Программа школьного экологического центра

     Программа внеурочной деятельности  школьного экологического центра направлена на  решение задач внеурочной занятости школьников  основной ступени общего образования. Обоснованием актуальности данной программы является необходимость создания условий для реализации обучающимися своих духовно-нравственных интересов.      Программа экоцентра рассчитана на разновозрастную группу учащихся 5-11 классов, содержание и структура курса построены в соответствиии с логикой экологической триады - общая э...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 25 имени П.К. Каледина г. Новочеркасска















ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ЭКО-ЦЕНТРА

Автор: Лускова Галина Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 25 им. П.К. Каледина

















Новочеркасск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система работы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся, ее виды и формы разрабатываются и совершенствуются мной на протяжении 15 лет. Все мои темы самообразования так или иначе связаны с проблемами экологического образования и воспитания школьников. До 2009-2010 учебного года экологическое образование учащихся осуществлялось не только через экологизацию предметов естественно-научного цикла, но и через преподавание предмета экологии в 9 классе (1 час в неделю) с использованием программы и учебника по экологии, разработанных авторским коллективом по руководством Е.А. Криксунова и других авторов, рекомендованного Главным Управлением развития общего среднего образования МОРФ (Москва, «Дрофа», 2004 г.). Сегодня возникает необходимость в дополнительном экологическом образовании и воспитании школьников, ведь именно им принадлежит одна из ведущих ролей в достижении устойчивости развития. Будущие поколения должны быть «компетентностны» для решения будущих проблем. Школа, являясь одним из ключевых элементов местного сообщества, и существенно влияя на окружающую среду, должна использовать свои богатые возможности для экологического просвещения. И поэтому, в 2000 году мной разработана и апробирована в течение 10 лет «Программа школьного эко-центра как составная часть программы развития школы», в которой отражена моя собственная система педагогической деятельности по экологическому образованию и воспитанию. Представляла данную программу на конкурсе Третьего международного фестиваля «Дети и экология: ХХ1 век» САМЫЙ ДОБРЫЙ УРОК (за программу школьного эко-центра награждена грамотой Третьего международного фестиваля «Дети и экология: ХХ1 век» САМЫЙ ДОБРЫЙ УРОК, Красноармейск, 2000 г. - Приложение 4 ). По теме «Программа школьного эко-центра как подпрограмма программы развития школы» на курсах повышения квалификации в ИПК и ПРО РО выполнила итоговую работу (Свидетельство № 113 от 04.02.05 г., г. Ростов-на-Дону). Обновленный вариант данной инновационной программы был представлен и принят на заседании педагогического совета МОУ СОШ № 25 имени П.К. Каледина г. Новочеркасска (Протокол № 13 от 11.05.2010 г.).

Концептуальное обоснование программы:

1. Участие школы в непрерывном процессе обучения, воспитания, развития, направленном на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбу своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.

2. Создание системы работы по экологическому воспитанию школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

3. Через реализацию индивидуально- дифференцированного подхода к школьникам способствовать развитию их творческих способностей в условиях массовой школы.

4. Подбор и апробирование диагностик творческого развития детей

5. Создание условий для участия детей в творческих и исследовательских конкурсах экологической направленности.

6. Создание условий для работы школьников в программе школьного эко-центра.

7. Необходима специальная педагогическая, психологическая и методическая подготовка. (С этой целью повышала свою квалификацию в ИПК и ПРО РО по проблеме «Непрерывное экологическое воспитание и обучение учащихся в школе». Свидетельство № 5255 от 27.11.98 г.).

8. Программе предстоит стать постоянно действующей.

Цели и задачи программы:

Основная цель: воспитание экологической культуры школьников.

Ведущей идеей в предлагаемой системе деятельности школьного эко-центра является формирование экологической культуры школьника через развитие его личностного потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей природы , для сохранения здоровья собственного и здоровья окружающих .

Для реализации ведущей идеи предполагается решить следующий комплекс задач:

  • Конструирование экологического содержания с учетом принципов устойчивого развития;

  • Отбор и разработка системы творческих и практических исследовательских проектов, экологических игр и др., органичное их включение во внеурочную деятельность школьников;

  • Организация системы работы школьного эко-центра, определение основных направлений его работы;

  • Создание условий для самостоятельной творческой и социально значимой практической деятельности;

  • Формирование ценностных ориентаций в отношении экологии, человека, цивилизации.

Основные направления работы школьного эко-центра





Программа школьного экологического центра

Предполагаемый результат:

- Возможность интенсификации учебного и воспитательного процесса в школе, дающего реальную возможность развития творческих способностей.

- Возможность развития личного опыта учащихся, осознания себя как субъекта деятельности по улучшению собственного будущего.

- Создание в школьной жизни демократического процесса, в ходе которого ребенок совместно с педагогом организует совместную образовательную деятельность.

-Планируемая работа имеет существенные гуманистические аспекты, оберегающие здоровье, достоинство учащихся.

Особенности содержания программы и ее реализации в школе:

  • Организация школьного экологического движения

Участниками экологического движения становятся те обучающиеся, кто активно включается в работу школьного эко-центра. Лидеры экологического движения - это актив эко-центра, чаще всего это - кружковцы 2 года обучения. Школьный эко-центр имеет свою символику (флаг, эмблему, девиз), в школьном музее его достижения представлены отдельным разделом: ведется летопись (пока в 4-х томах). В начале года (4 организационных сбора) желающие учащиеся организуют актив школьного эко-центра, планируют вместе с педагогом-координатором работу по данной программе и разрабатываю ее самые перспективные направления.

В городских и областных смотрах-конкурсах по экологическому образованию и воспитанию в течение многих лет в течение многих лет школа является лидером, что отражено в Приложении 4. В 2005 году заняла 1 место в конкурсе «Отчет об экологической работе» городского экологического праздника , посвященного «Дню птиц» . В 2006 году заняла 1 место в городском конкурсе отчетов по экологии и 1 место в городском конкурсе «Лучшая школа по экологии» (Приказ № 305 от 10.05.2006 г.)

Также в 2006 году коллектив учащихся экологического центра МОУ СОШ № 25 им. П. К. Каледина стал дипломантом в номинации «Люблю и охраняю край родной!» Областного фестиваля «Экология. Творчество. Дети» за работу «Творческий отчет о природоохранной деятельности эко-центра (Подписано министром общего и профессионального образования Л.Ф. Ковалевым).

  • Кружковая работа

Кружок «Экология и всех и каждого» как средство экологического образования и воспитания ведется мной как педагогом дополнительного образования МОУ ДОД ЦДЮТ и Э по совместительству на базе школы с 20.09.1998 г. (приказ № 7 от 20.09.98 г.) по настоящее время. Рабочая программа кружка «Экология для всех и каждого» утверждена приказом по МЦДЮТ и Э № 80 от 01.09.2011 г. Мотивацию деятельности школьников в ходе решения целей и задач программы обеспечивает использование поисково-творческих заданий, игровых экологических занятий, авторских сценариев экологических сказок и агитбригад, исследовательская работа. Общение с природой и наблюдение за происходящим в природе школьникам обеспечивает взаимосвязь экологического воспитания и туризма (некоторые кружковцы являются участниками туристического клуба «Слоны» МЦДЮТ и Э). Являюсь инициатором и одним из руководителей летней туристко-краеведческой экспедиции на плавсредствах (водном походе) по реке Дон (Приказ по МЦДЮТ и Э № 59 от 20.06.10 г.).

  • Деятельность ДЭТ (детского экологического театра) «Эко-Бум»

Именно участники кружка стали первыми самодеятельными актерами и постановщиками экологических сказок и агитбригад, кукольных представлений ДЭТ «Эко-Бум». Сначала это были волонтерские проекты для начальной школы, такие как агитбригада «О пользе лекарственных растений» или представление экологической сказки регионального содержания «Домашнее задание» (я - автор), затем подготовка экологических спектаклей и агитбригад и представление их на городском, областном и федеральном уровне с целью агитации и пропаганды экологических знаний в защиту природы.

  • Участие в муниципальных, региональных, федеральных международных акциях, конкурсах и фестивалях

2006 год - активное участие в Международном детском экологическом форуме «Зеленая планета 2006» (Школьный эко-центр средней общеобразовательной школы № 25 им. П.К. Каледина награжден грамотой Международного детского экологического форума «Зеленая планета-2006» 25 августа 2006 г. Подписана Председателем Правления Общероссийского общественного движения «Зеленая планета», членом Общественной палаты РФ).

1999 - 2001 годы - участие ДЭТ «Эко-Бум» в 1У Областном фестивале ДЭТов в г. Саратове (диплом лауреата фестиваля и «Хрустальное яйцо»), в Первом Российском фестивале ДЭТов в г. Саратове(диплом лауреата фестиваля и «Хрустальный колокольчик», во Втором Российском фестивале ДЭТов в г. Саратове (диплом лауреата фестиваля, грамота победителю в номинации «Мастера пародии» за сцену «Бой Ростовской АЭС на ринге»). Я как координатор школьного эко-центра как субъекта д/о «Театр Сказок» МОУ СОШ № 25, сценарист д/о «Театр Сказок» являлась одним из руководителей коллектива-участника этих фестивалей.

2004 год - участие во Всероссийской акции «Я объявляю свой дом безъядерной зоной (на юге России).

Акция проведена совместно с ДЭТИМ «Несмотря ни на что» г. Саратова

в г. Новочеркасске и г. Ростове-на-Дону (Приложение 13).

2008 год - участие в Московском областном (межрегиональном) фестивале экологических театров и агитбригад «Вернем Земле ее цветы!» в г. Ивантеевка Московской области (диплом лауреата фестиваля в номинации «информативность» получил коллектив д/о «Театр Сказок», грамотами награждены руководители коллектива - см. Приложение 5.

2009 год - участие в конкурсе театральных и фольклорных коллективов «Природа.Культура. Экология» Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2009» (диплом участника).

2005-2006 годы - участие в областном фестивале «Экология. Творчество. Дети» в нескольких номинациях (победы отмечены дипломами 2 и 3 степени. Работы на конкурс были представлены коллективом школьного эко-центра (Благодарственное письмо Областного экологического центра учащихся № 52 от 20.02.06 г. за подготовку участников первого областного фестиваля «Экология. Творчество. Дети»).

2008 год - участие в городском конкурсе «Экология, Творчество. Дети» в номинации «Природа! Браво! Природа! Бис!» (выступление экологических агитбригад и театров), грамотой за 1 место награжден школьный экологический центр детского объединения «Театр Сказок» МОУ СОШ № 25 -Основание: приказ № 590 от 26.12.2008 г. по УО.

2008 год - участие в городском конкурсе «Экология. Творчество. Дети» в номинации «Природа! Браво! Природа! Бис!» (самопрезентация), награжден грамотой за 1 место школьный экологический центр д/о «Театр Сказок» МОУ СОШ № 25 - Основание: приказ № 590 от 26.12.08 г. по УО г. Новочеркасска.

2009 год - участие в городском конкурсе «Зеленая планета» в номинации «Современные технологии на службе природы» (конкурс сайтов), грамотой за 2 место награжден школьный экологический центр д/о «Театр Сказок» МОУ СОШ № 25 - Основание: приказ № 160 от 16.03.2009 г. по УО г. Новочеркасска.



  • Исследовательская деятельность

Участие в экологическом многолетнем исследовании «Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха», которое ведется в сотрудничестве с кафедрой экологии и лесной мелиорации, используется оригинальная методика НГМА; участие в экологических исследованиях «Экологическое состояние кабинетов школы», «Экологическое состояние моей квартиры», «Тяжесть науки», исследовательском проекте «Организация школьной службы биомониторинга» , «Почему опадают листья?» и др. Участниками таких исследований становятся кружковцы 1 и 2 годов обучения и участники школьного эко-центра, которые прошли школу «Юного исследователя» на занятиях кружка.

Наиболее значимые награды и общественные оценки:

Международный уровень.

  • Участие в международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в решении экологических проблем с\х производства». Тема: экологическое воспитание в школе. Место проведения - ДГАУ. Дата - 3-4.12.2008 г. Участник - Чеботникова Анна. Результат - исследовательская работа напечатана в томе 2 материалов Международной научно-практической конференции - изд. ДГАУ. 2009 г. (Приложение 11).

Федеральный уровень.

  • Конкурс «Юный участник ВВЦ». Золотая медаль Всероссийского выставочного центра. Удостоверение № 173 - постановление от 15.12.02 г. № 106. Исследовательская работа «Организация службы школьного биомониторинга» (Волков Александр).

  • Конкурс социально значимых исследовательских и проектных работ по экологии Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета». Диплом лауреата - Приказ № 31 от 07.09.10 г. (ОЭЦУ). Исследовательская работа «Экологическое состояние квартиры» (Стадник Татьяна).

Региональный уровень.

  • Областной конкурс исследовательских краеведческих работ участников туристическо-краеведческого движения «Отечество» в секции «Природное наследие» - 2 место. Информационное письмо № 6536/03 от 03.11.2003 г.

  • «Зеленая планета-2010» - Диплом победителя областного фестиваля «Экология. Творчество. Дети» в номинации «Природа - бесценный дар, один на всех» . ОЭЦУ Ростов-на-Дону (Стадник Татьяна).

  • ДАНЮИ - 3 место. Грамота за интересное учебное исследование и доклад «Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха» - 25.10.09 г. (Чеботникова Анна).Грамота за активное участие в осенней сессии ДАНЮИ в секции «экология» - Стадник Татьяна, а также сертификаты участников 4 лет участия в этой конференции.

  • Грамота Областного комитета охраны природы за исследовательскую работу «Тяжесть науки» - Ракушина ирина - 10 класс.

Муниципальный уровень.

  • Конкурс исследовательских работ городского экологического праздника «День Земли» - 2 место (Приказ № 289 по УО от 07.05.03 г.).

  • Конкурс исследовательских работ городского экологического месячника, посвященного Дню Земли» - 2 место, оргкомитет эколого-биологического центра, 22.04.04 г.

  • Городской конкурс исследовательских экологических проектов - 3 место, оргкомитет эколого-биологического центра, 2006 год.

  • Городской конкурс исследовательских краеведческих работ участников туристко-краеведческого движения «Отечество» в номинации «Природное наследие» - 1 место за работу «Экологически чистая квартира» (Стадник Татьяна,2010 г.), 2 место за работу в номинации «История детского движения» (Чеботникова Анна, 2009 г . Приказ по УО № 530 от 03.12.09 г.), 1 место за исследовательскую работу «Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха» (Чеботникова Анна, 2008 г.). 2011 г. 1 место - Дудченко Алена (10А) за работу «Изучение экологического состояния воздуха в районе автодороги» и 3 место - Волков Денис (10А) за работу «Качество водопроводной воды в моей квартире»

  • Городской конкурс исследовательских работ по проблемам окружающей среды - 3 место -Приказ № 270 УО от 25.05.10 г. Исследовательская работа «Почему опадают листья?» (Чеботникова А.).

  • Участие в научно-практической конференции , посвященной 90-летию Высшего лесного образования на Дону по теме «Проблемы природоохранной организации ландшафтов». Место проведения - НГМА. Дата- апрель 2010 г. Участник - Чеботникова Анна. Результат - тезисы двух исследовательских работ «Некоторые причины разных сроков листопада древесных растений г. Новочеркасска» и «Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха» напечатаны во втором выпуске материалов конференции. (Приложение 11).

  • Экология и журналистика

Сбор и анализ экологической информации. Анкетирование. Микросоциологические исследования. Сотрудничество с местными СМИ. Выпуск экологических листовок. Сбор подписей против строительства опасных объектов. Участие в акциях протеста. Создание собственной экологической газеты «Патруль».(Благодарственное письмо оргкомитета за подготовку призеров городского конкурса школьных экологических газет, Новочеркасск,2006). Взаимосвязь экологического воспитания и общественного движения. Участие в круглых столах по проблемам экологии.

Награждены грамотами за 3 место в конкурсе экологических газет городского экологического праздника, посвященного Дню Земли (Приказ по УО № 201 от 18.04.05 г. и Приказ по УО № 305 от 10.03.06 г.).

  • Организация и проведение экологических игр и др. инициатив

Организация экологических праздников в школе, таких как «Праздник птиц», «День воды», «День экологических знаний», «День земли», «ЭКО-ШОК» и др. Участие в городских акциях экологической направленности.

Награды: почетная грамота за 3 место в конкурсе «Моя Земля» городского экологического месячника в 2004 году,почетная грамота за 2 место в конкурсе отрядов «Зеленых патрулей» городского экологического месячника, посвященного Дню Земли в 2003 году, почетная грамота за 1 место в городском конкурсе рапортов «Зеленых патрулей» (Приказ № 305 от 10.03.96 г.), почетная грамота за 1 место в конкурсе отрядов «Зеленых патрулей» городского экологического месячника, посвященного Дню Земли (Приказ № 201 от 18.04.05 г.) по УО, грамоты за 2 место в конкурсе «Встречаем птиц» и 2 место в конкурсе «Искусственные гнездовья» городского экологического месячника , посвященного «Дню Земли» ( Приказ № 201 от 18.04.05 г. по УО).

  • Сохранение экосистемы города, своего микрорайона

Участие в экологических субботниках на пришкольном участке и на территории микрорайона. Экологическая акция «Чистодвор». В зимний период участники эко-центра могут провести акцию, привлекающую внимание к зеленым растениям общественных помещений (школы) и т.д.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела реализуемой программы

Сроки реализации

Участники

1.

Организация школьного экологического движения

Сентябрь (4 организационных сбора)

Желающие уч-ся 8-11 классов

2.

Кружковая работа

В т. г.

Привлекаются с 5 по 11 класс

3.

Деятельность ДЭТ (детского экологического театра)

1 постановочный спектакль или агитбригада в году или по целевому назначению

Участники школьного эко-центра и желающие уч-ся 5-11 классов

4.

Участие в муниципальных, региональных, федеральных, международных акциях, конкурсах и фестивалях

В т.г.

Участники школьного эко-центра

5.

Исследовательская деятельность

В течение летней полевой практики, а также в т.г.

Участники щкольного эко-центра и кружковцы

6.

Экология и журналистика

По инициативе участников школьного эко-центра

Участники школьного эко-центра

7.

Организация и проведение экологических игр и др. инициатив

По инициативе участников школьного эко-центра

Участники школьного эко-центра и кружковцы

8.

Сохранение экосистемы города, своего микрорайона

В т.г.

Участники школьного эко-центра как организаторы данного направления работы

Методическое обеспечение программы школьного эко-центра

1. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Методика лихеноиндикации (оригинальная методика кафедры лесной мелиорации НГМА)

Обследование состояния лишайниковой флоры с помощью лихеноиндика­ции проводится при полевых исследованиях. Сначала изучается характери­стика эпифитных лишайников. На выбранном для обследования участке изу­чается каждое пятое дерево, отмечается порода дерева, высота, диаметр, по возможности и возраст. Фиксируется видовой состав древесных пород. От­мечается общий размер группировки лишайников, расположение (север, юг), видовой состав лишайников в группе, общее проективное покрытие (ОПП, в %) на глаз. Также проективное покрытие каждого вида, указывается цвет таллома, его развитие (наличие апотециев), состояние угнетенности. Данная информация вносится в полевые дневники участников экологического исследования. Собранные образцы лишайников с частью коры оформляются в гербарии (пакеты из сушильной бумаги).

2. Методика изучения состояния атмосферы с помощью растений индикаторов (хвойных)

Используется таблица различных видов морфологических изменений растений подвергшихся воздействию некоторых газов, содержащихся в городском воздухе. Наблюдение и выводы делаются о наличии или отсутствии этих газов в воздухе согласно приведенным данным в таблице:

Воздействующий газ

Растение

Признаки

Диоксид серы

Сосна обыкновенная

Побурение кончиков хвоинок

Ель европейская

Хвоя буреет и опадает

Фтористый водород

Пихта

Хвоя приобретает красновато-бурый оттенок

3. Методика исследования параметров листопада

Для измерения параметров листопада выбирается несколько участков на различных улицах города. Составляется план города и указывается на нем выбранные участки. Определяется названия деревьев, расположенных на этом участке.

Проводятся измерения параметров листопада и результаты заносятся в таблицу.

Результаты измерений параметров листопада.

Дата

Название

улицы

Виды деревьев

Количество

листьев на

деревьях

Преобладающие

цвета окраски

листьев

рН листовой

кашицы

Цвет

пламени при сжигании листьев




Предполагается сравнить результаты измерений и объяснить причины различий между ними.

Составить гербарий с преобладающими цветами листьев.

Сформулировать выводы о возможных причинах различий листопада у разных видов деревьев.

4. Методика исследования экологического состояния окружающей среды в окрестностях автодороги (практикум экологических экспертов В.А. Бухвалова, Л. В. Богдановой, Л.З. Купера)

1)Построение плана участка окрестностей автодороги.

2)Исследование абиотических факторов на участке и оформление результатов в таблице:

Сторона дороги

Расстояние от дороги

Температура

Относител. влажность

Кислот-ность

Прозрачн. воздуха

Уровень шума

Освещенность

Западная

Восточная




3)Исследование биотических факторов на участке и оформление результатов в таблице:

Сторона дороги

Расстояние от дороги

Видовой состав деревьев

Состояние деревьев

Лишайники на деревьях

Видовой состав животных

Западная

Восточная


2.Темы исследований(проектов):

1. Изучение экологического состояния воздуха на определенной территории с помощью метода лихеноиндикации.

2. Измерение параметров воды на определенном участке водоема.

3. Измерение параметров питьевой воды.

4. Измерение параметров воздуха в атмосфере.

5. Измерение параметров воздуха.

6. Измерение параметров почвы.

7. Измерение параметров листопада.

8. Измерение в экосистемах по выбору. (Изучение состояния воздуха в …..)

9. Моделирование экологического состояния воздуха … и т.д.

10.Определение уровня загрязненности воды из водоема….

11. Определение загрязненности атмосферного воздуха с помощью метода биоиндикации.

12. Влияние веса школьного портфеля на здоровье школьников.

13. Чем болеют школьники?

14. Пищевые добавки. Мифы и реальность.

15. Воздействие на организм человека газированных и энергетических напитков.

16. Влияние алкоголя (курения, наркотиков) на организм человека.

17. Вся правда об атомной энергетике.

18. Волгодонская АЭС. «За» и « против»!

19. Вредные продукты…

20.Полезен ли коричневый сахар?

21. Рафинированные и нерафинированные продукты в нашей жизни.

22. Откуда берется аллергия?

23. Изучение экологического состояния квартиры (кабинета, школы и т.д.)

24. Вся правда о диетах…

25. Свободные темы.

3.Конструирование исследовательской работы (проекта)

Тема ____________________________________________________________________

Актуальность_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Цель (и) _________________________________________________________________

Задачи:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(Оформляется на одном листе - Введение)

Краткий литературный обзор (не обязательно) - информация, необходимая для начала исследования_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Объекты и методика исследования (описание исследуемых объектов, их местонахождения, окружения, описание используемой методики (ход эксперимента, анкеты и т.д.)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Анализы и результаты (оформление результатов исследования в сравнительные таблицы, диаграммы, графики, как проводилось информирование социального проекта и т.д.)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________-

Выводы__________________________________________________________________

Рекомендации_____________________________________________________________

Литература (список используемых информационных источников)__________________

Приложения (таблицы наблюдений, анкеты, коллекции и т.д.)___________________

4. Сценарий праздник а «Встреча Весны и птиц»

(Открытое мероприятие кружка «Юный эколог», посвященное Дню Птиц и Дню Земли)

В проведении праздника для уч-ся 2 класса участвовали: уч-ся 7 А класса:

Свириденко Юлия

Сахаджиева Анастасия

Власова Анастасия

Лопарева Кристина

Доценко Екатерина

Дудченко Наталья

Лазарчук Елена

Цель: экологическое воспитание школьников; привлечение младщих школьников к природоохранной деятельности; развитие творческих способностей детей.

Учитель: После долгой, долгой зимы, когда в полях еще белеет снег, птицы вереницами тянутся в родные места. Начало возвращения пернатых друзей совпадает с днем весеннего равноденствия - 21 марта.

Весна: Здраствуйте, ребята, здраствуйте, гости дорогие! Поздравляю вас и наших гостей с праздником Весны! Я люблю бывать на таких торжествах! Но я пришла не одна. Со мною мои друзья и помощники - птицы. Я всегда вместе с ними. Ведь верно говорят: без птиц природа мертва. Ребята, встречайте птиц! - муз. Пение птиц.

1-я птица - Друзья! Посмотрите, к нам с высоты

Падают звуки, как будто цветы!

Пестрые, разные, целый букет!

Это от птиц нам весенний привет!!!

2-я птица - Еще капели не отпели,

Звенел ручей на мостовой,

Когда из теплых стран летели

Скворцы веселые домой!

3-я птица - Возвратилися скворцы-

Работяги и певцы,

У домашней лужицы

Шумной стайкой кружатся!

4-я птица - Я, скворушка, гладкие перышки,

Я люблю трудиться, но и веселиться.

Песни петь умею я

Прямо по заказу

Людям бед не приносил

Я еще не разу!

5-я птица - Где я только не бывал

На чужой сторонке, я по дому тосковал

И грустил тихонько!

6-я птица - Наш донской привольный край

Пашнями богатый.

Мы личинки собираем, червяков рогатых.

Люди нас благодарят,

Ставят нам скворешни.

А в награду за заботу

Мы им дарим песни!

Весна: А что вы , ребята, с собой на праздник к встрече птиц приготовили?

Учитель: А вот это кстати. Может ваши скворечники, сделанные собственными руками заставят скворцов в наши края вернуться! Мало их теперь возвращается, наверное в городе проблем много экологических, да? Но ваши домики и другим птицам могут понравится! А каких вы птиц еще знаете? (беседа с использованием экспонатов кабинета). А сейчас наши птицы ваши знания о них проверят!

1. Кого называют пернатыми? (Тех, кто имеет перья, птиц)

2. Чем отличается сорока от вороны? ( У сороки черно-белое оперение, а у вороны черно-серое)

3. Главная птица Австралии? (Страус)

4. Почему сороку -« воровкой» зовут? (Она любит таскать в гнездо к себе блестящие предметы)

5. Самая маленькая птица (колибри)

6. Чьи гнезда употребляют в пищу? (В Таиланде едят гнезда ласточек)

1. Птица-барабанщик (Дятел)

2.Есть ли зубы у голубя (нет)

3.Почему пингвинов не едят белые медведи? (потому что они живут в разных полушариях)

4.Птица - фрукт? (киви)

5. Может ли аист петь? (Нет, у него нет голосовых связок)

6. Правда ли , что ворон - это «муж» вороны? (Нет, это две разные птицы)

1.» Какая птица никогда на землю не садится? (Стриж)

2. Какая птица передвигается вниз головой? (Поползень)

3.О верности каких птиц слагаются легенды? (Лебедь)

4. О какой птице говорят: «красное на белом»? (Снегирь)

5. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

6. Лучший певец среди птиц? (Соловей)

1 Какая птица спрашивает : «Чьи вы?» (Чибис)

2. Какая птица в момент опасности прикидывается тряпочкой ? (Удод)

3. Птица - лесной доктор? (Дятел)

4. Нос крючком, уши торчком, большая голова. (Сова)

5. Птица с самым красивым хвостом? (Павлин)

1. Птица - будильник? (Петух)

2. Птица, которая плавает, но не летает, (Пингвин)

3. Розовая птица (фламинго)

4. Кто из пернатых прячет еду в мешок? (Пеликан)

5. Живет в лесу, ухает как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

А теперь, ребята, отгадайте загадку: Без рук , без топоренка,

Построена избенка. (Гнездо).

Учитель: Ну вот и пришла пора домики птицам вывешивать.

Какие мы молодцы, теперь к нам на пришкольный участок птицы прилетят и будут нас песням и радовать!

5.План мероприятий для участников кружков «Юный эколог» и «Экология для всех и каждого» в 2011-2012 учебном году

п\п

Название мероприятия

Участники

Время проведения

1.

Заочный конкурс. Подготовка эколого-исследовательских мини-проектов

Желающие члены кружков

Сентябрь

2.

Конференция . Презентация эколого-исследовательских мини-проектов

Все члены кружков, все желающие

Октябрь

3.

Подготовка экологических проектов для маленьких.

Участники кружка «Юный эколог»

Октябрь

4.

Участие в городском семинаре учителей биологии по теме «Активизация исследовательской работы учащихся…»

Все члены кружков

Ноябрь

5.

Подготовка школьных акций на тему «Пропаганда и агитация в защиту здорового образа жизни!»

Все члены кружков

В т.г.

6.

Выпуск школьной экологической газеты «Патруль»

Участники кружка «Юный эколог»

В т.г.

7.

Экология-безопасность-жизнь. Подготовка лекций.

Участники кружка «Экология для всех и каждого»

Март, апрель

8.

«Экология - предмет, интересно - или нет?

День экологии для самых маленьких.

Все члены кружков

Апрель

9.

Экологические субботники на участках исследования

Все желающие члены кружков

Сентябрь, апрель, май

10.

Участие в майском походе. Подведение итогов. Планы на лето.

Все желающие члены кружков

Май

11.

Участие в городских, областных и российских акциях, конкурсах и фестивалях

Все члены кружков

В т.г.







6. ДИАГНОСТИКА

Тест «Знаете ли вы…».

Варианты ответов:

1. Знаю хорошо.

2. Имею представление.

3. Не знаю.

1. Что включает в себя понятие «загрязнение окружающей среды»?

2. Основные источники химического загрязнения среды.

3. Как связаны между собой понятия «здоровье человека», «продолжительность жизни человека», «работоспособность человека»?

4. Что такое экологическая безопасность?

5. Как определить, можно ли пить воду из незнакомого источника?

6. Можете ли вы установить по запаху, какое химическое вещество находится в воздухе?

7. Как обезопасить себя от возможных нитратов, находящихся в овощах, купленных на рынке?

8. Какие деревья сажать лучше вдоль дорог, на пришкольном участке, в жилом квартале?

9. Почему проживание на первом этаже экологически опасно?

10. Меры профилактики заболевания СПИДом.

Также диагностикой освоения курса можно считать подготовку уч-ся 9 класса групповых (или индивидуальных) исследовательских работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Винокурова Н.Ф. , Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10-11 класса, М., Просвещение, 1998.

2. Бухвалов В.А. и др. Методы экологических исследований, Москва, Ла Варяг, 1995.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва, АРКТИ, 2004.

4.Сборник «Проектная деятельность учащихся». Автор-составитель: М. Высоцкая, Волгоград, «Учитель»2008.

5. Сборник «Проектная деятельность учащихся». Авторы-составители: Якушкина Е. и др., Волгоград, «Учитель», 2009.

6. Сборник программ элективных курсов. Биология. 9 класс. Предпрофильная подготовка. Составитель: Чередниченко И.П. , Волгоград, «Учитель», 2007.





























































.



© 2010-2022