Элективный курс Человек и его здоровье

Разработка рабочей программы к элективному курсу "Человек и его здоровье" включает пояснительную записку с актуальностью работу, целями и задачами курса, содержание самой программы и календарно-тематическое планирование. Рабочая программа рассчитана для учащихся 9 классов, которые уже имеют базу знаний о человеке - анатомии, физиологии, психических процессах. На базе рабочей программы введены лабраторные лаботы, которые практически закрепляют навыки учащихся. В рабочей программе отражены термины...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»










Человек и его здоровье


Рабочая программа по элективному курсу

для 9 классов





























Кемерово 2010

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»










Человек и его здоровье

Программа элективного курса для

учащихся 9 классов



Составитель: Кравченко Н. П.,

Учитель биологии




Обсуждено на

заседании методического

объединения

протокол № ___4______

от ____20.05.2010________

руководитель м/о __Липатова О. В_


Утверждено педагогическим

советом

протокол № __116________

от __20.05.2010_______________

директор школы___Василенко Е. В_____








Кемерово 2010




Содержание

  1. Пояснительная записка с. 4 - 6

  2. Учебно - тематический план с. 7 - 8

  3. Содержание программы с. 9 - 11

  4. Термины и понятия с. 12

  5. Примерные вопросы по курсу с. 13

  6. Список литературы для обучающихся,

список литературы для учителя с. 14 - 15


































Пояснительная записка

В связи с переходом школ Российской Федерации на профильное обучение, большое значение приобрела проблема выявления интереса обучающихся к будущим профильным предметам в 9 классах. Актуальность биологических знаний и знаний непосредственно о строении человеческого тела, устройстве и работе физиологических систем организма в современное время приобретают необходимость у подрастающего поколения. В Российской Федерации правительство, система здравоохранения и система образования должны заботиться о будущем подрастающего поколения, которое должно быть здоровым и образованным. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы сохранения здоровья, поэтому пропаганда сохранения здорового образа жизни и поддержания его на должном уровне должна являться одной из ведущих в системе образования.

Введение факультативного курса «Человек и его здоровье», как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что возникает необходимость в биологическом просвещении школьников.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что учащиеся более подробно узнают о составляющих здоровья, особенностях человека, биологических ритмах, образе жизни, факторах, влияющих на состояние здоровья, вредных привычках и их профилактике, оздоровительно - профилактических средствах на службе здоровья, о науке, позволяющей сохранить молодость и здоровье - ювенологии, то есть большое количество вопросов. Которые не входят в изучении курса биологии 8 класса.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля изучаемой дисциплины.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, валеология, физическая культура. Программа адресована обучающимся 9 классов, а также может быть частично использована в 8 классах.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. Понятии здоровья, его составляющих

2. Психофизиологических и биологических особенностях человека как индивидуума

3. Образе жизни и слагающих его факторах

4. Видах вредных привычек и профилактике отвыкания

5. Стрессе, как негативном факторе окружающей среды

6. Физиологических аспектах сна

7. Роли анализаторов в восприятии окружающего мира

8. Психологии сексуальной жизни подростков

9. Ювенологии

знает:

  1. Определения и термины курса

  2. Представления об основных принципах здорового образа жизни

  3. Виды факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека

  4. Особенности человека как индивидуума

  5. Оздоровительно - профилактические нормы и средства для поддержания здорового образа жизни

умеет:

  1. оценивать собственное состояние физического здоровья

  2. оценивать суточные изменения физических показателей

  3. оценивать реакцию физиологических систем организма на изменение физической нагрузки

  4. определять собственную стрессоустойчивость в условиях психоэмоционального напряжения и разгрузки

  5. оценивать подготовленность собственного организма к физическим занятиям

  6. пользоваться простейшими приемами исследования здоровья человека

  7. сформировать убежденность искоренения вредных привычек

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. Понятие о здоровье. Составляющая здоровья

2. Человек как индивидуум

3. Искусство быть здоровым

4. Ювенология

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, выполнение лабораторных работ. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью фронтальных опросов на уроках, письменных ответов, поиска дополнительной информации к урокам. Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 9 классе

(1 час в неделю)





Учебно - тематический план

Содержание раздела, темы

Количество часов по разделу, теме

Теория

Практика

Форма контроля

1

Раздел 1. Понятие о здоровье. Составляющая здоровья

6

4

2

Контрольная работа

2

Раздел 2. Человек как индивидуум

Тема 1. Особенности человека

Тема 2. Биологические ритмы человека

Тема 3. Причины нарушений биологических ритмов

5

1

3

1

4

1

Лабораторная работа

3







4

Раздел 3. Искусство быть здоровым

Тема 1. Образ жизни как фактор здоровья

Тема 2. Факторы, влияющие на состояние здоровья

Тема 3. История развития представлений о здоровом образе жизни

Тема 4. Вредные привычки и их влияние на здоровый образ жизни

Тема 5. Стресс как негативный социальный фактор

Тема 6. Оздоровительно - профилактические средства на службе здоровья

Тема 7. Здоровье человека и медицинская генетика

Тема8. Роль анализаторов в восприятии окружающего мира

Тема 9. Сон как составляющая здорового образа жизни

Тема 10. Психология сексуальной жизни

Раздел 4. Ювенология

22

2

2

1

1

4

2

5

3

1

1

1

1

1

1

1

3

1

4

2

1

1

1

1

1

-

-

1

1

1

1

-

-

-

Лабораторная работа



Лабораторная работа

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Всего

34

25

9

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Понятие о здоровье. Составляющая здоровья - 6ч

Человек как часть живой природы. Здоровье человека - личное и общественное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья человека. Ответственность каждого за свое здоровье и здоровье окружающих. Отношение к здоровью в культрах народов планеты.

Лабораторная работа 1. Оценка состояния физического здоровья.

Раздел 2. Человек как индивидуум - 8ч

Тема 1.Особенности человека

Индивидуальность человека. Психофизиологическое, биологическое, биологогенетическое развитие человека.

Биологические ритмы человека

Синхронизация биологических ритмов человека с природными циклами. Суточная ритмика физиологических процессов организма человека. Биоритмологическая индивидуальность человека - жаворонки, голуби, совы.

Тема 2. Причины нарушений биологических ритмов человека

Значение биоритмов в практической деятельности человека. Зависимость работоспособности от биоритмов. Значение биоритмов для лечения и предупреждения заболеваний. Рассогласование биоритмов и его последствия.

Лаболраторная работа 2 Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

Раздел 3. Искусство быть здоровым - 22ч

Тема 1. Образ жизни как фактор здоровья.

Здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия. Понятие об образе жизни.

Тема 2. Факторы, влияющие на состояние здоровья

Влияние окружающей среды на состояние здоровья человека. Генетическая предрасположенность, влияние социума.

Тема 3. История развития представлений о здоровом образе жизни

Истоки зарождения понятий и направлений здорового образа жизни. Высказывания и представления ученых античности, средних времен, эпохи Возрождения и современности о здоровом образе жизни. Современные представления о здоровом образе жизни, определение понятия Всемирной Организации Здравоохранения.

Тема 4. Вредные привычки и их влияние на здоровый образ жизни

Табакокурение. История возникновения данной вредной привычки. Отрицательное воздействие табака на организм человека. Развитие паталогий, связанных с табакокурением. Наркомания - болезнь нации. Классификация наркотических веществ. Виды наркотических веществ, их воздействие на организм. Виды заболеваний, возникающих, при употреблении наркотиков. Токсикомания. Виды токсических веществ, отрицательно влияющих на здоровье человека. Последствия токсикомании. Профилактика вредных привычек.

Тема 5. Стресс как негативный социальный фактор

Понятие стресса. Виды стресса. Влияние стресса на физиологические системы человека. Негативные последствия. Стресс и работоспособность.

Лабораторная работа 3. Определение стрессоустойчивости сердечно - сосудистой системы.

Тема 6. Оздоровительно - профилактические средства на службе здоровья

Закаливание. Понятие, виды. Правильное сбалансированное питание. Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы, их суточная потребность. Физическая нагрузка на организм человека, ее роль, положительное влияние на физиологические системы человека. Соотнесение времени рабочего дня человека, времени отдыха. Виды активного отдыха человека.

Лабораторная работа 4. Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку

Лабораторная работа 5. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой

Тема 7. Здоровье человека и медицинская генетика

Понятие здоровья в медицине. Хромосомы человека - норма и паталогия. Заболевания, передающиеся по наследству. Роль наследственности в формировании организма. Несостоятельность фатального взгляда на наследственность. Решение задач на наследование признаков.

Тема 8. Роль анализаторов в восприятии окружающего мира

Строение и функции зрительного, слухового анализаторов. Тактильное ощущение, вкус, обоняние, вестибулярный аппарат. Значение анализаторов в восприятии действительности. Условия нормального функционирования анализаторов. Эмоционально - психические нагрузки при работе на компьютере

Лабораторная работа 6. Воздействие шума на остроту слуха

Тема 9. Сон как составляющая здорового образа жизни

Сон. Значение сна, фазы сна. Сновидения. Физиологическая необходимость сна. Летаргический сон, понятие, особенности, отличающие от физиологического сна. Понятие о гипнозе. Гипнотический сон.

Тема 10. Психология сексуальной жизни

Физиологические особенности в строении женской и мужской половых систем. Понятие о противозачаточных средствах как сексуальное просвещение подрастающей молодежи. Классификация противозачаточных средств, виды.

Раздел 4. Ювенология - 1ч

Ювенология - наука сохранения здоровья и молодости


Термины и понятия

Биологические ритмы

Гиподинамия

Гомеостаз

Здоровье

Здоровый образ жизни

Закаливание

Интимная жизнь

Контрацепция

Наркогенные вещества

Образ жизни

Паталогия

Психическое здоровье

Социальное здоровье

Стресс

СПИД

Укрепление здоровья

Ювенология




Примерные вопросы по курсу

  1. Что такое здоровье?

  2. Чем различаются понятия ,,норма,, и ,,паталогия,.?

  3. Какие биологические ритмы присущи человеку?

  4. Что такое здоровый образ жизни?

  5. Что такое вредная привычка? Какие вредные привычки присущи человеку ? Какие профилактические меры существуют для борьбы с вредными привычками?

  6. Что такое стресс? Какое влияние оказывает стресс на организм?

  7. Какие существуют оздоровительно - профилактические средства помогающие сохранить здоровье?

  8. Каким образом наследственность влияет на здоровье человека?

  9. Что такое шум? Его влияние на здоровье человека?

  10. Что из себя представляет сон Какими физиологическими показателями он характеризуется?

  11. Что изучает ювенология?




Список литературы для обучающихся

  1. Круглый М. М. Еще раз об Апполоне [Текст] / М. М. Круглый С. Б Лежнева. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 182с.

  2. Лежнева С. Б. Дочки - матери [Текст]/ С. Б. Лежнева. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - с.22 - 56

  3. Никитин А. Ф. Трезвость - норма жизни [Текст] /А. Ф. Никитин В. М. Обухов. - М.: Просвещение,, 1987. - с.36-83

  4. Стоннард М. Бросим курить [Текст] / М. Стоннард. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - с.35-42

  5. Якубенко А. В. Солнце на обед [Текст] / А. В. Якубенко. - Л.: Детская литература, 1981. - с.17-56

Список литературы для учителя

  1. Круглый М. М. Еще раз об Апполоне [Текст] / М. М. Круглый С. Б Лежнева. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 182с.

  2. Лежнева С. Б. Дочки - матери [Текст]/ С. Б. Лежнева. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - с.22 - 56

  3. Никитин А. Ф. Трезвость - норма жизни [Текст] /А. Ф. Никитин В. М. Обухов. - М.: Просвещение,, 1987. - с.36-83

  4. Стоннард М. Бросим курить [Текст] / М. Стоннард. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - с.35-42

  5. Якубенко А. В. Солнце на обед [Текст] / А. В. Якубенко. - Л.: Детская литература, 1981. - с.17-56





© 2010-2022