основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт - фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва - биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.
Заключение (1 ч)
Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Основные понятия
Форма проведения
1
Человек - биосоциальный вид
Экологическое сходство. Экологические отличия. Биосоциальный вид.
Беседа
2
Развитие пищевых и информационных связей.
Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи.
Лекция
3
Использование орудий и энергии
Орудийная деятельность. Адаптации.
Семинар
4
История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды
Гоминиды, или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Независимость, или эмансипация, от среды. Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи.
Семинар
5
История развития экологических связей человечества. Человек разумный
Членораздельная речь. Абстрактное, или понятийное, мышление. Альтруизм. Фиксирование информации. Социально-экологическая революция.
Семинар
6
История развития экологических связей человечества. Современность
Промышленная революция. Урбанизация.
Семинар-практикум
7
История развития экологических связей человечества. Будущее
Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.
Семинар-практикум
8
Социально-экологические особенности демографии человечества
Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды.
Лекция
9
Рост численности человечества
Экспонента и S-образная кривая роста численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Лекция
10
Социально-географические особенности демографии человечества
Южный и северный регионы. Прирост населения. ООН (организация объединенных наций). Организация ООН по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО.
Семинар
11
Демографические перспективы
Миграция, их виды. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы.
Семинар-практикум
12
Организм - единое целое
Обмен веществ. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз.
Беседа
13
Взаимодействие популяций
Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. Нахлебничество. Мутуализм. Паразитизм.
Семинар
14
Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека.
Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности.
Лекция
15
Строение и состав биосферы
Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос.
Семинар-практикум
16
Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы.
Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз.
Семинар
17
Охрана природных памятников и природных комплексов
Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории.
Семинар-практикум
18
Биосфера и её эволюция
Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела.
Лекция
19
Современная биосфера
Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода.
Семинар
20
Атмосфера - наружный слой биосферы
Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения.
Семинар
21
Почва - биокосная система
Структура почвы. Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная, ветровая, водная. Лесомелиорация.
Коллективная работа
22
Вода - основа жизни в биосфере
Питьевая и морская вода. Дефицит пресной воды. Водоносность рек. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки.
Групповая работа
23
Радиоактивность в биосфере
Естественный радиационный фон. Зона повышенной радиации. Лучевая болезнь. Лейкемия.
Лекция
24
Экологические проблемы в биосфере
Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика.
Семинар-практикум
25
Химическое загрязнение и здоровье человека
Кислотность. Химпрепараты. ПДК. ПДС.
Лекция
26
Биологическое загрязнение и здоровье человека
Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы.
Лекция
27
Шумовое воздействие на человека
Звук. Шум. Шумовое загрязнение. Децибел. Допустимый шум.
Лекция
28
Физические факторы природы и физическое состояние человека
Радиоактивное излучение. Световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и другие виды физических воздействий
Семинар
29
Питание и здоровье человека
Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим.
Групповая работа
30
Ландшафт - фактор здоровья
Ландшафт - топофильный и топофобный. Эстетическая выразительность ландшафта. Оздоровительный эффект ландшафта.
Коллективная работа
31
Рациональное природопользование
Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз.
Семинар
32
Экскурсия
Исследование состояния окружающей среды в зоне проживания.
Коллективно-групповая работа
33
Работа над рефератами
Анализ. Наблюдение. Статистика. Математический подсчет. Сравнительный анализ.
Индивидуальная работа
34
Конференция "Биосфера и Я"
Защита рефератов
Контроль знаний
-
проведение тестов;
-
индивидуальные, самостоятельные работы;
-
выполнение проектных работ;
-
защита проектов;
-
составление рефератов и сообщений;
-
защита рефератов;
-
фото- и видео-презентации;
-
выполнение проектных презентаций.
Темы проектов и рефератов
- Общие законы природы;
-
Приспособленность - относительная, почему?;
-
Основные среды обитании;
-
Основные жизненные формы;
-
Особенности взаимоотношений между популяциями;
-
Законы пищевых отношений;
-
Популяционные волны, их значение в природе;
-
Вода - основа жизни в биосфере;
-
Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;
-
Законы организации экосистем и наши анализы;
-
Устойчивость биоценозов;
-
Почва - биокосная система;
-
Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;
-
Радиоактивность и человечество;
-
Физические факторы природы и физическое состояние человека;
-
Рациональное природопользование;
-
Шумовое воздействие на человека.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны:
-
свободно владеть навыками организации экосистем;
-
различать особенности факторов различных мест обитания, регионов;
-
уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов;
-
уметь использовать полученные знания и методы исследований в
-
объяснении биологических закономерностей Природы;
-
усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
-
иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
-
ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
-
уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни
Литература для учителей
-
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
-
Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. - М.: "Школа-Пресс", 1996.
-
Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 1997.
-
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 1998.
-
Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.
-
Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 1995.
-
Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. - М.: Прогресс, 1988.
-
Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.- Казань: Тат.кн.изд., 1984.
-
Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
-
Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. - М.:Просвещение, 1986.
Литература для учащихся
-
Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 1997.
-
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
-
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 1998.
-
Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.
-
Основы экологии. Р.М.Дажо. - М.: Прогресс, 1975.
Карпушева Анна Эдуардовна